Ирина Френкель
Педагогический проект «Развитие музыкальных способностей у младших дошкольников посредством танцевальной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект на тему: «Развитие музыкальных способностей младших дошкольников посредством танцевально-ритмической деятельности». Разработала воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №8 «Аистенок» г. Мичуринска Френкель Ирина Васильевна.
Публикация «Педагогический проект „Развитие музыкальных способностей у младших дошкольников посредством танцевальной деятельности“» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Средняя группа
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июль 2023
Н. А. Ветлугина отмечает: «…движение всегда по содержанию и форме должно совпадать с музыкой. Только в этом случае решается очень важная задача музыкального развития: воспитывается интерес и любовь к музыке, эмоциональное отношение к музыке через движения, развиваются музыкальные способности ребенка».
Аннотация. Данный педагогический проект разработан для развития музыкальных способностей младших дошкольников посредством танцевально-ритмической деятельности. По типу проект творческий, практико-ориентированный, по характеру деятельности: групповой, подгрупповой, индивидуальный; по продолжительности – долгосрочный, рассчитан на 1 год. Участниками проекта являются дети младшего дошкольного возраста, занимающиеся в танцевальном кружке, в совместной деятельности с воспитателями группы, музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре, логопедом, родителями детей.
Актуальность проблемы обусловлена Федеральными Государственными Образовательными Стандартами к всестороннему развитию детей, их коммуникативных, интеллектуальных и музыкальных способностей. Именно в дошкольном возрасте создаются и накапливаются яркие образные эмоциональные впечатления, закладывается фундамент музыкального восприятия, что целесообразно делать на основе музыкально-ритмической деятельности.
Развитие у ребенка музыкальных способностей — актуальная задача сегодняшнего дня, на которую нацелена учебная программа дошкольного образования. Развитие музыкальных способностей позволяет воспитанникам успешно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности и обеспечивает осознание особенностей музыкального языка, что является основой для формирования музыкального вкуса, интересов, потребностей детей.
В наше непростое время очень важно воспитать маленького человека, способного сопереживать, сочувствовать другим людям, животным, прививать ему чувство такта, воспитать культурного, полноценного члена общества.
Через движение ребёнок ярче и эмоциональней воспринимает музыку, чувствует смену её настроения, закрепляет знания o средствах музыкальной выразительности, понимает и ощущает её, развивает эмоции, интересы, вкусы, т. е. приобщается к музыкальной культуре, обогащается его духовный мир.
Исследования известных ученых, педагогов (О. П. Радыновой, А. И. Бурениной, Н. А. Ветлугиной, К. В. Тарасовой, и др.) доказывают возможность и необходимость развития у детей музыкальных способностей. По мнению Н. А. Ветлугиной, С. Д. Рудневой, Э. М. Фиш, наиболее эффективной для развития музыкальных способностей является музыкально-ритмическая деятельность.
Анализ научной литературы и практики музыкального воспитания дошкольников позволил выявить ряд противоречий между:
между сложившимися малоэффективными традиционными формами работы по развитию танцевально-ритмических движений дошкольников и недостаточным уровнем (моего) профессионального мастерства педагога по внедрению новых педагогических технологий, обеспечивающих развитие потенциала ребенка;
между требованиями, предъявляемыми программой к содержанию танца в детском саду, и недостаточной сформированностью у дошкольников пластичности и гибкости;
между наличием у детей психологической закомплексованности и необходимостью выступать публично;
Выявленные противоречия позволили определить проблему исследования: поиск психолого-педагогических условий для развития музыкальных способностей у дошкольников средствами музыкально –ритмической деятельности.
Приступая к работе по проблеме развития музыкально - ритмических движений у детей дошкольного возраста, я исхожу из того, чтобы дать детям более глубокие знания по разделу музыкально-ритмическое воспитание. Вторым серьезным фактором в постановке проблемы является недостаточно высокое психомоторное развитие детей, слабая концентрация внимания на занятиях у многих детей, которую выявила проведённая диагностика в начале учебного года. Наблюдая за детьми, я обратила внимание, что дети испытывают затруднения передавать в движении характер, настроение музыки, согласовывать движения с музыкой и друг с другом, самостоятельно исполнять целостные танцевальные композиции, импровизировать на заданное музыкальное произведение. Сталкиваюсь с проблемой чувства ритма у дошкольников.
Успешным разрешением данных противоречий я считаю создание условий эффективного развития музыкальных способностей у младших дошкольников в танце. Это:
осознанное отношение детей к средствам танцевальной выразительности, овладение языком пантомимических и танцевальных движений.
оптимальное сочетание в едином процессе обучающих и творческих моментов.
Исходя из выше сказанного, определена цель данного проекта:
Эффективное использование системы развития у младших дошкольников музыкальных способностей, навыков и умений средствами музыкально-ритмической деятельности с учетом новейших технологий и исследований в области музыкального воспитания.
И, моя основная задача – выявить и развить их в доступной и интересной детям деятельности – это значит «дать ребенку в руки ключ», принцип выполнения работы, создать условия для развития. Это означает решение следующих моих задач:
1. Создать условия для развития музыкальных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством музыкально – ритмической деятельности.
2. Применять на практике систему эффективных методов и приёмов по развитию музыкальных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством музыкально – ритмической деятельности.
Гипотеза моего проекта основывалась на следующем: если процесс формирования у детей музыкальных способностей будет опираться на рациональное сочетание всех форм и методов образовательного процесса по развитию музыкальных способностей дошкольников в основе которой лежит музыкально-ритмическая деятельность, на психолого - педагогические подходы в воспитании детей, то результатом реализации проекта будут:
• повышение степени выраженности у детей музыкальных способностей, в том числе актерских, творческих, организаторских и др.
• повышение степени проявления навыков социального поведения;
От реализации проекта я ожидаю следующие результаты:
Овладение детьми новыми двигательными навыками;
повышение уровня музыкально-ритмической подготовленности и развития психофизических качеств;
формирование интереса к занятиям музыкой и танцами, потребности в ежедневной двигательной деятельности;
Раскрытие творческих двигательных способностей;
формирование моральных, волевых и эстетических качеств детей.
Инновационность проекта:
• Понимание и принятие индивидуальных особенностей ребёнка в качестве важнейшего компонента педагогического процесса (важна личность, а не коллектив)
• Использование авторского музыкально-двигательного материала (танцевальные постановки);
• Распределение музыкально-двигательного репертуара по возрастной категории; • Использование разных видов занятий (сюжетное, занятие – импровизация, игровое);
• Применение новых методик и технологий на базе основной программы М. А. Васильевой «От рождения до школы»
Проект реализуется в 3 этапа:
1 Этап – Подготовительный (организационный) этап – сентябрь 2022г.
2 Этап - Основной (практический) этап – октябрь 2022г. –апрель 2023г.
3 Этап - Заключительный (аналитический) этап- май 2023
Проект предполагает проведение двух занятий в неделю кружковой работы, как часть традиционной музыкально-ритмической деятельности, индивидуальную работу, а также работу в свободное от занятий время и работу во вторую половину дня. Продолжительность занятия –15-20 минут
В данном проекте особую значимость представляет технология развития музыкальных способностей детей, систематизированы методы и приёмы, разработан методический материал.
Список использованной литературы:
1. Васильева, Веракса, Комарова, Примерная основная общеобразовательная
программа дошкольного образования «От рождения до школы» МозаикаСинтез, 2011
2. Буренина А. И. «Ритмическая мозаика»: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). — 2-е изд., испр. и доп. —СПб. : ЛОИРО, 2000. - 220 с.
3. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. «Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. Ин – тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология» - М. : Просвещение, 1983. – 255 с.
4. Основы методик дошкольного образования. Краткий курс лекций: учеб. пособие / О. Н. Анцыпирович, Е. В. Горбатова, Д. Н. Дубинина [и др. ]. – 3-е изд., стер. - Минск: Новое знание; М. : ИНФРА-М, 2018.-390с.
5. Авдеева Н. Н. Становление образа себя у детей первых трех лет
жизни//Вопросы психологии, 1996. - №4 –
6. Все для хореографа - Форум - Детский развлекательный центр. perluna-detyam.com.ua/index.php?Ite.