Третьякова Ольга
Педагогический проект «Раз словечко, два словечко»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
«Раз словечко, два словечко»
Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Еще великий русский педагог К. Д. Ушинский охарактеризовал русское народное творчество как проявление педагогического гения народа. Он подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа». Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всем его жанровом многообразии.
Публикация «Педагогический проект „Раз словечко, два словечко“» размещена в разделах
Анализ данной ситуации позволил выявить противоречия между
необходимостью широкого внедрения фольклорных форм в образовательный процесс ДОУ для развития речи у детей 2-3 лет и разрозненностью материала по данному направлению;
потребностью образовательной практики в высоком уровне информационной компетентности всех участников образовательного процесса и низким уровнем педагогического просвещения родителей по данной теме.
В связи с этим актуальным представляется решение проблемы с помощью внедрения педагогического проекта «Раз словечко, два словечко», который направлен на развитие коммуникативных навыков детей 2-3 лет через устное народное творчество
Гипотеза проекта : применение устного народного творчества таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к речевой активности.
Цель проекта :
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества.
Задачи проекта :
Формирование раннего восприятия звуковой культуры речи на основе ритмико-мелодической структуры языка в малых формах фольклора
Развитие слухового внимания, понимания речи, звукоподражания, активизация словаря
Воспитание интереса к художественной литературе, формирование способности к целостному восприятию произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.
Воспитание на основе устного народного творчества положительного отношения к совместной деятельности в режимных моментах.
Совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе музейной работы.
Особенности восприятия детьми младшего дошкольного возраста произведений малых фольклорных жанров.
Третий год жизни является самым благоприятным для развития речи ребенка. Основная задача развития речи ребенка — овладение нормами и правилами родного для него языка. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков.
Знакомство с малыми жанрами фольклора осуществляется через:
- специально-организованное обучение – на занятиях по развитию речи, познавательному развитию, рисованию, лепке, конструированию, музыке, физкультуре
-совместную деятельность с детьми – режимные моменты, наблюдения, игру, индивидуальную работу.
-специально – организованное обучение я осуществляю главным образом на занятиях, таких как: развитие речи, знакомство с окружающим миром, рисование, лепка, конструирование, музыка, физкультура.
Младшие дошкольники особенно внимательны к звукам человеческой речи. Поэтому на занятиях по развитию необходимо развивать слух. В восприятии речи взрослого дети проходят несколько этапов: в начале они реагируют на интонацию, затем значимость приобретает для них ритм, и только потом начинают понимать значение слов.
Педагогические принципы проекта :
• занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.
• новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.
• динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.
• сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.
• систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
• учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
• интеграции воспитательных, образовательных и развивающих задач;
• тесного взаимодействия семьи и дошкольного учреждения по гармоничному развитию, воспитанию и обучению детей 2-3летнего возраста.
• историзма - реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим поколениям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).
• гуманизма и педагогического оптимизма «Не навреди!»
• индивидуально - личностного подхода.
Методы и средства реализации проекта :
• Игровые образовательные ситуации, повседневная жизнь, режимные процессы.
• Работа в мини - музее группы «Курочка ряба»
• Работа с родителями.
Подходы к воспитательному процессу
• Личностный подход - признание личности ребенка высшей социальной ценностью, стремление не переделывать ребенка, а принимать его таким, какой он есть, умение влиять на его развитие, опираясь, на знания о психологических, физиологических особенностях ребенка, социальных условиях, в которых он проживает.
• Опора на чувства ребенка. Только через чувства жизненные ценности, можно познать окружающую действительность.
• Деятельностный подход. Ребенку нужна интересная, отвечающая его способностям и потребностям разнообразная деятельность.
• Средовой подход. Необходимо стремится снизить негативное влияние среды на ребенка; эффективно использовать положительный воспитательный потенциал среды.
• Системный подход предполагает единство и совокупность целей и задач, содержания, принципов, методов и средств, организационных форм, обеспечивающих целостное, организованное, постепенное, непрерывное, активное воздействие всего воспитательного процесса на сознание и чувства.
Новизна проекта.
Новизна проекта состоит в том, что в нём предлагается комплексная система профилактической работы по предупреждению речевых нарушений у детей раннего возраста
Проект предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей 2-3 лет, а также различные формы организации просвещение родителей по данному направлению
Ожидаемые результаты
Количество детей с высоким уровнем развития речи увеличиться на 5%
Словарь детей к концу году обогатится новыми словами, оборотами, выражениями
Будут сформированы первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи
Сформируется первоначальный интерес к устному народному творчеству, художественной литературе;
Дети овладеют безконфликтными навыками общения со взрослыми и сверстниками
Сформируется положительное отношение к режимным моментам
У родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей
У родителей повысится общий культурный уровень
Участники проекта :
целевая группа – дети: специально организованная деятельность, совместная деятельность педагога и ребенка (подгруппы детей, индивидуальная работа, самостоятельная детская деятельность.
2 целевая группа – педагоги : активная методическая работа.
3 целевая группа – родители: оказание консультативной помощи.
Реализация проекта осуществляется по двум направлениям:
Использование фольклора в организованной образовательной деятельности: коммуникация и чтение художественной литературы.
Использование фольклорных произведений в совместно-партнерской деятельности.
Проектная часть
Механизм реализации проекта
Направления деятельности и ее этапы. Задачи Содержание деятельности
Август 2015 г.
1 этап – информационно-аналитическое обеспечение проекта Задачи : сбор и анализ информации, анализ и совершенствование материально-технической базы • 1. Подбор и изучение психолого-педагогической литературы по проблеме общения;
• 2. Изучение передового педагогического опыта работы по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста;
• 3. Подбор методов педагогической диагностики детей;
• 4. Анализ результатов педагогической диагностики;
• 5. Создание в группе речевой предметно-развивающей среды.
Сентябрь 2015 г.
2 этап – методическое обеспечение проекта
Задача: оптимизация проектирования воспитательно-образовательного процесса • 1. Разработка перспективного плана по развитию коммуникативных навыков у детей с 2-3 лет ;
• 2. Разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности и мероприятий по образовательной области «Коммуникация»;
• 3. Подборка подвижных, дидактических, словесных, театрализованных игр, игр-драматизаций, игровых упражнений на развитие коммуникативных умений и навыков, разработка моделей сюжетно-ролевых и оформление их виде картотек;
• 4. Разработка консультативного материала для педагогов и родителей
Октябрь 2015 – апрель 2016г
3 этап – работа с детьми
Задача: развитие у детей коммуникативных навыков через разные виды детской деятельности • 1. Проведение мониторинга развития коммуникативных навыков общения у детей младшего дошкольного возраста;
• 2. Реализация перспективного плана работы, формирование коммуникативных навыков общения детей через разные формы работы:
- традиционные (игры, проблемные и речевые ситуации, и пр.);
- нетрадиционные (детско-взрослые проекты в мини – музее «Курочка ряба»,
Октябрь 2015 -апрель 2016г
4 этап – работа с родителями Задача: создание единого образовательного пространства «детский сад – семья» для формирования коммуникативных навыков у детей • 1. Повышение психолого-педагогических знаний родителей по проблеме общения (родительские собрания, консультации, семинары, деловые игры и пр.);
• 2. Включение родителей в непосредственное общение с детьми (совместные посиделки, праздники и пр.);
• 3. Привлечение родителей к оформлению предметно-развивающей среды в ДОУ и дома.
Май 2016г.
5 этап – презентация опыта работы Задачи: разработка методической копилки, демонстрация опыта работы • 1. Подведение итогов проекта;
• 2. Обобщение опыта работы по формированию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи;
• 3. Презентация профессиональной деятельности;
• 4. Разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей по совершенствованию различных форм общения
Стратегия и механизмы реализации проекта
в мини – музее «Курочка и цыплята»
Тема Образовательные области Цель образовательной деятельности Сроки
«Знакомство с домашними животными» Социально-коммуникат. ,
Речевое. Расширять активный словарь словами : каравай, хоровод Сентябрь
«Как у наших у ворот» Речевое, познавательное Разучивание потешек Октябрь
«Осенины» Социально-коммуникат. ,
Речевое. Знакомство с культурой русского народа – Разучивание пестушек Ноябрь
«Знакомство с русской избой»- Инсценировка сказки «Курочка ряба» Социально-коммуникат. ,
Речевое. Знакомить с традиционно-бытовой культурой русского народа путем инсценировки сказки Декабрь.
«К бабушке Варварушке в гости на оладушки» Речевое, познавательное. Знакомить с предметами быта в избе, их значением и назначением. Развивать интерес к предметам рукотворного мира прошлого, бережного отношения к ним. Январь.
«Угости курочку» Познавательное, речевое. Знакомить с домашними птицами. Активизация словаря : названия домашних птиц Февраль.
«Волшебная дудочка» Речевое, худож. -эстетич. Знакомить с русским народным музыкальным инструментом. Обогащать словарный запас. Развивать интерес к русск. народным инструментам. Февраль.
«А ну-ка обними» Физическое, речевое, познавательное, худ. -эстетич. Формировать потребность в познании рукотворного мира. Развивать связную речь, тактильные ощущения Воспитывать уважение и восхищение мастерством человеческих рук. Февраль.
«Блины, блиночки» Речевое, познавательное, худож. -эстетич., физическое, социально-коммуникативное. Знакомить с традициями русского народа (обрядовым праздником) «Масленица». Развивать речь, заучивая заклички, поговорки. Март.
«Пасхальное яичко» Речевое, познавательное, худож. -эстетич. социально-коммуникативное. Знакомить с народным обрядовым праздником Пасхой, обычаями, традициями. Ввести в словарь новые слова и их значения. Апрель.
«Народная игрушка- карусель» Познавательное, худож. -эстетич, речевое. Развивать интерес к народной игрушке. Активизация словаря Май.
«Под крылышком»
(посиделки, развлечение) Речевое. Привить любовь к родному языку, разучивание песни «Вышла курочка гулять» Май.
Перспективный план по ознакомлению с фольклорными произведениями в группе раннего возраста
I квартал
Задачи:
1. Приобщать детей к устному народному творчеству
2. Познакомить детей с колыбельными песнями, их содержанием
3. Стимулировать желание детей исполнять потешки, колыбельные.
Фольклорный материал Задачи Совместная деятельность взрослого и детей Образовательная деятельность в режимных моментах
Потешки.
«Овощи мама в кастрюле варила», «Ай, лады, лады», «Ой, люли, люли, люли,» 1. Познакомить детей с новыми потешками.
2. Помочь детям запомнить потешки и выразительно рассказать их.
3. Стимулировать участие детей в исполнении потешек. 1. Использование потешки 2. Рисование водички по потешке «Ай, лады, лады»
3. Физкультминутка
4. Обыгрывание фольклорных произведений на музыкальных инструментах.
5. Показ театров с использованием русских народных персонажей.
6. Чтение книг и рассматривание иллюстраций в семейном кругу. 1. Исполнение потешек во время режимных моментов.
2. Игры по содержанию потешек.
3. Исполнение потешек в сюжетно-ролевых играх.
Колыбельные.
«Спи, дитя, усни», «Уж как сон ходил по лавке», «Баюшки-баюшки». 1. Познакомить детей с жанром колыбельной песни.
2. Дать некоторые сведения о происхождении и назначении колыбельной песни, ее отличительных особенностях. 1. Игра –инсценировка «Уложим Алёнушку спать».
2. Беседа о колыбельной песне.
3. Прослушивание колыбельных песен на музыкальных занятиях. 1. Использовать колыбельные песни в сюжетно-ролевых играх.
2. Дидактическая игра «Уложим куклу Машу спать».
3. Слушание сказок и колыбельных песен перед сном.
Пальчиковые игры.
«Пальчик – мальчик…»,
«Моя семья», «Этот пальчик — дедушка». 1. Познакомить детей с пальчиковыми играми.
2. Обогащать словарный запас : папенька, щи,
маменька.
3. Развивать мелкую моторику пальцев 1. Выполнение действий согласно тексту.
2. Игры – инсценировки по сюжету игр с использованием персонажей пальчикового театра. 1. Рассматривание картинок с изображением персонажей «Моя семья».
II квартал
Задачи: 1. Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными
формами.
2. Обогащать речь детей лексикой фольклорных произведений.
3. Воспитывать любовь к художественной литературе.
.
Фольклорные произведения Задачи Совместная деятельность взрослого и детей Образовательная деятельность в режимных моментах
Русские народные сказки.
«Теремок», «Репка», «Колобок». 1. Воспитывать любовь к художественной литературе.
2. Развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание.
3. Создать атмосферу радостного настроения, способствовать речевому общению. 1. Интеграция образовательных областей «Художественно - эстетическая» и «Речевая»
2. Игра-инсценировка с игрушками по сюжету произведения «Теремок» с использованием театральных кукол бибабо. 1. Чтение сказок.
2. Рассматривание картинок с изображением персонажей по сказкам.
Загадки. «Квохчет, квохчет», «С хозяином дружит…», «Острые ушки…», «Хвост с узорами…». 1. Познакомить детей с описательными загадками о домашних животных.
2. Учить детей отгадывать загадки. 1. Использование загадок.
2. Разгадывание загадок по описанию. 1. Рассматривание картинок с изображением персонажей загадок.
2. Рассматривание домашних животных на «русском подворье»
Потешки. «Вышел козлик погулять»,
«Рано – рано по утру пастушок ту – ру – ру…», «Идет коза рогатая…» 1. Познакомить детей с новыми потешками.
2. Привлекать детей к рассказыванию потешек.
3. Обогощать словарный запас фольклорной лексикой (плетень, вечерок) 1. Беседа о потешках
2. Рисование травки для коровушки (коллективная работа)
3. Физкультминутка.
4. Создание мини -книжки по любой потешке всей семьёй.
5. Подвижные игры «Воробушки и автомобиль», «Кот и мыши». 1. Дидактическая игра «Чьи детки».
2. Использование потешек в режимных моментах.
III квартал
Задачи:
1. Формировать понимание назначения и основного содержания закличек, поговорок, потешек.
2. Развивать эмоциональный отклик на фольклорные произведения.
3. Воспитывать умение использовать потешки в повседневной жизни в соответствующих ситуациях.
Фольклорные произведения Задачи Совместная деятельность взрослого и детей Образовательная деятельность в режимных моментах
Заклички. «Солнышко, солнышко…», «Дождик, дождик…», «Радуга-дуга». 1. Познакомить детей со значением и содержанием заклички, помочь запомнить.
2. учить детей выполнять движения в соответствии с текстом заклички. 1. Беседа о закличках
2. Совместная аппликация по закличке «Дождик, дождик.»
3. Подвижные игры «Солнышко и дождик», «Дождик, дождик, кап, кап…».
4. Обыгрывание закличек на музыкальных инструментах. 1. Использование закличек во время наблюдений за явлениями природы.
2. Игра «Солнечный зайчик».
3. Рисование на песке дождика.
4. Рисование дождика на манке пальчиками.
Поговорки
«Апрель с водой, а май с травой», «Где цветы, там и бабочки», «Солнце пригреет — все поспеет». 1. Познакомить детей с поговорками. Использование поговорок во время совместной деятельности взрослого и детей, требующей определенных умственных усилий. 1. Использование поговорок о труде во время трудовых поручений.
Потешки
«Ой, весна-красна», «Божья коровка», «Дождик, дождик», «Весна, весна красивая…» 1. Познакомить с новыми потешками.
2. Закрепить умение использовать потешки в определенной ситуации.
3. Вызвать положительный эмоциональный отклик на чтение потешек. 1. Интеграция образовательных областей «Художественно - эстетическая» и «Речевая» «В гостях у бабушки Матрены».
2. Рисование весенней лужайки (коллективная работа).
3. Хоровод "Весняночка".
4. Подвижная игра «Яры Пчёлушки». 1. Исполнение потешек на прогулке.
2. Рассматривание иллюстраций по теме «Весна – красна!».
Заключение
Фольклор играет важную роль в воспитании детей. Деление его на жанры позволяет в определенном возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально- нравственных норм поведения в обществе. Малый фольклор развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Таким образом, малый фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Малые формы фольклора в воспитательно-образовательной работе с детьми использовались мной в интегрированной форме, как на НОД, так и в процессе совместной и самостоятельной деятельности (игра, досуг, отдельные режимные моменты). В процессе работы: - у детей повышается интерес к устному народному творчеству, они используют в сюжетно-ролевых играх потешки, прибаутки; - налаживается взаимосвязь в работе с родителями. Знакомясь с потешками, поговорками, колыбельными, дети научились образно воспринимать героев, раскрывать особенности их характеров. Заучивая заклички, они как бы соприкасаются с природой, ее красотой, щедростью. Она близка и желанна детям, вызывая в них эмоции радости и доверия. Знакомство с народной сказкой учит детей ритмике речи, красочности и образности.
Умелое использование фольклора в воспитательной работе с детьми младшего дошкольного возраста позволяет педагогам установить прочную связь с ребенком, помогает принять ребенку окружающую действительность и взаимодействовать с ней.
С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи по развитию речи детей и наряду с основными методами и приёмами речевого развития можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.
Значимость проекта
Теоретическая значимость заключается в обобщении и уточнении теоретического и практического материала в рамках проектной темы, а также в обосновании того, что использование малых форм фольклора имеет большое значение для развития речи воспитанников 1 младшей группы.
Практическая значимость результатов проекта заключается в разработке методических рекомендаций и родителей по развитию речи детей через устное народное творчество; может заслуживать внимания педагогов, специалистов в качестве теоретической консультации (теория вопроса) и методического пособия, для работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры и развитию речи детей 2-3 лет.
Учёт возрастных особенностей. Данный проект рассчитан на детей 2-3 лет, конкретной группы ДОУ.
Перспективы развития проекта. Перспектива развития проекта заключается в работе по данному направлению на следующий возрастной период.
Способы трансляции опыта. Распространение успешного педагогического опыта по проекту планируется посредством:
- участие в педагогических мероприятиях в рамках реализации годового плана ОУ;
- участие в конкурсном движении различного уровня;
- размещение информации о реализации проекта в СМИ различного уровня, на сайте ДОУ и в сети Интернет.
Возможность распространения опыта реализации проекта. Обобщенный позитивный опыт реализации педагогического проекта может быть распространён на территории Надымского района, Ямало-Ненецкого автономного округа, а также Российской Федерации.