Галина Курятникова
Педагогический проект «Птичья столовая»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
На сегодняшний день экологическая грамотность, любовь к природе и бережное отношение к ней стали залогом выживания человека на нашей планете. Фундаментом экологической культуры являются достоверные знания по экологии и практические умения, направленные на охрану природы. Работа по экологическому образованию детей обладает большими воспитательными возможностями и перспективами, являясь основой духовно-нравственного развития детей. Бережное отношение к природе необходимо воспитывать у малышей с раннего возраста.
Публикация «Педагогический проект „Птичья столовая“» размещена в разделах
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Проекты, проектная деятельность
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2021
В холодное время года доступной пищи для зимующих птиц становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Выбор темы проекта обусловлен пониманием педагога значимости цели, поставленной в этом проекте. В совместной работе с родителями необходимо повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым, пробуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме. Задача взрослых - воспитать у детей интерес к птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели.
Проблема.
У детей недостаточно знаний о зимующих птицах и нет навыка в умении подкормки птиц в зимнее время года.
Цель проекта.
Развитие у детей нравственных чувств через экологическое воспитание с выходом в продуктивную деятельность; создание оптимальных условий для развития творческой активности и положительного эмоционального состояния у детей.
Задачи проекта.
Образовательные.
• Закрепить ранее полученные знания дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, повадках, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
• Научить детей правильно подкармливать птиц.
Развивающие.
• Способствовать развитию познавательной и творческой активности, любознательности.
• Расширять кругозор, обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.
Воспитательные.
• Формировать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.
• Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.
• Укреплять детско-родительские отношения.
Участники проекта
- дети 2-3 лет (вторая группа раннего возраста).
- воспитатели группы,
- родители группы.
Тип проекта
- по методу - информационно-ориентированный
- по количеству участников - групповой;
- по продолжительности – краткосрочный (январь 2016 г.).
Обеспечение проекта
Материально-техническое обеспечение:
- иллюстрационный материал с изображением птиц зимой;
- подборка детской художественной литературы по теме проекта;
- дидактические игры по теме проекта;
- материал для изготовления кормушек;
Учебно-методическое обеспечение
- Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. –М. : Мозайка - Синтез, 2014г.
- Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников
- Смирнова В. В., Балуева Н. И., Парфенова Г. М. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду: Программа и конспекты занятий.
Ожидаемые результаты реализации проекта
- Воспитание у детей бережного отношения к природе.
- Формирование интереса к совместной деятельности с родителями, желание заботиться о зимующих птицах, помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).
- привлечение родителей к активному участию в жизни группы; укрепление детско-родительских отношений на основе совместной деятельности.
- Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навык
Этапы реализации проекта.
I. Подготовительный этап.
- составление плана работы над проектом (учитывается мнение всех родителей и педагогов); определение цели и задач проекта, содержания деятельности всех участников проекта;
- подбор учебно-методической и художественной литературы, наглядного материала по теме;
- определение уровня знаний детей о зимующих птицах.
- разработка конспектов НОД;
- создание условий для реализации проекта (подбор материала для изготовления кормушек).
II. Основной этап. Реализация проекта.
Представляет собой внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах, их повадках, особенностях жизни в зимний период.
Реализация проекта проводится в направлениях:
1. Работа воспитателей с детьми;
2. Самостоятельная деятельность детей;
3. Совместная деятельность родителей и детей.
4. Совместная деятельность воспитателей и родителей.
1. Работа воспитателей с детьми.
• Рассказ воспитателя «Что мы знаем о зимующих птицах?»
Цель. Выявить уровень знания детей о зимующих птицах.
• Рассказ воспитателя «Меню птиц»
Цель. Познакомить детей с видами подкормки птиц в зимний период.
• Рассказ воспитателя «Зимние гости»
Цель. Расширить представления детей о зимующих птицах.
• Рассказ воспитателя «Зачем помогать птицам зимой»
Цель. Воспитать бережное отношение к живой природе.
• Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в детских книгах.
Цель. Уточнить представления о зимующих птицах, активизировать словарный запас детей.
• Рассматривание сюжетных картин и фотографий.
Цель. Уточнить представления о зимующих птицах, активизировать словарный запас детей.
• Составление рассказов по предметным картинкам.
Цель. Обогащать и активизировать словарный запас детей, формировать связную речь.
• Разучивание стихов по теме.
Цель. Научить внимательно слушать литературный текст, развивать память. активизировать и обогащать словарный запас детей.
• Разучивание пальчиковых игр
Цель. Развить моторику рук, активизировать словарный запас детей.
• Оформление уголка книги (подбор книг о птицах).
Цель. Расширить представления детей о зимующих птицах, их особенностях, повадках.
• Чтение художественной литературы (фольклор, поэзия, рассказы).
В. Звягина «Воробей», С. А. Есенин «Поёт зима, аукает», Т. Евдошенко «Берегите
птиц», Ю Никонов «Зимние гости», М. Горький «Воробьишко», С. Маршак “Где
обедал воробей” (из цикла “Детки в клетке”).
Цель. Формировать интерес к художественной литературе, привлекать к знакомству
с различными формами художественной литературы.
• Знакомство с голосами птиц. Прослушивание аудиозаписи «Голоса зимнего леса»
Цель. Учить внимательно слушать музыкальные произведения, различать голоса птиц.
• Дидактические игры.
«Собери птицу», «Что за птица?», «Кто как кричит?», «Разрезные картинки», «Чья тень?», «Мал – мала – меньше», «Угадай на ощупь», «Кто дальше, кто ближе?», «Кто где сидит?», «Угадай, кого не стало?», «Накорми птичек».
Цель. Развивать полноту зрительного восприятия, умение планомерно и целенаправленно обследовать объект, выделять главные признаки, складывать из частей целостную картину.
• Сюжетные игры «Пригласим синичку в гости», «Больница для птиц».
Цель: Воспитывать желание сопереживать и помогать пернатым друзьям.
• Наблюдения за птицами на прогулке.
Цель. Уточнить представления детей о зимующих птицах на основе собственного восприятия, активизировать словарный запас детей.
• Подвижные игры «Птичьи следы», «Воронята», «Птички», «Воробышки и кот».
Цель. Развивать двигательную активность детей, упражнять в выполнении образных движений.
• Организованная продуктивная деятельность детей.
Цель. Закрепить знания детей о зимующих птицах, отразить полученные знания в
изобразительной и конструктивной деятельности.
2. Самостоятельная деятельность детей:
• Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в детских книгах; рассматривание сюжетных картин и фотографий.
Цель. Уточнить представления о зимующих птицах, активизировать словарный запас
детей.
• Настольно-печатные игры, игры-вкладыши, разрезные картинки, трафареты.
Цель. Привлекать детей к самостоятельной деятельности на основе полученных знаний.
• Продуктивная деятельность детей в свободное время.
Цель. Привлекать детей к самостоятельной продуктивной деятельности на основе
полученных знаний.
3. Совместная деятельность родителей и детей.
• Экскурсия по территории детского сада, открытие «Птичьей столовой»
Цель. Воспитывать у детей бережное отношение к птицам, любовь к живой природе и желание заботиться о птицах; помочь укреплению детско-родительских отношений.
• Подкормка птиц
Цель. Вызвать у детей и у родителей желание заботиться о наших пернатых друзьях.
• Конкурс «Птичья столовая»
Цель. Привлечь родителей к изготовлению кормушек для птиц, содействовать укреплению детско-родительских отношений, воспитанию нравственных чувств у детей.
• Сбор корма для птиц
Цель. Привлечь родителей к проблеме подкормки птиц в зимний период, укрепить детско-родительские отношения.
4. Совместная деятельность воспитателей и родителей.
• Составление плана работы над проектом, определение цели и задач проекта, содержания деятельности всех участников проекта;
Цель. Привлечь родителей воспитанников к активному участию в жизни группы,
установить с ними доверительные отношения.
• Консультация для родителей «Зимующие птицы».
Цель. Систематизировать знания родителей воспитанников по теме проекта.
• Памятка для родителей «Как подкармливать птиц».
Цель. Повысить компетентность родителей воспитанников по теме проекта.
Итоговое мероприятие – участие в акции «Покормим птиц зимой».
III этап. Достигнутые результаты.
Активизация интереса у детей к зимующим птицам, заботливого, чуткого и внимательного отношения к ним; повышение уровня знаний и практических умений по данному направлению.
В результате проведенной работы дети получили много новой информации о птицах, которые зимуют рядом с нами. Узнали о жизни птиц, их различиях, повадках, об особенностях обитания в зимний период. Узнали чем можно подкармливать птиц, а чем нельзя.
Приняли участие в сборе корма для птиц. Вместе с родителями изготовили кормушки. Узнали, каких видов бывают кормушки. Укрепились детско-родительские отношения.
Но главный результат проекта - это усвоение детьми того, что наши пернатые друзья не смогут перезимовать, если мы не будем им помогать. Дети стали более добрыми, отзывчивыми.