Ольга Крашенинникова
Педагогический проект «Психологическая готовность к школе» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность. Проект «Психологическая готовность ребенка к школе» разработан в рамках реализации основного годового направления, коррекционно-развивающей работы педагога-психолога.
Когда ребенок достигает возраста шести-семи лет, а иногда и раньше, многие родители озабочены вопросами, связанными с его поступлением в школу. Как сделать так, чтобы ребенок легко учился, с удовольствием ходил в школу, был хорошим (или даже лучшим) учеником в классе? В этот период родительские амбиции приводят к парадоксальной ситуации, когда ребенок начинает восприниматься через призму успешности обучения в школе. Насколько правомерна подобная позиция мам и пап? Есть ли критерий, который позволяет адекватно оценить степень подготовленности ребенка к школьной жизни? Такой критерий есть, и в психологии он получил название"школьная зрелость", или психологическая готовность ребенка к школьному обучению.
Публикация «Педагогический проект „Психологическая готовность к школе“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2019
Под школьной зрелостью понимается достижение ребенком такого уровня психического развития, когда он оказывается способным принимать участие в школьном обучении. Что обеспечивает успешное освоение новой социальной роли школьника, его лёгкую адаптацию к школе.
Социальная готовность подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять инструкции учителя, а также навыки коммуникативной инициативы и самопрезентации.
Здесь ребёнку требуется помощь родителей, которые помогут стимулировать и поддержать интерес к учёбе, получению новых сведений, приобретению новых навыков, умений, формированию учебной мотивации, повышению самооценки ребёнка, способствуя тем самым важнейшей задаче – профилактике школьной дезадаптации ребёнка.
Линии развития: познавательное и психическое развитие.
Возраст: 6-7 лет.
Состав группы: дети «группы риска» подготовительной группы
По форме: практико-ориентированный.
По предметной области: психологический.
По количеству: групповой.
Цель проекта: интеллектуальная и мотивационная подготовка детей к школе, через системное использование интеллектуально-развивающих игр и упражнений.
Задачи проекта:
1. Формировать у детей позитивные модели поведения.
2. Снижать уровень тревожности по отношению к школе.
3. Развитие познавательных психических процессов.
4. Развитие волевых качеств личности.
5. Развитие мелкой моторики рук.
6. Повышение мотивационной готовности детей к школе.
7. Развитие произвольности поведения умения считаться с мнением других, и вести продуктивный диалог.
Подготовительный этап (октябрь-ноябрь)
• Диагностическое исследование предпосылок школьной зрелости детей подготовительных к школе групп.
• Формирование группы «риска».
• Составление цикла коррекционно – развивающих занятий по подготовке детей к школе.
Основной этап (декабрь-апрель)
Подгрупповые коррекционно-развивающие занятия. Каждое занятие представляет собой комплекс, включающий не только игры и задания на развитие познавательных психических процессов, но и задания на развитие мелкой моторики.
В каждом занятии 1-2 дидактические и развивающие игры, упражнения на развитие познавательных психических процессов, графический диктант, физминутка или малоподвижная игра, пальчиковая гимнастика, работа в тетради.
Заключительный этап (май)
• Выставки детских рисунков «Моя школа».
• Консультации для родителей «Психологическая готовность к школе», «Как помочь ребёнку в адаптации к школе».
Заключение
В последнее время в литературе уделялось много внимания вопросу о выделении детей, не готовых к школьному обучению и имеющих трудности школьной адаптации в 1 классе. И проблема эта по-прежнему актуальна.
В период дошкольного детства ребенок проходит путь от осознания себя как "Я сам", как физически самостоятельного индивида к осознанию своей внутренней жизни, своих чувств и переживаний, связанных, однако, с конкретной действительностью, отрыв от которой происходит уже за пределами дошкольного возраста.
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Во всех исследованиях, несмотря на различие подходов, признается факт, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются.
Тематическое планирование цикла развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста «Скоро в школу»
№ Занятие Кол – во часов
1 «Дружба начинается с улыбки» 0,5 часа
2 «Волшебное слово» 0,5 часа
3 «Учимся думать» 0,5 часа
4 «В стране геометрических фигур» 0,5 часа
5 «Слушай команду» 0,5 часа
6 «Раз, два, три …настроение замри» 0,5 часа
7 «Тренируй внимание» 0,5 часа
8 «Слово за слово» 0,5 часа
9 «Попробуй, разберись» 0,5 часа
10 «Продолжи узор» 0,5 часа
11 «Что на что похоже» 0,5 часа
12 «Где мы были - вам не скажем, а что делали, покажем» 0,5 часа
13 «Попробуй, повтори» 0,5 часа
14 «Найди закономерность» 0,5 часа
15 «Заколдованный сказочный герой» 0,5 часа
16 «Учимся думать» 0,5 часа
17 «Заколдованные слова» 0,5 часа
18 «Геометрические фигуры» 0,5 часа
19 «Волшебный лес» 0,5 часа
20 «Умники и умницы» 0,5 часа
ИТОГО: 20 занятий
Содержание цикла развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста «Скоро в школу»
№ Занятие Цель Краткое содержание
1 «Дружба начинается с улыбки» Научить концентрировать внимание, способствовать осознанию ребенком своего тела, научить управлять движениями, контролировать свое поведение.
1. Упр. «Дружба начинается с улыбки».
2. Пальчиковая игра «Шарик».
3. Упр. на развитие логического мышления.
4. Упр. «Колпак мой треугольный».
5. Упр. «Мы».
2 «Волшебное слово» Развитие внимания, логического мышления
1. Пальчиковая гимнастика «Апельсин».
2. Игра «Волшебное слово».
3. Упражнение «Менялки».
3 «Учимся думать» Развитие мышления, коммуникативных навыков.
1. Задание на развитие мышления.
2. Логические задачи.
3. Игра «Подснежник».
4 «В стране геометрических фигур» Развитие мелкой моторики, мышления
1. Упр. Выложить фигурки из палочек.
2. Логические задачи.
3. Игра «Помощники».
5 «Слушай команду» Развитие внимания, логического мышления, произвольности поведения, навыков волевой регуляции, способности концентрировать внимание на определенном сигнале.
1. Упр. «Слушай команду».
2. Игра «Расставь посты».
3. Логические задачи
6 «Раз, два, три …настроение замри» Переключение внимания с одного вида деятельности на другой, преодоление двигательных автоматизмов.
1. Пальчиковая гимнастика «Щели».
2. Игра «Король сказал…»
3. Упр. на развитие мышления
7 «Тренируй внимание» Тренировка внимания и контроль двигательной активности
1. Игра «Летает – не летает».
2. Упр. «Найди отличия»
3. Упр. «Волна»
8 «Слово за слово» Развитие воображения и детского словотворчества;
совершенствование коммуникативных умений и навыков.
1. Игра «Тропинка»
2. Игра «Слово за слово»
3. Графический диктант «дерево»
9 «Попробуй, разберись» Развитие когнитивной сферы, концентрации и устойчивости внимания, произвольного внимания, умения действовать по правилам и быстро переключаться с одной деятельности на другую.
1. Упр. «Лабиринт».
2. Упр. «Узнай по контуру».
3. Упр. «Слушай хлопки»
10 «Продолжи узор» Формирование умения классифицировать предметы по одному или нескольким свойствам.
1. Упр. «Продолжи узор».
2. Упр. «Игра с обручами».
11 «Что на что похоже» Развитие образного мышления, внимания, умения ориентироваться в пространстве, мелкой моторики рук.
1. Упр. «Что на что похоже?».
2. Упр. «Повтори рисунок».
3. Активная игра «Ой, ой, ой».
12 «Где мы были - вам не скажем, а что делали, покажем» Развитие мышления и речи, воображения,произвольного внимания, мелкой моторики руки, умение ориентироваться на листе бумаги.
1. Упр. «Один – много».
2. Игра «Где мы были - вам не скажем, а что делали, покажем».
3. Графический диктант.
13 «Попробуй, повтори» Развитие мышления, речи, воображения, развитие памяти и глазомера.
1. «Попробуй, повтори».
2. Веселые задачки на сообразительность от греки.
3. Графический диктант. «Поезд»
4. Игра «Хорошо и плохо».
14 «Найди закономерность» Развитие когнитивной сферы, памяти, коммуникативных навыков.
1. Упр. «Найди закономерность».
2. Упр. «Дорисуй картинку».
3. Упр. «Место рядом со мной свободно.».
15 «Заколдованный сказочный герой» Развитие когнитивной сферы, навыка комбинирования, мелкой моторики руки.
1. Упр. «Заколдованный сказочный герой».
2. Упражнение «Сломанные сказки».
3. Активная игра «Пары слов».
16 «Учимся думать» Развитие когнитивной сферы, коммуникативных навыков, эмпатии.
1. Упр. «Назови одним словом».
2. Решение логических задач
3. Игра «Войди в круг - выйди из круга».
17 «Заколдованные слова»
Развитие когнитивной сферы, невербальных навыков коммуникации, умения ориентироваться в пространстве.
1. Анаграммы.
2. Игра «Угадай животное».
3. Упр. «Повтори рисунок».
18 «Геометрические фигуры» Развитие когнитивной сферы, внимания, умения ориентироваться в пространстве.
1. Упр. «Повтори рисунок».
2. Игра «Геометрические фигуры».
3. Упр. «Найди закономерность и заверши чертеж»
19 «Волшебный лес»Развитие когнитивной сферы, внимания, мелкой моторики руки.
1. Логические задачи.
2. Упр. «Повтори рисунок».
20 «Умники и умницы» Развитие когнитивной сферы и внимания.
1. Упр. «Реши примеры».
2. Игра «Четвертый лишний».
3. Игра «Как было раньше?».