Бакустина Ирина
Педагогический проект «Познавательное развитие дошкольников на основе приобщения к миру природы»
▼ Скачать + Заказать документы
«Природа вокруг нас»
тема
«Зимующие птицы»
(старшая группа)
номинация
«Познавательное развитие дошкольников на основе приобщения к миру природы»
Автор - составитель:
Бакустина Ирина Васильевна,
учитель-логопед МДОУ д/с №26
комбинированного вида
2015-2016 год
Тип проекта : информационно-творческий.
Вид проекта : групповой.
Продолжительность: 19 октября - 13 ноября (краткосрочный).
Возраст воспитанников: 5 - 6 лет.
Публикация «Педагогический проект „Познавательное развитие дошкольников на основе приобщения к миру природы“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Участники: педагог, дети и родители старшей группы.
Актуальность:
Проект посвящен актуальной проблеме воспитания у детей дошкольного возраста любви к птицам родного края, трудолюбия, формирования познавательного интереса к жизни птиц в природе. Проведя диагностическую беседу с детьми старшей группы и предложив демонстрационный материал (карточки с изображением зимующих птиц, мы сделали выводы, что дети имеют малый опыт наблюдения за птицами в природе. У большинства опрошенных детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой. Исходя из нашего опроса, мы разработали проект «Зимующие птицы» целью которого стало «Расширение и обобщение знаний о зимующих птицах у детей». Наметили задачи:
- пополнить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц;
- обогатить развивающую среду по теме проекта;
- воспитать желание помогать птицам в трудное для них время;
-развить интерес и любовь к родному краю в процессе экологического воспитания и умения отражать это в рисунке, лепке, аппликации.
Интеграция образовательных областей:
социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие.
Организационные формы работы дошкольников над проектом :
Формы работы
1. Непосредственная образовательная деятельность.
2. Наблюдения в природе.
3. Чтение художественной литературы.
4. Рассматривание и изучение иллюстрационных материалов.
5. Участие в игровой деятельности.
6. Самостоятельная деятельность
7. Проведение ситуативных бесед
8. Продуктивная деятельность.
9. Музыкальная деятельность.
10. Заучивание стихов, песен.
11. Организация выставки детских работ «Мир птиц глазами детей»
12. Организация совместно с родителями выставки поделок из бросового материала «Птицы наши друзья».
Методы и приё мы:
1. наблюдения;
2. беседа;
3. сбор информации;
4. работа с литературой;
5. обработка собранной информации;
6. творческая работа.
Ожидаемые результаты:
Дети
• Пополнены знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.
• Обогащена развивающая предметно-пространственная среда.
• Дети понимают необходимость бережного, заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
• Умение отражать это в рисунке, лепке, аппликации, ручном труде.
Родители
• Повысился уровень экологической воспитанности у родителей.
• Обогатились воспитательные умения родителей, во время прогулки с ребенком.
• Привлечение родителей с детьми к совместному труду в природе, заботе о птицах.
Педагоги
• Ведут активную работу по экологическому воспитанию детей.
• Используют различные формы работы, интеграцию образовательных областей.
• Распространяют и обобщают педагогический опыт.
Итоговое мероприятие:
-Экологическое развлечение «Синичкин день»
- Выступление на педагогическом совете ДОУ на тему «Проектная деятельность с детьми».
Этапы и сроки реализации проекта :
1 этап - организационно-подготовительный (2дня. 19 октября -20 октября) :
- изучение нормативно-правовой базы по организации оздоровительных мероприятий;
- изучение передового опыта по данному вопросу;
- создание проекта.
2 этап - реализационный (15 дней. 21 октября – 11 ноября) :
- создание условий для практического применения проекта;
- проведение консультаций, открытых занятий, бесед, экскурсий, тематических прогулок, изготовление кормушек, выставок.
3 этап - итогово-аналитический (3 дня. 11 ноября – 13 ноября) :
- анализ итогов работы;
- подведение итогов проекта;
- планирование дальнейшей работы по данному вопросу;
- диссеминация опыта работы.
Виды деятельности
Содержание Ожидаемые результаты
1 этап - организационно-подготовительный (19 октября -20 октября)
Изучение нормативно-правовой документации. Определение уровня знаний детей о зимующих птицах; определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов; подбор необходимой литературы по данной теме.
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования", утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва.
3. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми дошкольного возраста. (практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ) – Воронеж: ТЦ «Учитель» 2004.
4. Борейко В. Е. Экологические традиции, поверья, религиозные воззрения славянских и других народов. – Т. 1. – Серия: природоохранная пропаганда. Вып. 10 – СПб. 2010.
5. Гальцова Е. А. Сценарии развлекательных мероприятий для дошкольников : праздники, шоу, программы, игры, конкурсы, театрально – массовые представления – Волгоград: 2007.
6. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.. М: Просвещение 2012г.
7. Соколова Ю. А. Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка. - М. : Эксмо, 2010.-64 с. :ил.
8. Сорокина Л. В. Тематические игры и праздники по экологии: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2004.
2 этап – реализационный (21 октября – 11 ноября)
Познавательно – исследовательская деятельность
• Игровые упражнения и дидактические игры:
«Какая это птица», «Чья тень?», «В зимней столовой»;
«Кто где живет?», «Какой птиц не стало»; Найди по контуру»; «Чей голос?», «Соедини по точкам», «Собери птичку», «Кто дальше, кто ближе», «Кто, где сидит», «Покормим птенчиков», «Покажи и назови»; лото «Птички», «Угадай по описанию», «4 лишний», «Какая птичка прячется за веткой?»
• Развивать познавательно-исследовательскую деятельность по средствам наблюдения за птицами в природе, на прогулке.
• Учить видеть красоту окружающей природы. У детей повысился интерес к познавательной – исследовательской деятельности. Дети имеют представление о разнообразии зимующих птиц. Самостоятельная деятельность детей.
Речевое развитие • Составление описательного рассказа об одной из зимующих птиц, «Сравнительное наблюдение снегиря и свиристели».
• Дидактические игры: «Скажи наоборот», «Назови ласково», «Кто как голос подает?», «Один-много», «Большой – маленький», «Сосчитай птиц», «Угадай по описанию», «Чье это?».
• Чтение художественной литературы: В. Звягиной «Воробей», С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», Т. Евдошенко «Берегите птиц», «Зимние гости» Ю. Никонова.
• Отгадывание загадок про зимующих птиц.
• Чтение худ. литературы: Л. Воронкова «Птичьи кормушки», В. Сухомлинский «Как синичка меня будит», стих О. Григорьевой «Синица», «Покормите птиц» А. Яшин. Усовершенствовался грамматический строй речи. Дети научились быстро подбирать нужное слово по смыслу, составлять описательные рассказы о зимующих птицах. Слушать, выделяя главную мысль произведения.
Музыкально – художественная деятельность • Слушание песни «Птички», муз. Т. Ломовой, «Воробей»,муз. Ветлина.
• Пропевание песни «Птицы и птенчики», муз. и сл. Е. Тиличеевой.
• Слушание записи с голосами птиц. Дети научились различать голоса птиц слушая произведения разных композиторов, через различные виды музыкальной деятельности.
Игровая деятельность
• Игра – драматизация «Птички и кошки»
• П/ и : «Птицы в гнездышках», «Птички летают», «Птички и птенчики», «Ловлю птиц» (р. н. игра, «Совушка», «Найди пару», «Птичьи стайки», «Слушай внимательно», «Синицы», «Вороны и собачка», «Вороны и воробьи», «Филин и пташки». Дети соблюдают правила игры, выполняя движения в соответствии с текстом.
Трудовая деятельность
• Изготовление кормушек из бросового материала.
• Труд в природе – кормление птиц. Совместный труд с родителями. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание подкармливать их зимой.
НОД с детьми • Расширять, активизировать словарный запас у детей по теме «Зимующие птицы».
• Расширять представления о том, чем питаются птицы зимой.
• Развивать произвольное внимание, память, логическое мышление.
• Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание подкармливать их зимой. Дети могут логически мыслить, имеют представление о разнообразии зимующих птиц.
Познакомились со строением птиц, их внешним видом, повадками и средой обитания.
Опытно-исследовательская деятельность:
• Наблюдение за поведением птиц во время кормления. Внешний вид, строение, питание, повадки, сходства и отличия.
• Видеть сходства и различия питания птиц зимой и летом.
• Ведение дневника наблюдений прилета птиц к кормушке. Экспериментальная деятельность детей. Умение наблюдать, сопоставлять, делать выводы.
Работа с родителями
• Рекомендации родителям по прочтению художественной литературы о зимующих птицах.
• Приобщить родителей к подбору художественной литературы (энциклопедии, сказки, рассказы, стихи, загадки) по данной тематике в книжный уголок группы.
• Оформление папки-передвижки «Зимующие птицы нашего края».
• Организация совместной исследовательской работы родителей и детей «Мои наблюдения в лесу за птицами».
• Оформление стенда «Птицы наши друзья».
• Консультация для родителей о правильных способах взаимодействия детей с объектами природы.
• Консультация для родителей «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».
• Выставка совместного с родителями творчества «Мы любим птиц!» Тесное партнерские отношения с родителями в вопросах воспитания детей.
Родители группы активно участвуют в реализации проекта.
3 этап– итогово - аналитический (11 ноября – 13 ноября)
Экологическое развлечение «Синичкин день» • Расширить и обобщить представления детей о народном празднике «Синичкин праздник.
• Воспитывать любовь и уважение к русскому народному творчеству, традициям русского народа.
• Активизировать детей, развивать речь, слуховое внимание.
• Создавать условия для развития творческой фантазии, воображения, памяти.
• Совершенствовать умение объективно оценивать действия других детей. У детей расширились и обогатились знания и представления о народном празднике «Синичкин праздник с использованием речевого, игрового, музыкального материала.
Выступление на педагогическом совете ДОУ на тему «Проектная деятельность с детьми». • Формировать мотивацию педагогов ДОУ к использованию метода проектов, как способа интеграции образовательной деятельности с детьми, родителями.
• Дать краткий анализ теоретическим основам метода проектов.
• Систематизировать представления педагогов о правильной организации проекта с ребёнком – дошкольником.
• Познакомить с организацией проектной деятельности в старшей группе (презентация проектной деятельности)
• Оказать практическую помощь в разработке плана-схемы проекта. Организация и проведение проектной деятельности в старшей группе (показ презентации о проектной деятельности)
Оказание практической помощи в разработке проекта педагогом ДОУ.