Наталья Пряничникова
Педагогический проект «Пожарная безопасность»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Огонь наш друг, но не всегда-бывает от него беда!»
Участники проекта : дети подготовительной группы, старшей группы, средней группы, воспитатели, родители.
Продолжительность проекта : краткосрочный
Форма представления: презентация
Актуальность проекта обусловлена : Несформированностью у детей основ поведения в чрезвычайной ситуации возгорания, задымления. Воспитанием у детей осторожности и самосохранения, ответственного поведения дома и в природе.
Публикация «Педагогический проект „Пожарная безопасность“» размещена в разделах
Цель проекта : Формирование у детей знаний о пожарной безопасности, воспитание навыков осознанного, адекватного поведения в пожароопасных ситуациях
Задачи:
Образовательные
-Обогащать знания детей о профессии пожарных. Формировать представления о тактике тушения пожара.
-учить адекватным действиям в пожароопасных ситуациях, отрабатывать правила поведения при пожаре.
-расширять словарный запас детей по теме пожарная безопасность.
( образовательные области: «Познание», «Безопасность», «Коммуникация».
Развивающие:
- Закреплять знания правил пожарной безопасности и умения вести себя при пожаре.
- Развивать двигательную активность и физические качества.
- Продолжать учить ориентироваться в пространстве.
( образовательные области:«Познание», «Безопасность», «Физическая культура».)
Воспитательные:
- Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.
-Воспитывать чувство благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.
- воспитывать у детей такие качества, как мужество, самоотверженность, умение действовать в команде.
-Воспитывать интерес к играм соревновательного характера.
( образовательные области:«Познание», «Безопасность», «Физическая культура», «Социализация».)
Сроки проведения проекта : 18.04.2016 г – 29.04.2016 г.
Содержание проектной деятельности :
№ мероприятие Цели и задачи Формы работы участники
Подготовительный этап-вовлечение в проект участников. Срок-2дня.
1. Индивидуальные беседы с родителями «Безопасность ребенка в быту». Обобщение знаний родителей о воспитании у детей навыков безопасного поведения в быту. Заинтересовать родителей данной проблемой.
Приложение№1 Работа с родителями. Родители
Воспитатели
2. Организовать выставку книг по теме проекта. Вовлечение детей и родителей в проект. Подобрать литературу по теме. Взаимодействие с семьями воспитанников. Воспитатели Родители
3. Подготовка дидактических игр, пособий и атрибутов по пожарной безопасности Заинтересовать детей данной работой. Организовать совместную деятельность детей и родителей Взаимодействие с семьями воспитанников. Воспитатели Родители
Дети
4. Объявить конкурс поделок и рисунков среди детей и их родителей «Я выбираю жизнь!» Поддерживать творческую активность детей и родителей.
Приложение№2 Взаимодействие с семьями воспитанников. Воспитатели Родители
Дети
Основной этап-реализация проекта по пожарной безопасности. Срок-2 недели
5 Оформление информационного стенда для родителей «Если дома пожар» Просвещение родителей. Размещение статей, рекомендаций, консультаций по теме проекта.
Приложение№3 Работа с родителями. Родители
Воспитатели
6 Экскурсия в пожарную часть
Углублять и расширять знания детей о работе пожарных, о технике, помогающей в тушении пожара. Систематизировать знания детей о причинах возникновения пожара. Экскурсия, Демонстрация
Беседа. Дети
Старший воспитатель
Инспектор ПЧ
Воспитатели
7 Чтение
художественной литературы:
С. Я. Маршак «Кошкин дом», «Рассказ о неизвестном герое». «Пожар».
К. И. Чуковский «Путаница» .
Л. Н. Толстой «Пожарные собаки»,
Э. Н. Успенский «Как Вера и Анфиса тушили пожар».
Т. Александрова «Приключения домовенка Кузи.»
Сказка «Огнинда». Продолжать развивать читательский интерес у детей. Удовлетворять желание детей услышать новые произведения.
Закреплять знания детей о причинах возникновения пожаров, мерах предосторожности. Чтение литературы, беседа,
просматривание иллюстраций
Воспитатели
Дети
8 Познавательная – исследовательская деятельность:
Игровое занятие «Огонь добрый, огонь злой».
НОД «История возникновения пожарной службы»
Игровой тренинг «Пожарная эвакуация».
«Пожароопасные предметы».
Приложение№4 Дать представление, что огонь приносит человеку не только пользу,но и вред. Сформировать чувство опасности огня.
Отработать практические навыки
эвакуации детей при пожаре.
Формировать знания детей о пожароопасных предметах. которыми нельзя пользоваться самостоятельно. Научить звонить в пожарную часть по телефону, вести диалог.
Объяснение
Демонстрация
Наблюдение
Занятие
Игровая ситуация
Загадывание загадок
Воспитатели
Дети
9. Художественное творчество: рисование, лепка. аппликация
«Пожар», «Пожарный щит», «Пожарная машина», «Огонь»,
изготовление плакатов для группы. Побуждать детей выражать свои впечатления и переживания после прочтения художественного произведения в слове, рисунке. Подведение детей к перенесению разнообразных средств художественной выразительности в самостоятельное словесное творчество, продуктивную деятельность.
Наблюдение
Рассматривание
Занятие
Изготовление
Воспитатели
Дети
10. Игровая деятельность.
Сюжетно-ролевые игры «Пожарная часть»,
«Дом».
Дидактические игры:
«Пожарные слова»
«Найди ответ»,
«Разложи по порядку»,
«Как делать нельзя».
Игра «Чем тушить пожар?». Закреплять у детей знания о последовательности действий при пожаре. Учить находить решение проблемы по сохранению своего здоровья самостоятельно. Закрепить знания о поведении дома при отсутствии взрослых.
Пополнить и закрепить знания о предметах, с помощью которых можно тушить пожар. Беседа
Занятие
Изготовление атрибутов. Воспитатели
Дети
Заключительный этап- результативный. Самореализация всех участников проекта.
11. Фото-отчет об экскурсии в пожарную часть. «Мы побывали в пожарной части». Пропаганда безопасного и грамотного поведения дошкольников в Ч. С.
Наглядное представление материала. Старший воспитатель
12. Выставка конкурсных работ воспитанников. Подведение итогов конкурса. Формирование
общественного сознания
и гражданской позиции подрастающего поколения в области чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности.
Развитие у дошкольников знаний и навыков безопасного поведения.
Активизация творческого потенциала дошкольников и их родителей.
Демонстрация
поделок и рисунков.
Дети
Родители
Воспитатели
.
13 Досуг-викторина «Мы помощники пожарных Закреплять знания детей о правилах и средствах
пожарной безопасности.
Воспитывать чувство ответственности за свои поступки.
Создавать радостное настроение
Приложение№5 Игра
Викторина
Дети
Воспитатели
14. Презентация проекта в форме видео-презентации. Представить творческий отчет о проделанной работе.
ИКТ Старший воспитатель
Результат:
В результате проведения комплексной работы по ознакомлению детей с правилами безопасного поведения с огнём и профессией пожарного :
- углубились знания детей о работе пожарных
- сформировались представления о тактике тушения пожара,
- отработали правила поведения при возникновении возгорания и задымления
-ознакомили детей со свойствами огня.
- воспитали чувство благодарности к людям, которые помогают нам в чрезвычайной ситуации.
- обогатили развивающую среду групп материалами в методический уголок «Безопасность».
«Я ВЫБИРАЮ ЖИЗНЬ!»
Положение о конкурсе:
Конкурс проводится в целях предупреждения гибели и травматизма детей в пожароопасных ситуациях.
Цели конкурса.
1. Формирование общественного сознания и гражданской позиции подрастающего поколения в области 6чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности.
2. Развитие у дошкольников знаний и навыков безопасного поведения.
3. Пропаганда безопасного и грамотного поведения дошкольников в Ч. С.
4. Активизация творческого потенциала дошкольников и их родителей.
Тема конкурса: «Спичка невеличка – огонь великан!»
Условия конкурса: На конкурс принимаются работы соответствующие тематике конкурса.
Номинации конкурса:
- художественное творчество: рисунок, плакат, стенгазета, противопожарный уголок, эмблемы МЧС, ГПС; книжная графика, иллюстрации информационного и познавательного содержания.
- декоративно - прикладное творчество: работы традиционных народных ремесел и прикладного искусства: сюжетная композиция, аппликация, оригами, коллаж, вышивка, нитяная графика, вязание, батик, лоскутное шитье, бисероплетение, Выжигание, художественная резьба, керамика, лепка, текстильный дизайн, игрушка, витраж и др.
- технические виды творчества: работы предполагают: моделирование, конструирование, макеты, проекты, головоломки кроссворды.
Критериями оценивания работ являются:
- мастерство;
- композиция;
- образность;
- оригинальность.
Сроки проведения конкурса: с 25 апреля по 29 апреля 2016 года.
Участники конкурса: дети и родители.
Памятка для родителей: «Жизнь без опасности!»
(профилактика возникновения пожаров)
Человек пользуется огнем с незапамятных времен, превратив его в своего верного помощника. С тех пор, как люди научились добывать и сохранять огонь, он защищал человека от животных, использовался для приготовления пищи, орудий труда, дарил ему тепло и свет.
Освоение огня оказало решающее влияние на развитие человечества. Именно огонь окончательно разорвал связь человека со стадной жизнью. В настоящее время трудно назвать область человеческой деятельности, в которой бы не использовался огонь.
Но у огня есть и другое - страшное лицо! Когда огонь вырывается из - под контроля, он превращается в настоящее бедствие - ПОЖАР.
Пожар опасен не только открытым огнем, но и высокой температурой, ядовитым дымом, угарным газом, обрушением конструкций (потолков, перекрытий, стен).
Добавляет опасность плохая видимость, возможность поражения электротоком при обрыве проводов, паника и растерянность. Против этого бедствия люди ведут многовековую борьбу. Но по-прежнему огонь часто становится страшным врагом, уничтожающим все на своем пути, приносящим человечеству несчастье и огромный ущерб.
Число погибших в пожарах людей ежегодно увеличивается. Наблюдается и рост гибели детей при пожарах, что связано с низким уровнем знаний детей и взрослых в области пожарной безопасности, самоуверенностью и беспечностью взрослых- родителей.
Дети гибнут в огне в результате пренебрежения взрослых - так как часто остаются дома одни без присмотра. Каждый десятый пожар происходит из-за шалости с огнем несовершеннолетних детей.
Кто же в этом виноват? Разве не мы с вами, уважаемые взрослые?
Так уж устроен человек, что огонь обладает для него притягательной силой. Всем нам очень нравится смотреть на него. Наверное, это досталось в наследство от далеких предков. Особенно вечером в лесу. Посидели романтично, ушли, а угли остались непотушенными…. И снова горят наши леса (птицы, звери – все живое, поселки, жилье, школы, заводы, общественные здания, транспорт.
Всем нам нужно научиться обращаться с огнем и твердо знать случаи, когда пользоваться им нельзя ни при каких обстоятельствах. Твердо знать, что надо делать, чтобы не допустить пожар, и что делать, чтобы спастись самому и помочь другим. Пожар возникает из-за того, что мы невыполняем правила пожарной безопасности и когда одновременно есть: чему гореть (горючие материалы - дерево, бумага, ткань, пластик, горючие жидкости и т. д.); источник зажигания (спички, зажигалки, сигареты, замыкание электропроводки и т. д.); окислитель (кислород в воздухе).Прекратив доступ кислорода (набросив на огонь плотную ткань, можно остановить уже начавшееся горение.
Меры пожарной безопасности в быту :
не курите - причина каждого восьмого пожара - неосторожность при курении. Если закурили - не бросайте непотушенную сигарету. Никогда не бросайте с балконов или из окна непотушенные сигареты. Они могут вызвать пожар на балконах нижних этажей. Не курите в постели!;
не пользуйтесь сами открытым огнем. Не сжигайте мусор рядом с постройками. А при сухой и ветреной погоде вообще не разводите костры и не топите печи! Никогда не бросайте в костер старые игрушки, пленку, обрезки линолеума, резину, пластик и другой мусор. Дым от таких костров содержит до 75 разновидностей ядовитых веществ. Расскажите детям, к чему это приведет, подкрепив разговор примерами из жизни. Если вы увидите, что в опасные игры играют дети - не будьте равнодушными наблюдателями - остановите их!;
костры разводят на площадях, окопанных со всех сторон землей. Если костер уже не нужен, тщательно засыпьте его землей или залейте водой до полного прекращения тления;
не пользуйтесь бездумно петардами, фейерверками и другой пиротехнической продукцией и не давайте ее в руки детям. Задумайтесь, сопоставим ли восторг от устроенных салютов, с риском стать инвалидом или погибнуть;
не устраивайте развлечения и эксперименты с электроприборами.
Не пользуйтесь самодельными электроприборами и неисправной электропроводкой. Не разрешайте детям самостоятельно пользоваться электроприборами (без вашего присмотра, Каждый пятый пожар происходит из-за их неисправности, неправильной эксплуатации.
Уходя из дома, выключайте электроприборы!;
не ставьте электрические светильники вблизи сгораемых материалов, не применяйте бумажные абажуры;
не включайте в одну электророзетку сразу несколько электроприборов!;
соблюдайте правила пользования газовыми баллонами и плитами. Если, войдя в квартиру, вы почувствовали запах газа, ни в коем случае не включайте свет и не зажигайте спички - может произойти взрыв. Откройте окна и двери, перекройте газ и вызовите газовую службу – 04.
Не оставляйте детей без присмотра!
не держите в квартире, подъезде, гараже горючие жидкости, баллоны с газом. Соблюдайте правила эксплуатации и пожарной безопасности;
если вы увидели в кладке печей или дымоходов трещину - заделайте ее. Никогда не применяйте для розжига печей бензин, керосин, другие легковоспламеняющиеся вещества – это путь к ожогам и пожару;
не поручайте смотреть за топящейся печкой малолетним детям;
не устанавливайте вплотную к печи мебель, не кладите дрова и другие сгораемые предметы;
соблюдайте правила пожарной безопасности на участках, прилегающих к вашему жилому дому!
Консультация для родителей: «Расскажите ребенку о правилах пожарной безопасности.»
Не секрет, что пожары чаще всего происходят от беспечного отношения к огню самих людей.
Значительная часть пожаров происходит в жилье. Здесь гибель и травматизм людей от дыма и огня составляет 9 случаев из 10. По данным Центра пожарной статистики в России при пожарах среди 1 миллиона потерпевших погибает более 100 человек. Это в 6 раз больше, чем в США.
Основными причинами пожаров в быту являются : неосторожное обращение с огнем при курении и приготовлении пищи, использование электробытовых приборов, теле-, видео- и аудиотехники, не адаптированной к отечественной электросети или неисправных, проведение электросварочных работ при ремонтных работах в квартирах, детские шалости с огнем:
Пожарная безопасность в квартире :
Не балуйся дома со спичками и зажигалками. Это одна из причин пожаров.
Не оставляй без присмотра включенные электроприборы, особенно утюги, обогреватели, телевизор, светильники и др. Уходя из дома, не забудь их выключить.
* Не суши белье над плитой. Оно может загореться.
* Не забывай выключить газовую плиту. Если почувствовал запах газа, не зажигай спичек и не включай свет. Срочно проветри квартиру.
* Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи или бенгальские огни дома без взрослых.
Пожарная безопасность в лесу :
* Пожар - самая большая опасность в лесу. Поэтому не разводи костер без взрослых.
* Не балуйся с огнем. В сухую жаркую погоду достаточно одной спички или искры от фейерверка, чтобы лес загорелся.
* Если пожар все-таки начался, немедленно выбегай из леса. Старайся бежать в ту сторону, откуда дует ветер.
* Выйдя из леса, обязательно сообщи о пожаре взрослым.
Если начался пожар, а взрослых дома нет, поступай так:
Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань или одеяло, заливая водой или засыпая песком.
Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого позвони в пожарную охрану по телефону `01` или попроси об этом соседей.
Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу же позвони по телефону `01` и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого зови из окна на помощь соседей и прохожих.
При пожаре дым гораздо опаснее огня. Большинство людей при пожаре гибнут от дыма.
Если чувствуешь, что задыхаешься, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком - внизу дыма меньше.
Если в помещение проник дым, надо смочить водой одежду, покрыть голову мокрой салфеткой и выходить пригнувшись или ползком.
Обязательно закрой форточку и дверь в комнате, где начался пожар. Закрытая дверь может не только задержать проникновение дыма, но иногда и погасить огонь.
Наполни водой ванну, ведра, тазы. Можешь облить водой двери и пол.
Когда приедут пожарные, во всем их слушайся и не бойся. Они лучше знают, как тебя спасти.
Запомните самое главное правило не только при пожаре, но и при любой другой опасности:
` Не поддавайтесь панике и не теряйте самообладания!
Памятка для детей!
Пожар может возникнуть в любом месте и в любое время. Поэтому к нему надо быть подготовленным. Мы предлагаем тебе запомнить простейшие правила, которые помогут спастись от огня и дыма.
• Главное, что нужно запомнить - спички и зажигалки служат для хозяйственных дел, но никак не для игры. Даже маленькая искра может привести к большой беде.
• Если пожар случится в твоей квартире – немедленно убегай подальше: на улицу или к соседям.
• Помни, если нет возможности выйти через дверь, спасайся на балконе или возле открытого окна.
• Ни в коем случае не прячься от пожара под кроватью или в шкафу - пожарным будет трудно тебя найти.
• Тушить огонь дело взрослых, но вызывать пожарных ты можешь сам.
• Если на тебе вспыхнула одежда – остановись и падай на землю и катайся, пока не собьешь пламя.
• Телефон пожарной охраны запомнить очень легко - «01». Назови свое имя и адрес. Если не дозвонился сам, попроси об этом старших.
Девиз юных пожарных :
«Пусть мы маленького роста, только рост здесь ни при чем. Мы всегда готовы взрослым помогать в борьбе с огнем!»
Досуг – викторина
«Мы помощники пожарных».
Программное содержание:
1. Закреплять знания детей о правилах и средствах пожарной безопасности.
2. Воспитывать чувство ответственности за свои поступки.
3. Создавать радостное настроение
Материалы:
• картинки с изображением огня и различных предметов, в том числе и средств тушения.
• плакат для игры «Обезопась пожароопасные слова»
• костюм спички
• медали для всех участников викторины
• султанчики красного цвета
Дети старшей и подготовительной группы садятся полукругом в спортивном зале.
В-ий: Чтобы с пожаром бороться умело,
Знать каждому нужно пожарное дело!
Пожарные навыки всем пригодятся, затем,
Чтобы знать, как с огнём обращаться.
А если порою случится беда,
Знания эти помогут всегда!
Конечно, пожар лучше всего предотвратить. И давайте поговорим о том, что может явиться его причиной и чего нельзя делать ни в коем случае.
В-ий: загадывание рифмованных загадок.
Раз, два, три, четыре, у кого пожар в квартире?
Мне ответьте в тот же миг, отчего пожар возник?
1. Дыма столб поднялся вдруг,
Кто не выключил (утюг).
2. Стол и шкаф сгорели разом
Кто сушил белье над (газом).
3. Побежал огонь во двор
Это кто там жег (костер?
4. Пламя прыгнуло в траву
Кто у дома жег (листву?
5. Не бросай в траву при этом
Незнакомые (предметы).
6. Весь чердак сгорел в пожаре-
дети спичками (играли)
6. Дым увидел – не зевай
И пожарных (вызывай).
В-ий. Молодцы, ребята.
А ещё мы для вас приготовили интересную игру «Озорные огоньки»
Игра «Озорные огоньки»
По городу разбежались озорные огоньки. Помогут затушить их только те предметы, которые используют при пожаротушении.
Дети подходят и выбирают нужные картинки и накладывают их на огонёк, тушат его.
(Песок, вода, лопата, огнетушитель, кубик, книга, свечка и т. д.)
Все ребята молодцы, отлично потушили огонь.
В детском садике веселом
Мы играем много лет
И пожарным скажем прямо :
Для пожаров здесь запрет.
Не включают дети плиток.
В руки спичек не берут,
Потому что все мы знаем,
Как тяжел пожарный труд.
Пожарное дело - для крепких парней.
Пожарное дело - спасение людей,
Пожарное дело - отвага и честь,
Пожарное дело - так было, так есть.
Сам не справишься с пожаром,
Этот труд не для детей.
Не теряя время даром,
«01» звони скорей.
Набирай умело,
Чтоб не все сгорело.
Знают все: человек без огня
Не живет ни единого дня.
При огне, как при солнце, светло,
При огне и зимою тепло.
Посмотрите, друзья, вокруг:
Нам огонь - повседневный друг,
Но когда мы небрежны с огнем
Он становится нашим врагом.
Человеку - друг огонь,
Только зря его не тронь!
Если будешь баловаться, то беды не миновать:
От огня несдобровать!
Знайте, в гневе он вредит,
Ничего не пощадит.
Уничтожить может садик,
поле хлебное, твой дом
И у дома все кругом!
А взметнувшись до небес - перекинется на лес.
Гибнут в пламени пожара даже люди иногда.
Это помните всегда.
В-ий : Все такие молодцы, прочитали нам стихи. Но всё же без настоящих знаний не может обойтись на пожаре ни один человек.
Я буду сейчас задавать вам вопросы, а вы говорите мне ответ. Громко не кричите, руку поднимите.
Ваши действия:
1. Если в комнате много дыма…. (пробираться ползком к выходу)
2. На тебе горит одежда…. (падать на пол, землю и кататься)
3. Задымился телевизор…. (выключить телевизор из розетки, накрыть одеялом)
4. Горит старая трава…. (забросать землёй, залить водой)
5. Трудно дышать от едкого дыма…. (дышать через мокрую тряпку)
А теперь мы поиграем со взрослыми, а дети могут помогать.
В-ий: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Пожарные слова»
Я буду называть слова, когда вы слышите слово, относящееся к пожару, надо хлопнуть в ладоши.
пожар, табурет, молоко, кот, ток, варенье, сирена, шуруп, гайка, мигалка, пальто, рукав, электричество, ваше величество, расчёт, малиновка, мармелад, боёвка, топор, ведро, корыто, блины, спичка
Да ребята, мы видим, что вы не станете шалить, и чего-нибудь спалить. Вы хорошие ребята, знаете все правила пожарной безопасности.
И мы очень гордимся вами и хотим вас наградить.