Айгуль Храмова
Педагогический проект по теме «Культура питания у детей раннего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта : «Культура питания у детей раннего дошкольного возраста»
Тип проекта : практико-ориентированный.
Продолжительность проекта : проект средней продолжительности (с 13.01.2020 по 15.02.2020)
Участники проекта : дети группы раннего возраста, воспитатели группы, родители.
Публикация «Педагогический проект по теме „Культура питания у детей раннего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Здоровое питание, полезные и вредные продукты
- Младшая группа
- Правильное и здоровое питание. Проекты
- Продукты питания
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2020
Проблема: Проблема культуры питания в настоящее время стоит очень остро. Болезней, связанных с неправильным питанием, становится все больше. Прививать желание правильно питаться необходимо с детства. И чем раньше это начать делать, тем лучше будет результат.
Актуальность проекта :
Питание – тема очень актуальная. Особенно велика роль питания в детском возрасте, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека. Обеспечив правильно организованное и полноценное питание, мы в значительной мере можем гарантировать нормальный рост и развитие детского организма, оказать существенное влияние на иммунитет ребенка, повысить работоспособность и выносливость детей, создать оптимальное условие для их нервно-психического и умственного развития.
Все это становится абсолютной необходимостью в связи с влиянием на растущий детский организм таких социальных факторов, как резкое ускорение темпов жизни, увеличение получаемой детьми познавательной информации, изменения условий воспитания в семье.
Производители Российского пищевого рынка балуют своих покупателей широким выбором всевозможных готовых продуктов и полуфабрикатов. Вряд ли мы сможем исключить из своего рациона продукты промышленной переработки, а вот научить, помочь сделать правильный выбор в существующем многообразии имеющихся продуктов питания в наших силах.
С этой целью и разработан данный проект, он направлен на повышение знаний родителей и детей в области формирования культуры здорового образа жизни.
Критерии эффективности проекта : В данном проекте были использованы игровые методы и приемы, различные технологии, которые направлены на формирование культуры питания детей. Данный проект адресован детям раннего дошкольного возраста. Проект может быть реализован как в образовательных дошкольных учреждениях общеразвивающего вида, так и в дошкольных учреждениях комбинированного вида.
Новизна проекта :
• Работа с детьми с использованием лэпбука «Азбука питания» и игровых приемов.
• Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, а также оказание помощи их педагогической культуры.
Объект проекта : культура питания детей раннего дошкольного возраста.
Предмет проекта : игровые приемы как средство воспитания культуры питания у детей раннего дошкольного возраста.
Цель проекта : формирование целостного представления о культуре питания, его значимости для здоровья.
Задачи проекта :
• Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, полезные привычки.
• Расширять у детей представления об овощах и фруктах, их вкусовых качествах и значимости для организма человека.
• Развивать положительные эмоции у детей в процессе приема пищи.
• Воспитывать у детей культуру поведения за столом, эстетические чувства через сервировку стола, внешний вид детей.
Педагогическая деятельность разработана на основе дидактических принципов:
• Принцип индивидуального подхода;
• Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (индивидуализации);
• Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания;
• Принцип партнерского взаимодействия с семьей.
Ресурсное обеспечение проекта :
Для реализации проекта было подобрано следующее ресурсное обеспечение:
Методические материалы и средства обучения и воспитания :
• Алябьева, Е. А. Дошкольникам о продуктах питания. Сказки и беседы для детей 4-7 лет / Е. А. Алябьева. – М. : Сфера, 2019 г. – 112 с.
• Куткина, М. Н. Организация питания детей и подростков // Учебное пособие / М. Н. Куткина, А. А. Смоленцева, Н. В. Барсукова. – М: Лань, 2018. – 320 с.
• Лебедева, Н. Вкусняшки для сахарных детей / Н. Лебедева. – М: Планета, 2019. – 164 с.
• Луппова, Н. Е. Все о питании детей дошкольного возраста / Н. Е. Луппова, О. А. Маталыгина. – Спб: Фолиант, 2009 г. – 264 с.
• Маталыгина, О. Питание детей от 1 года до 3 лет / О. А. Маталыгина. – М: Литера, 2012 г. – 64 с.
• Мириманова, Е. Детям о питании. Невероятное путешествие по Нутриландии / Е. Мириманова. – М: Эксмо, 2016. – 128 с.
• Султанова, М. Удивительные превращения. Как производят продукты питания / М. Султанова. – М. : Хатбер, 2016. – 16 с.
Материально-техническое обеспечение: лэпбук «Азбука питания», музыкальное сопровождение, салфетницы, салфетки, наглядные картинки по теме проекта, муляжи овощей, фрутов и т. д.
Для реализации проекта педагогической деятельности «Культура питания у детей раннего дошкольного возраста» и усовершенствования педагогического процесса использованы авторские методические разработки:
• Перспективное планирование по данной теме.
• Лэпбук «Азбука питания» в котором включены:
SSS 61656; Памятка «Молочные продукты»
SSS 61656; Памятка «Хлеб - всему голова!»
SSS 61656; Загадки. «Овощи», «Фрукты», «Ягоды».
SSS 61656; Картотека стихотворений.
SSS 61656; Сказки.
SSS 61656; Раскраски «Азбука питания»
SSS 61656; Дидактическая игра «Магазин»
SSS 61656; Дидактическая игра «Что любят твои зубки?»
SSS 61656; Дидактическая игра «Мое меню»
SSS 61656; Дидактическая игра «Собери картинку»
SSS 61656; Дидактическая игра «Варим кашу»
• Папка-передвижка для родителей «Мы многому учились и вот что получилось!».
Затраты: закупить салфетницы и разноцветные салфетки, распечатать цветные наглядные картинки, фотографии детей.
Предполагаемый результат:
• У детей сформируются культурно-гигиенические навыки, полезные привычки.
• Представления детей о овощах и фруктах, их вкусовых качествах и значимости для организма человека расширятся.
• В процессе приема пищи разовьются положительные эмоции.
• Дети будут более культурно вести себя за столом.
Возможные риски: небольшая посещаемость группы, невыполнение мероприятий, запланированных проектом. Отсутствие финансирования не позволит создать необходимые материально-технические условия.
Этапы работы:
I этап с 13-15 января– Начальный этап: подобрать литературу, составить перспективный план проекта, подготовить необходимые материалы и оборудование.
II этап с 16января-12 февраля– Основной этап: Реализация проекта.
III этап с 13-15 февраля - Итоговый этап: Анализ проведенной работы. Представление папки-передвижки с результатами проекта родителям.
Перспективный план работы воспитателей по формированию культуры питания у детей раннего дошкольного возраста
Этапы/
Сроки Решаемые задачи воспитателя Содержание работы воспитателя с детьми Работа с родителями
I этап – Начальный этап.
13.01 – 15.01.2020 Подобрать литературу, составить перспективный план проекта, подготовить необходимые материалы и оборудование. Беседа с детьми о питании, о том, что они любят кушать. • Оформление стенда для родителей «Здоровое питание»
• Индивидуальные консультации по запросам.
Все игры, памятки, картотеки стихов, загадок, сказок и так далее представлены в лэпбуке «Азбука питания». Паспорт данного лэпбука находится в приложении № 1
II этап – Основной этап: Реализация проекта.
16.01.–12.02.2020 Воспитывать культурно-гигиенические навыки. Каждый день. Мыть руки до приема пищи, умываться и полоскать рот после приема пищи. • Чтение сказок детям и просмотр мультфильмов по теме проекта.
• Индивидуальные консультации по запросам
Развитие мелкой моторики пальцев рук через использования пальчиковой гимнастики в непосредственной образовательной деятельности в детском саду. Пальчиковая гимнастика. Проводится каждый день.
Цель: заложить основы здорового питания.
Задачи:
Образовательная: Дать знания о молоке, как ценном и полезном продукте для роста детского организма.
Развивающая: Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение.
Воспитательная : Воспитывать желание заботиться о своем здоровье. Памятка «Молочные продукты»
Цель: Ознакомление детей с процессом выращивания и приготовления хлеба.
Задачи:
Образовательная: формировать представление о процессе производства хлеба;
Развивающая: Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение.
Воспитательная : Воспитывать бережное отношение к хлебу. Памятка «Хлеб - всему голова!»
Цель: учить детей отгадывать загадки, объяснять свой ответ полным предложением.
Задачи:
Образовательная: Активизировать речемыслительную деятельность.
Развивающая: Развивать логику, внимание, умение обращаться к личному опыту.
Воспитательная : Воспитывать интерес к продуктам. Загадки. «Овощи», «Фрукты», «Ягоды».
Цель: Побуждать детей понимать речь взрослого и активно реагировать на неё.
Задачи:
Образовательная: Учить детей отчетливо и ясно произносить слова и фразы. Развивающая: Развивать речевую активность детей.
Воспитательная : Воспитывать эмоциональное отношение к художественной литературе. Стихи.
Способствовать укреплению дружеских взаимоотношений между детьми Свободная деятельность детей под музыкальное сопровождение «Танцуют все»
Цель: Формировать интерес детей к сказкам.
Задачи:
Образовательная: Учить детей понимать образное содержание и идею сказки.
Развивающая: развивать основные психические процессы: внимание, память, мышление, а также речевую активность.
Воспитательная : Воспитывать у детей отзывчивость, доброжелательность. Сказки.
Цель: Способствовать формированию у детей представлений о роли правильного питания в жизни человека.
Задачи:
Образовательная: формировать у детей знания о полезной и неполезной пище.
Развивающая: Развивать любознательность, умение выделять правила здорового питания, умение выделять полезные и вредные продукты. Развивать мелкую моторику детей.
Воспитательная : Воспитывать желание вырасти здоровыми и сильными. Раскраски «Азбука питания»
-Формировать эмоциональную заинтересованность детей.
- Знакомить с предметами и действиями с ними.
-Развивать восприятие, память, внимание, мышление, речевое развитие. Игра «Волшебная коробочка (овощи, фрукты)»
Цель: учить детей в классификации предметы по признаку.
Задачи:
Образовательная: Вводить в речь обобщающие понятия: «мясные продукты», «молочные продукты», «хлебные продукты», «овощи», «фрукты».
Развивающая: Развивать основные психические процессы – память, внимание, логическое мышление, грамматический строй речи.
Воспитательная : Воспитывать умение работать самостоятельно, в паре. Дидактическая игра «Магазин»
Цель: Рассказать детям о продуктах питания и о их значении для человека.
Задачи:
Образовательная: Помочь детям осознать взаимосвязь между действием различных продуктов на организм человека.
Развивающая: Развивать здоровые принципы питания.
Воспитательная : Воспитывать желание вырасти здоровыми и сильными. Дидактическая игра «Что любят твои зубки?»
Цель: Приобщать детей к основам правильного (рационального питания).
Задачи:
Образовательная: упражнять составлять меню из заготовок.
Развивающая: Развивать зрительное восприятие и внимание, мелкую моторику рук, память, связную речь.
Воспитательная : Воспитывать желание правильно питаться. Дидактическая игра «Мое меню»
Цель: учить детей правильно собирать изображение, состоящее из 4-х частей.
Задачи:
Образовательная: учить соединять части предмета в одно целое, действовать путём прикладывания.
Развивающая: Развивать мелкую моторику рук, память, мышление, внимание, словарный запас.
Воспитательная : Воспитывать усидчивость. Дидактическая игра «Собери картинку»
Цель: Приобщать детей к основам правильного (рационального питания).
Задачи:
Образовательная: формировать представления детей о каше, как о полезном продукте питания для здоровья человека; обогащать знания детей из чего варят каши, различать и называть разные виды круп.
Развивающая: Развивать зрительное восприятие и внимание, мелкую моторику рук, память, связную речь.
Воспитательная : Воспитывать желание правильно питаться. Дидактическая игра «Варим кашу»
III этап - Итоговый этап: Анализ проведенной работы.
13.02.– 15.02.2020 Создать для родителей папку-передвижку «Мы многому учились и вот что получилось!». Выставить папку в приемной группы. Привлечь детей к приклеиванию фотографий к листам картона для создания папки-передвижки. Просмотр папки-передвижки в приемной группы.
SSS 8195;
Результат проекта : После реализации проекта было заметно как изменилось отношение детей к приему пищи, дети стали кушать более аккуратно, аппетит стал лучше.
На протяжении всего периода реализации проекта для детей были созданы благоприятные условия: соответствующая предметно - развивающая среда, учет индивидуальных особенностей детей, чтение сказок, стихов загадок, различные игры с предметами, дидактические игры и так далее.
Что касается родителей, то они ежедневно могли получить индивидуальные консультации по любым интересующим вопросам у педагога. В ходе окончания проекта была оформлена папка-передвижка для родителей «Мы многому учились и вот что получилось!». Родителям очень понравился итог проделанной работы, так как дети стали лучше есть молочные продукты, овощи и фрукты, а сладостей меньше.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в целом процесс формирования культуры питания в нашей группе прошел успешно. Дети стали более усидчивы во время приема пищи, стали называть овощи, фрукты, виды каш и других блюд, стали лучше кушать.