Айдарова Алия Халиловна
Педагогический проект «По страницам любимых сказок«
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №4 «Лейсан» городского округа
город Октябрьский Республики Башкортостан
Педагогический проект
по театрализованной деятельности
«По страницам любимых сказок»
в младшей группе «Ромашки».
Разработала и реализовала
воспитатель:АйдароваАлия
Халиловна
2020 г.
«Театр-это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя,
а в игре он познаёт мир!»
С. И. Мерзлякова
Публикация «Педагогический проект „По страницам любимых сказок„» размещена в разделах
Тема проекта : «По страницам любимых сказок» театрализованная деятельность.
Вид проекта : краткосрочный, групповой, творческий
Продолжительность: с 23.03.2020г. по 27.03.2020г.
Актуальность проекта :
Младший дошкольный возраст – один из благоприятных периодов всестороннего развития ребенка. У детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. Происходит формирование основных качеств личности. Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является игра и театрализованные игры.
Участвуя в них, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, развивается диалогическая речь, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.
Театрализованная деятельность развивает эмоциональную сферу ребенка, позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Таким образом, для целенаправленной, систематической работы над поставленными годовыми задачами мною выбрана работа над проектом «По страницам любимых сказок».
Цель проекта :приобщение к сказкам посредством различных видовтеатра.
Задачи проекта :
• создать условия для театрализованной деятельности;
• формировать представление о различных видах театра;
• привлекать детей к совместной театрализованной деятельности;
• развивать речь, воображение и мышление;
• помогать робким и застенчивым детям включаться в театрализованную игру.
Ожидаемый результат:
• дети должны научиться пользоваться настольным и пальчиковым театром;
• сформировать умение передавать характер персонажа интонационной выразительностью речи, мимикой, жестами;
Продуктами проектной деятельности являются :
• пополнение театрального уголка.
• постановка теневого театра по сказке «Заюшкина избушка».
Принцип проекта :
В соответствии с ФГОС проект опирается на научные принципы ее построения:
- принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Ресурсное обеспечение:
• Теневой театр: «Заюшкина избушка»;
• настольные театры: «Репка», «Колобок» ;
• театр с магнитами: «Курочка Ряба»;
• пальчиковый театр: «Репка»;
• кукольный театр: «Курочка Ряба»;
• сюжетные картинки, иллюстрации к сказкам.
• дидактические игры: Кукольный театр на столе; «В гостях у сказки» ,
Театр на магнитах по сказкам : «Курочка Ряба», лото «Сказки», «Мои любимые сказки».
Участники проекта :
• воспитатель группы
• воспитанники группы,
• родители воспитанников.
Предварительная работа:
- подбор и изучение педагогической литературы, чтение русских народных сказок «Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба», стихотворений, потешек; загадок о героях сказок;
- прослушивание звукозаписей детских сказок – «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Три медведя»,
- показ театра: «Заюшкина избушка», «Репка», «Колобок».
- рассматривание игрушек и иллюстраций к сказкам;
- подвижные игры – «У медведя во бору»,«Курочка и цыплята»,
«На лесной полянке».
Подготовительный этап
1. Опрос родителей «Любите ли Вы театр?»
2. Наглядная информация для родителей: «Театр как средство развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста».
3. Определение целей и задач.
4. Разработка проекта в группе : «По страницам любимых сказок»
5. Индивидуальные беседы, консультации с родителями по выявлению их заинтересованности в пополнении театрального уголка, их способностей в той или иной области рукоделия и возможностей.
Основной этап
1) Распределение заданий между родителями ( пополнить уголок различными театрами: настольным, пальчиковым, магнитным.) .
2) Знакомимся со сказками :
Сказка «Заюшкина избушка»
- Рассказывание сказки «Заюшкина избушка» с показом теневого театра;
- рассказывание сказки вместе с детьми с использованием теневого театра;
- игры с кубиками «Собери сказку»;
- дидактические игры: «Загадаю - Отгадаю»
- подвижные игры: «Зайка серенький сидит».
Сказка «Репка»
- Рассказывание сказки «Репка» с показом театра с использованием театра-топотушек ;
- дидактическая игра «Мои любимые сказки»;
- драматизация сказки «Репка»;
- разучивание пальчиковой игры: «Репка»
- использование картинки - раскраски к сказке «Репка».
Сказка «Колобок»
- рассказывание русской народной сказки «Колобок» с показом театра на лопатках;
- дидактическая игра: Театр на магнитах «Колобок»
-подвижная игра: «У медведя во бору».
Взаимодействие с родителями:
1. Наглядная информация для родителей: «Театр как средство развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста».
2. Консультация «Чем полезна сказка?»
3. Изготовление различных театров для центра театрализованной деятельности.
4. Помощь в организации домашних кукольных представлений.
Заключительный этап
1. Показ теневого театра по сказке «Заюшкина избушка»
Проводя итог, могу сказать, что тема проекта была выбрана в соответствии с возрастными особенностями детей младшей группы.
В повседневной работе я заметила, что дети с удовольствием слушают стихи и сказки, если разыгрывать их в лицах. Более того, спустя некоторое время они сами повторяют слова персонажей. Этим они, сами того не подозревая, стимулируют речевую деятельность. У детей рождается уверенность в себе, что положительно сказывается в различных видах деятельности (познавательной, игровой, речевой, художественно-эстетической).
Список литературы:
1. Н. Ф Сорокина, Л. Г. Миланович «Развитие творческих способностей у детей от одного года до трёх лет, средствами кукольного театра»; «Айрис - пресс», Москва 2007 год.
2. А. В. Щёткин «Театральная деятельность в детском саду с детьми 4-5 лет», Москва, «Мозаика-Синтез», 2008 год.
3. Н. Б. Улащенко «Организация театральной деятельности в младшей группе», изд-во «Корифей» г. Волгоград.
4. И. П. Кошманская «Театр в детском саду», г. Ростов-на-Дону, изд-во «Феникс».
5. Н. Ф. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий», Москва,
изд-во «Аркти», 2007 год.
6. Н. В. Смирнова, В. К. Шалаева «Среда развития дошкольника: сущность и структура» г. Иваново, 2009 год.
7. В. В. Гербова, М. А. Васильева, Т. С. Комарова «Программа воспитания и обучения в детском саду» Москва, изд-во «Мозаика-синтез», 2005 год.
Приложение 1
Подвижные игры
Подвижная игра «У медведя во бору»
Цель: развитие у детей скорости реакции на словесный сигнал, развитие внимания; упражнять детей в беге.
Из всех участников игры выбирают одного водящего, которого назначают «медведем». На площадке для игры очерчивают два круга. Первый круг – это берлога «медведя», второй – это дом, для всех остальных участников игры. Начинается игра, и дети выходят из дома со словами:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
И на нас рычит.
После того, как дети произносят эти слова, «медведь» выбегает из берлоги и старается поймать кого-либо из деток. Если кто-то не успевает убежать в дом и «медведь» ловит его, то уже сам становится «медведем».
Подвижная игра «Курочка -хохлатка»
Цель: упражнять детей быстро реагировать на сигнал воспитателя; упражнять детей в ходьбе.
Вышла курочка – хохлатка, с нею жёлтые цыплятки, Воспитатель изображает «курицу», дети – «цыплят». Один ребёнок (постарше) – «кошка». «Кошка» садится на стул в сторонке. «Курочка» и «цыплята» ходят по площадке. Воспитатель говорит:
Квохчет курочка: «Ко-ко, не ходите далеко».
Приближаясь к «кошке», воспитатель говорит:
На скамейке у дорожки улеглась и дремлет кошка…
Кошка глазки открывает и цыпляток догоняет.
«Кошка» открывает глаза, мяукает и бежит за «цыплятами», которые убегают в определённый угол площадки – «дом» - к курице-маме. Воспитатель («курица») защищает «цыплят», разводя руки в стороны, и говорит при этом: «Уходи, кошка, не дам тебе цыпляток!» При повторении игры роль «кошки» поручается другому ребёнку.
Подвижная игра «Зайка беленький сидит»
Цель: формировать умение детей слушать текст и выполнять движения с текстом; учить их подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать, услышав последние слова текста; доставить детям радость.
Описание. Дети – «зайки» сидят на скамейке. Воспитатель предлагает
выбежать «зайчикам» на середину площадки («полянку»). Дети выходят на середину площадки, становятся около воспитателя и приседают на корточки. Воспитатель произносит текст:
Зайка беленький сидит Дети шевелят кистями
И ушами шевелит. рук, подняв их к голове,
Вот так, вот так имитируя заячьи уши.
Он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, Хлопают в ладоши.
Надо лапочки погреть
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять, Подпрыгивают на обеих
Надо зайке поскакать. ногах на месте.
Скок-скок, скок-скок,
Надо зайке поскакать.
(Название игрушки) зайку испугал, Конкретно указывается,
кто испугал зайку
Зайка прыг и ускакал. (воспитатель показывает
игрушку).
Дети убегают на свои места.
Подвижная игра «Наседка и цыплята»
Цель: формировать умение детей подлезать под верёвку, не задевая её, увёртываться от водящего, быть осторожным и внимательным; приучать их действовать по сигналу, не толкать других детей, помогать им.
Описание.
Дети, изображающие цыплят, вместе с воспитателем – «наседкой» - находятся за натянутой между стульями на высоте 35-40 см верёвкой – «домом». На противоположной стороне площадки сидит большая «птица». «Наседка» выходит из «дома» и отправляется на поиск корма, она зовёт «цыплят» : «Ко-ко-ко-ко». По её зову «цыплята» подлезают под верёвку, бегут к «наседке» и вместе с ней гуляют, ищут корм. По сигналу: «Большая птица!» - «цыплята» быстро убегают в дом. Роль «наседки» в первое время выполняет воспитатель, а затем эту роль можно давать детям, сначала по их желанию, а потом по назначению воспитателя. Когда «цыплята» возвращаются в «дом», убегая от большой «птицы», воспитатель может приподнять верёвку повыше, чтобы дети не задевали её.
Приложение 2
Анкета «Любите ли Вы театр?»
Уважаемые родители! Просим Вас ответить на ряд вопросов. Ваши ответы помогут нам более эффективно построить работу по ознакомлению детей и взрослых с театрализованной деятельностью.
1. Посещаете ли вы со своим ребёнком театр, кинотеатр, и как часто?
2. Вызывают ли эмоциональный отклик у ребенка кукольные спектакли?
3. Устраиваете ли вы дома театрализованные представления?
4. Хотелось бы Вам участвовать в театральных постановках вместе с детьми, как в детском саду, так и дома?
5. Какой вид театра Вам нравится больше всего:
— кукольный;
— настольный;
— театр теней;
— театр марионеток;
— опера и балет;
— другой.
6. Есть ли в доме детские диски с записями сказок?
7. Какую посильную помощь Вы смогли бы оказать в создании и проведении театральных постановок в нашей группе:
— изготовление кукол;
— пошив костюмов для театральных постановок;
— изготовление декораций;
— личное участие в постановках.
Благодарим за внимание.
Приложение 3
Конспект организованной образовательной деятельности по изобразительной деятельности (рисованию) «Раскрасим репку»
в младшей группе
Цель: вспомнить содержание сказки через интеграцию образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие».
Задачи:
Образовательные:
— формировать умение детей закрашивать предмет круглой формы (репка) и овальной формы (листья)
— закреплять навык держания кисточки
— формировать умение закрашивать, полученное изображение сверху вниз,
— поощрять попытки детей к простому пересказу сказки.
Развивающие:
— развивать память, внимание,
— развивать умение слушать и понимать задаваемые вопросы и отвечать на них.
Воспитательные:
— воспитывать доброжелательность, отзывчивость,
— воспитывать интерес к русским народным сказкам.
Демонстрационныйматериал :репка, настольный театр по сказке «Репка», игрушка-мышка, сюжетные картинки.
Раздаточныйматериал:листы бумаги с изображением контура репки, гуашь желтого и зеленого цвета, кисточки, емкости с водой.
Форма организации деятельности: групповая.
Место проведения: групповая комната.
Ход ООД:
Дети свободно располагаются по группе. Стук в дверь.
Воспитатель: Дети, вы слышите, кто-то стучит в дверь? (Да) Сейчас я посмотрю. (Воспитатель вносит мышку с «чудесным мешочком»
Посмотрите, к нам в гости пришла мышка.
Давайте с мышкой поздороваемся, скажем: «Здравствуй мышка!» (Побуждаю детей произнести)
- С собой мышка принесла чудесный мешочек, потрогайте, что там? Теперь садитесь на стульчики, сели ровно, спинку прямо, ножки вместе. Посадим и мышку на стульчик. Здесь ей будет удобно сидеть и на всех ребят смотреть.
Воспитатель достает игрушку репку и спрашивает.
- Что это? ( Дети хором отвечают: «Репка»- 2-3 индивидуальные ответы)
- Правильно, репка. А где растет репка?
- В огороде
- А из какой сказки репка к нам пришла? (варианты ответов)
-Да, из сказки «Репка».
-А давайте вспомним нашу сказку и расскажем ее нашему гостью мышке, ведь она помогла вытащить репку Деду.
Чтение сказки. Вопросы по сказкам.
— Воспитатель: Я покажу, как будем рисовать репку. Дети, репка какой формы? (Ответы детей). Какого репка цвета? (Ответы детей).
Далее показываю и одновременно комментирую как рисовать репку.
— Воспитатель: Я беру кисточку. И опускаю ее в баночку с краской. Какого цвета краска в баночке? (Желтого).Закрашиваю репку в одном направлении сверху вниз. Какая красивая репка у нас получается. А чего не хватает в репке?
Дети: вершки.
Правильно. А какого цвета вершки? (Зеленые).
Закрашиваем вершки зеленой краской сверху-вниз.
-Воспитатель: Ребята, а наши гостья, мышка, говорит, что ему хочется увидеть, как вы нарисуете репку.
— Воспитатель (обращаясь к мышке) : Наши дети сейчас помогут тебе.
Самостоятельная работа детей.
По мере необходимости помогаю детям.
— Воспитатель: Какие, красивые, репки у вас получились. Мышка хочет их все рассмотреть. Давайте, разместим наши рисунки на мольберте. (Прикрепляю детские работы на мольберт). Мышка очень довольна. Он хочет с вами поиграть.
Выполняется пальчиковая гимнастика «Кошки-мышки».
Вот кулак, (показать кулак левой руки)
А вот – ладошка, (раскрыть пальцы, ладонь вверх)
На ладошку села кошка. («когти» правой руки водят по ладошке левой)
Села мышек посчитать,
Раз, два, три, четыре пять. (правой рукой загибать по одному пальцу левой)
Мышки очень испугались, (вращать кулаком)
В норки быстро разбежались (спрятать кулак под правый кулак)
Мышка от имени воспитателя: Молодцы, хорошо поиграли, а теперь мне пора Деду помогать репку вытаскивать. Вот сколько репок вы нарисовали. Дед один не справится. До свидания, ребятки.
Все: До свидания.
Приложение 4
Конспект ООД
Тема: «Заюшкина избушка»
с показом теневого театра.
Цель:
Знакомство детей с теневым театром.
Задачи:
Образовательные: формировать умение правильно подбирать слова при описании характера и внешности героя сказки. Уметь составлять сюжетные композиции.
Развивающие: Развивать познавательный интерес желание участвовать в театрализации.
Воспитательные: Воспитывать эмоционально- положительное отношение детей к театрализованной деятельности, дружеским отношениям между собой.
Предварительная работа: Беседа о видах театра с детьми. Чтение и рассматривание иллюстраций к сказке «Заюшкина избушка», отгадывание загадок, разыгрывание сказки с показом настольного театра.
Интеграция образовательных областей: «Художественно – эстетическое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Оборудование: коробка – посылка, иллюстрации к сказке, записка с загадками, теневой театр с плоскостными фигурами.
Форма организации деятельности: групповая.
Место проведения: групповая комната.
Ход ООД:
Дети заходят в группу под фонограмму («в гостях у сказки»)
Воспитатель: Ребята проходите, посмотрите, сколько у нас гостей, давайте с ними поздороваемся и подарим каждому из них свою улыбку и хорошее настроение! Молодцы! Ребята, я вам предлагаю отправиться в сказку.
Повторяйте за мной волшебные слова!
Хлопну, топну, повернусь
В сказке тотчас окажусь.
(Дети повторяют за воспитателем)
Воспитатель: Вот мы и в сказке, присаживайтесь на стульчики.
Ребята, а что это здесь на столе?
Дети: Коробка-посылка
Воспитатель: Интересно, что же в ней? Да, здесь письмо. Сейчас я вам её прочитаю.
Что в коробке кроется, вмиг для вас откроется!
Если дружно все ребятки отгадаете загадки!
Послушайте внимательно:
Не нужна ему нора,
От врага спасают ноги,
А от голода кора.
И стоит среди травы,
Уши больше головы
(Заяц.)
Зимой спит,
Летом - ульи ворошит.
(Медведь.)
Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами
(Петух.)
Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу,
Хитра я и проворна,
зайчиков люблю. (Лиса)
Воспитатель:
Отгадали загадки, молодцы. Вот посылка и открылась!
(воспитатель достает из коробки фигурки теневого театра чёрного цвета)
Воспитатель: Ребята, какого цвета фигурки?
Дети: Чёрного
Воспитатель: А знаете, почему они чёрные, потому что это фигурки теневого театра, если они будут цветными, то тень не появиться.
Теневой театр – это большой лист бумаги (экран, настольная лампа и вот такие фигурки. Если поднести фигуры экрану и включить свет, то появятся тени. Фигурки плоские, управляются они длинными палочками, которые плотно прижимаются к экрану внутри. В театре теней зрители видят не кукол, а образованные ими тени на освещенном экране. Свет должен падать сзади и сверху. Артисты - теневоды управляют куклами и говорят от их лица. Голос должен быть похожим на героя за которого говорит актёр.
Воспитатель: Ребята, какие персонажи у нас?
Как вы думаете, из какой они сказки к нам пришли? Про кого, мы с вами отгадывали загадки (заяц, медведь, лиса, петух) Догадались?
Дети: «Заюшкина избушка»
Воспитатель: Хотите показать сказку с помощью теневого театра?
Воспитатель: Ребята, скажите, а какие повадки у наших героев?
Лисичка, какая? (хитрая, каким голосом она будет говорить? (ласковым)
А зайка, какой? (трусливый, каким он голосом говорить будет?
Петушок, какой? (храбрый, бойкий) какой у него будет голос? (звонкий, громкий)
Физкультминутка:
Песню весело он пел (кивают головой)
Но лисичка постучала (стучат кулачком о кулачок)
Зайца нашего прогнала (хлопают в ладоши)
Теперь зайчишка грустный ходит (кружатся)
Себе места не находит (вздыхают и разводят руки в стороны)
И собаки и медведь (виляют «хвостиком», затем качаются из стороны в сторону)
К зайцу нашему подходят (подходят друг к другу)
И не с чем они уходят (расходятся)
Лишь Петя- петушок (машут руками вверх- вниз)
Зайцу нашему помог
И теперь живут в дому (руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика)
Припеваючи в ладу (обнимают друг друга)
Воспитатель: А сейчас ребята давайте посмотрим сказку «Заюшкина избушка» ,я буду рассказчицей.
Показ сказки «Заюшкина избушка»
Жили-были лиса да заяц.
У лисы была ледяная избушка, а у зайца лубяная.
Пришла весна, у лисы избушка растаяла.
Пришла она к зайчику и попросилась переночевать, да и выгнала его из избушки.
Идет зайчик по лесу плачет,а на встречу ему собачка. - О чем зайчик плачешь? Меня лиса из дома выгнала! Не плач я тебе помогу. Тяв-тяв! Поди лиса прочь! А лиса- как выскочу,как выпрыгну пойдут клочки по закоулочкам! Испугалась собачка да и убежала.
Зайчик опять идёт дорогой, плачет. Ему навстречу медведь:О чём, зайчик, плачешь?
- Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы - ледяная, попросилась она ночевать, да меня же и выгнала!
Не плачь! Я твоему горю помогу! Собака гнала - не выгнала и тебе не выгнать.
Подошли они к избёнке, медведь как закричит: Поди, лиса, вон!
А лиса им с печи: Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Медведь испугался и убежал.
Идёт зайчик опять дорогой, плачет пуще прежнего. E му навстречу - петух с косой:
Куд-ку-да! O чём, зайчик, плачешь?Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы - ледяная. Попросилась она ко мне переночевать, да меня же и выгнала!
Пойдём, я твоему горю помогу! Подошли они к избушке, петух лапками затопал, крыльями забил: Кукареку-у! Иду на пятах, несу косу на плечах.
Хочу лису посечи, слезай, лиса, с печи!
Поди, лиса, вон! Лиса испугалась и убежала.
Воспитатель: Ребята, а какой зайчик был, когда лиса его выгнала из избушки?
Дети: грустный, невесёлый, плакал.
(дети показывают)
Воспитатель: Каким стал, когда петушок прогнал лису?
Дети: Весёлый радостный. Улыбается.
Воспитатель: Покажите, каким стал зайчик.
(Дети показывают (весёлым)
Воспитатель: Как вы думаете. Почему петушок смог выгнать лису из домика?
Дети: Потому, что он был смелый, голосистый, храбрый.
Воспитатель: Правильно, петушок смелый. Можно петушка назвать настоящим другом?
Дети: Да. Он помог зайчику.
Воспитатель: Пора нам возвращаться в детский сад. Давайте скажем волшебные слова:
Хлопну, топну, повернусь
Тотчас в детском саду окажусь.
Рефлексия:
Ребята, вам понравилось в сказке?
Что вам запомнилось?
С каким видом театра вы познакомились?
Сложно вам было быть артистами?
А в своём в детском саду, вы покажете своим друзьям сказку?
Всем спасибо молодцы!
Я хочу вам подарить в группу посылку, вот этот теневой театр.
До свидания!
Приложение 5
Наше творчество
Рисование «Репка»
Настольный театр «Колобок»
Подвижная игра «У медведя во бору»
Анкетирование родителей на тему: «Любите ли Вы театр?»
Теневой театр «Заюшкина избушка»