Убабытова Анна Александровна
Педагогический проект по развитию речи детей старшей дошкольного возраста в условиях билингвизма «Ожившая сказка»
Паспорт проекта
Наименование проекта
«Ожившая сказка»
Адресация проекта
Для воспитанников и родителей
Участники проекта
Дети старшей группы, воспитатели и родители
Актуальность тематики проекта
Сегодня развитие и совершенствование речевых умений детей – одна из главных стратегических задач развития дошкольного образования. Она регламентируется такими нормативно-правовыми документами, как Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13» и др.
Публикация «Педагогический проект по развитию речи детей старшей дошкольного возраста в условиях билингвизма „Ожившая сказка“» размещена в разделах
- Билингвизм, двуязычие
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказка. Проекты по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2022
Педагоги МДОБУ столкнулись с пассивной ролью, нежеланием родителей организовывать активную речевую деятельность с детьми дома и невниманием к сфере детского общения в семье.
Между тем, полноценное и всестороннее развитие и воспитание дошколят невозможно без речевой активности, которая оказывает большое влияние на необходимые социально-коммуникативные навыки ребенка, и даже – его здоровье и физическое состояние. Ребенок нуждается в общении, а обогащение развивающей речевой среды – это дополнительный стимул активизации работы с детьми в этих условиях.
Методологическая основа
Многочисленные исследования свидетельствуют о первостепенной роли речевой деятельности и общения в становлении психических функций ребёнка (Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, А. Валлон, М. М. Кольцова, О. С. Ушакова и др.).
Цель проекта
Создать педагогические условия и интересную предметно-развивающую среду для речевого развития детей средней группы посредством якутских сказок.
Задачи проекта
Для детей :
1. Формировать представления детей о важной роли речевого общения;
2. Поддерживать у воспитанников среднего дошкольного возраста стремление к общению в условиях двуязычия.
3. Познакомить детей с содержанием якутских народных сказок;
4. Развивать потребности воспитанников в речевом общении и творческом отношении к жизни;
5. Формировать у детей навыки связной речи, умение использовать разнообразные языковые средства.
Для родителей и педагогов :
1. Определить значение речевого общения и творческой активности в возрастном развитии детей 4-5 лет;
2. Раскрыть методику организации и реализации языковой среды в условиях билингвизма в средней группе;
3. Подобрать материалы для поведения мероприятий по якутским сказкам (оборудование, конспекты, сценарии, дидактические материалы и др.);
4. Обеспечить формирование у детей положительного отношения и устойчивого интереса к речевому общению в форме интересного досуга в ДОО и семье;
5. Обогатить предметно-развивающую среду группы;
6. Развивать творческие и коммуникативно-речевые способности детей в продуктивной деятельности, формировать активную личностную позицию в сохранении и укреплении благополучия детей.
Сроки реализации проекта
октябрь 2021г. – октябрь 2022г.
Вид проекта
Долгосрочный,
практико-ориентированный,
познавательно-творческий
Продукт проекта
Обогащенная развивающая среда группы
Особенности проекта
Проблема: создание в ДОУ полиэтнической среды взаимодействия ребенка с педагогами и родителями на всех этапах его обучения и развития, а также формирование активной личностной позиции в условиях билингвизма.
Итоги проекта
Дети:
- в группе создан новый раздел предметно-развивающей среды группы – Центр якутской сказки;
- повышена общая речевая активность и культура общения детей;
- у детей появились навыки переживания эстетических чувств красоты и гармонии в жизни и искусстве;
- дети освоили ответственное отношение к своей работе;
- у детей окреп интерес к культурному образу жизни.
Родители:
- получили и систематизировали сведения в области детской психологии, педагогики, культуры досуга ребенка посредством активизации роли речевого общения с ним посредством якутских сказок;
- определили приоритетное значение интересного совместного досуга в жизни ребенка и его социально-коммуникативной активности, в общем возрастном развитии детей;
- повысили свою психолого-педагогическую компетентность в сфере проведения культурно-досуговой работы с ребенком.
Актуальность темы проекта
Современный этап развития дошкольного образования характеризуется интенсивным поиском нового в педагогической теории и практике. Этот процесс обусловлен рядом противоречий, главное из которых – несоответствие традиционных методов обучения и воспитания в системе дошкольного образования нынешним социально-экономическим условиям реформирования общества, породившим новый социальный заказ по отношению к различным уровням образования: необходимость формирования личности, способной к творческому, сознательному, самоопределению в условиях полиэтнической среды. Мы хотели бы не просто подчеркнуть трудности маленького ребенка в сложившейся пестрой языковой ситуации, а предложить свои пути создания в группе ДОУ благоприятных условий для речевого развития дошкольников с двуязычием.
Актуальность проекта «Ожившая сказка» состоит в особой связи развития речи, работы мелкой моторики пальцев руки и мышления детей; в овладении элементами творческой работы; партнёрстве детей и взрослых. У детей четырех-пяти лет возрастает работоспособность, формируются речь и мышление, развивается гибкость, точность движений. Ведь при активной ручной творческой работе активизируются центры головного мозга, отвечающие за развитие речи. Кроме того, занятия посредством якутских сказок – это вид увлекательной деятельности, который развивает лучшие личностные и интеллектуальные качества среднего дошкольника.
Анализ психолого-педагогических подходов к процессу организации дошкольного воспитания и обучения в свете реализации ФГОС ДО, наблюдения за воспитанниками средней группы в ходе образовательной деятельности показали на недостаточный уровень развития творческого начала детей и в связи с этим на необходимость применения в педагогическом процессе новых интегративных технологий, ориентированных на личность ребёнка, на развитие его социально-коммуникативных и творческих способностей. Одной из таких технологий является создание мультфильмов с детьми.
Создание мультфильма с детьми среднего дошкольного возраста – современный вид проектной деятельности, очень привлекательный для детей в этот период. Осуществляя такой вид проектной деятельности, мы поддерживаем любое стремление детей к творчеству, оказываем максимально возможное влияние на формирование в каждом из них свободной творческой личности, человека креативного, как самого дорогого и востребованного в современном обществе «продукта» образования.
В наше время существует множество факторов воспитания, и они весьма разнообразны. Мультфильм как один из факторов медиа-среды оказывает на ребенка влияние, но оно не всегда понятно, поскольку просмотр мультфильмов зачастую неконтролируем и протекает стихийно, плохо наблюдаем со стороны взрослых.
Между тем, якутские сказки обладают богатыми педагогическими возможностями :
- расширяют представления об окружающем мире, знакомят с новыми словами, языковыми явлениями, речевыми ситуациями;
- показывают примеры речевого поведения, что способствует социализации, поскольку дети учатся, подражая;
- формируют оценочное отношение к миру, развитие мышления, понимание причинно-следственных связей в полиэтнической среде;
- развивают эстетический вкус, чувство юмора;
- помогают реализовать эмоциональные потребности ребенка, желание общаться интересно и творчески.
Якутские сказки любят все дети самого разного возраста. Они – яркие и образные, с одной стороны, и простые, доступные – с другой.
А для взрослых – якутские сказки, близки по своим развивающим, воспитательным возможностям игре и живому понимающему общению с ребенком. Это, если иметь в виду чтение сказки. Персонажи этнического мира демонстрируют ребёнку самые разные способы взаимодействия с окружающим миром. Через сравнение себя с любимыми героями ребёнок имеет возможность научиться позитивно, воспринимать себя, справляться со своими трудностями, уважительно относиться к другим.
А ведь не менее увлекателен процесс создания сказочных героев. Ценность таких поделок заключается, прежде всего, в возможности комплексного развивающего обучения детей.
В ходе освоения особенностей работы по якутским сказкам средние дошкольники осваивают разные виды творчества: придумывают образы сказочных персонажей, выполняет эскизы постановок, прорабатывает мимику и жестикуляцию героев, ищут интересные приемы, которые позволяют выделить слова из массы других, занимаются оживлением персонажей (прорабатывает их движения, рисуя промежуточные фазы); подбирают различные речевые характеристики персонажей.
Именно поэтому нами поставлена цель проекта : создать посредством якутской сказки педагогические условия и интересную предметно-развивающую среду для речевого развития детей средней группы.
Принципы реализации проекта :
- принцип индивидуального и дифференцированного подхода;
- принцип интеграции;
- принцип доступности;
- принцип постепенности;
- принцип системности.
Этапы реализации проекта
1 этап – Подготовительный /1-30 октября 2021г. /.
Задачи:
- изучить потребности родителей и возможные развивающие ресурсы группы в речевой работе с детьми;
- изучение методической и общей литературы для создания раздела предметно-развивающей среды по теме «Якутские сказки в ДОУ»;
- определить традиционные и нетрадиционные средства организации речевого досуга детей среднего дошкольного возраста.
Содержание 1 этапа:
- анализ научно-методической литературы по теме проекта;
- подбор необходимого материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми;
- составление плана совместной работы с детьми и родителями по якутским сказкам;
- оформление наглядной информации для родителей по теме проекта – «Речевое общение в жизни среднего дошкольника», «Режим дня средней группы», «Как улучшить досуг ребёнка»;
- беседа с детьми на тему «Мои любимые якутские сказки»;
- создание информационной папки-перекладки для родителей о проекте, ознакомление, беседы и консультация на родительском собрании;
- анкетирование родителей на тему «Условия речевого развития детей в семье»;
- разработка и презентация дизайн-проекта «Центр якутской сказки» для группы;
- мастер-класс по созданию персонажей для якутских сказок.
Дизайн-проект Центра якутской сказки
Цель: создание тематического раздела предметно-развивающей среды как системы условий для обеспечения речевого развития детей средней группы.
Организационно-технические условия тематического раздела:
- «Мини-студия» - раздел зонирования для творческой мастерской (оборудованные шкаф и рабочие столы для занятий по якутским сказкам;
- свободное пространство для совместного общения, обсуждений вопросов, принятия решений по созданию и обыгрыванию сказок;
- место для рисования, ручного труда – столы, стулья по количеству детей;
- ширма, набор фонов, декораций и атрибутов.
Составляющими тематического раздела предметно-развивающей среды являются также методические средства организации образовательной рефлексии детей и родителей :
дневник самонаблюдения («Зеркало»);
дневник событий («Волшебство якутской сказки»);
образовательные продукты – работы детей;
портфолио – достижения воспитанников («Мои якутские сказки»);
методические и дидактические материалы;
подборка игротеки (подвижные, дидактические игры по теме проекта).
«Зеркало» - это дневник самонаблюдения. Цель – обеспечить ребенку возможность для фиксации его чувств и состояний до сон-часа и после. «Зеркало» представляет собой планшет, на котором каждый ребенок отмечен символикой (рисунок, а также указан временной отрезок пребывания ребенка в течение недели в детском саду (утро-вечер). Ребенок отмечает ежедневно два раза в день (после утренней прогулки и перед вечерней прогулкой) свое состояние в данный период времени (цветы разного цвета) и превалирующее чувство (радостно или грустно – обозначается смайликом).
«Волшебство якутской сказки» – дневник событий (Что сегодня произошло в группе по проекту). Цель: обеспечить умение детей фиксировать случившееся событие, анализировать и осмыслять его, выражать с помощью речи свое к нему отношение. Дневник событий представляет собой папку с изображениями и фотографиями.
«Портфолио» – вариант образовательной рефлексии. Цель: содействовать развитию способности ребенка к самоанализу, самооценке и, как следствие, развитию мотивации к общению на якутском языке. Портфолио мотивирует ребенка на активизацию проявления его творческих возможностей и речевых способностей. Воспитатель получает материал для анализа ситуации речевого развития ребенка и принятия педагогических решений : в какой области ребенок более успешен, какие условия создать для развития и других его способностей.
2 этап - основной. Практический.
Введение технологий создания персонажей якутских сказок в воспитательно-образовательный процесс средней / старшей группы /2 ноября 2021г. – 20 мая 2022г/.
Рабочие задачи 2 этапа:
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- внедрение технологий создания персонажей якутских сказок и речевого развития в разнообразные виды деятельности детей среднего дошкольного возраста;
- создание условий для психологического комфорта и сохранения интереса детей к речевому общению в условиях билингвизма;
- включение методики речевого развития детей по программе билингвизма в ДОУ посредством якутских сказок в образовательный процесс;
- способствовать развитию творческого мышления, творческого воображения, художественного творчества детей;
- поддержка инициативы, самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности (в игре, общении, изобразительной, познавательно-исследовательской деятельности и др.);
- способствовать развитию любознательности и познавательной мотивации детей;
- создать условия для развития у детей сотрудничества в процессе совместной творческой деятельности со сверстниками и взрослыми;
- научить детей передавать содержание взаимодействия между субъектами речевого общения в полиэтнической речевой среде.
План работы с родителями по теме проекта
Формы и тема мероприятий Сроки
День открытых дверей.
Презентация Центра якутской сказки.
декабрь 2021г.
Составление рекомендаций для родителей по подбору якутских сказок для домашнего чтения.
ноябрь 2021г.
Работа информационного стенда: информирование родителей о происходящем в группе, о продвижениях детей и т. п.
ежемесячно в течение проекта
Мастер-класс «Как создать персонажей якутских сказок».
Январь 2022г.
Посещение родителями занятий.
по плану педагога
Привлечение родителей в работу Центра как участников проекта.
ежемесячно
Выпуски фоторепортажей о деятельности детей по созданию и обыгрыванию персонажей якутских сказок.
Заполнение разделов детских портфолио.
В системе
Презентации детской деятельности на родительских собраниях.
1 раз в 3 мес.
Просмотры постановок с участием создания персонажей якутских сказок, созданных детьми. Их обсуждение.
при завершении продукта
Речевая работа при создании персонажей якутской сказки
В основной части проекта представлена самая трудная часть педагогического проекта «Ожившая сказка».
На данном этапе можно использовать такие приемы речевой работы с литературной основой – якутской сказкой, как рассказывание и обыгрывание сюжетов сказок, которые будут служить эффективному совершенствованию детского монолога.
В процессе рассказывания детьми сказок можно проследить их умение прослеживать и отбирать языковое содержание для общего сюжета, составлять рассказ с опорой на предыдущего рассказчика, а также использовать различные способы связи предложений. При рассказывании получившейся сказки, взрослый может проследить умение каждого ребенка пересказать свой отрывок, выстраивать пересказ с опорой на отрывки сюжета, рассказанные другими детьми, а также умение быть гибким в построении собственной речи.
При выборе сюжета ход работы будет разным. Здесь необходимо рассказать детям о структуре сказки, то есть завязке, моменте кульминации и развязке. Дети должны четко понимать, что построение сюжета имеет определенную логику, что характеризует монолог. В процессе общения с детьми педагогу важно обладать умением управлять процессом взаимодействия для того, чтобы в условиях билингвизма не возникали разногласия. Даже если детям предоставляется свобода действий, педагогу все же необходимо уметь направить их в выстраивании собственной речи, предлагая использовать такие речевые средства, как связность высказывания, плавность, логичность, законченность, а также проследить развитие монолога каждого ребенка.
В случае выбора уже готового сюжета, педагогу также необходимо обратить внимание детей на структурные компоненты сказки, донести главную мысль автора для того, чтобы дети могли спокойно ориентироваться в информационном потоке и описать
В процессе подготовки, изготовлении и озвучивании персонажей начинается самая интересная работа. Этот этап подразумевает волю фантазии и желаний ребенка. При этом, если педагог наделяет каждого ребенка определенной ролью в реализации сюжета сказки, это позволит детям ощутить собственную значимость в группе, относиться к данному процессу ответственно. Отличным подспорьем на данном этапе служит активизация речевой деятельности детей посредством игры-импровизации, которая позволяет детям использовать весь свой творческий потенциал. Монолог в такой деятельности является главным источником организации языкового взаимодействия, так как ребенок здесь может не просто импровизировать, но и должен действовать в соответствии с ролью, выстраивать свою речь плавно, последовательно, не нарушая ход сюжета, также должен уметь выйти из сложившихся непредвиденных ситуаций, используя дополнительные средства выразительности – мимику, жесты, благодаря которым сюжет не прервется, а будет доведен до логической завершенности.
Важным является то, что ограничивать ребенка в его изобразительном речевом творчестве не стоит, наоборот это возможность активно включить монолог в действие. Необходимо задавать вопросы по готовому персонажу ребенка, попросить рассказать о его личностных качествах, описать его внешний вид, технику исполнения и т. д. Также, в процессе изготовления данного персонажа можно просить ребенка проговаривать слова данного героя, в соответствии с сюжетом сказки. Все это будет служить активному развитию речи ребенка, образности языка, интонационной выразительности.
3 этап – заключительный. Аналитический.
Подведение итогов и обобщение результатов проекта /12-30 сентября 2022г. /. Презентация продуктов совместного творчества детей и взрослых.