Чуева Светлана Гасановна
Педагогический проект по развитию речи детей раннего возраста посредством русских народных сказок
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
Аннотация педагогического проекта
Введение
1. Цель и задачи педагогического проекта
2. Содержание педагогического проекта
3. Ресурсы реализации педагогического проекта
4. План реализации педагогического проекта
5. Ожидаемые результаты
6. Перспектива дальнейшего развития проекта
Заключение
Литература
Приложение
Аннотация педагогического проекта
Публикация «Педагогический проект по развитию речи детей раннего возраста посредством русских народных сказок» размещена в разделах
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
В педагогическом проекте «Путешествие в сказку» представлен системный подход по формированию знаний у детей раннего возраста. Основу составляет проектный метод, в процессе которой дошкольники учатся наблюдать, сравнивать, отвечать на вопросы. Воспитанники участвуют в обсуждении художественных произведений в беседах, разных видах игр. В рамках реализации проекта подготовлен материал для работы с родителями (законными представителями) воспитанников. Проект актуален с точки зрения создания благоприятных условий для современного развития познавательной активности детей, расширением их кругозора и разносторонних способностей.
Проект предназначен для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми раннего возраста и специалистов дошкольных образовательных учреждений, родителей (законных представителей) воспитанников.
Введение
«Сказка - это зёрнышко, из которого
прорастает эмоциональная оценка
ребёнком жизненных явлений».
(В. А. Сухомлинский).
Ребёнка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды.
Но слова - речевые звуки с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребёнка общение с взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения. Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребёнок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка.
Поэтому одной из наиболее важных задач в раннем возрасте считают развитие речевой активности детей через сказки.
В раннем возрасте необходимо научить различать предметы по существенным признакам, правильно называть их отвечая на вопросы «Что это?», «Кто это?» видеть особенности предметов, выделять характерные признаки (какой).
В настоящее время существует проблема: недостаточные навыки речевой деятельности детей. Вызывает тревогу тот факт, что поступающие дети в детский сад имеют ограниченный словарный запас. Поэтому возросла необходимость заниматься проблемами речи и общим развитием ребенка. Одной из современных технологий, направленных на развитие речи, является сказка.
Сказки – самые любимые произведения детей. Сказка не дает прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.
Сказки – первые произведения искусства, которые не просто убаюкивают или развлекают малыша, но способны еще преподать ему множество уроков: воспитывать в ребенке все самое доброе и вечное.
Необходимо выстраивать работу со сказками и с семьей, на основе диалога взаимного доверия и понимания. Это все способствует развитию личности ребенка и является важнейшим условием успешной работы по развитию речи детей.
Тип проекта: практико-ориентированный
Продолжительность: долгосрочный
Участники проекта: дети раннего возраста, педагог, учитель (музыки, родители.
Цель и задачи педагогического проекта.
Цель проекта: развитие речи у детей раннего возраста посредством русской народной сказки.
Задачи проекта:
• расширять знания детей о русских народных сказках, воспитать интерес и желание узнавать больше;
• научить проявлять интерес к участию в совместных подвижно-дидактических развивающих играх;
• научить с интересом слушать сказки в исполнении воспитателя;
• научить отвечать на вопросы о последовательности событий в сказке, рассматривать иллюстрации к сказкам;
• сформировать интерес к настольному театру;
• развивать двигательная активность детей через имитацию движений сказочных героев;
• заинтересовать родителей к совместному чтению сказок с детьми.
1. Содержание педагогического проекта
Содержание проекта способствует социально-коммуникативному и познавательному развитию детей. Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. В игре ребенок как бы проживает недосягаемую для него действительность. Поэтому интерес к профессиональной деятельности взрослых у дошкольников формируется в ходе игры, используя различные методы и приемы в их сочетании.
Достоинство игровых методов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Целенаправленно работая по ранней профориентации дошкольников, у детей появляется большой интерес к сюжетно-ролевым играм на такие темы, как: магазин, кафе, больница, такси, аптека, парикмахерская, банк и т. д.
В работе с детьми дошкольного возраста, когда формируются лишь первоначальные представления об окружающем мире, недостаточно только почитать, рассказать – необходимо показать сами предметы или их изображение. В связи с этим основолагающим является наглядный метод. Это – наблюдение, рассматривание дидактических пособий, просмотр видеофильмов.
– использованием составляющих развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации;
– внедрением активных методов и форм организации.
По способу организации детей на занятии выделяются следующие
формы работы:
1) индивидуальная работа (с одним ребенком, чаще применяется в случаях, когда ребенок нуждается в индивидуальной учебно-развивающей работе.
2) фронтальная (общегрупповая) форма. Занятия проводятся со всей группой детей. Это могут быть различные занятия, развивающие познавательный интерес детей (чтение сказок, рассказов, просмотр видеофильмов и т. д.).
3) подгрупповая (отличается от общегрупповой тем, что детей объединяют в несколько небольших подгрупп по 4-5 человек) форма. В условиях уменьшенного количества детей педагогу легче организовать индивидуально-подгрупповую работу, корректировать свои действия по содержанию и структуре занятия.
4) Игры-загадки позволяют активно развивать мышление ребенка.
5) Беседы, учат ребенка обсуждать те или иные вопросы в совместной беседе с воспитателем и другими детьми.
Таким образом, эффективность пробуждения интереса к сказкам у детей раннего возраста обеспечивается внедрением различных методов, приемов и форм работы с дошкольниками.
2. Ресурсы
Материально-техническое обеспечение изучения осуществляется в соответствии с требованиями:
• санитарно-эпидемиологических норм (требования к освещению, воздушно-тепловому режиму, территории, средствам обучения, учебному оборудованию и т. д.); санитарно-бытовых условий (оборудование мест личной гигиены и т. д.);
• пожарной и электробезопасности;
• охраны здоровья обучающихся и охраны труда работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
Материально-техническое оснащение учитывает потребности и игровые интересы детей раннего возраста, ориентировано на реализацию задач проекта и возможности развернуть игровой сюжет для детей всей группы.
Психолого-педагогические условия реализации проекта обеспечивают вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений, в том числе сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся.
Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации проекта включает фонд дополнительной литературы, в составе которого издания по ознакомлению с различными играми, сказками и т. д.
Для реализации проекта групповая комната оснащена игровым оборудованием, мебелью для детей раннего возраста и для взрослых, магнитной доской, информационными стендами, компьютером, видеопроектором и экраном, канцелярскими принадлежностями. Имеется музыкальный зал для проведения совместных мероприятий с родителями, итоговых мероприятий.
3. Целевая аудитория
Участниками проекта являются дети раннего возраста от 2 до 3 лет – 37 чел., родители (законные представители) различной возрастной категории и социального статуса, педагоги группы.
Формирование ранней профориентации дошкольников в ДОУ должно осуществляться в тесной взаимосвязи с родителями (законными представителями). Семья и ДОУ передают ребенку первый социальный опыт.
В процессе организации образовательной деятельности необходимо обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетенции родителей. Перед родителями стоит задача помогать ребенку, разбираться в наиболее сложных и важных вопросах, создать условия для совместного творческого освоения материала и личностного развития.
4. План реализации педагогического проекта
Реализация проекта рассчитан на один учебный период 2021-2022 гг.
Этапы проекта:
1 этап – подготовительный, (сентябрь 2021 г.) включает в себя следующие мероприятия: создание условий, необходимых для реализации проекта.
Обогащение предметно-развивающей среды, подбор художественной литературы в книжном уголке для детей; подбор необходимого оборудования, пособий; подбор иллюстраций, раскрасок с героями сказок в уголке изобразительной деятельности;
подбор и изготовление дидактических словесных, настольных, сюжетно-ролевых игр по ознакомлению со сказками; пополнение уголка сюжетно-ролевых игр атрибутами. Информирование родителей (законных представителей) о планировании работы с детьми по проекту «Путешествие в сказку».
2 этап – основной (сентябрь 2021 – май 2022 г., направленный на реализацию плана мероприятий с детьми и родителями (законными представителями) воспитанников.
На втором этапе проекта осуществляется непосредственная работа с детьми раннего возраста в ходе проведения тематических занятий, бесед, чтение сказок, мультсериалов, развитие движений. Организация и проведение сюжетно-ролевых и дидактических игр по сказкам. Использование сказок на занятиях и в свободной деятельности. На данном этапе проекта немаловажно повышение уровня педагогической компетенции родителей (законных представителей) по данному вопросу через консультации, рекомендации, стендовые информации.
План реализации проекта
Месяц Деятельность педагога Совместная деятельность педагога с детьми Работа с родителями
Октябрь
- Организация адаптационного периода с использованием русских народных сказок.
- Динамика речи воспитанников на начало года. Знакомство со сказками «Колобок», «Репка», «Теремок». Рассматривание иллюстраций к сказкам. Анкетирование родителей «Роль сказки в воспитании детей».
Ноябрь Изучение темы: «Использование сказок в работе с детьми».
Создание картотеки сказок для работы с детьми. Чтение сказки «Курочка Ряба».
Рассматривание иллюстраций к сказкам. Консультация «Сказка в жизни вашего ребенка».
Декабрь
Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками и дисками. Чтение сказки "Теремок" и дидактическая игра "Найди знакомого героя сказки". Рекомендация
«Особенности чтения сказок о животных».
Январь
Изучение темы: «Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребенка».
Применять цитаты из сказок в режимных моментах. Показ настольного театра по сказкам «Гуси лебеди». Рассматривание иллюстраций к сказкам. Наглядно-информационное сотрудничество «Что и как читать дома детям».
Февраль Изготовление пальчикового театра по сказкам «Три медведя». Чтение сказки «Три медведя». Показ настольного театра по сказке «Три медведя». Настольно-печатная игра: «Собери сказку». Дидактическая игра «Выложи по порядку» «Кубик по сказкам». Изготовили
пальчиковый
театр «Три медведя».
Март Обустроить уголок ряженья.
Изготовление настольно –печатных игр по мотивам сказок. Беседы «Какие сказки я знаю». Помочь детям отвечать на вопросы о последовательности событий в сказке. Беседа по содержанию сказки. Звукоподражательное упражнение «Кто как кричит». Д/игра «Собери сказку из частей». Рисование-дорисуй героям сказок хвостики. Подвижная игра «Зверюшки на дорожках». Консультация для родителей: «Как выбрать полезную книгу».
Апрель Изучение темы: «Роль сказки в воспитании детей». Рассматривание иллюстраций к сказкам. Д/И «Назови меня». Показ настольного театра по сказке «Репка». Индивидуальные консультации и беседы с родителями на темы: «Как подружить ребенка с книгой»,
Май Диагностика уровня знаний по развитию речи у детей. Викторина по сказкам «Что? Где? Когда?»
3. Итоговая онлайн -консультация «Развитие речи через сказку».
3 этап – заключительный.
- Обобщение результатов работы, анализ, закрепление полученных знаний.
-анализ полученных результатов;
-выставка совместно с родителями рисунков и поделок по теме русских народных сказок;
Ожидаемые результаты по завершении проекта
С помощью реализации проекта «Путешествие в сказку» у дошкольников расширяется знания о русских народных сказках. Также проявление интереса к участию в совместных подвижно-дидактических развивающих играх, интерес слушать сказки в исполнении воспитателя, отвечать на вопросы о последовательности событий в сказке, рассматривать иллюстрации к сказкам и интерес к настольному театру. Развивается двигательная активность детей, и через имитацию движений сказочных героев. И не мало важно вовлечение родителей к совместному чтению сказок с детьми.
1. Перспективы дальнейшего развития проекта
Таким образом, у дошкольников появился интерес к данной теме. С помощью народных сказок можно решать практически все задачи методики развития речи.
Данный проект может быть использован педагогами ДОУ, родителями (законными представителями) воспитанников.
Таким образом, работая над данной темой проекта, можно прийти к выводу, что планомерное, систематическое использование сказок является эффективным средством развития речи детей. Опыт работы показывает, что сказка является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка и его речи.
Литературные источники.
1. Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю. Вы и младенец: у истоков общения. – М. : Педагогика, 2001
2. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М. : Издательский центр «Академия», 2000.
3. Буре Р. С., Островская Л. Ф. Воспитатель и дети: пособие для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 1985.
4. Вачков И. В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через сказку. М., 2001
5. Зинкевич – Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии».
6. Ильин И. : «Духовный мир сказки».
7. Э. И Иванова: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.
8. Интернет сайты: «Играем до школы», «Maam.ru».