Айсылу Хабибрахманова
Проект по познавательному развитию в группе раннего возраста «Дидактические игры для формирования форм предметов»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
по познавательно-исследовательскому развитию
в группе раннего возраста
«Дидактические игры для формирования форм предметов»
Вид проекта : познавательно – исследовательский.
Продолжительность проекта : среднесрочный.
Участники проекта : воспитатели, дети группы раннего возраста № 4, родители.
г. Белебей, 2021
Темочки:
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2021
"Игра –это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности"
В. А. Сухомлинский
Содержание проекта :
Ранний возраст - это период детства, когда у ребенка закладываются основы психического и физического здоровья, обусловленный интенсивным созреванием ряда органов и систем.
Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка.
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов : их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе.
Период раннего возраста характеризуется интенсивным развитием процесса восприятия. Не случайно в истории психологии и педагогики сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания (Ф. Фребель, М. Мантессори, Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и др.).
Познание окружающего мира ребенком раннего возраста идет через ощущения и восприятие, составляющие основу сенсорной культуры дошкольника, что и указывает на необходимость проведения планомерной работы с детьми раннего возраста по данному направлению.
Во ФГОС ДО указывается на необходимость поддержки инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности, а дидактическая игра является наиболее эффективной формой организации, в том числе и обучения детей 2-3лет.
Дидактическим играм принадлежит ведущая роль в ознакомлении детей с предметами и их свойствами. Особенность этого вида игр заключается в том, что в них в игровой и доступной форме осуществляется процесс познания, это игры, специально созданные или приспособленные для целей обучения.
Проблема:
Проведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей в нашей группе показал недостаточный уровень сенсорного развития, а именно "сенсорными эталонами" т. е. с геометрическими фигурами и их разновидностями, преобладали в основном средний уровень, но были и низкого уровня развития. В результате проведенного исследования, возникла необходимость в разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры (сенсорных эталонов) детей раннего возраста.
Актуальность
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Я считаю, что тема проекта актуальна, т. к. его реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.
Сенсорное воспитание у детей раннего возраста наиболее успешно осуществляется в условиях различных дидактических игр. Осваивая сенсорный опыт стихийно, без систематического руководства со стороны взрослых, ребенок длительно идет путем проб и ошибок. И только посредством различных дидактических игр ребенку наиболее легко усвоить признаки предметов.
Проект предоставляет прекрасную возможность для педагогического просвещения родителей, для вовлечения их в образовательный процесс детского сада.
За содержащую основу проекта выбрана программа «От рождения до школы», а так же использовали технологии авторов Е. А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста», Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина, Е, Б. Волосова «Раннее детство : познавательное развитие», Л. А. Венгера «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников».
Цель: формирование и развитие представления о форме предмета у детей раннего дошкольного возраста средствами дидактических игр.
Задачи:
• Создать условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр для формирования у детей сенсорных представлений о внешнем свойстве предмета : о форме;
• Подобрать и систематизировать материал на развитие и формирование представления о форме предмета у детей 2-3 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями;
• Развивать у детей желание играть вместе со сверстниками и воспитателем в дидактические игры с простым содержанием;
• Обогащать знания детей способом обследования предметов;
• Обогатить предметно-развивающую среду дидактическими играми и игрушками, пособиями для формирования и развития представления о форме предмета и мелкой моторики рук;
• Повышать уровень знаний родителей по сенсорному развитию детей раннего возраста.
Задачи:
Для детей:
Создать условия для психологического комфорта.
Познакомить детей с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник и с их эталонами.
Учить различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар).
Учить группировать, сравнивать и обобщать предметы по форме.
Учить обследовать форму фигур, используя зрение и осязание.
Обогащать активный и пассивный словарь детей: учить понимать и использовать в речи слова: "такой- не такой", "такой же", "разный"
Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира и замечать их форму.
Развивать мелкую моторику.
Развивать умения детей выделять форму, как особый признак предмета, накапливать представления об основных разновидностях форм.
Развивать у детей желание играть вместе со сверстниками и воспитателем в дидактические игры с простым содержанием.
Воспитывать познавательный интерес, любознательность.
Формировать :
умения слушать и понимать инструкции воспитателя;
интерес к дидактическим играм;
повышать грамотность родителей в вопросах сенсорного воспитания детей раннего возраста.
Для педагога:
Повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной познавательно-исследовательской, игровой деятельности с детьми.
Для родителей:
• Способствовать созданию активной позиции родителей в процессе формирования у детей сенсорных способностей.
Гипотеза: Если будет подобран комплекс дидактических игр и созданы условия для эффективного их использования, то формирование представлений о сенсорных эталонах формы будет успешным
Методы: наглядный, практический, игровой, словесный.
Приемы:
- игровой; игры-упражнения;
- показ действий (пример воспитателя);
- словесные указания (поручения);
- напоминание; поощрение.
Основные педагогические принципы: научности, последовательности, систематичности, принцип личностной ориентации и преемственности, наглядности, индивидуальности, позитивности.
Участники проекта : дети группы раннего возраста, родители группы раннего возраста, воспитатели.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный этап: декабрь 2020 года.
Основной этап: январь-февраль 2021 года.
Заключительный этап: март 2021года.
Содержание практической деятельности:
1 этап – Подготовительный
Декабрь
Сбор и анализ литературы по данной проблеме.
Анкетирование родителей "Сенсорное развитие детей".
Разработка содержания серий дидактических игр для формирования форм предмета у детей 2-3 лет для реализации проекта.
Определить средства восприятия формы предметов детей группы раннего возраста.
Разработка консультаций для родителей о сенсорном воспитании.
Диагностика сенсорного развития детей 2-3 лет.
Подбор материала для изготовления дидактических игр и пособий для формирования форм предмета.
2 этап - Практический (основной)
Январь
Разработка конспектов занятий с использованием дидактических игр для формирования форм предметов.
Подбор дидактических игр для формирования форм предметов.
Классификация дидактических игр для формирования форм предметов в соответствии с особенностями знаний детей, выявленными во время мониторинга.
Изготовление дидактических игр.
Перспективное планирование работы с детьми и родителями.
Дидактические игры, цель которых:
- знакомить детей с формой предметов ;
учить подбирать нужную форму, сравнивать, соотносить;
-учить группировать предметы в соответствии с их формой.
1. Дидактическая игра «Найди такую же фигуру».
2. Дидактическая игра «Найди лишнюю фигурку».
3. Дидактическая игра «Найди похожую фигуру».
4. Дидактическая игра «Катится - не катится».
5. Дидактическая игра «Дидактическая игра «Гости».
6. Дидактическая игра «В царстве фигурок-человечков».
Буклет для родителей "Развитие сенсорных способностей детей 2-3 лет" - ознакомление родителей с понятием «сенсорное воспитание детей» (какую роль играет сенсорное воспитание для развития детей раннего возраста, какие условия должны создать для этого родители)
Февраль
Дидактические игры, цель которых:
-познакомить с эталонами плоских геометрических фигур.
1. Дидактическая игра «Разложи фигуры по местам!».
2. Дидактическая игра "Украсим матрёшке сарафан".
3. Дидактическая игра «Кто-кто в домике живет?».
4. Дидактическая игра «Домик».
1. Консультация для родителей «Значение дидактических игр и занятий в воспитании детей 2 – 3 лет»
Дидактические игры, цель которых:
-закрепить геометрические формы и их названия, мы использовали следующие дидактические игры :
1. Д/и «Строим домик».
2. Д/и «Найди свой домик».
3. Д/и «Почтовый ящик».
4. Д/и «Чудесный мешочек».
5. Д/и «Найди пару»
6. Д/и «Дидактическая игра «Магазин».
7. «Найди предмет указанной формы» (ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму)
8. «Найди предмет такой же формы» (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки)
9. «Заштопай штанишки» (учить детей вставлять предметы данной формы в соответствующие отверстия).
Консультации для родителей "Формирование представлений о форме предмета", "Игры с использованием бросового материала"
Родительское собрание «Познаём, играя». Цель: Вызвать интерес к проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей 2 – 3 лет, желание участвовать в проекте.
Конкурс поделок на лучшую дидактическую игру.
Выставка дидактических игр для формирования формы предмета и игрушек.
3 этап – Аналитический (заключительный)
Март
ООД по сенсорному развитию детей : «Зайка к нам пришел»
Цель: сенсорное развитие детей группы раннего возраста.
Задачи:
1. Воспитывать любознательность, отзывчивость.
2. Закреплять знания детей о плоскостных геометрических фигур (треугольник, квадрат, круг);
3. Развивать мелкую моторику рук.
Диагностика детей.
Сбор фотографий и оформление фото – коллажа «Мы играем».
Подведение итогов, анализ деятельности по результатам реализации проекта.
Подбор новых эффективных форм дидактических игр для формирования форм предмета.
Предполагаемый результат :
Решение поставленных задач обеспечат достижение цели:
1. Систематизацию материала по формированию форм предметов у детей раннего возраста средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
2. Сформированные сенсорные представления путём выделения формы предметов.
3. Совершенствование умений обследовать предметы, учитывать их свойства при действиях с ними.
4. Предметно-развивающая среда обогащенная дидактическими играми и игрушками, пособиями для развития сенсорных способностей и мелкой моторики пальцев рук.
5. Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей раннего возраста.
Содержание работы по плану реализации проекта
• Средства восприятия формы предметов детей группы раннего возраста.
Основные понятия темы:
-Форма -это основное зрительно и осязательно воспринимаемое свойство предмета, которое помогает отличать один предмет от другого (Е. И. Щербакова).
-Восприятие формы - прижизненно формирующийся процесс целостного отражения предметов, внешних очертаний, наружного вида предмета, возникающий при непосредственном воздействии на органы чувств (Н. А. Виноградова).
-Дидактическая игра - специально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями (Н. А. Виноградова).
- Серия - последовательный ряд обладающих общим признаком (С. И. Ожегов).
За содержащую основу проекта выбрана программа «От рождения до школы», а так же использовали технологии авторов Янушко Е. А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста», Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина «Раннее детство :познавательное развитие», Л. А. Венгера «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников».
• Проведение анкетирования родителей
"Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития дошкольников"
- Имеете ли вы представление, что такое сенсорное развитие и воспитание ребенка?
• да (83%)
• нет (17%)
- Как вы оцениваете необходимость сенсорного развития ребенка в дошкольном возрасте?
• считаю нужным (100%)
• не считаю нужным (0%)
• затрудняюсь ответить (0%)
- Созданы ли в ДОУ условия для сенсорного воспитания ребенка?
• да (83%)
• нет (0%)
• не знаю (17%)
- Как вы оцениваете уровень развития у вашего ребенка всех видов восприятия?
• высокий (34%)
• средний (56%)
• низкий (17%)
-Есть ли у вас дома игра по сенсорному воспитанию?
• да (85%)
• нет (0%)
• не знаю (15%)
-Нужна ли Вам помощь от воспитателя по проблеме сенсорного развития вашего ребенка?
• да (62%)
• нет (6%)
• не знаю (32%)
Серия дидактических игр для формирования форм предмета у детей 2-3 лет для реализации проекта.
• I этап - серия дидактических игр, цель которых:
- учить подбирать нужную форму, сравнивать, соотносить;
-учить группировать предметы в соответствии с их формой.
а) Дидактическая игра «Найди пару по форме»,
б) дидактическая игра «Найди такую же фигуру»,
в) дидактическая игра «Найди лишнюю фигурку»,
г) дидактическая игра «Найди похожую фигуру»,
д) дидактическая игра «Дидактическая игра «Гости».
е) Дидактическая игра «В царстве фигурок-человечков».
II этап – дидактические игры, цель которых:
-познакомить с эталонами плоских геометрических фигур.
а) Дидактическая игра «Разложи фигуры по местам!»,
б) дидактическая игра "Украсим матрёшке сарафан",
в) дидактическая игра «Кто-кто в домике живет?»,
г) дидактическая игра «Домик».
III этап – дидактические игры, цель которых:
-закрепить геометрические формы и их названия.
а) Д/и «Строим домик»,
б) Д/и «Найди свой домик»,
в) Д/и «Почтовый ящик»
г) Д/и «Чудесный мешочек»,
е) Д/и «Найди пару»,
ж) Д/и «Дидактическая игра «Магазин».
з) «Найди предмет указанной формы» (ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму)
к)«Найди предмет такой же формы» (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки)
л) «Заштопай штанишки» (учить детей вставлять предметы данной формы в соответствующие отверстия).
Работа с родителями
• Буклет для родителей "Развитие сенсорных способностей детей 2-3 лет" - ознакомление родителей с понятием «сенсорное воспитание детей» (какую роль играет сенсорное воспитание для развития детей раннего возраста, какие условия должны создать для этого родители)
• Консультация для родителей «Значение дидактических игр и занятий в воспитании детей 2 – 3 лет»
• Консультации для родителей "Формирование представлений о форме предмета", "Игры с использованием бросового материала"
Литература:
1. Венгер Л. А., Воспитание сенсорной культуры ребенка/ Л. А. Венгер, Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. -М. : Просвещение, 1998.
2. Математика от трех до семи: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов. / Авт. -сост. З. А. Михайлова. Э. Н. Иоффе. - СПб., 1999.
3. Баранова О. Пространственная геометрия для малышей//Дошкольное образование. -2000.
4. Я. А. Янушко Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года)
5. -Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под. ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Э. М. Дорофеевой - МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019