Марина Еливанова
Педагогический проект по изучению свойств снега и льда «Белый снег пушистый…»
▼ Скачать +Заказ
Я хочу представить вам педагогический проект по изучению свойств снега и льда, проведенный в младшей разновозрастной группе в декабре.
Все дети любят зиму, но не все задумываются, всем ли хорошо зимой, что было бы, если бы зимой не было снега. Предоставить детям возможность в течение двух недель работать над одной темой, чтобы получить ответы на интересующие их вопросы.
Публикация «Педагогический проект по изучению свойств снега и льда „Белый снег пушистый…“» размещена в разделах
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Лед. Ледяные поделки и фигуры, игры и занятия со льдом и льдинками
- Проекты. Проектная деятельность
- Свойства материалов и веществ
- Снег и лед. Свойства, наблюдения, эксперименты со снегом
- Темочки
Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха. Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволит каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечить выход каждого на свой более высокий уровень. Проект «Белый снег пушистый…» предоставляет большие возможности для творчества, позволяет приблизить обучение к жизни, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.
Новизна проекта : новизна заключается в самом проектировании, так как ранее мы с детьми не использовали данную образовательную технологию, когда задачи обучения и воспитания дошкольников реализовывались при активном участии самих воспитанников.
Возрастная группа: 3-4 года
Вид проекта : исследовательский
Тема проекта : «Белый снег пушистый…»
Цель проекта : исследовать, что такое, изучить его свойства, узнать, что связано со снегом в нашей жизни.
Задачи:
- узнать, что такое снег и какой он (белый, холодный, мокрый, мягкий, легкий, пушистый, обогатить речь детей описательными прилагательными);
- узнать когда и откуда падает снег
- сравнить снег и лед;
-узнать, что иногда снег лепиться, а иногда нет;
-узнать, что в тепле снег тает и получается вода;
- определить чистоту снега и талой воды;
- рассмотреть форму снежинок;
- познакомиться со снежными играми;
- узнать, кто живет на Севере;
- познакомиться со стихотворными и музыкальными произведениями о снеге.
Форма итогового мероприятия: оформление стенгазеты.
Длительность проекта : краткосрочный (2 недели) .
1этап: мотивационно-диагностический.
Интеграция образовательных областей: Коммуникация, познание, социализация.
Совместная деятельность с детьми:
Педагог : формулирует цель, определяет продукты проекта.
Цель: заинтересовать детей и родителей предметом исследования.
Постановка вопроса «Почему вокруг бело?»
Извещение родителей о проекте и приглашение к сотрудничеству.
Обогащение развивающей среды:
Подбор иллюстрированного материала по предмету исследования.
Подготовка к экспериментированию по теме (подбор темы и оборудования) .
Работа с родителями:
Согласие к сотрудничеству.
2 этап: организационный.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация.
Совместная деятельность с детьми:
Педагог : планирует деятельность с детьми.
-познавательно- речевую;
-художественно-творческую;
-игровую;
-совместную деятельность родителей с детьми.
Планирует формы работы с детьми:
индивидуальные и групповые.
Подбирает материал для продуктивной деятельности.
Обогащение развивающей среды:
Подготовка к экспериментированию по теме (подбор темы и оборудования). Подготовка предметно-развивающей среды (оформление информационной доски) .
Работа с родителями:
Донести до участников проекта важность данной темы.
Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
3 этап: содержательно-практический:
Интеграция образовательных областей: ЧХЛ (Чтение художественной литературы, познание, коммуникация, социализация, музыка, художественное творчество, безопасность, здоровье.
Совместная деятельность с детьми:
• Образовательная ситуация № 1 «Почему кругом бело?»
Цель: Уточнить представления детей о снеге, упражнять в произнесении звука «С».
Содержание:
1. Чтение стихотворения И. Суриковой «Белый снег пушистый…».
2. Беседа по содержанию стихотворения.
3. Рассматривание иллюстрации по теме.
4. Физ. минутка «Падают снежинки».
5. Разучивание стихотворения «Белый снег пушистый…»
• Образовательная ситуация № 2. «Зимние забавы».
Цель: уточнить представление детей о зимних играх и забавах, учить играть в разнообразные зимние игры.
Содержание:
1. Рассказ детей о любимых зимних забавах. Рассматривание иллюстрации «Дети и взрослые на зимней прогулке».
2. Беседа по картине.
3. Подвижные игры «Снежки», «След в след», «Перепрыгни через сугроб», «Льдинки, снежинки, сосульки».
4. Заучивание стихотворения О. Высотской «На санках».
5. Слушание пьесы П. Чайковского «Вальс снежных хлопьев».
• Образовательная ситуация № 3. «Кто на Севере живет».
Цель: познакомить детей с обитателями Севера.
Содержание:
1. Просмотр мультфильма «Умка»
2. Беседа по просмотренному.
3. Физ. минутка «Пингвины».
4. Дидактическая игра «Найди на картине».
5. Рассказывание по картине «Северные олени»
• Образовательная ситуация № 4 «Почему снег есть нельзя?».
Цель: формирование основ безопасного поведения и здорового образа жизни.
1. Беседа-рассуждение «Почему нельзя есть снег».
2. Рассказ воспитателя «Незнакйка и снежинки».
• Целенаправленные наблюдения на прогулке.
1. Наблюдение и исследование свойств снега (белый, холодный, лепится – не лепится) .
2. Наблюдение зимних явлений в природе.
3. Наблюдение снегопада, исследование снега (легкий, пушистый) .
4. Изучение формы снежинок.
5. Хруст снега.
6. Чистота снега
7. Опыт: «Что быстрее тает снег или лед»(наблюдение с родителями в раздевалке) .
8. Чтение рассказа «Про снежный колобок» Н. Калининой.
• Элементарные опыты: «Откуда взялась вода», «Куда спрятался снег», «Определение чистоты снега», «Сравнение снега и льда», «Наблюдения за сосульками».
• Подвижные игры: иммитация движений «Полёт снежинки», «Снеговик», «Лыжники», «Метель», «По снежочку мы пойдем», «Вот зима, кругом бело», комплекс утренней гимнастики «Мы мороза не боимся», комплекс гимнастики после сна «Валенки».
• Речь с движением: «Со снежком мы поиграем», «Как под горкой снежок», «Снеговик», пальчиковая гимнастика «Снеговик».
• Чтение стихов и произведений: семейный рассказ «Приключение снежинки», стихи «Ветер веет.», Н. Некрасов «Снежок», Е. Благина «Снег», беседа «Сильный мороз».
• Слушание песен: «Белые снежинки», «Вальс снежинок».
• Художественное творчество: рисование «Снегопад», лепка «Снеговик», рисование манкой «Ночной снегопад».
• Дидактические игры «Найди снежинке пару», «Снежинки», «Кто на Севере живет?», выкладывание снеговика на магнитной доске.
• Самостоятельные игры со снегом : «Чей ком больше», «Попади в цель», «Чья горка выше», «Снежный дом», «Снежный салют».
• Коллективное рассматривание творческих работ, индивидуальные беседы с детьми по творческой работе.
Обогащение развивающей среды:
Информационный стенд с наглядной информацией для детей раннего возраста, игры и материалы для экспериментирования в свободном доступе.
Работа с родителями:
Совместное с детьми изготовление творческой работы «Снежные впечатления».
Совместное с детьми наблюдение в раздевалке группы «Что тает быстрее снег или лед».
4 этап: итоговый.
Совместная деятельность с детьми:
оформление стенгазеты по результатам работы (оформление творческой работы вместе с родителями, помощь в оформлении, беседа) ;
просмотр презентации «Лёд, снежинка и вода»
Обогащение развивающей среды:
оформление стенгазеты;
оформление рекомендаций для родителей «Экспериментирование со снегом», «Домашние игры со снегом».
Работа с родителями:
беседа родителей с детьми, совместное рассматривание стенгазеты.
Самоанализ «Чем был полезен проект».
Использованная литература:
1. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. - М. : Мозаика-Синтез, 2009-2010.
2. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. Вторая младшая группа. -М. : Мозаика-Синтез, 2009-2010.
3. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада. - М. : Мозаика-Синтез, 2008-2010.
4. Степаненкова Э. Я. Сборник подвижных игр. Для 2 работы с детьми -7 лет. -М. :Мозаика-Синтез, 2013.
5. Куцакова Л. В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. -М. : Мозаика-Синтез, 2007-2010.
6. Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. .-М. : Мозаика-Синтез, 2013.
7. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада. - М. : Мозаика-Синтез, 2007-2010.
8. Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой. Средняя группа. - 2011.
9. И. З. Суриков «Сборник стихов». – Золотой серпок. М: Малыш, 1994.
10. Серия «Мир в картинках» (мир природы)
Арктика и Антарктика. - М. : Мозаика-Синтез, 2005-2010.
11. Серия «Рассказы по картинкам»
Зима. - М. : Мозаика-Синтез, 2005-2010.
12. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. - М. : Мозаика-Синтез, 2007-2010.
13. Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Праздники и развлечения в детском саду. - М. : Мозаика-Синтез, 2005-2010.
14. DVD-диски мультфильмов и из «Детского альбома»
15. Презентации.
16. Иллюстрации, сюжетные картинки.
Несколько фотографий.
Примеры творческих работ:
Аппликация «Снегопад и снеговик»