Наталья Александровна Клименкова
Педагогический проект по естествознанию в старшей группе «Барыня капуста» (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект по естествознанию в старшей группе «Барыня капуста».
Актуальность. Одной из центральных задач дошкольного образования становится не столько усвоение определенной суммы знаний, сколько формирование личностных качеств, способствующих успешной социализации и дальнейшему образованию и самообразованию. Особенно актуальным представляется формирование естественнонаучных представлений, т. к. они закладывают у дошкольников основу миропонимания.
Темочки:
- Как растения пьют? Опыты с окрашиванием капусты и цветов
- Капуста. Все о капусте
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Проекты
- Опыт работы, практика
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
С явлениями окружающего мира, в частности живой и неживой природы ребенок сталкивается очень рано и стремится познать их. Однако непосредственный опыт не может служить материалом для самостоятельного обобщения, для анализа явлений, установления зависимостей между ними. Явления, происходящие в неживой природе, достаточно сложны и требуют того, чтобы дети во взаимодействии со взрослыми учились устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения в окружающем мире.
В своей работе с детьми мы остановились на выборе проекта о народной любимице – капусте с целью углубления естественнонаучных знаний детей, привлечения знаний детей не по одному предмету, а из разных областей, развитие их творческого мышления, исследовательских навыков и практической жизни.
Нам чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Но для чего, когда? Вот тут-то и встала проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые умения, которые еще предстоит приобрести. Где, каким образом? Нам представлялось значимым не просто подсказать новые источники информации, но и направить мысль детей в нужном направлении для самостоятельного поиска. В результате этой работы дети должны были самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся проблема, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.
Новизна. В своей работе над мини-проектом мы использовали определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяли решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий детей и предполагали презентацию этих результатов, а также применяли совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Цель: Способствовать формированию естественно-научных представлений и исследовательских навыков по теме «Капуста».
Участники проекта: воспитанники старшей группы, педагоги, родители.
Тип проекта: практически-деятельностный, познавательно-игровой, групповой, краткосрочный.
Гипотеза: Целенаправленно организованная познавательно-исследовательская деятельность по формированию представлений об овощной культуре (капусте) будет способствовать развитию естественнонаучных представлений.
Задачи проекта:
1. Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками в процессе исследовательской деятельности;
2. Формирование представлении об историей появления данной овощной культуре в нашей стране,
3. Развивать любознательность к овощной культуре (капуста, ее питательной ценности и пользе для организма.
4. Развивать представления о
• жизни растения (оно растет, развивается, может быть больным, здоровым)
• строении, функциях и назначении его частей (корень, листья)
• влиянии света, тепла, воды
• экологически грамотном поведении человека с растением
Эффективность реализации поставленных задач во многом зависит от содержания развивающей предметно-пространственной среды созданной в дошкольном учреждении, которая включает:
природный уголок-выставка;
информационные уголки с наглядной информацией о капусте, схемами роста овоща, виды капусты;
информация для родителей «Питательные свойства капусты»;
Этапы работы над проектом
1. Погружение в проект «Сто одежек и все без застежек»
Задачи:
- пробудить у детей желание познакомится с капустой ближе,
- развивать у детей самостоятельность в исследовательской деятельности,
- воспитывать желание к познавательной деятельности
- формировать умение отражать характерный цвет капусты в рисовании
Содержание работы:
• Заучивание стихотворения В. Суслов «Осенью», И. Гринёв «Капуста»
• Художественное слово: «Капуста»,
• Продуктивная деятельность: Изготовление атрибутов на праздник к костюму «Барыня капуста»
• Конкурс рисунков «Народная любимица капуста».
• Экспериментально-исследовательская деятельность: Рассмотреть семена капусты под лупой, микроскопом, в разрезе,
• НОД «Родина капусты?»
• Подвижная игра «Собери урожай»
Работа с родителями:
- Консультация на тему «Овощи в рационе ребенка»»
- Конкурс композиций из капусты «Веселый вилок»
2. Планирование деятельности «Закутана, запутана»
- развивать интерес к загадкам, воспитывать воображение,
- учить детей сажать семена капусты в землю, формировать обобщенные представления об овощах, расширять знания о способах посадки
Завести календарь наблюдения за прорастанием ростков капусты из семян
- Познакомить детей со значением капусты для жизнедеятельности человека.
Содержание работы:
• Загадки о капусте
• Посев семян капусты в землю
• Подвижная игра «1, 2, 3 к капусте беги»
• НОД «Сорок одежек и все без застежек»
• Дидактическая игра «Найди по описанию»
• Экскурсия на огород
Работа с родителями:
• Мастер-класс «Огород на окне»
• Коллаж «Капуста во всей красе»
3. Осуществление деятельности по решению проблемы «Красавица капуста»
Задачи:
- формировать интерес к устному народному творчеству,
- развивать навык передавать основную форму и характерные особенности капусты. Развивать эстетическое восприятие, учить красиво располагать изображение на листе
- Прививать детям навыки ухода за рассадой, воспитывать трудолюбие, самостоятельность.
Содержание работы:
• Поговорки, пословицы о капусте
«Без капусты щи не густы»
«Заяц- трус, и тот на капусту охотится»
«Не суйся к капусте, пока не припустят»
• Экспериментально-исследовательская деятельность «Посадка рассады на грядки»
• Зарисовка в календаре наблюдений: Что нужно для роста? (вода, тепло, свет,Уход за рассадой на огороде
• Музыкальная деятельность: Пение народных песен о капусте «Вейся, вейся кочан», «Огородная-хороводная» Можжевеловой
• Подвижная игра «Варим борщ»
• Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
• НОД «Вся капуста хороша»
Работа с родителями
• Оформление стенда для детей «Капустные грядки»
5. Презентация результатов «Урожай капусты»
Задачи:
- обобщенное представление об основных фазах жизненного цикла растений
- Сбор урожая. Рассказать детям, когда и как убирают урожай.
Содержание деятельности:
• Музыкальная деятельность: Хоровод «Вейся, вейся, кочан»
Пение народной песни
Капуста вилиста, не будь голенаста
Не будь голенаста, будь кудаста.
В огороде я хожу, все капусту сторожу!
Вот идет козел, вот бредет седой
По густым кустам пробирается!
• Экспериментально-исследовательская деятельность: Жизненный цикл растений
• Сбор урожая
• Совместный досуг: «Барыня капуста»
• Презентация результатов проекта родителям и педагогам
Ожидаемые результаты
1. У детей сформирована готовность к совместной деятельности со сверстниками в процессе исследовательской деятельности.
2. Воспитанники имеют представления об истории появления данной овощной культуре в нашей стране
3. У детей наблюдается устойчивый интерес к овощной культуре (капуста, ее питательной ценности и пользе для организма
4. Достигнуты успехи детей в сформированности представлений о:
жизни растения (оно растет, развивается, может быть больным, здоровым)
строении, функциях и назначении его частей (корень, листья)
влиянии света, тепла, воды
экологически грамотном поведении человека с растением
ПРИЛОЖЕНИЕ
Электронное мультимедийное дидактическое пособие на тему:
«Сорок одежек и все без застежек»
для детей старшего дошкольного возраста