Татьяна Степанова
Конспект интегрированного занятия для детей среднего дошкольного возраста «Барыня-капуста»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход ООД
Дети заходят в группу
Цель: Приобщение детей к русскому народному фольклору.
Образовательные:
- прививать детям интерес и любовь русским народным традициям;
- способствовать развитию положительных эмоций, чувства взаимопомощи, дружбы, сопереживания;
Развивающие:
- развивать интонационную выразительность речи, чувство юмора;
- привлечь детей и родителей к активному участию в праздничном мероприятии;
Воспитательные:
Воспитывать любовь к природе, желание детей узнавать что-то новое
Публикация «Конспект интегрированного занятия для детей среднего дошкольного возраста „Барыня-капуста“» размещена в разделах
- Капуста. Все о капусте
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2018
Виды деятельности: коммуникативная, игровая, музыкальная.
Предварительная работа: слушание русских народных песен, разучивание народных игр, элементов русской пляски; разучивание пословиц и поговорок; разучивание стихов, песен их обыгрывание. Оформление выставки «Капустица»; работа с родителями.
Участники: дети средней группы, родители воспитанников.
Декорации: зал оформлен в народном стиле русской избы с внутренними атрибутами.
Место проведения: музыкальный зал.
Материалы и оборудование: русские народные костюмы; музыкальные народные инструменты: румбы, трещотки, деревянные ложки и др. ; овощи в корзине; музыкальный центр, диски с музыкой.
Действующие лица:
- ведущие (2 воспитателя).
- козёл.
- гусеница
Музыкальный материал:
- хоровод «Я капустицу полола» русская народная песня;
- «Танец с переходом» :
- песня «К нам гости пришли»;
- волжская народная песня «Вейся, капустка»;
- песня Д. Львова - Компанейца на стихи И. Мазнина «Вот такие качаны»;
- русская народная песня «Ах вы, сени»;
- музыкальная народная игра «У дядюшки Трифона семеро детей»;
- музыкальная народная игра «Я на камушке сижу»;
Игры:
- «Угадай, что в корзинке?»;
- «Плетень»;
- «Гусеница»;
- «Весёлая капуста»;
- передача по кругу кочана капусты;
- Капустная эстафета;
- пальчиковая игра «Капуста» (по Н. Пищевой);
- игра с родителями «Определи вес капусты».
Звучит русская народная музыка. Дети в русских костюмах входят в зал парами, кланяются и встают на свои места.
Воспитатель: (во время входа детей, почти перед каждой парой)
Добро пожаловать, гости званые и желанные!
Всех в нашу избу приглашаем, душевно встречаем!
Пожалуйте в нашу горницу.
Не смущайтесь, не стесняйтесь, удобно располагайтесь!
Рады гостям как добрым вестям.
Красному гостю - красное место.
Где потеснее, там веселее.
Для дорогих гостей и ворота настежь!
(Когда все дети войдут в зал)
На Руси говорили: «Гость на порог – счастье в дом».
Ну вот в нашем доме теперь все в сборе.
Семья вместе - так и душа на месте.
В старые времена был такой обычай у русских людей: как заканчивались полевые работы и был собран урожай, коротали осенние деньки и зимние вечера вместе, устраивали посиделки. Вот и у нас все садово-огородные хлопоты позади - убрали последние овощи и фрукты.
А вы, ребятки, не зевайте про них загадки разгадайте.
Сяду рядышком на лавке,
Вместе с вами посижу,
Загадаю вам загадку,
Кто смышлёней погляжу.
( Воспитатель: загадывает загадки про овощи. За правильный ответ вручается приз - соответствующий овощ.)
1. Весною повисло, всё лето кисло.
А сладко стало - на землю упало. Дети: (яблоко).
2. В огороде вырастает, а когда он созревает,
Варят из него томат, в щи кладут и так едят, Дети: (помидор).
3. Любопытный красный нос
По макушку в землю врос
Лишь торчат на грядке
Зелёные пятки, Дети: (морковь).
4. Говорят, он горький.
Говорят - не сладкий.
Стрелочкой зеленной –
Он растёт на грядке.
Он полезный самый –
В том даю вам слово.
Этот овощ съешьте –
Будете здоровы, Дети: (лук).
5. И зелен и густ, на грядке вырос куст.
Покопайте немножко, под кустом?. Дети: (картошка).
6. Над землей трава,
Под землей бордовая голова. Дети: (свекла)
7. Расселась барыня на грядке
Одета в шумные шелка.
Мы для неё готовим кадки
И крупной соли – пол мешка. Дети: (капуста)
Да! Капуста нынче удалась на славу! Вот и решила я сегодня пригласить вас на капустные посиделки. В старину в деревнях проводились капустные вечера (капустки, когда женщины собирались по очереди друг у друга, вместе солили капусту, шутили, песни распевали.
Так давайте песнями да хороводами славить этот чудо овощ.
С давних пор капусту любили,
Сажали да припевали:
Когда сажали, говорили:
Я капусту сажу,
Сажу беленькую,
Ты, капуста, родись
И бела, и спела, И с тыном ровна!
-Не будь голенаста, будь пузаста!
-Не будь стара, будь молода!
-Не будь мала, будь велика!
Исполняется хоровод «Я капустицу полола» р. н. п. После песни все садятся.
Воспитатель:
Чтобы сильно не грустил
Тот, кто приз не получил,
Вам друзья и подружки
Пропоют свои частушки.
Дети поют частушки.
Все: Шире, улица раздайся,
Мы по улице идём
И задорные частушки
Про капусту пропоём.
Хороша моя капуста,
Ну, а я-то чем плоха?
Вот сижу теперь на грядке,
Поджидаю жениха.
Я капустицу полола,
Всё боялась не успеть
Ни травы и ни капусты -
Любо - дорого смотреть.
В огород козла пустил,
Чтоб капусту сторожил.
Несознательный козёл
Съел капусту и ушёл.
Ах, подружки дорогие,
Дайте мне капусты.
Я всё лето загорала -
В огороде пусто.
Почему в шкафу у мамы
Стало очень пусто?
Все наряды я надела,
Как кочан капусты.
Положу-ка я в кадушку.
Всю капусту поскорей.
Буду петь я ей частушки
Чтоб хрустела веселей.
Разудалый я силач –
Гну рукой подковку!
Потому что я жую
Каждый день капустку.
Сшила платье из капусты,
Огурцом отделала.
Рассердилась, платье съела,
Что же я наделала!
Дети: Хорошо частушки пели,
Хорошо и окали.
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали!
Дети:
Урожай у нас хороший
Будет сыта вся семья!
Отгадать сумей на ощупь
Что в корзинке у меня?
Кто смышлёней погляжу.
( Воспитатель: загадывает загадки про овощи. За правильный ответ вручается приз - соответствующий овощ.)
1. Весною повисло, всё лето кисло.
А сладко стало - на землю упало. Дети: (яблоко).
2. В огороде вырастает, а когда он созревает,
Варят из него томат, в щи кладут и так едят, Дети: (помидор).
3. Любопытный красный нос
По макушку в землю врос
Лишь торчат на грядке
Зелёные пятки, Дети: (морковь).
4. Говорят, он горький.
Говорят - не сладкий.
Стрелочкой зеленной –
Он растёт на грядке.
Он полезный самый –
В том даю вам слово.
Этот овощ съешьте –
Будете здоровы, Дети: (лук).
5. И зелен и густ, на грядке вырос куст.
Покопайте немножко, под кустом?. Дети: (картошка).
6. Над землей трава,
Под землей бордовая голова. Дети: (свекла)
7. Расселась барыня на грядке
Одета в шумные шелка.
Мы для неё готовим кадки
И крупной соли – пол мешка. Дети: (капуста)
Да! Капуста нынче удалась на славу! Вот и решила я сегодня пригласить вас на капустные посиделки. В старину в деревнях проводились капустные вечера (капустки, когда женщины собирались по очереди друг у друга, вместе солили капусту, шутили, песни распевали.
Так давайте песнями да хороводами славить этот чудо овощ.
С давних пор капусту любили,
Сажали да припевали:
Когда сажали, говорили:
Я капусту сажу,
Сажу беленькую,
Ты, капуста, родись
И бела, и спела, И с тыном ровна!
-Не будь голенаста, будь пузаста!
-Не будь стара, будь молода!
-Не будь мала, будь велика!
Исполняется хоровод «Я капустицу полола» р. н. п. После песни все садятся.
Воспитатель:
Чтобы сильно не грустил
Тот, кто приз не получил,
Вам друзья и подружки
Пропоют свои частушки.
Дети поют частушки.
Все: Шире, улица раздайся,
Мы по улице идём
И задорные частушки
Про капусту пропоём.
Хороша моя капуста,
Ну, а я-то чем плоха?
Вот сижу теперь на грядке,
Поджидаю жениха.
Я капустицу полола,
Всё боялась не успеть
Ни травы и ни капусты -
Любо - дорого смотреть.
В огород козла пустил,
Чтоб капусту сторожил.
Несознательный козёл
Съел капусту и ушёл.
Ах, подружки дорогие,
Дайте мне капусты.
Я всё лето загорала -
В огороде пусто.
Почему в шкафу у мамы
Стало очень пусто?
Все наряды я надела,
Как кочан капусты.
Положу-ка я в кадушку.
Всю капусту поскорей.
Буду петь я ей частушки
Чтоб хрустела веселей.
Разудалый я силач –
Гну рукой подковку!
Потому что я жую
Каждый день капустку.
Сшила платье из капусты,
Огурцом отделала.
Рассердилась, платье съела,
Что же я наделала!
Дети: Хорошо частушки пели,
Хорошо и окали.
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали!
Дети:
Урожай у нас хороший
Будет сыта вся семья!
Отгадать сумей на ощупь
Что в корзинке у меня?
Игра «Угадай, что в корзинке?» (дети на ощупь отгадывают овощи и фрукты).
Ребёнок. Эй, весёлый народ,
На стой у ворот!
Выходи веселей,
Попляши для гостей!
«Танец с переходом»
Воспитатель: Да, плясали мы умело.
А теперь пора за дело.
Мы по кругу пойдём,
Да капусту завьём.
Под пение волжской народной песни «Вейся, капустка» дети идут по кругу, завивая «капусту». После того, как, капуста «завьётся», с песней Д. Львова - Компанейца на стихи И. Мазнина «Вот такие качаны», выходит Заяц.
Заяц: Вот так капуста! Вот так кочан! Стоит, наливается, меня дожидается. Сейчас я тебя съем!
(Дети разбегаются, козёл их догоняет. Ведущая предлагает построить плетень, чтобы не пустить Козла в огород.
Проводится игра «Плетень».
Заяц: Эх, вы! От меня капусту спасаете, а её уже давно едят.
Воспитатель: Кто? : Гусеница!
Воспитатель: Ой, и правда, гусеница - первый враг капусты. Сейчас мы её поймаем!
Заяц: Да где уж вам без меня. Так и быть помогу.
Воспитатель: А теперь скорей сюда,
Для вас занятная игра.
Дети встают друг за другом «паровозиком» и берут друг друга за пояс. Первым встаёт Козёл.
Игра «Гусеница» (Козёл должен поймать хвост гусеницы, который должен всё время уворачиваться.)
Воспитатель: Как в народе говорится - не красна изба углами, а красна пирогами.
А у нас угощенье всё капустное,
Пироги да салаты капустные.
Будем есть и хозяек нахваливать,
Да добавки друг другу подкладывать!
Песня «К нам гости пришли».
Воспитатель:
Чтобы дети не скучали,
От зари и до зари.
Песни петь для вас готовы,
Наши чудо - ложкари.
Выходят дети с деревянными ложками и на мелодию русской народной песни «Ах вы, сени» поют:
Перед вами выступают
Ох, лихие ложкари.
Наши ложечки играют
От зари и до зари.
Деревянные, резные,
Расписные на показ!
Обойдите всю Россию.
А такие лишь у нас!
Воспитатель:
Вот как ложкари играют,
Настроенье поднимают.
Раз подняли настроенье,
Будут игры без сомненья!
Игра «Я на камушке сижу».
Я на камушке сижу,
Мелки колышки тешу,
Мелки колышки тешу,
Огород свой горожу.
Ай ли, ай люли, огород свой горожу.
Девочки-подружки, разбирайте колышки!
Девочки выбирают мальчиков и встают за ними, образуя круг.
Водящий ходит вокруг круга, подходит к любой паре.
Воспитатель: - Кума, кума, продай колышки!
- Купи!
- А что стоит?
- Кочан капусты, веник да рубль денег.
- Ну, по рукам!
Ударяют по рукам и бегут в разные стороны. Кто прибежит первым, тот встает у «колышка». Проигравший становится водящим.
Воспитатель:
Делу – время, потехе – час,
Кто хочет поиграть сейчас?
1. Игра «Весёлая капуста» (передавать по кругу кочан капусты. На ком музыка остановится, тот танцует)
2. Капустная эстафета. (2 команды). Дети встают в две шеренги, первый ребенок берет мячи по одному из обруча, передает следующему и т. д., последний в шеренге кладет мячи в корзину. Выигрывает команда, выполнившая задание первой.
Воспитатель: Вот капуста и поспела, принимаемся за дело:
будем квасить и солить, чтоб зимой с припасом жить.
Пальчиковая игра «Капуста» (по Н. Пищевой)
Тук! Тук! Тук! Тук! Раздается в доме стук.
Мы капусту нарубили, перетерли, посолили.
И набили плотно в кадку, все теперь у нас в порядке.
(Ритмично ударяют ребрами ладоней по бедрам. Совершают хватательные движения обеими руками по бедрам. Указательный и средний пальцы трут о большой. Шлепают ладонями по бедрам. Встряхивают руками.)
Воспитатель: О том, как правильно квасить капусту, деревенские жители с малолетства знали.
Чищу, режу я капусту,
А потом морковку тру.
Посолю ее немножко
И в бочонок уложу.
Мама палочки положит.
Папа будет прессовать,
А когда она забродит,
Станем палкой протыкать.
Пару дней она бродила –
Надо в погреб выносить,
А не то ее придется
Козам всю потом скормить.
Воспитатель После засолки надобно и поиграть, повеселиться.
Игра. Играющие берутся за руки, образуя круг. Один остается в середине. Все поют и приговаривают:
У дядюшки Трифона семеро детей
Семеро детей, да все сыновья,
Они не поют, не едят
Друг на друга глядят
И делают все во так. Стоящий в середине ребенок делает какое- либо движение, и все играющие должные его повторить. Кто опоздает или сделает по своему, тот выбывает из игры.
Воспитатель:
О капусте русский народ сложил поговорки, многие из которых дошли до наших дней Ребята, а вы знаете пословицы и поговорки о капусте?
Хлеб да капуста лихого не допустят.
Капусту садить – спине досадить.
Для чего и огород городить, коль капусту не садить.
Капуста любит воду, да хорошую погоду.
Хорошая капуста в кочан завьётся, а плохая – в листьях сгниёт.
Октябрь-капустник, пропах капустой.
Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь – капустой.
Без картошки, хлеба да капусты – какая еда!
Не суйся к капусте, пока не припустят.
Воспитатель:
(К родителям) А вы, уважаемые гости, знаете загадки о капусте?
Родители:
1. Стоит Матрешка на одной ножке,
Закутана, запутана.
2. Стоит Антошка низок,
На нем семьдесят семь ризок.
3. Стоит Ермошка на одной ножке,
На нем сто одежек
Не шиты, не кроены,
А все в рубцах.
4. Был ребенок – не знал пеленок,
Стал стариком – сто пеленок на нем.
5. Стоит Филат, на нем сто лат.
Воспитатель:
Ой, хватит, хватит! Вижу, что знаете загадки о капусте. Вон сколько рецептов блюд из капусты вы нам принесли (показывает на альбом «Блюда из капусты»)
Мамы, папы, все сюда-
У нас с капустой будет занятная игра!
Игра «Определи вес капусты» (конкурс кто точнее определит вес капусты)
Ой, уже совсем стемнело!
Что ж, спасибо скажем смело.
Тебе, капуста белая,
Вкусная и спелая.
Ты дождями умывалася,
В триста платьев одевалася.
Будем кушать да хвалить,
Да спасибо говорить.
Заяц.
А вам за веселье
От меня угощенье. (Выносит пирожки с капустой)