Оксана Аничкина
Педагогический проект в группе раннего возраста «Адаптация детей в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
в группе раннего возраста
«Адаптация детей в детском саду».
Цель: создать условия, способствующие охране и укреплению психологического здоровья детей, обеспечения их эмоционального благополучия в процессе адаптации детей.
Задачи:
Публикация «Педагогический проект в группе раннего возраста „Адаптация детей в детском саду“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
• Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
• Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
• Работа с родителями, направленная на качественные изменения в привычном жизненном укладе семьи, на новые уровни взаимодействия и сотрудничество с сотрудниками детского сада;
• Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей;
• Повышение коммуникабельности между родителями.
Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей :
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
- развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
- развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений;
- развитие игровых навыков, произвольного поведения.
Тип проекта : групповой
Срок реализации – июнь, июль, август 2016г.
Участники проекта – дети, родители, воспитатель, педагог-психолог.
Актуальность
Сохранение, наряду с физическим, и психологического здоровья дошкольников сегодня рассматривается как одно из требований безопасности образовательного процесса и как один из показателей качества образования. При этом в качестве показателя оптимального уровня психологического здоровья человека можно рассматривать его высокую приспособляемость к природной и социальной среде, которая обеспечивается сохранностью позитивного самочувствия, полноценным психическим развитием на всех этапах онтогенеза. Психически здоровый человек адаптирован к социуму и может успешно функционировать в нем.
В дошкольном возрасте проблема сохранения психологического здоровья является наиболее актуальной при вхождении ребенка в образовательную среду при поступлении его в дошкольное учреждение, т. е. в процессе адаптации детей к условиям ДОУ.
Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма, а так как адаптивные возможности ребенка в раннем возрасте ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению психофизического темпа развития.
В связи с этим актуальным является осуществление целенаправленной организации процесса привыкания детей к новым условиям дошкольного учреждения, которое способствовало бы адекватному, безболезненному приспособлению детей к новым условиям, сохранению и укреплению их психического здоровья. Возникает потребность в создании и разработке целостного набора средств, приемов и методов, совокупность которых способствовала бы эффективному повышению адаптационных возможностей детей и содействовала снятию стрессового состояния.
Решение вышеупомянутого вопроса легло в основу разработки программы психолого-педагогического сопровождения ребенка в период адаптации к ДОУ.
Данная рабочая программа определяет содержание и организацию деятельности психологической службы ДОУ по сохранению и укреплению психологического здоровья детей раннего возраста (1, 5 – 3 года) в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.
При условии реализации данного проекта можно предположить следующие результаты:
• благоприятный адаптационный период детей.
• снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду. Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с медико-психолого-педагогической службой ДОУ.
• повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
• становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
• создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.
Этапы проекта.
I подготовительный этап – взаимодействия педагогического коллектива и родителей детей :
• подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, игр;
• разработка конспектов адаптационных занятий, совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей;
• разработка анкет для родителей;
• составление перспективного плана мероприятий проекта.
II основной этап – установление и закрепление с помощью родителей положительных взаимоотношений между воспитателем и ребенком. Разработка и реализация работы с детьми в период адаптации (цикл занятий).
1. Игры, направленные на знакомство: «Дай ручку», «Ласковое имя», Давайте поздороваемся».
2. Игры для снятия эмоционального и мышечного напряжения: «Поймай жучка», «Карусель», «Поезд», «Догоню», «Топ-топ», «Дождик и солнышко», «Мячики», «Лиса и заяц»
3. Разучивание потешек: «Божья коровка», «По ровненькой дорожке», «Друг веселый, мячик мой», «Скачут мышки, шалунишки», «Зайка серенький сидит», «Пальчики у нас попляшут», «Прыгай, прыгай веселей».
4. Упражнение «Где у жучка ножки?»
5. Пальчиковый спектакль «Репка», «Курочка Ряба»
6. Тестопластика по подгруппам «Божья коровка»;
7. Совместное занятие с родителями «Дом дружбы»;
8. Релаксация «Мячики отдыхают»;
9. Игровая деятельность: «Зайка серенький сидит», «Солнце и дождик», «Мыльные пузыри», «Ладонь на ладонь», «Пропавший малыш», «Бегите ко мне»
10. Пение песен: «Ладушки - ладошки», «Серенькая кошечка»
11. Чтение стихотворения А. Барто «Игрушки»
III заключительный этап – подведение итогов и результатов исследования:
• анализ проведенной работы;
• диагностика адаптации детей к условиям ДОУ;
• публикация проекта на интернет-сайте.
Итоги проекта :
К концу опытного периода 3 детей (12%) испытывали эмоциональный дискомфорт в группе, что требует дополнительное время для адаптации, так как у них выявлена тяжелая степень адаптации. В большинстве 14 детей (56%) ощущают себя комфортно в группе. Так у 8 детей (32%) отмечен высокий уровень эмоционального благополучия, это значит, что они прошли адаптационный период в детском саду и посещение детского сада не является для них стрессом.
Таким образом, следует считать, что работа по адаптации детей в детском саду является успешной, а условия, создаваемые в группе благополучными. При выбранном подходе к детям в период адаптации, помогали социализироваться, приобрести навыки самообслуживания необходимые для посещения детского сада и образовательную деятельность.