Ирина Дмитриева
Педагогический проект «Планета Вежливости»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный проект Тема: «Планета Вежливости»
(Старший дошкольный возраст)
Тип проекта: групповой, практико-ориентированный.
Проблема:
Дети не владеют навыками вежливого, культурного общения, поэтому испытывают трудности.
Участники проекта: Дети старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи, воспитатели, логопед, специалисты, родители.
Срок реализации: Кратковременный 1 месяц.
Цель проекта: Коррекция поведения и повышение уровня коммуникативной компетентности детей.
Публикация «Педагогический проект „Планета Вежливости“» размещена в разделах
- Вежливость, волшебные слова. Проекты, планы, недели
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Космос. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
Задачи проекта:
-Формировать навыки вежливого, культурного поведения для построения межличностных отношений.
- Систематизировать и расширять знания о проявлениях вежливости на специально организованных занятиях и в бытовых ситуациях с использованием адекватных возрасту методов и приёмов нравственного воспитания.
- Закреплять постоянное проявление вежливости в процессе общения со взрослыми и сверстниками; закреплять представления детей о том, что «волшебные слова» помогают человеку и вызывают у него добрые чувства к тем, кто их говорит.
-Обогащать, расширять и активизировать словарь «вежливости» (употребление вежливых слов) формулами речевого общения в разных видах деятельности; закреплять умения вести короткие диалоги в различных жизненных, творческих и игровых ситуациях.
-Воспитывать желание познавать культуру вежливого поведения и интерес к этическим правилам и нормам взаимоотношений между людьми.
-Заинтересовать родителей участвовать в работе над проектом.
Пути реализации проекта:
1. Изучение методической литературы по теме.
2. Составление перспективного плана проектной деятельности.
3. Создание атмосферы общей культуры в группе.
4. Совершенствование необходимой материально-технической базы и развивающей предметно пространственной среды: оборудование центра этикета и уголка вежливости в группе, дидактические игры, игровые персонажы куклы - Принцесса Вежливости, Незнайка; телефонные аппараты, подборка художественной литературы; сюжетно-ролевые, дидактические игры; методические разработки.
5. Взаимосвязь с семьей: консультации для родителей; подготовка пособий и совместная работа родителей с детьми.
Формы работы:
С детьми: - активизирующее общение, тематические беседы, ситуативные разговоры, игровая деятельность, игры – драматизации, обыгрывание проблемных ситуаций, телефонные тренинги, чтение художественной литературы, досуги, иллюстративность.
С родителями:- консультативность, наглядность.
Способы педагогического воздействия на детей для осуществления проекта:
Позитивный настрой (положительная оценка, похвала);
Пример взрослых (создание доброжелательной, дружественной обстановки);
Приучение (по образцу поведения);
Упражнение (повтор определенных действий);
Воспитывающие ситуации (оценка действий и поступков, упражнения, поручения, контроль над выполнением правил)
Поощрение (похвала);
Пример для подражания (культура вежливости и этикет воспитателя)
Примеры из литературы (поступки героев);
Разъяснение (как и почему следует поступать в той или иной ситуации);
Беседа (возможность рассуждений и высказываний своего мнение).
Связь с семьей (единство требований детского сада и семьи).
Подбор Методической литературы:
БуреР. С. «Беседы на этические темы», Бушелева Б. В. «О культуре поведения», Васильева-Гангнус «Азбука вежливости», Дмитриева В. «Уроки вежливости для самых умных малышей», Дурандина Л. В. «Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста», Егорова А. С. «Этикет для детей», Камычек Я. «Вежливость на каждый день», О. В. Корчинова, «Детский этикет», Лопатина А., Скребцова М. «500 игр по темам в детском саду, школе и дома», Мирошниченко С. А. «Хорошие манеры», Н. М. Метенова «Уроки вежливости» ,«Взрослым о детях», ОстровскаяЛ. Ф. «Воспитатель и дети», ПетеринаС. В. «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста», А. О. Пинт «Это Вам родители», Е. Черенкова «Уроки этикета и вежливости для детей», М. Юдина «Уроки вежливости» «Ваш ребёнок воспитан?»,«Речевой этикет и вежливость», Л. М. Щиплицина, О. В. Защиринская «Азбука общения», Н. Чуб «Азбука вежливости».
Продукт проекта:
Для детей:
-Презентации: «Вежливые слова и хорошие манеры»,«Добрые волшебные слова»,«Правила общения», «Просьба»«Обращение»,
«Речевой этикет для малышей», «Вежливые загадки».
- Проведение «Недели вежливости»,
- Создание экрана соревнований «Планета Вежливости»
- Создание игр -игровизоров по теме вежливость.
- Изготовление альбома-картотеки с пословицами и поговорками о вежливости.
-Создание картотеки дидактических игр по теме «вежливость».
Для родителей:
Изготовление буклета - памятки для родителей:
«Как помочь ребёнку стать вежливым», «Словарик вежливых слов».
Изготовление совместно с родителями настольной игры о культуре поведения и правил вежливости «Что такое хорошо, что такое плохо»,
Организация фотовыставки «Наши добрые дела».
Этапы реализации проекта
План реализации проектной идеи
Подготовительный
Сбор и накопление информации:
1. Повышение собственной профессиональной компетентности:
-Подбор, изучение методической литературы по теме
-Изучение педагогического опыта
- Изготовление картотек, игр, подбор художественного слова по данной проблеме (загадки, стихи, пословицы и поговорки, проблемные ситуации и т. д.).
2. Определение уровня подготовленности детей (наблюдение, мониторинг)
3. Подбор детской литературы, дидактических, словесных игр.
4. Определение уровня заинтересованности родителей по теме проекта
-Анкетирование родителей
-Подготовка консультаций, рекомендаций, буклетов для родителей.
5. Создание условий и оснащение предметно пространственной среды.
Основной
1. Педагогические наблюдения:
Во время режимных моментов, совместной деятельности, занятий, повседневной жизни.
2. Реализация проекта через различные виды детской деятельности (познавательной, художественно-творческой, физической, музыкально-театрализованной,
Проведение:
Бесед, ситуативных разговоров, моделирование и проигрывание ситуаций, игр и игровых приёмов, игр-инсценировок, дидактических, сюжетно-ролевых игр, игр – драматизаций, телефонных тренингов, чтение художественной литературы, викторины, досуги.
3. Сотрудничество с родителями и связь со специалистами.
4. Итоговое мероприятие
Заключительный Мониторинг - наблюдение за детьми с целью оценки достижений предполагаемого результата.
Итоговые мероприятия:
Театрализованная игра драматизация «Вежливые бельчата»
Вечер досуга «Стихи о вежливости».
Предполагаемый результат:
1. Сформированность у детей знаний и навыков вежливого поведения в быту, игре, в телефонных разговорах, другой деятельности.
2. Обогащенность и активизация словаря «вежливых слов» формулами речевого общения.
3. Укрепление дружеских взаимоотношений детей в коллективе.
4. Повышение уровня культуры вежливости детей и педагогический уровень родителей.