Ирина Куликова
Педагогический проект «Отвести беду»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
Подвижные, как ртуть,
Неугомонные, живые,
Растут они,не ведая забот,
Родительскому сердцу дорогие.
Но нет большой заслуги нашей в том,
Что всех своих птенцов
Сберег для жизни отчий дом.
Волненья, риск и муки мы желаем:
Неторные пути опасностей, надежд
Себе всегда без колебаний выбираем.
И дети тоже чувствуют, что нет
Гарантий от опасностей и бед.
Но лишь тогда они проявят опасенье,
Коль будут знать, чего бояться им.
Публикация «Педагогический проект „Отвести беду“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Детство незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена добрыми волшебниками, теплыми лучами солнца, любовью и заботой родителей. Родительская любовь дает человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищенности. В Законе «Об образовании» записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте.
На пороге третьего тысячелетия актуализировалась необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих из-за увеличения частоты проявления разрушительных сил природы, опасности социального характера, отсутствия навыков правильного поведения в различных угрожающих и чрезвычайных ситуациях.
Старший дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению опасных ситуаций.
Следовательно, в детском саду и дома ставится проблема о необходимости систематизации работы по таким направлениям, как предвидеть, научить, уберечь.
Круг таких проблем невозможно решить только в рамках детского сада. Необходим тесный контакт с родителями.
Открытие «Почты одного дня» на старшей и подготовительной группы, как одной их коллективной формы работы с родителями, позволило мне узнать интересы у родителей по воспитанию детей дома. Из предложенных тем, (Ребенок дома, Ребенок и природа, Ребенок на улицах города, Ребенок в общении с людьми) наибольшее количество заявок получила тема «Ребенок дома». И это неслучайно! Растет число семей, которые считают, что старший дошкольник много знает и понимает, его можно оставить дома одного. Главное, чтобы дома он ничего лишнего не трогал, «не ломал». Вместе с этим растет и число детей, которые «ничего не боятся», могут, не задумываясь или плохо управляя собой, выполнять несуразные действия, при этом получая травмы. Таким детям необходима «определенная доза страха».
Содержание деятельности по реализации проекта «Отвести беду»
1 этап. Целеполагание
Вопросы воспитания у детей навыков безопасного поведения дома, способностей предвидеть события, умение по возможности избегать их, всегда актуальны, так как самое ценное в нашей жизни-дети.
Наша главная задача взрослых –помочь детям научиться безопасному поведению в быту.
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели групп, старшая медицинская сестра.
Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста правил безопасного поведения в быту.
Задачи
• Заинтересовать и привлечь родителей к активному участию в реализации проекта «Отвести беду»
• Повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме.
• Обеспечить активность каждого ребенка при освоении знаний, умений и навыков безопасного поведения в быту.
• Продолжать учить правильно вести себя дома, когда дети остаются одни.
• Продолжать учить необходимым мерам осторожности.
• Обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить в семье.
• Организовать совместные мероприятия (педагог-ребенок-родитель, стимулирующие развитие самостоятельности, ответственности.
Предполагаемые итоги реализации проекта
1. Понимание детьми, что может быть опасным в быту.
2. Умение детей правильно вести себя в различных ситуациях дома, когда они остаются одни.
3. Соблюдать меры предосторожности при обращении с потенциально опасными предметами быта.
4. Умение детей вовремя обратиться за помощью.
5. Развитие у детей познавательной активности, коммуникативных навыков.
2 этап. Практический. Разработка проекта.
• Заинтересовать всех участников проекта важностью данной проблемы.
• Подобрать методическую и художественную литературу.
• Привлечь к сбору иллюстративного материала.
• Подобрать материал для создания новых дидактических игр.
• Подобрать материалы, игры для тематических выставок.
• Составить перспективный план мероприятий работы с детьми и родителями старших групп.
3 этап Выполнение проекта
Перспективный план мероприятий с детьми и родителями старшей и подготовительной групп
Месяц
Дети старшей группы Дети подготовительной группы Родители старшей группы Родители подготовительной группы
декабрь Занятие»Опасные предметы»
Цель: Уточнить представления детей об источниках опасности в доме, их назначении и правилах пользования.
Поучительная минутка» Что нельзя брать,чем можно осторожно пользоваться»
Цель: Закреплять и систематизировать знания детей о источниках опасности. Занятие «В мире опасных предметов»
Цель: Закреплять у детей представления об опасных для жизни и здоровья предметов, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими.
Дидактическая игра
«Азбука безопасности в быту»
Цель: Закрепить знания и формировать на их основе умения безопасного поведения в быту. Почта одного дня
Цель: Выявить интересы родителей из предложенных тем.
Анкетирование
Цель: Определить уровень знаний родителей старшей группы по вопросам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста.
Консультация «О предупреждении бытовых травм»
Цель: Привлечь внимание детей к актуальности проблемы обеспечения безопасности жизнедеятельности детей,раскрыть основные причины детского травматизма.
В родительском уголке наглядно-информационный материал:
Домашний доктор. Памятка о мерах безопасности (на кухне, в гостиной, в спальне, в ванной комнате).
Цель: Дать советы, которые помогут уберечь детей от различных происшествий дома.
Домашнее задание: Поиграйте с ребенком в дидактическую игру «1,2,3 ,что может быть опасным в доме, найди».
Почта одного дня
Цель: Выявить интересы родителей из предложенных тем.
Анкетирование
Цель: Определить уровень знаний родителей подготовительной группы по вопросам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста.
В родительском уголке наглядно-информационный материал:
Ребенок дома :»Основные правила поведения в быту»
Цель: Обозначить круг правил, которые необходимо соблюдать в семье.
Домашнее задание: Подобрать иллюстративный материал к загадкам и оформить в индивидуальные детские альбомы.
Цель: использовать домашние задания,как средство закрепления знаний, умений, навыков детей.
январь
Беседа «Электроприборы в доме» .Рассматривание фото. Моделирование ситуаций на макете.
Конкурс «А ну-ка девочки и мальчики!»
Цель: Закрепление знаний о мерах предосторожности и действиях и действиях в случае опасности.
Занятие «Огонь-судья
беспечности людей»
Цель: Обучить детей мерам пожарной
безопасности, сформировать у детей элементарные знания об опасности шалостей с огнем (электроприборы, спички., об опасных последствиях пожаров в доме.
Коллективное рисование «В мире опасных предметов»
Родительский турнир «Как помочь ребенку?»
Тематический альбом
«Опасные ситуации в жизни детей»
Цель: Помочь вспомнить родителям через наглядную информацию подобные случаи из жизни, вызвать интерес провести со своими детьми индивидуальные беседы о мерах безопасности в быту и природе. Домашнее задание. Выучите правило с ребенком:»Если дома появится дым, ты не прячься,звони 01!»
Папка-передвижка
«Домашний доктор»
(первая помощь при ожогах,
при порезах, при переломах, при попадании инородных тел).
Цель: Закрепить знания о оказании первой помощи при несчастном случае.
февраль Решение проблемных ситуаций
Цель: Обобщать и систематизировать знания детей. КВН «Моя безопасность»
Цель: Использовать нетрадиционные формы работы с детьми для повышения интереса и профилактике травматизма. Клуб веселых и находчивых
Цель: Использовать нетрадиционные формы работы с детьми и родителями для повышения интереса и профилактике травматизма.
Семейный клуб «Навыки личной безопасности»
Цель: Развитие компетентности родителей по вопросам безопасности.
4. этап Внедренческий (выполнение основных мероприятий) Приложение о проведенных мероприятиях : рисунки, фотографии, конспекты занятий.
5. этап Заключительный ( подведение итогов: мнения родителей о проведенной работе.
Презентация проекта :
• Оформление папки-передвижки для родителей «За детство без травм!»
• Семейный клуб «Навыки личной безопасности»
• Отзывы родителей о проведенной работе
Почта одного дня
Участники :родители старшей группы
Уважаемые родители!
Поставьте знак около темы, которая наиболее Вас интересует и волнует!
• Ребенок дома
• Ребенок и природа
• Здоровье и эмоциональное благополучие
• Ребенок на улицах города (поселка)
• Ребенок в общении с людьми
Почта одного дня
Участники :родители подготовительной группы
Уважаемые родители!
Поставьте знак около темы, которая наиболее Вас интересует и волнует!
• Ребенок дома
• Ребенок и природа
• Здоровье и эмоциональное благополучие
• Ребенок на улицах города (поселка)
• Ребенок в общении с людьми
Почта одного дня считаю одной из эффективных форм коллективной работы с родителями. Ее тематика определяется возрастными особенностями детей дошкольного возраста, задачами всестороннего воспитания детей дошкольного возраста, направлениями работы детского сада, развитием различных видов детской деятельности (трудовой, игровой.). Она помогает оперативно выяснить интересующие вопросы и поднять их на родительских собраниях, консультациях, семинарах и других формах работы с родителями. Родители становятся активными участниками в воспитании детей, в решении актуальных проблем группы. В данный период времени поднята проблема «Как обеспечить безопасность дошкольников?»
За детство без травм!
Наглядно- информационный материал
для родителей по итогам работы проекта «Отвести беду»