МААМ-картинки

Методические разработки по планированию работы по ОБЖ с дошкольниками. Краткое описание форм, методов работы с педагогами, де

Елена Мякшина
Методические разработки по планированию работы по ОБЖ с дошкольниками. Краткое описание форм, методов работы с педагогами, де
▼ Скачать + Заказать документы

планирование работы

с детьми старшего дошкольного возраста

"Основы безопасности жизнедеятельности"

Мякшина Е. Д.

воспитатель д/с «Василёк»

СП МОУ «ОУСШ»

2009г

Подвижные как ртуть,

Неугомонные, живые,

Растут они, не ведая забот,

Родительскому сердцу дорогие.

Но нет большой заслуги нашей в том,

Что всех своих птенцов

Сберёг для жизни отчий дом.

Публикация «Методические разработки по планированию работы по ОБЖ с дошкольниками, Краткое описание форм, методов работы с педагогами, де» размещена в разделах

Ведь как их не старайся уберечь

От всех несчастий, бед и хворей –

Усилья тщетны – року не перечь.

Но видно прелесть жизни в том и есть,

Что, наперёд, судьбы не зная

Пустым и серым будням предпочесть

Волненья, риск и муки мы желаем:

Неторные пути опасностей, надежд

Себе всегда без колебаний выбираем.

И дети тоже чувствуют, что нет

Гарантий от опасностей и бед.

И даже смерти преждевременной явленье.

Но лишь тогда они проявят опасенье,

Коль будут знать, чего бояться им.

Домокаш Варга

(перевод с венгерского)

Безопасность жизнедеятельности напрямую связана со всеми сторонами жизни человека, со всеми аспектами человеческого бытия, находит проявления в хозяйственной, трудовой, нравственной, политической, правовой, экологической и других сферах жизни.

Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребёнка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций. Поэтому значимой является проблема создания условий в дошкольном образовательном учреждении и семье, позволяющих ребёнку планомерно накапливать опыт безопасного поведения.

Цель – формировать у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.

Задачи: 1. Уточнить, систематизировать и углубить знания детей о правилах безопасности.

2. Формировать представления о причинно-следственных связях явлений окружающей действительности и деятельности человека с возникновением неблагоприятных последствий (пожара, травмы и т. д.)

3. Прививать чувство ответственности за свои поступки и личное отношение к соблюдению и нарушению правил безопасности.

4. Закреплять навыки практических действий по причине возникновения различных травм, а также оказывать посильную первую помощь пострадавшим.

5. Развивать и укреплять дружеские взаимоотношения в группе детей, чувства эмпатии, потребности во взаимопомощи и взаимоподдержке через эмоциональный отклик на последствия возникновения различных проблемных ситуаций.

6. Развивать способность целенаправленно наблюдать, исследовать, давать правильную оценку предметам и явлениям в процессе элементарной опытно-экспериментальной деятельности.

7. Закреплять навыки ведения беседы (рассуждать, высказывать своё мнение, задавать вопросы и отвечать на них, уважительно относиться к собеседнику, самостоятельно находить решение проблем.

8. Пробудить у родителей желание помочь воспитателям реализовать мероприятия, направленные на формирование у детей знаний о правилах безопасности, уважение к людям, которые спасают людей и взрослых, попавших в беду.

Существует несколько подходов к классификации источников опасности. Большинство учёных условно делят их на три группы (Е. Я. Гаткин, Е. В. Нисковская, В. Г. Пономарёв, О. Н. Русак и др.)

1) природные (явления природы, встречи с дикими животными, растениями, насекомыми, загрязнение атмосферы, воды, почвы и т. д.)

2) техногенные (связанные с техникой) : острые, колющие, режущие предметы, электрический ток, автомобили, газ и многое другое.

3) социальные опасности, создаваемые человеком: драки, убийства, преступления, войны, алкоголизм, наркомания и другие пороки общества.

Существует ряд опасностей, связанных с местом пребывания человека.

- опасности дома (или бытовые)

- опасности на природе

- опасности на улице, на дороге

- опасности контактов с незнакомыми людьми (дома и на улице)

Система обучения дошкольников правилам дорожного движения

В младшей группе – учить различать грузовые и легковые автомобили, называть части машин, формировать умения определять красный, жёлтый, зелёный цвет, используя игры с несложными правилами и сюжетом; учить ориентироваться в пространстве (понятия «далеко», «близко», «вверху»)

В средней группе – знакомить с улицей, дорогой, тротуаром; учить в игровых ситуациях правильно входить в транспорт и выходить из него; уделять внимание индивидуальной работе – рассматривание картинок, обыгрывание игрушек

В старшем возрасте – знакомить детей со светофором, с его назначением, с переходом, проезжей частью дороги, дорожными знаками.

Формы проведения мероприятий

С детьми

• Практические занятия

• Объектовая тренировка

• Опытно-экпериментальная деятельность

• Научно-практическая конференция

• Художественно-речевое творчество

• Праздники и развлечения

• Викторины, конкурсы, соревнования

• Театрализованная деятельность

• Различные виды игр

• Чтение художественной литературы

С педагогами

• Создание в группах предметно-пространственной среды

• Подборка консультаций по теме, информационно-справочных материалов

• Изготовление игр, пособий по направлениям

Оформление тематических выставок, стендов

С родителями, социумом

• Родительские собрания

Оформление папок-передвижек

• Совместные мероприятия

• Привлечение к подборке дидактического и теоретического материала

• Консультации, анкетирование

• Беседы с представителями ГИБДД, пожарной части, медслужбы и т. д.

• Привлечение школьников-выпускников д/с к изготовлению атрибутов и проведению занятий, встреч по тематике

Перспективный план (примерный) занятий

по основам безопасности жизнедеятельности

месяц Темы занятий

сентябрь Поплотнее кран закрой – осторожен будь с водой

октябрь Ток бежит по проводам

ноябрь А у нас дома газ

декабрь Ни ночью, ни днём не балуйтесь с огнём

январь Запомните, детки, таблетки – не конфетки

февраль Полезные вещи – молоток и клещи

март Ножницы, катушки – это не игрушки

апрель Переходим через улицу

май Встреча с незнакомцем

июнь На прогулку мы идём

июль Мы пришли на водоём

август Знаете ли вы правила безопасности

Предметно – развивающая среда

1. Наличие картотеки с подвижными играми

2. Подборка дидактических игр и пособий (дорожные знаки, карты – схемы и др.)

3. Модели мини – города (посёлка) : разные виды транспорта, перекрёстки, административные здания, детские площадки …

4. Разнообразие дидактической и познавательной литературы: энциклопедии, открытки, альбомы, дорожные знаки

5. Комплекты крупного и мелкого строительного материала, конструктора «лего» для развития игрового сюжета

6. Наборы транспорта, силуэты людей, конструкций домов и т. д.

7. Схемы для зарисовки дорожных знаков

8. Оборудование велосипедной дорожки на участке д/с

Анкета для родителей

«Я и мой ребёнок на улицах города»

Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы анкеты (нужное подчеркнуть). Анкета поможет узнать, могут ли Ваши дети ориентироваться на улицах города, и знакомы ли они с правилами дорожного движения.

1. Ваш ребё нок знает:

• название города, в котором живёт; свой домашний адрес; название улицы, номер дома и квартиры, номер телефона

• название улицы, номер дома, квартиры, телефона

• домашний адрес, но не полностью.

2. Вы с ребё нком добираетесь домой из детского сада:

• пешком

• на транспорте

3. Если Вам приходится идти пешком, то Вы с ребё нком:

• переходите дорогу по пешеходной дорожке и, если нет машин, не смотрите на сигналы светофора

• переходите дорогу там, где это Вам кажется удобным

4. Кто научил ребёнка соблюдать правила? :

• детский сад

• родители

• бабушка, дедушка

5. Как часто Вы говорите ребёнку о необходимости соблюдать правила дорожного движения?

• ежедневно

• иногда

• очень редко

• не говорим на эту тему

• другие ответы

6. Знает ли Ваш ребёнок знаки дорожного движения и может ли рассказать, что они обозначают?

• да

• нет

• затрудняюсь ответить

7. Как Ваш ребёнок ведёт себя в городском транспорте?

• спокойно стоит на остановке; садится вместе со взрослым в автобус; не шумит; если есть возможность – садится на свободное сиденье; не высовывается из окна; не сорит в салоне

• бегает и прыгает на остановке; садится в любую дверь, не ориентируясь на взрослого; пробирается скорее к свободному месту, расталкивая других пассажиров; громко разговаривает в салоне транспорта

8. Соблюдаете ли Вы сами правила движения?

• всегда соблюдаю

• не всегда

• не соблюдаю

9. Нарушаете ли Вы правила, когда идёте вместе с ребёнком?

• нет

• иногда бывает, когда спешим

• не обращаем внимания ни на светофор, ни на машины

10. Считаете ли Вы, что усилия педагогов дошкольного учреждения по ознакомлению детей с правилами безопасного поведения на улице:

• будут эффективны только при поддержке с Вашей стороны

• будут эффективны без всякой поддержки с Вашей стороны

• неэффективны, так как научить безопасному поведению на улице могут только родители

Примерное содержание знаний и умений

безопасного поведения в быту, доступное детям 4-5 лет

Содержание представлений

- знать своё имя, фамилию, домашний адрес

- иметь представления о предметах бытовой техники, инструментах, используемых дома и в детском саду: утюг, чайник, лампа, пылесос, мясорубка, тёрка-овощерезка, стиральная машина, молоток, гвозди, ножницы, нож, иголки; их назначении и правилах обращения.

- понимать, что порядок в доме и д/с не только для красоты, но и для безопасности. Поэтому предметы и игрушки надо класть на свои места.

- представлять возможные травмирующие ситуации, опасные для здоровья:

если неосторожно пользоваться, брать без разрешения взрослых или играть острыми, колющими и режущими предметами (ножницами, ножом, вилкой, иголкой, гвоздями и т. д., то можно уколоться или порезаться.

при пользовании утюгом, пылесосом, телевизором, лампой и другими электроприборами нельзя включать их без разрешения взрослых, трогать руками провода; вставлять мелкие предметы в розетку; нельзя играть со спичками, зажигалками, потому что может случиться пожар;

дома или в д/ с можно упасть: на ровном месте (на мокром полу, запнуться за разбросанные игрушки, из окна, с балкона, с мебели (с шкафа, тумбочки, кресла и т. д.). Поэтому нельзя забираться на подоконник и выглядывать, лучше сходить на улицу и погулять с разрешения взрослых; нельзя залезать на высокую мебель, чтобы достать что-то с высокой полки, можно попросить об этом родителей (воспитателя); нельзя выходить на балкон без взрослых.

- знать как обращаться с ножницами, ножом, гвоздями, молотком, тёркой, иголкой (пришивать пуговицу).

- знать о приё мах оказания первой помощи:

при порезах и ссадинах, ожогах и ушибах нужно подставить рану под струю холодной воды и показать взрослым,

при пожаре - не прятаться, вызвать пожарных по телефону 01, выйти из комнаты или лечь на пол.

Познавательные и игровые умения

- выделять на картинках возможные опасные предметы и объяснять выбор

- уметь с помощью картинок показывать и рассказывать, каких ситуации надо избегать, чтобы не причинить травму себе и другому, почему нельзя играть ножницами и ножом, трогать руками провода, оставлять разбросанные игрушки и др.

- уметь отличать горячие предметы и жидкости от холодных.

- из набора фигурок, изображающих членов семьи и предметы быта, отражать разные сюжеты из жизни дома, связанные с соблюдением правил безопасности.

Практические умения

- уметь пользоваться с осторожностью:

самостоятельно – вилкой, ножницами, ножом;

с разрешения взрослых – иголкой, тёркой, молотком, гвоздями

совместно с взрослым др. инструментами и бытовыми приборами

- уметь в случае любой беды рассказать и показать рану взрослым, пользоваться телефоном вызова помощи, если нет взрослых

- уметь оказать себе, при необходимости, первую помощь

Публикации по теме:

Прогулки в ноябре с детьми старшего возраста Прогулки с детьми старшего дошкольного возраста спланированы с учётом интеграции с образовательными областями "Познание". "Здоровье", "Физическая.

Содержание мастер-класса. СОДЕРЖАНИЕ МАСТЕР-КЛАССА:1 ЭТАП: ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА МАСТЕРА. Краткое обоснование основных идей технологии. Описание достижений,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические разработки по планированию работы по ОБЖ с дошкольниками. Краткое описание форм, методов работы с педагогами, де
Опубликовано: 19 декабря 2012 в 20:33
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические разработки по планированию работы по ОБЖ с дошкольниками. Краткое описание форм, методов работы с педагогами, де» (включая файлы) размещена пользователем Елена Мякшина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД