Елена Мякшина
Методические разработки по планированию работы по ОБЖ с дошкольниками. Краткое описание форм, методов работы с педагогами, де
▼ Скачать + Заказать документы
с детьми старшего дошкольного возраста
"Основы безопасности жизнедеятельности"
Мякшина Е. Д.
воспитатель д/с «Василёк»
СП МОУ «ОУСШ»
2009г
Подвижные как ртуть,
Неугомонные, живые,
Растут они, не ведая забот,
Родительскому сердцу дорогие.
Но нет большой заслуги нашей в том,
Что всех своих птенцов
Сберёг для жизни отчий дом.
Публикация «Методические разработки по планированию работы по ОБЖ с дошкольниками, Краткое описание форм, методов работы с педагогами, де» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Планы, тематические недели
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Темочки
Ведь как их не старайся уберечь
От всех несчастий, бед и хворей –
Усилья тщетны – року не перечь.
Но видно прелесть жизни в том и есть,
Что, наперёд, судьбы не зная
Пустым и серым будням предпочесть
Волненья, риск и муки мы желаем:
Неторные пути опасностей, надежд
Себе всегда без колебаний выбираем.
И дети тоже чувствуют, что нет
Гарантий от опасностей и бед.
И даже смерти преждевременной явленье.
Но лишь тогда они проявят опасенье,
Коль будут знать, чего бояться им.
Домокаш Варга
(перевод с венгерского)
Безопасность жизнедеятельности напрямую связана со всеми сторонами жизни человека, со всеми аспектами человеческого бытия, находит проявления в хозяйственной, трудовой, нравственной, политической, правовой, экологической и других сферах жизни.
Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребёнка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций. Поэтому значимой является проблема создания условий в дошкольном образовательном учреждении и семье, позволяющих ребёнку планомерно накапливать опыт безопасного поведения.
Цель – формировать у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.
Задачи: 1. Уточнить, систематизировать и углубить знания детей о правилах безопасности.
2. Формировать представления о причинно-следственных связях явлений окружающей действительности и деятельности человека с возникновением неблагоприятных последствий (пожара, травмы и т. д.)
3. Прививать чувство ответственности за свои поступки и личное отношение к соблюдению и нарушению правил безопасности.
4. Закреплять навыки практических действий по причине возникновения различных травм, а также оказывать посильную первую помощь пострадавшим.
5. Развивать и укреплять дружеские взаимоотношения в группе детей, чувства эмпатии, потребности во взаимопомощи и взаимоподдержке через эмоциональный отклик на последствия возникновения различных проблемных ситуаций.
6. Развивать способность целенаправленно наблюдать, исследовать, давать правильную оценку предметам и явлениям в процессе элементарной опытно-экспериментальной деятельности.
7. Закреплять навыки ведения беседы (рассуждать, высказывать своё мнение, задавать вопросы и отвечать на них, уважительно относиться к собеседнику, самостоятельно находить решение проблем.
8. Пробудить у родителей желание помочь воспитателям реализовать мероприятия, направленные на формирование у детей знаний о правилах безопасности, уважение к людям, которые спасают людей и взрослых, попавших в беду.
Существует несколько подходов к классификации источников опасности. Большинство учёных условно делят их на три группы (Е. Я. Гаткин, Е. В. Нисковская, В. Г. Пономарёв, О. Н. Русак и др.)
1) природные (явления природы, встречи с дикими животными, растениями, насекомыми, загрязнение атмосферы, воды, почвы и т. д.)
2) техногенные (связанные с техникой) : острые, колющие, режущие предметы, электрический ток, автомобили, газ и многое другое.
3) социальные опасности, создаваемые человеком: драки, убийства, преступления, войны, алкоголизм, наркомания и другие пороки общества.
Существует ряд опасностей, связанных с местом пребывания человека.
- опасности дома (или бытовые)
- опасности на природе
- опасности на улице, на дороге
- опасности контактов с незнакомыми людьми (дома и на улице)
Система обучения дошкольников правилам дорожного движения
В младшей группе – учить различать грузовые и легковые автомобили, называть части машин, формировать умения определять красный, жёлтый, зелёный цвет, используя игры с несложными правилами и сюжетом; учить ориентироваться в пространстве (понятия «далеко», «близко», «вверху»)
В средней группе – знакомить с улицей, дорогой, тротуаром; учить в игровых ситуациях правильно входить в транспорт и выходить из него; уделять внимание индивидуальной работе – рассматривание картинок, обыгрывание игрушек
В старшем возрасте – знакомить детей со светофором, с его назначением, с переходом, проезжей частью дороги, дорожными знаками.
Формы проведения мероприятий
С детьми
• Практические занятия
• Объектовая тренировка
• Опытно-экпериментальная деятельность
• Научно-практическая конференция
• Художественно-речевое творчество
• Праздники и развлечения
• Викторины, конкурсы, соревнования
• Театрализованная деятельность
• Различные виды игр
• Чтение художественной литературы
С педагогами
• Создание в группах предметно-пространственной среды
• Подборка консультаций по теме, информационно-справочных материалов
• Изготовление игр, пособий по направлениям
• Оформление тематических выставок, стендов
С родителями, социумом
• Родительские собрания
• Оформление папок-передвижек
• Совместные мероприятия
• Привлечение к подборке дидактического и теоретического материала
• Консультации, анкетирование
• Беседы с представителями ГИБДД, пожарной части, медслужбы и т. д.
• Привлечение школьников-выпускников д/с к изготовлению атрибутов и проведению занятий, встреч по тематике
Перспективный план (примерный) занятий
по основам безопасности жизнедеятельности
месяц Темы занятий
сентябрь Поплотнее кран закрой – осторожен будь с водой
октябрь Ток бежит по проводам
ноябрь А у нас дома газ
декабрь Ни ночью, ни днём не балуйтесь с огнём
январь Запомните, детки, таблетки – не конфетки
февраль Полезные вещи – молоток и клещи
март Ножницы, катушки – это не игрушки
апрель Переходим через улицу
май Встреча с незнакомцем
июнь На прогулку мы идём
июль Мы пришли на водоём
август Знаете ли вы правила безопасности
Предметно – развивающая среда
1. Наличие картотеки с подвижными играми
2. Подборка дидактических игр и пособий (дорожные знаки, карты – схемы и др.)
3. Модели мини – города (посёлка) : разные виды транспорта, перекрёстки, административные здания, детские площадки …
4. Разнообразие дидактической и познавательной литературы: энциклопедии, открытки, альбомы, дорожные знаки
5. Комплекты крупного и мелкого строительного материала, конструктора «лего» для развития игрового сюжета
6. Наборы транспорта, силуэты людей, конструкций домов и т. д.
7. Схемы для зарисовки дорожных знаков
8. Оборудование велосипедной дорожки на участке д/с
Анкета для родителей
«Я и мой ребёнок на улицах города»
Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы анкеты (нужное подчеркнуть). Анкета поможет узнать, могут ли Ваши дети ориентироваться на улицах города, и знакомы ли они с правилами дорожного движения.
1. Ваш ребё нок знает:
• название города, в котором живёт; свой домашний адрес; название улицы, номер дома и квартиры, номер телефона
• название улицы, номер дома, квартиры, телефона
• домашний адрес, но не полностью.
2. Вы с ребё нком добираетесь домой из детского сада:
• пешком
• на транспорте
3. Если Вам приходится идти пешком, то Вы с ребё нком:
• переходите дорогу по пешеходной дорожке и, если нет машин, не смотрите на сигналы светофора
• переходите дорогу там, где это Вам кажется удобным
4. Кто научил ребёнка соблюдать правила? :
• детский сад
• родители
• бабушка, дедушка
5. Как часто Вы говорите ребёнку о необходимости соблюдать правила дорожного движения?
• ежедневно
• иногда
• очень редко
• не говорим на эту тему
• другие ответы
6. Знает ли Ваш ребёнок знаки дорожного движения и может ли рассказать, что они обозначают?
• да
• нет
• затрудняюсь ответить
7. Как Ваш ребёнок ведёт себя в городском транспорте?
• спокойно стоит на остановке; садится вместе со взрослым в автобус; не шумит; если есть возможность – садится на свободное сиденье; не высовывается из окна; не сорит в салоне
• бегает и прыгает на остановке; садится в любую дверь, не ориентируясь на взрослого; пробирается скорее к свободному месту, расталкивая других пассажиров; громко разговаривает в салоне транспорта
8. Соблюдаете ли Вы сами правила движения?
• всегда соблюдаю
• не всегда
• не соблюдаю
9. Нарушаете ли Вы правила, когда идёте вместе с ребёнком?
• нет
• иногда бывает, когда спешим
• не обращаем внимания ни на светофор, ни на машины
10. Считаете ли Вы, что усилия педагогов дошкольного учреждения по ознакомлению детей с правилами безопасного поведения на улице:
• будут эффективны только при поддержке с Вашей стороны
• будут эффективны без всякой поддержки с Вашей стороны
• неэффективны, так как научить безопасному поведению на улице могут только родители
Примерное содержание знаний и умений
безопасного поведения в быту, доступное детям 4-5 лет
Содержание представлений
- знать своё имя, фамилию, домашний адрес
- иметь представления о предметах бытовой техники, инструментах, используемых дома и в детском саду: утюг, чайник, лампа, пылесос, мясорубка, тёрка-овощерезка, стиральная машина, молоток, гвозди, ножницы, нож, иголки; их назначении и правилах обращения.
- понимать, что порядок в доме и д/с не только для красоты, но и для безопасности. Поэтому предметы и игрушки надо класть на свои места.
- представлять возможные травмирующие ситуации, опасные для здоровья:
если неосторожно пользоваться, брать без разрешения взрослых или играть острыми, колющими и режущими предметами (ножницами, ножом, вилкой, иголкой, гвоздями и т. д., то можно уколоться или порезаться.
при пользовании утюгом, пылесосом, телевизором, лампой и другими электроприборами нельзя включать их без разрешения взрослых, трогать руками провода; вставлять мелкие предметы в розетку; нельзя играть со спичками, зажигалками, потому что может случиться пожар;
дома или в д/ с можно упасть: на ровном месте (на мокром полу, запнуться за разбросанные игрушки, из окна, с балкона, с мебели (с шкафа, тумбочки, кресла и т. д.). Поэтому нельзя забираться на подоконник и выглядывать, лучше сходить на улицу и погулять с разрешения взрослых; нельзя залезать на высокую мебель, чтобы достать что-то с высокой полки, можно попросить об этом родителей (воспитателя); нельзя выходить на балкон без взрослых.
- знать как обращаться с ножницами, ножом, гвоздями, молотком, тёркой, иголкой (пришивать пуговицу).
- знать о приё мах оказания первой помощи:
при порезах и ссадинах, ожогах и ушибах нужно подставить рану под струю холодной воды и показать взрослым,
при пожаре - не прятаться, вызвать пожарных по телефону 01, выйти из комнаты или лечь на пол.
Познавательные и игровые умения
- выделять на картинках возможные опасные предметы и объяснять выбор
- уметь с помощью картинок показывать и рассказывать, каких ситуации надо избегать, чтобы не причинить травму себе и другому, почему нельзя играть ножницами и ножом, трогать руками провода, оставлять разбросанные игрушки и др.
- уметь отличать горячие предметы и жидкости от холодных.
- из набора фигурок, изображающих членов семьи и предметы быта, отражать разные сюжеты из жизни дома, связанные с соблюдением правил безопасности.
Практические умения
- уметь пользоваться с осторожностью:
самостоятельно – вилкой, ножницами, ножом;
с разрешения взрослых – иголкой, тёркой, молотком, гвоздями
совместно с взрослым др. инструментами и бытовыми приборами
- уметь в случае любой беды рассказать и показать рану взрослым, пользоваться телефоном вызова помощи, если нет взрослых
- уметь оказать себе, при необходимости, первую помощь