Ольга Ширшова
Педагогический проект «Огород круглый год»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект в подготовительной группе
«Огород круглый год»
Автор проекта : Ширшова Ольга Викторовна, воспитатель детского сада «Малышок»
Вид проекта : познавательно – исследовательский
Продолжительность: краткосрочный
Сроки реализации: с 24 февраля по 17 марта
Участники проекта : дети 6-7 лет, воспитатели, родители
Место проведения: групповая комната
Публикация «Педагогический проект „Огород круглый год“» размещена в разделах
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Актуальность: Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни ребенка. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт. Огород на подоконнике в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.
Проблема: уровень знаний детей о природе поверхностный, отношение к её объектам бессистемны, что мешает познавать окружающий мир, умение видеть красоту природы, умение радоваться ей.
Гипотеза:
Что знаем? Знаем, что комнатные цветы растут на подоконнике круглый год. Знаем, что если посадить семечко оно вырастит.
Что хотим узнать? Вырастут ли семена овощей и лука, если их выращивать на подоконнике. Что нужно сделать, чтобы семена выросли.
Где и как найдем ответы на вопросы? Проведем опыт - эксперимент. Спросим у взрослых. Посадим и будем наблюдать.
Цель проекта : формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
Задачи проекта :
Способствовать расширению знаний детей о культурных растениях.
Продолжить знакомство детей с особенностями выращивания культурных растений (перец, лук, морковь, огурцы, томат, овес, бобовые, редис и др.).
Способствовать обобщению представлений детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для благоприятного роста растений.
Способствовать закреплению умения детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
Способствовать развитию чувства ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков).
Продолжать способствовать развитию наблюдательности, умения замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
Способствовать развитию познавательных и творческих способностей у детей.
Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
Воспитывать у детей чувство любви к природе и бережное отношение к ней.
Ожидаемые результаты:
В ходе проектной деятельности дети научатся различать и уверенно называть овощи, их особенности и различия. С помощью опытническо - исследовательской работы будет выявлено многообразие и разнообразие посевного материала, дети получат знания о необходимых условиях для роста и развития растений в комнатных условиях, научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, закрепят умение делать простые выводы, устанавливать причинно - следственные связи. Будет повышен интерес детей и родителей к совместной познавательно-исследовательской деятельности. Собрана коллекция семян овощных культур. Создан в группе огород на подоконнике и подобраны украшения для него. Оформлен дневник наблюдений за рассадой в огороде. У детей должны сформироваться навыки культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней, а также уважительное отношение к труду. Участники проекта получат положительные эмоции от полученных результатов.
1 этап – подготовительный
1. Постановка цели и задач проекта;
2. Изучение методической и детской литературы;
3. Подбор художественной литературы, стихотворений, загадок, песен, сказок, мифов, легенд по теме;
4. Выставка книг, иллюстраций, альбомов о культурных растениях;
5. Подбор настольных, подвижных, пальчиковых, дидактических игр, интересных вопросов и упражнений по теме проекта.
6. Подготовка семян овощных культур и необходимого инвентаря для выращивания и посадки семян и рассады.
7. Составление плана мероприятий по организации детской деятельности
8. Изготовление лепбука "Огород на подоконнике"
9. Поисковая деятельность – смогут ли культурные растения вырасти в комнатных условиях и сможем ли мы получить урожай?
2 этап – основной
Познавательное развитие
ООД «Что мы знаем об овощах»
Рассматривание иллюстраций, картин о растениях, лепбука "Огород на подоконнике"
Наблюдение за всходами и ростом овощных культур
Познавательно – исследовательская деятельность: разновидность семян, рассматривание семян через лупу, опыт – наблюдение за ростом лука в воде и в почве, опыт – наблюдение за ростом рассады в тени и на солнце, установление связи растения – земля, растения – вода, растения – человек; строение растений, опыт «Как питается растение», ведение дневников наблюдений
Просмотр мультфильма "Веселый огород"
Социально – коммуникативное развитие
Игры на развитие сюжета: «Магазин «Овощи. Фрукты»
Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Узнай овощи на вкус», «Разрезные картинки», «Шнуровка», «Найди отличия», «Что лишнее», «Орудия труда для работы в огороде»
Труд в природе: посадка и уход за растениями, полив всходов, рыхление почвы, удаление сорняков
Речевое развитие
Беседы с детьми на тему: «Как прорастает семечко?», «Откуда берутся овощи?», «Орудия труда. Безопасная работа в огороде», «Как нужно ухаживать за овощными культурами»
Словесные игры: «Что сажают в огороде», «Вершки – корешки», «Кто больше назовет блюд», «Что едят в сыром виде, а что в вареном», «Найди по описанию»
Художественная литература: Дж. Родари «Чипполино», Н. Носов «Огородники», «Огурцы», Е. Благинина «Приходите в огород», Е. Надежкина «Огуречное семячко», Г. Юдина «Сказка о том, как овощи воевали», В. Волина «Наша грядка», В. Коркин «Что растет на нашей грядке», р. н. сказка «Вершки и корешки», загадки об овощах, пословицы и поговорки
Составление рассказа по схеме «Как прорастить семя?»
Художественно – эстетическое развитие
ООД по лепке «Овощи», ООД по рисованию «Урожай»
Рисование овощей по трафаретам
Раскрашивание раскрасок по теме «Овощи»
Конструирование из бумаги «Корзинка для овощей»
Ручной труд «Лейка»
Игра – хоровод «Урожай»
Музыкально – динамическая пауза «Репка»
Театрализация сказки «Репка»
Физическое развитие
Подвижные игры: «Баба сеяла горох», «Посади и собери картофель»
Игры – соревнования: «Кто скорее соберет», «Овощи – фрукты»
Физкультурные минутки: «Огород у нас в порядке», «Урожай», «Приходите в огород»
Пальчиковая гимнастика: «Хозяйка однажды с базара пришла…», «Капуста»
Артикуляционная гимнастика: комплекс упражнений по теме «Огород. Овощи»
Дыхательная гимнастика: «Режем овощи»
3 этап – заключительный
1. Оформление коллекции семян овощных культур.
2. Оформление огорода на подоконнике и уход за ним.
3. Оформление дневников наблюдений.
4. Изготовление стенгазеты «Огород на подоконнике»
5. Консультация для родителей «Как разводить сады и огороды на подоконнике»
Взаимодействие с родителями
Беседа с родителями «Участвуем в проекте»
Привлечение родителей к оснащению необходимым оборудованием для реализации проекта : сбор семян, трудового инвентаря, приобретение земли, контейнеров для посадки
Рекомендации родителям по организации совместной работы с детьми по выращиванию рассады дома на подоконнике
Сочинение сказки про овощи, оформление книги
Организация выставок детских работ по теме проекта
Консультация «Как разводить сады и огороды на подоконнике»
Заключение
В результате проектной деятельности в группе был посажен и оформлен огород на подоконнике, с детьми провели анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности. Совместно с детьми изготовлена стенгазета «Огород на подоконнике», в которой были представлены результаты труда детей. У родителей повысилась компетентность по данной теме, они проявили интерес и активность в процессе реализации проекта на основе педагогического сотрудничества.