Папки-передвижки

Педагогический проект «Народное творчество в жизни дошкольников»

Ирина Леонидовна Сапрыкина
Педагогический проект «Народное творчество в жизни дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Обоснование проблемы. «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (В. А. Сухомлинский).

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.

Публикация «Педагогический проект „Народное творчество в жизни дошкольников“» размещена в разделах

Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Именно эти искажения подтолкнули меня на разработку проекта «Народное творчество в жизни дошкольников»

Актуальность. Экраны телевизоров, обложки детских книг и журналов заполонили мультяшные персонажи с сомнительной репутацией, которые становятся образцом для подражания дошкольников, в связи с этим наблюдается сведение к минимуму интереса детей к истории, культуре и творчеству русского народа. Использование устного народного и декоративно- прикладного художественного творчества для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Сквозь сито веков просеял народ свое культурное достояние, оставив самое ценное в фольклоре, художественных промыслах, декоративно- прикладном искусстве. Народное творчество- это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников. Народная мудрость, заключенная в сказках, потешках, прибаутках, загадках, поговорках, на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за талант простого народа, интерес к меткому, выразительному слову, любовь к родному языку.

Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры- забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства. Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Культуру России невозможно представить себе без народного искусства. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народно- прикладное искусство должны найти большое отражение в содержании образования и воспитания дошкольников сейчас, когда образцы массовой культуры других стран внедряются в жизнь, быт и мировоззрение детей. Народное искусство позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которого оно является. Слушая произведения устного народного творчества, знакомясь с народной музыкой, рассматривая изделия декоративного искусства народных мастеров, дети приобретают новые знания о жизни : о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чём мечтает. Дети очень чутки к меткому народному слову. Они используют в своей речи отдельные образные выражения, заимствованные из фольклора, запоминают и с удовольствием читают потешки, загадывают загадки. Слушая сказки, получают представления о добре и зле. Рассматривая произведения декоративно- прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их, у них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное.

Именно поэтому идея выбора проекта «Народное творчество в жизни дошкольника» так актуальна.

Цель проекта : создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста через знакомство с историей и культурой России, через потенциал русских народных произведений и художественных промыслов.

Задачи:

. способствовать формированию патриотических чувств у детей: любви к родине, уважения к традициям народной культуры и истории.

. продолжать знакомство детей с народным декоративно- прикладным искусством.

. способствовать развитию интереса к русским народным произведениям.

. создать условия для активизации творческого мышления детей.

. расширять сотрудничество с родителями.

Данный проект является долгосрочным и рассчитан на девять месяцев учебного года, предназначен для детей старшего дошкольного возраста.

Концептуальные идеи проекта

- развитие ребёнка через организацию разных видов деятельности, в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой (сказки, пословицы, поговорки, прибаутки) и развития речи, основанной на сотрудничестве взрослого и детей, мотивации и предполагающую использование интерактивных форм работы и видов деятельности, адекватных возрасту (акции, выпуск плакатов) ;

- формирование основ ценностного отношения ребёнка к окружающему миру посредством знакомства с народным творчеством; воспитание дошкольников на народных традициях и обычаях, формирование интереса к народной культуре (устное народное творчество, традиции) и осознание себя как носителя этой культуры;

- развитие индивидуальных и возрастных возможностей, потребностей и интересов ребёнка (доступность содержания, выбор форм и приёмов, направленность на формирование развития личности, предполагающей признание ребёнка главной действующей фигурой, признание его субъективного опыта, отношение как к равноправному участнику интересной для него деятельности;

- комплексно-тематический принцип планирования, обеспечивающий социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов деятельности в ходе подготовки мероприятий.

Используемые методы:

Исследовательские: проблемные вопросы, наблюдения; метод ассоциаций (дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в создании новые образы);метод моделирования ситуаций; метод «погружения в ситуацию»;

Самостоятельное наблюдение при посещении детских театров и спектаклей ДОУ.

Наглядные: рассматривание иллюстраций, видеопрезентаций, предметов декоративно- прикладного творчества

Словесные: творческие беседы, чтение литературы и разыгрывание сказок, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции;

Технология моделирования, ручной труд;

Слушание музыки, просмотр ММО.

Ресурсное обеспечение проекта.

Уголок театрализованной деятельности.

Уголок ряженья.

Музыкальный уголок.

Уголок творчества.

Методический инструментарий.

Материально – технический (компьютер, фотоаппарат, канцелярские принадлежности, фонотека, музыкальный центр).

Наглядный материал:

* иллюстрации с изображением сюжетов театральных постановок из детских сказок;

* настольно-печатные игры;

* альбомы с образцами декоративно- прикладного творчества;

* элементы русских народных костюмов;

* фотографии и изображения празднования народных праздников;

* аудио и видеозаписи русских народных песен и танцев;

* предметы выполненные в разной народно- прикладной технике;

* книги об истории России;

* куклы в национальных костюмах:

* наборы для ручного труда.

* библиотечка «русские народные сказки».

Предварительная работа:

- тематическое оформление групповой комнаты;

- дополнение уголков в групповой комнате (книжный уголок, театральный уголок, уголок творчества, уголок настольных игр, экологический уголок и др.)новыми материалами;

- чтение литературных произведений; выбор сказок и подготовка выразительного рассказывания;

- подбор демонстрационного (иллюстративного) материала (сборники сказок, репродукции картин, книги об истории России)

- рисование совместно с родителями, педагогами ДОУ героев любимых сказок.

Мероприятия:

Утренник : «Подарок для мамы. Ярмарка»

Выставка детских рисунков «Золотая хохлома».

Музыкально- развлекательный досуг «Посиделки».

Выставка поделок «Народная игрушка».

Развлечение «Масленица».

Экскурсия в краеведческий музей.

Итоговое мероприятие «До свидания, детский сад»

Предполагаемые итоги реализации проекта :

Обогащена предметно-развивающая среда в группе в рамках проекта,

Дополнен мини- музей «Горница»;

Сформировано представление о музее, расширен кругозор, обогащён словарный запас, «словарь вежливости»;

Развиты творческое мышление, воображение,

Привиты традиции совместной деятельности воспитателей, родителей и детей, семейного чтения, появился интерес к посещению музеев города, культурно-досуговых мероприятий;

Сформирована активная жизненная позиция, детский коллектив стал более сплочённый и дружный.

Сроки реализации проекта : сентябрь 2016 г. – май 2016 г.

Руководитель проекта : Сапрыкина И. Л. Воспитатель высшей квалификационной категории.

Рабочая группа проекта : музыкальный руководитель, воспитатели, родители, дети.

Этапы работы по реализации проекта

I Подготовительный этап (разработка проекта)

Выявление проблемы.

Выбор темы.

Составление плана-схемы проекта.

Знакомство родителей, узких специалистов с проектом, вызвать интерес к данной теме у всех участников проекта.

Работа с методическим кабинетом. Подбор информации, литературы, дополнительного материала.

Интернет – ресурсы.

IIОсновной этап (практический).

Работа с детьми.

Формы и содержание

Социально-коммуникативное развитие

Чтение, рассказывание, прослушивание, просмотр в видеосалоне разных произведений о народном творчестве.

Знакомство с присказками, поговорками, пословицами, загадками.

Театральные, творческие, речевые игры с детьми.

Словесные тренинги.

Создание вместе с детьми ситуаций- моделей, этюдов.

Художественно-эстетическое развитие

«поляна сказок» на прогулочном участке

В зимнее время года

Постройки из снега сказочных героев:

«Кот-Котофеич», «Царевна-лягушка», «Снегурочка», «Серая шейка», «Три поросёнка», их обыгрывание.

В осенний период: постройки из песка (разные виды теремков, домики трёх поросят, шатра из ткани.

Драматизация, игра-инсценировка сказок «Теремок», «Колобок», «Рукавичка», «Репка», передавая голосом, движениями тела, пластикой особенности поведения героев.

Музыкально- ритмичные, подвижно- расковывающие игры- танцы.

Музыкально- развлекательный досуг.

Тематические выставки.

Продуктивная деятельность по различным видам народной декоративно- прикладной технике.

Рисование: «Рукавичка», «Два жадных медвежонка», «Золушка»-ладошками.

Аппликация: «Веселый хоровод», «Колобок на окошке», «Зайчишка-трусишка»-из ваты.

Лепка: «Красочное Дымково», «Михайло Иванович», «Девочка и мальчик танцуют».

Конструирование: «Стоит в поле теремок, теремок», «Избушка на курьих ножках».

Познавательное развитие

Создание мини-музея сказочных героев в группе.

Дополнение мини- музея «Горница» экспонатами.

Подбор сказочных персонажей, атрибутов, из знакомых сказок, их изготовление, характеристика.

Дидактическая игра «волшебный сундучок». Тактильное обследование экспонатов мини-музея.

Целевая прогулка в городской музей.

Исследовательская деятельность.

Работа с родителями

Анкетирование «Роль народного творчества в воспитании детей».

Домашнее задание «Создание, пополнение мини-музея сказочных героев в группе» (разные герои сказок, сказочные атрибуты).

Подбор и изготовление элементов костюмов для игр-драматизаций,инсценирования сказок.

Пополнение книжного уголка.

Помощь в подборе иллюстрированных книг, аудиокассет с народными песнями, создание видеосалона сказок.

Привлечение к домашнему чтению сказок (беседы с детьми по содержанию сказок, характеристика героев, оценка их поступков) .

Изготовление совместно с детьми поделок в свободное время из разных материалов

IIIЗаключительный этап (контрольно- оценочный).

1. Презентация проекта «Народное творчество- дошкольникам» на совете педагогов

2. Подведение итогов реализации проекта.

Публикации по теме:

«Народное творчество в жизни дошкольника». Консультация для родителей В первые годы жизни ребенка у детей начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо связывают его со своим народом. В.

Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания старших дошкольников В наше время необходимо воспитать ребёнка гражданином, патриотом, знающим и любящим свою Родину. Но эта задача сегодня не может быть успешно.

Педагогический опыт «Народное творчество»Педагогический опыт «Народное творчество» М. И. Калинин:«Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено.

Педагогический проект «Устное народное творчество как средство развития речи у детей среднего возраста» Участники проекта: * Воспитатели группы: Кагакова О. Н. Герасименко Е. С. * дети средней ортопедической группы «Василёк» * Родители группы.

Педагогический совет «Двигательное творчество — одно из средств повышения активности дошкольников»Педагогический совет «Двигательное творчество — одно из средств повышения активности дошкольников» Педсовет №3 «Двигательное творчество - одно из средств повышения активности дошкольников» Повестка дня: Проверка выполнения решений предыдущего.

Устное народное творчество как средство выразительности речи дошкольников Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Головчинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов».

Проект: «Народное творчество как средство приобщения детей старшего возраста к истокам русской народной культуры» Проект «Народное творчество как средство приобщения детей старшего возраста к истокам русской народной культуры» Актуальность. В наше.

Проект «Устное народное творчество (потешки, прибаутки, колыбельные песни») во второй младшей группе Актуальность проекта: Сегодня одной из актуальных проблем является недостаточное использование современными родителями потешек, прибауток.

Проект «Устное народное творчество-загадки во второй младшей группе». Актуальность проекта: Сегодня одной из актуальных проблем является редкое использование родителями загадок в младшем дошкольном возрасте.

Проект «Знакомство детей младшей группы с традиционной культурой Нижегородской области: устное народное творчество» Паспорт проекта Тема Знакомство детей младшей группы с традиционной культурой Нижегородской области: устное народное творчество Цель Познакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Народное творчество в жизни дошкольников»
Опубликовано: 2 января 2017 в 15:34
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический проект «Народное творчество в жизни дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Леонидовна Сапрыкина (УИ 375252) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД