Ирина Леонидовна Сапрыкина
Педагогический проект «Народное творчество в жизни дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Обоснование проблемы. «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (В. А. Сухомлинский).
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.
Публикация «Педагогический проект „Народное творчество в жизни дошкольников“» размещена в разделах
Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Именно эти искажения подтолкнули меня на разработку проекта «Народное творчество в жизни дошкольников»
Актуальность. Экраны телевизоров, обложки детских книг и журналов заполонили мультяшные персонажи с сомнительной репутацией, которые становятся образцом для подражания дошкольников, в связи с этим наблюдается сведение к минимуму интереса детей к истории, культуре и творчеству русского народа. Использование устного народного и декоративно- прикладного художественного творчества для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Сквозь сито веков просеял народ свое культурное достояние, оставив самое ценное в фольклоре, художественных промыслах, декоративно- прикладном искусстве. Народное творчество- это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников. Народная мудрость, заключенная в сказках, потешках, прибаутках, загадках, поговорках, на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за талант простого народа, интерес к меткому, выразительному слову, любовь к родному языку.
Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры- забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства. Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Культуру России невозможно представить себе без народного искусства. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народно- прикладное искусство должны найти большое отражение в содержании образования и воспитания дошкольников сейчас, когда образцы массовой культуры других стран внедряются в жизнь, быт и мировоззрение детей. Народное искусство позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которого оно является. Слушая произведения устного народного творчества, знакомясь с народной музыкой, рассматривая изделия декоративного искусства народных мастеров, дети приобретают новые знания о жизни : о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чём мечтает. Дети очень чутки к меткому народному слову. Они используют в своей речи отдельные образные выражения, заимствованные из фольклора, запоминают и с удовольствием читают потешки, загадывают загадки. Слушая сказки, получают представления о добре и зле. Рассматривая произведения декоративно- прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их, у них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное.
Именно поэтому идея выбора проекта «Народное творчество в жизни дошкольника» так актуальна.
Цель проекта : создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста через знакомство с историей и культурой России, через потенциал русских народных произведений и художественных промыслов.
Задачи:
. способствовать формированию патриотических чувств у детей: любви к родине, уважения к традициям народной культуры и истории.
. продолжать знакомство детей с народным декоративно- прикладным искусством.
. способствовать развитию интереса к русским народным произведениям.
. создать условия для активизации творческого мышления детей.
. расширять сотрудничество с родителями.
Данный проект является долгосрочным и рассчитан на девять месяцев учебного года, предназначен для детей старшего дошкольного возраста.
Концептуальные идеи проекта
- развитие ребёнка через организацию разных видов деятельности, в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой (сказки, пословицы, поговорки, прибаутки) и развития речи, основанной на сотрудничестве взрослого и детей, мотивации и предполагающую использование интерактивных форм работы и видов деятельности, адекватных возрасту (акции, выпуск плакатов) ;
- формирование основ ценностного отношения ребёнка к окружающему миру посредством знакомства с народным творчеством; воспитание дошкольников на народных традициях и обычаях, формирование интереса к народной культуре (устное народное творчество, традиции) и осознание себя как носителя этой культуры;
- развитие индивидуальных и возрастных возможностей, потребностей и интересов ребёнка (доступность содержания, выбор форм и приёмов, направленность на формирование развития личности, предполагающей признание ребёнка главной действующей фигурой, признание его субъективного опыта, отношение как к равноправному участнику интересной для него деятельности;
- комплексно-тематический принцип планирования, обеспечивающий социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов деятельности в ходе подготовки мероприятий.
Используемые методы:
Исследовательские: проблемные вопросы, наблюдения; метод ассоциаций (дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в создании новые образы);метод моделирования ситуаций; метод «погружения в ситуацию»;
Самостоятельное наблюдение при посещении детских театров и спектаклей ДОУ.
Наглядные: рассматривание иллюстраций, видеопрезентаций, предметов декоративно- прикладного творчества
Словесные: творческие беседы, чтение литературы и разыгрывание сказок, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции;
Технология моделирования, ручной труд;
Слушание музыки, просмотр ММО.
Ресурсное обеспечение проекта.
Уголок театрализованной деятельности.
Уголок ряженья.
Музыкальный уголок.
Уголок творчества.
Методический инструментарий.
Материально – технический (компьютер, фотоаппарат, канцелярские принадлежности, фонотека, музыкальный центр).
Наглядный материал:
* иллюстрации с изображением сюжетов театральных постановок из детских сказок;
* настольно-печатные игры;
* альбомы с образцами декоративно- прикладного творчества;
* элементы русских народных костюмов;
* фотографии и изображения празднования народных праздников;
* аудио и видеозаписи русских народных песен и танцев;
* предметы выполненные в разной народно- прикладной технике;
* книги об истории России;
* куклы в национальных костюмах:
* наборы для ручного труда.
* библиотечка «русские народные сказки».
Предварительная работа:
- тематическое оформление групповой комнаты;
- дополнение уголков в групповой комнате (книжный уголок, театральный уголок, уголок творчества, уголок настольных игр, экологический уголок и др.)новыми материалами;
- чтение литературных произведений; выбор сказок и подготовка выразительного рассказывания;
- подбор демонстрационного (иллюстративного) материала (сборники сказок, репродукции картин, книги об истории России)
- рисование совместно с родителями, педагогами ДОУ героев любимых сказок.
Мероприятия:
Утренник : «Подарок для мамы. Ярмарка»
Выставка детских рисунков «Золотая хохлома».
Музыкально- развлекательный досуг «Посиделки».
Выставка поделок «Народная игрушка».
Развлечение «Масленица».
Экскурсия в краеведческий музей.
Итоговое мероприятие «До свидания, детский сад»
Предполагаемые итоги реализации проекта :
Обогащена предметно-развивающая среда в группе в рамках проекта,
Дополнен мини- музей «Горница»;
Сформировано представление о музее, расширен кругозор, обогащён словарный запас, «словарь вежливости»;
Развиты творческое мышление, воображение,
Привиты традиции совместной деятельности воспитателей, родителей и детей, семейного чтения, появился интерес к посещению музеев города, культурно-досуговых мероприятий;
Сформирована активная жизненная позиция, детский коллектив стал более сплочённый и дружный.
Сроки реализации проекта : сентябрь 2016 г. – май 2016 г.
Руководитель проекта : Сапрыкина И. Л. Воспитатель высшей квалификационной категории.
Рабочая группа проекта : музыкальный руководитель, воспитатели, родители, дети.
Этапы работы по реализации проекта
I Подготовительный этап (разработка проекта)
Выявление проблемы.
Выбор темы.
Составление плана-схемы проекта.
Знакомство родителей, узких специалистов с проектом, вызвать интерес к данной теме у всех участников проекта.
Работа с методическим кабинетом. Подбор информации, литературы, дополнительного материала.
Интернет – ресурсы.
IIОсновной этап (практический).
Работа с детьми.
Формы и содержание
Социально-коммуникативное развитие
Чтение, рассказывание, прослушивание, просмотр в видеосалоне разных произведений о народном творчестве.
Знакомство с присказками, поговорками, пословицами, загадками.
Театральные, творческие, речевые игры с детьми.
Словесные тренинги.
Создание вместе с детьми ситуаций- моделей, этюдов.
Художественно-эстетическое развитие
«поляна сказок» на прогулочном участке
В зимнее время года
Постройки из снега сказочных героев:
«Кот-Котофеич», «Царевна-лягушка», «Снегурочка», «Серая шейка», «Три поросёнка», их обыгрывание.
В осенний период: постройки из песка (разные виды теремков, домики трёх поросят, шатра из ткани.
Драматизация, игра-инсценировка сказок «Теремок», «Колобок», «Рукавичка», «Репка», передавая голосом, движениями тела, пластикой особенности поведения героев.
Музыкально- ритмичные, подвижно- расковывающие игры- танцы.
Музыкально- развлекательный досуг.
Тематические выставки.
Продуктивная деятельность по различным видам народной декоративно- прикладной технике.
Рисование: «Рукавичка», «Два жадных медвежонка», «Золушка»-ладошками.
Аппликация: «Веселый хоровод», «Колобок на окошке», «Зайчишка-трусишка»-из ваты.
Лепка: «Красочное Дымково», «Михайло Иванович», «Девочка и мальчик танцуют».
Конструирование: «Стоит в поле теремок, теремок», «Избушка на курьих ножках».
Познавательное развитие
Создание мини-музея сказочных героев в группе.
Дополнение мини- музея «Горница» экспонатами.
Подбор сказочных персонажей, атрибутов, из знакомых сказок, их изготовление, характеристика.
Дидактическая игра «волшебный сундучок». Тактильное обследование экспонатов мини-музея.
Целевая прогулка в городской музей.
Исследовательская деятельность.
Работа с родителями
Анкетирование «Роль народного творчества в воспитании детей».
Домашнее задание «Создание, пополнение мини-музея сказочных героев в группе» (разные герои сказок, сказочные атрибуты).
Подбор и изготовление элементов костюмов для игр-драматизаций,инсценирования сказок.
Пополнение книжного уголка.
Помощь в подборе иллюстрированных книг, аудиокассет с народными песнями, создание видеосалона сказок.
Привлечение к домашнему чтению сказок (беседы с детьми по содержанию сказок, характеристика героев, оценка их поступков) .
Изготовление совместно с детьми поделок в свободное время из разных материалов
IIIЗаключительный этап (контрольно- оценочный).
1. Презентация проекта «Народное творчество- дошкольникам» на совете педагогов
2. Подведение итогов реализации проекта.