Жураева Гулистан
Педагогический опыт «Народное творчество»
▼ Скачать + Заказать документы
М. И. Калинин: |
«Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено и сохранено народом, то, что народ пронес через столетия» |
Публикация «Педагогический опыт „Народное творчество“» размещена в разделах
Особое внимание в своем проекте я уделила декоративно – прикладному искусству, оно призвано украшать, облагораживать и преобразовывать предметный мир. Каждый народ под влиянием жизненных и природных условий создает свои традиции в развитии прикладного искусства.
Актуальность проблемы моего проекта связана с разрешением противоречия между современными подходами по созданию педагогических условий для детей дошкольного возраста на занятиях, воспитания их активности через народное творчество и недостаточной разработанностью этого вопроса в практике работы ДОУ.
Цель проекта - выделение педагогических условий, способствующих эффективному воспитанию творческой активности детей дошкольного возраста посредством народного творчества.
В соответствии с поставленной целью исследования мною были выделены предмет и объект проекта.
Объект проекта - творческая активность детей дошкольного возраста.
Предмет проекта - народное творчество как средство воспитания творческой активности детей дошкольного возраста.
Необходимым условием построения современной системы эстетической культуры личности является использование народного творчества в педагогической работе с детьми.
Известные педагоги и исследователи (А. П. Усова, Н. П. Сакулина, Н. Б. Халезова, Т. С. Комарова и др.) отмечали, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждают в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного. На основании этих представлений формируются и развиваются основы художественной культуры каждого ребенка.
Народ всегда и во все времена создавал огромную устную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа.
В своём проекте я выделила такую основную задачу, как расширить
представление детей о многообразии предметов народного декоративно-прикладного искусства и способствовать обогащению творческих стремлений детей – видеть в реальных предметах искусства новизну и разные стили росписи, что соответствует требованиям ФГОС и не противоречит их основной задаче - объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. На основе этого у детей формируется эстетическое отношение к окружающей действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства, они учатся выделять основные средства выразительности изделий различных народных промыслов.
Все это и сложилось в идею, которая и помогла мне достичь результатов в моей работе, а именно – показать, что народное творчество у детей дошкольного возраста помогает формировать творческое начало в восприятии окружающего мира.
Народное творчество, как и искусство вообще, многофункционально и одна из функций - воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор реализуются в полной мере. Правильно организованное обучение дает детям возможность самовыражения, самообучения, самоконтроля.
Своим проектом я хотела бы сберечь тонкие нити культурного наследия, чтобы донести детям характер духовно-художественного постижения мира и сохранить интерес к народным традициям.
Не стоит забывать, что посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка.
Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного волшебства и сказочной доброты. Каждый образ в народном творчестве имеет свое значение, символ. Считалось, если подарить народную игрушку ребенку, она принесет ему здоровье, благополучие.
В работе с детьми я использовала изделия декоративно-прикладного искусства с растительным узором (хохлома, гжель, дымковская роспись, филимоновская игрушка и др.).
Вся работа проводится в трех направлениях.
Первое направление: ознакомление детей с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства. Эмоциональное воспитание детей: умение видеть, любоваться и восхищаться красотой предметов народного творчества, формирование потребности в прекрасном.
Второе направление: обучение декоративному рисованию, лепке, аппликации на основе подлинных предметов народного искусства. Обучение некоторым приемам росписи, лепки, вырезывания.
Третье направление: формирование детского декоративного творчества. Учить видеть на предметах каждого вида народного искусства вариативность элементов, сочетаний цветов, разнообразие композиций.
Жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, народное искусство очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам.
Успехом данного проекта было то, что дети с большим интересом воспринимали информацию и примеры изделий, игровые приемы, сюрпризные моменты. Чтобы занятия были интересны детям, в практической части мы украшали узорами вещи и предметы быта, соответствующие виду росписи. Так, в ходе проекта, дети расписывали узорами хохломской росписи тарелки и дощечки, лепили и украшали узорами филимоновские игрушки, использовались также нетрадиционные
методы рисования – пальчиками дети разукрашивали фигуру лошадки по технике дымковской росписи, с помощью обрывной аппликации украшали блюдо узорами гжели. Интерес и увлеченность детей в ходе проекта усиливался и за счет того, что работы детей украшали помещения детского сада, чтобы каждый родитель мог полюбоваться творчеством своего ребенка, либо привнести свой вклад в проект, участвуя в совместной деятельности для оформления выставки «Сохраним традиции».
К проекту я готовилась тщательно. План осуществления проекта возник не за один день. Работая над ним, я рассказывала детям о народных мастерах, их творчестве; о материалах, из которых создаются изделия, с помощью проектора показала им презентацию с различными видами росписи. Несомненно, такие беседы заинтересовывают детей, помогают раскрыть перед ними образную, красочную и поэтическую выразительность произведений народного искусства.
В своей педагогической практике я использовала программу «Радость творчества» под редакцией О. А. Соломенниковой для занятий, для диагностики интеллектуально-эстетического развития детей – книгу «Народное искусство в воспитании детей» под редакцией Т. С. Комаровой, а также учебно - игровые методики, но наиболее интересной для детей оказалась методика «Монтессори» - сложи узор, в которой дети старались деревянными предметами различных форм и цветов повторить элементы различных узоров хохломской росписи и гжели. Анализ продукции детского творчества позволил мне применить эту методику преимущественно к детям старшего дошкольного возраста.
Она дает возможность проявиться каждому ребенку, показать свою
индивидуальность, способности к запоминанию, ставить определенную задачу и затем осуществлять ее изобразительными средствами. На время дети складывали узор из росписи, сначала проекта им давалось собирание картинок немного дольше, но к концу проекта они не только собирали их быстрее, но и привносили свои элементы в узор.
В ходе проекта было видно, что дети работали с увлечением, а это наиболее ощутимые успехи для меня. Увлеченность и творческая заинтересованность в искусстве особенно важны.
Результативность проекта достаточно высока – дети:
1. Приобрели знания о народном творчестве и научились различать его виды и стили.
2. Умеют создавать узоры по собственному замыслу.
Работая над проектом «Народное творчество», я узнала много нового и делилась своим опытом с коллегами : на педагогических советах, на сайте ДОУ.
Через народное творчество я попыталась донести до детей историю и красоту народных традиций в разных видах росписи.
«Народное искусство живет, пока его чтут и берегут!»
Народная мудрость.