Получи документы

Педагогический проект «Народная игрушка»

НАТАЛЬЯ КЛОЧКО
Педагогический проект «Народная игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы

Педагогический проект «Народная игрушка»

«Пусть ребенок чувствует красоту

и восторгается ею, пусть в его сердце и

в памяти навсегда сохранятся образы

в которых воплощается Родина»

(В. А. Сухомлинский)

ТЕМА: «Значение декоративно-прикладного искусства в нравственно-патриотическом воспитании детей»

Творческое название: «Народная игрушка»

Публикация «Педагогический проект „Народная игрушка“» размещена в разделах

Участники проекта : Дети, воспитатель, родители.

Группа – подготовительная

Срок –сентябрь – май 2012-2013 учебного года

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тип проекта – информационно-практический

По предметно-содержательной области – общество – культурные ценности

По характеру участия – ребенок участник

По продолжительности – долгосрочный

По количеству участников – групповой

Форма представления – презентация

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА ОБУСЛОВЛЕНА :

- Большой значимостью воспитания нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников в современном обществе.

- Развитием познавательных интересов и творческих способностей детей.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

Формирование нравственно-патриотических чувств средствами декоративно-прикладного искусства.

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ВОПРОС

Способствует ли высокое художественное совершенство декоративно-прикладного искусства воспитанию нравственно-патриотических чувств.

ГИПОТЕЗА

Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.

АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

- Народное искусство глубоко воздействует на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений.

- Ознакомление с произведениями народного творчества пробуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств.

- Знакомство с народно-прикладным искусством помогает раскрыть красоту родной природы.

- Народное искусство способствует развитию эстетических чувств, творческих способностей, вызывает у ребенка желание участвовать в творческой деятельности: в составлении узоров, лепке, росписи игрушек и т. д.

- В ходе исследовательской работы необходимо заинтересовать детей и их родителей в изучении данной темы, убедить в ее значимости.

ПРОБЛЕМА: как повысить интерес к народно- прикладному искусству; какие формы и методы использовать для повышения познавательной активности детей; как влияет развивающая среда на нравственное развитие детей, на развитие художественных способностей; как может влиять участие родителей на результаты работы по ознакомлению детей с народными промыслами.

ЗАДАЧИ

Расширять представления детей о многообразии предметов декоративно-прикладного искусства.

Формировать умение видеть взаимосвязь реальной действительности и народного искусства.

Развивать творческие способности детей.

Приобщать к многообразию и особенностям декоративно-прикладного искусства.

Расширять представления детей о происхождении данного вида народного искусства.

Донести до воспитанников, что они являются носителями великой русской культуры, наследниками великих мастеров.

Воспитание чувства гордости за талант и самобытность русского народа.

Приобщать родителей к совместной деятельности.

ЭТАПЫ И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА

Подготовительный этап (сентябрь)

Основной этап (октябрь – апрель)

Заключительный (май)

Подготовительный этап

№ п/п Мероприятия Сроки реализации

1. Анкетирование родителей сентябрь

2. Диагностика детей сентябрь

3. «Круглый стол» с родителями и детьми сентябрь

4. Оформление выставки для родителей по теме «Народная игрушка» сентябрь

5. Подбор наглядно- дидактических пособий, демонстрационного материала. Сентябрь

6. Составление перспективного плана, создание развивающей среды. Сентябрь

Основной этап

№ п/п Мероприятия Сроки реализации

1. Проведение фронтальных, подгрупповых, индивидуальных форм работы по знакомству с

-филимоновской игрушкой

- каргопольской игрушкой

- дымковской игрушкой октябрь

2 Лепка и роспись народных игрушек Октябрь –май

4. Выставка «Народные игрушки своими руками» Май

5. Заучивание стихов, загадок о народных промыслах Октябрь- апрель

6. Конкурс детских рисунков по мотивам народных росписей март

7. Открытое занятие «Роспись дымковской игрушки» март

7

Заключительный этап

№ п/п Мероприятия Сроки реализации

1. Диагностика детей, анализ результативности май

2. Выставка совместных работ детей и родителей «Умелые руки не знают скуки» май

РЕЗУЛЬТАТ:

В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству у них появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров.

Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей промыслов формирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа.

Народное искусство способствует развитию нравственно-патриотического и эстетического воспитания, развивает творческие способности детей.

Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка.

Приложение

1. Формы контроля.

Подведение итогов работы является необходимым моментом в работе творческого коллектива, наиболее подходящей формой оценки является совместный просмотр выполненных образцов и изделий, их коллективное обсуждение, выявление лучших работ. Такая форма работы позволяет детям критически оценивать не только чужие работы, но и свои.

Основные формы проверки уровня знаний, умений и навыков:

• выставки детских работ в начале, середине и конце учебного года;

• открытые занятия;

• контрольный срез или устный опрос – для выявления усвоения терминологии.

Диагностика прогнозируемых результатов производится в соответствии с листом оценки.

Оценка производится в соответствии со следующими уровнями развития ребенка:

• высокий уровень (качество ярко выражено);

• средний уровень;

• низкий уровень.

• нулевой уровень (качество не проявляется).

Лист оценки.

№ Ф. И. О. Уровень

1. Умеет организовать рабочее место

2. Умеет пользоваться приспособлениями и инструментами

3. Применяет разные способы лепки (тянет из целого куска, примазывает части, делает налепы, заглаживает поверхность, сочетает орнамент с формой);

4. Умеет самостоятельно определить количество необходимого материала;

5. Владеет начальными навыками выразительного использования основных цветов, смешивает их.

6. Рисует элементы растительного и геометрического орнамента: точка, круг, прямая и волнистые линии, клетка, листок, колосок, травка;

7. Выбирает способы лепки в зависимости от формы;

8. Выполняет рельефный и гладкий декор для украшения изделий;

9. Использует известные средства выразительности (объем, рельеф, динамика пластики для достижения выразительного образа);

10. Использует пластические свойства материала для создания выразительной формы;

Проводимый в конце учебного года итоговый тест дает возможность педагогу оценить теоретические знания обучающихся.

Контрольные вопросы

1. С какими материалами работает художник?

2. Какие приемы работы с глиной ты знаешь?

3. Какие способы лепки игрушки ты знаешь?

4. Какие средства выразительности ты знаешь?

5. Почему керамическая декоративная плитка получила Название «изразец»?

6. Назови известные тебе виды глиняных игрушек.

7. Какие мастера глиняной игрушки тебе известны?

8. Какие цвета используются при росписи Каргопольской игрушки?

9. Какие инструменты и материалы используются при изготовлении глиняной игрушки?

10. Как изготовить цветное соленое тесто?

11. Назови способы сушки и запекания изделий из соленого теста.

ПРИЛОЖЕНИЕ СТИХИ О НАРОДНОЙ ИГРУШКЕ

В Дымкове, над Вяткою-рекою,

Драгоценный продолжая труд,

Не ища на старости покоя,

Мастерицы славные живут.

Красная за окнами калина,

Пароходный движется дымок.

На столе еще сырая глина,

Грубый, неоформленный комок.

За своей работою старушка

На скамейке низенькой сидит.

Глиняную вятскую игрушку

Лепит… нет, не лепит, а творит!

Хороша игрушка расписная!

Вся поет, бесхитростно светла,

И видна в ней радость молодая

Ставшего искусством ремесла.

(Леонид Хаустов)

…Тем гордиться я разве не рад,

что уже в порубежье неближнем

«Дымка» нынче идет нарасхват

По Нью-Йоркам, Брюсселям, Парижам.

Почитался издревле закон:

Тайна тайн даже самая малость,

Как наследство в роду испокон

Внучке бабушкой передавалось.

…Ведь недаром же, радуя глаз,

Жизнью жили живою игрушки :

Вот ударились барыни в пляс,

Кавалеры поют им частушки;

Гуси-лебеди в небе кричат,

Петухи спозаранку горланят,

Мчатся тройки, коровы мычат,

Круторогие блеют бараны.

Мир волшебный цветет, многолик,

В колдовстве неуемном и звонком,

И душой молодеет старик,

И становится взрослый ребенком…

(Из стихотворения Гребнева «Мастерицы»)

Хохлома

Хохлома ты моя золотая,

Твой характер цветист без прикрас,

Над Россией жар-птицей взлетая,

Ты волнуешь придирчивый взгляд.

Чтоб светлели суровые лица,

Украшай вдохновенно дома,

Чудодействуй в веках, мастерица,

Золотая моя Хохлома!

Приданое Хохломы (Фрагменты)

Девчата хохломские, мастерицы, -

Какое зелье вы изобрели,

Чтоб сердцу снова трепетно забиться

От влажного дыхания земли?

Зачем, склонясь над миской деревянной,

Над липовою ложкой расписной,

Прилив страстей я чувствую нежданный,

И жар любви овладевает мной?

Затем, что в каждом хохломском предмете,

В изделье мастеров заволжских мест

Живет весенних красок разноцветье -

Приданое семеновских невест.

Узоры сказочной кудрины,

В певучем дереве звеня,

Как нежной трелью соловьиной,

Чаруют ласково меня.

И, как живые, листья клена

Прильнули к донышку ковша,

Чтоб, став по-майски окрыленной,

Не знала осени душа.

А вспышки зрелой земляники,

Чуть затемненные листвой,

Горят, как пламенные блики

Поэзии, вовек живой!

Трав золотое многолучье

По рдяной вышито канве -

Да так, что не придумать лучше

Самой зеленой мураве.

И этот русский колдовской орнамент

На чаше, что сейчас держу в руках,

Мне берег Волги приведет на память -

В прозрачных росах, травах и цветах.

Я чашу подниму с вином багряным

За те луга, озера и холмы,

Где всходят зори огненным приданым

Искусниц и красавиц Хохломы.

(Перевод Л. Шерешевского)

Публикации по теме:

Педагогический проект «Ненаглядная краса Росссии-народная игрушка» «Прикоснуться к истокам» звучит как любое расхожее выражение, из-за частого употребления оно начинает терять свой истинный смысл. Я вполне.

Педагогический проект «Народная игрушка» «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы в которых воплощается Родина».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Народная игрушка»
Опубликовано: 21 декабря 2014 в 14:47
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический проект «Народная игрушка»» (включая файлы) размещена пользователем НАТАЛЬЯ КЛОЧКО в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД