Анна Колпакова
Педагогический проект «Все профессии важны, все профессии нужны»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : педагогический.
Тип проекта :
1) по количеству участников: фронтальный.
2) по содержанию: интегративный.
3) по продолжительности: краткосрочный (с 11.01.2021 – 24.01.2021 года).
4) по характеру содержания: ознакомительно-ориентировочный.
5) по доминирующему виду: ребенок, общество и культура.
Участники проекта : дети старшей группы «Сказка», воспитатели, родители.
I.Введение
Публикация «Педагогический проект „Все профессии важны, все профессии нужны“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2021
Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период.
С младшего возраста дети говорят, кем будут, когда вырастут, часто подражая своим родителям. Беседуя со своими воспитанниками, мы выяснили, что они недостаточно знают о профессиях. На вопрос: «Где работают твои родители?» - дети односложно отвечают: «На работе», «В школе». Не говоря уже, о понимании названия специальности и трудовых обязанностях своих родителей.
Поэтому, очень важно познакомить детей с профессиями, рассказать о тех характерных качествах, которые требует та или иная профессия. Углубленное изучение профессий через профессии своих родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда, развитию доказательной речи.
Знакомство детей с трудом взрослых — это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Ознакомление с профессиями родителей способствует дальнейшему вхождению ребёнка в современный мир, приобщению к его ценностям, обеспечивает удовлетворение и развитие познавательных интересов мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
II.Актуальность
«Профессий много в мире есть, их невозможно перечесть.
Сегодня многие нужны, и актуальны и важны :
Спасатель, фермер, гувернёр, телеведущий и актёр,
Автомеханник, финансист и менеджер и визажист…
И ты скорее подрастай, профессией овладевай,
Старайся в деле первым быть и людям пользу приносить»
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребёнка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребёнка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений детей о профессиях и труде. В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессий. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребёнка ограничены его пока небогатым жизненным опытом работы мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии лётчика, милиционера, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребёнка. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий - это необходимый процесс, актуальный в современном мире. Поэтому назрела необходимость целенаправленной работы с детьми по формированию знаний о труде взрослых, о профессиях родителей. Принимая во внимание, что одной из вариативных форм работы воспитателя с детьми является проектная деятельность, был запланирован проект с родителями и детьми на тему: «Все работы хороши, выбирай на вкус».
Цель: формирование элементарных представлений о профессиях взрослых посредством проектной деятельности.
Задачи: задачи приоритетной образовательной области:
«Социально-коммуникативное развитие»
- формирование позитивных установок к различным видам профессий.
-формирование уважение к людям труда, положительное отношение к сверстникам и педагогам.
-развитие желание трудиться.
-воспитание бережного отношения к результатам труда.
-развитие стремление отражать свои знания и впечатления о труде взрослых в игровой деятельности.
-формирование основ безопасного поведения в быту и социуме.
Задачи в интеграции образовательных областей:
«Познавательное развитие»
- актуализация, систематизация и расширение представление о мире.
- расширение кругозора и познавательного интереса детей к профессиям.
- развитие конструктивных способностей, мышления, воображения, памяти.
- развитие навыков контроля и самоконтроля.
«Речевое развитие»
- развитие навыков активного речевого общения.
- обогащение и активация словаря, название и назначение современных профессий.
«Художественно-эстетическое развитие»
-формирование потребности в чтение литературных произведений, как источника новых знаний.
- развитие стремление отражать свои знания и впечатления о труде взрослых в изобразительной деятельности.
«Физическое развитие»
- развитие общей и мелкой моторики.
-формирование здоровьесберегающей компетентности дошкольников.
Задачи для педагога :
- создание развивающей предметно-пространственной профориентационной среды внутри ДОУ путем организации сетевого взаимодействия.
-формирование у воспитанников системы представлений о профессиях.
-привлечение родителей, законных представителей к реализации проекта.
Ожидаемые результаты и предполагаемые продукты проекта :
1. Сформированы знания детей о различных профессиях и их особенностях.
2. Сформированы знания о качествах личности, которыми необходимо обладать человеку той или иной профессии.
3. Сформировано уважительное отношение детей к труду взрослых.
4. Сформированы понятия о значимости родителей в жизни общества.
5. Детско-родительские отношения обогащены опытом совместной деятельности.
6. Сформирован интерес к разным видам профессий, в том числе профессиям родителей – полицейский, водитель, работник почты, журналист и т. д.
7. Созданы предпосылки для воспитания гордости за родителей и уважения к ним.
8. Создание альбома «Профессии наших родителей»
9. Создание костюмов к сюжетно-ролевым играм.
III. Этапы реализации проекта программы.
1. Подготовительный этап.
1. Определение сроков проекта : разработать и реализовать проект с 11.01.2021 – 24.01.2021 года
2. Обратиться за помощью к родителям (законным представителям) старшей группы «Сказка»
3. Подобрать детскую литературу, иллюстрации, дидактические игры на тему «Профессии».
4. Подготовить перспективный план работы по проекту.
5. Разработать конспект мероприятий согласно разработанному плану проекта.
6. Подобрать методы и приемы работы с детьми и взрослыми, способствующие эффективной реализации проекта :
1) Словесные:
беседы
чтение художественной литературы
дидактические игры
развлечения
наблюдения
2) Наглядные:
сбор иллюстраций, фотографий
рассматривание иллюстраций
пример взрослых
3) Практические:
создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с решаемой задачей
моделирование ситуаций
8. Подобрать эффективные формы работы с детьми, родителями и общественностью, способствующие реализации проекта :
Формы работы
С детьми:
1. Организованная образовательная деятельность
2. Организованная образовательная деятельность в режимных моментах
3. Экскурсии
С родителями:
1. Консультации
2. Творческие мастерские
2. Основной этап.
Перспективный план
Работа с детьми Работа с родителями
11 января 1. Рассматривание картин и иллюстраций по теме «Профессии». Цель: вызывать интерес к окружающему миру.
2. Беседа с детьми о профессиях, загадывание загадок о профессиях. Цель: формировать представления о труде людей. Консультация «Знакомство детей с профессиями» Цель: систематизировать знания родителей по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых.
Предложить родителям оказать помощь в изготовлении костюмов к сюжетно-ролевым играм.
12 января 1. НОД «Все профессии важны, все профессии нужны». Цель: расширить представления детей о разнообразии профессий.
2. Просмотр мультфильма по произведению С. Михалкова «Дядя Стёпа милиционер». Цель: активизировать внимание и память детей.
13 января 1. Дидактические игры: «Кому что нужно», «Профессии». Цель: развивать логическое мышление и наблюдательность.
2. НОД по художественно-эстетическому развитию. Конструирование из бумаги «Почтовые конверты» Цель: создание мотивации к изготовлению для будущих игр.
14 января 1. Разучивание стихов о профессиях, знакомство с пословицами и поговорками о труде.
15 января 1. Чтение книг С. Михалкова «А что у вас»,, Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла». Цель: знакомство с художественной литературой.
2. Экскурсия в медицинский кабинет, на кухню. Цель: формировать реалистические представления о труде людей.
18 января 1. Сюж. рол. игра «Парикмахерская» Цель: развивать диалогическую речь.
2. Драматизация отрывков из художественных произведений: К. И. Чуковского «Айболит», С. Я. Маршака «Почта», С. Михалкова «Дядя Стёпа милиционер». Цель: развивать связную речь. Анкета для родителей «Дошкольник и профессия»
Создание альбома «Профессии наших родителей»
Буклеты: «Как помочь ребенку в выборе профессии» Цель: распространить педагогический опыт.
19 января 1. Составление рассказов о профессиях своих родителей. Цель: обогащать словарный запас детей.
2. Знакомство с пальчиковыми играми на тему «Профессии». Цель: развивать моторику пальцев рук.
20 января 1. Лепка «Пироженые» Цель: воспитывать интерес, аккуратность.
2. Дидактические игры: лото «Профессии», «Кому нужны инструменты?". Цель: развивать внимание и воображение.
21 января 1. Сюжетно-ролевая игра «Магазин». Цель: воспитывать коллективизм.
2. Рисование «Моя мама (папа) на работе. Цель: развивать фантазию, умение передавать в рисунке сюжет.
22 января 1. Развлечение «Все работы хороши, выбирай на вкус». Цель: продолжать расширять и уточнять представления детей о людях разных профессий.
3. Заключительный этап
1. НОД «Все профессии важны, все профессии нужны». Цель: расширить представления детей о разнообразии профессий.
2. Создание альбома «Профессии моей семьи»
3. Изготовление атрибуты и костюмы для сюжетно – ролевых игр;
4. Развлечение «Все работы хороши, выбирай на вкус».
IV. Ресурсы и оборудование.
Проектор, ноутбук, интернет.
V. Выводы.
Народная мудрость гласит: «Счастливый человек утром c удовольствием идёт на работу, а вечером с радостью возвращается домой». Мир профессий огромен. В ходе проекта «Все профессии важны, все профессии нужны» дети группы закрепили знания о том, что такое профессия, для чего человеку необходимо трудиться, работать. Расширились представления о роли труда в жизни людей, о многообразии орудиях труда, трудовых действиях
Почти все дети стали логично, последовательно и чётко рассказывать, как об известных им уже профессиях, так и других мало знакомых профессиях, правильно говорить названия этих профессий. Научились организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о профессиях : врач, аптекарь, автослесарь, парикмахер и др.
Теперь дети более ответственно относятся к выполнению поручений, дежурствам, хозяйственно-бытовому труду. Стараются оказать помощь окружающим, поддерживать порядок в группе.
Дети стали бережнее относиться к одежде, игрушкам, окружающим предметам, мебели, так как у многих сформировалось ценностное отношение к собственному труду и труду взрослых. Хочется отметить активное участие родителей в реализации данного проекта.
Продукты проекта :
1. Оформленный проект;
2. Презентации;
3. Конспекты занятий;
4. Фотоотчет;
5. Альбом «Профессии моей семьи»
6. Атрибуты и костюмы для сюжетно – ролевых игр;
VI. Литература.
1. А. Шибарев «Почтовый ящик»;
2. С. Маршак «Почта».
3. С. Михалкова «А что у вас»,,
4. Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла»
5. К. И. Чуковского «Айболит»,
6. С. Я. Маршака «Почта»,
7. С. Михалкова «Дядя Стёпа милиционер».