Раксана Мартиросян
Педагогический проект «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект на тему:
«Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста»
Педагогический проект на тему:
«Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста»
«Чистота - лучшая красота»
АКТУАЛЬНОСТЬ.
Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию.
Культурно-гигиенические навыки и привычки, которые необходимы для жизни, труда, сохранения здоровья, нужно вырабатывать с раннего возраста. Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно их выполнять.
В раннем и младшем дошкольном возрасте дети начинают проявлять самостоятельность в самообслуживании. Интерес, внимание ребенка к бытовым действиям, впечатлительность нервной системы дают возможность взрослым быстро научить ребенка определенному алгоритму действий; приемам, которые помогают выполнять задание быстро.
Обычно у детей,которые вновь пришедши в детский сад из дома, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания: дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, объективно оценивать особенности своего организма. Таким образом, проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста является одной из самых актуальных при воспитании детей этого возраста.
Цель проекта: Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста.
Задачи проекта:
1. Формировать привычку детей следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, пользоваться расческой, носовым платком;
2. Формировать навыки поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом;
3. Обучать детей порядку одевания и раздевания. При небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь (расстегивать и застегивать застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь;
4. Формировать начальные представления о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия;
5. Активно привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома.
Участники проекта: воспитатели, дети группы раннего возраста, родители.
Продолжительность проекта: краткосрочный. (11 марта-5 апреля)
Вид проектной деятельности: игровой.
Продукт проекта: стенгазета «Маленькие чистюли»
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предполагаемый результат проекта для детей:
Овладение культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания детьми раннего возраста:
• Дети самостоятельно одеваются и раздеваются в определенной последовательности.
• Проявляют навыки опрятности (замечают непорядок в одежде, устраняют его самостоятельно или при небольшой помощи взрослых)
• Пользуются индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, расческой, горшком)
• Правильно пользуются столовой и чайной ложками; не крошат хлеб, пережёвывают пищу с закрытым ртом, не разговаривают с полным ртом.
• Правильно пользуются мылом, аккуратно моют руки, лицо; насухо вытираются после умывания.
• Самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдают элементарные правила поведения во время еды, умывания.
Предполагаемый результат проекта для родителей:
• Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей.
• Получение консультаций по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков.
• Укрепление связей между детским садом и семьёй.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
1 этап. Организационный:
• Определение уровня знаний в области культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста через наблюдения, беседы; составление плана работы.
• Подбор и изучение педагогической литературы по формированию культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста.
• Подобрать согласно задачам дидактические игры, игровые ситуации, художественно – литературные произведения, иллюстративный материал и оформить их в виде картотек, подобрать алгоритмы одевания, умывания, сервировки стола, как пользоваться платочком.
• Подбор консультаций педагогической информации для родителей по формированию культурно – гигиенических навыков детей данного возраста.
2 этап. Основной:
•Выполнение плана работы с детьми;
•Совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач.
3 этап. Заключительный: Подведение итогов работы над проектом; презентация проекта.
ПЛАН РАБОТЫ:
Физическое развитие
Подвижные игры:
Пальчиковые игры: «Зайка серый умывается»,
«Все котятки мыли лапки».
«Ладушки», «Одежда», «Водичка, водичка»
Познавательное развитие
Д/игры
Проблемная ситуация:
Наблюдение: «Купаем куклу» «Кукла Оля обедает»,«Кукла хочет спать»
«Кукла испачкалась, как сделать ее чистой?», «Почему у кукол грязное полотенце?», «Почему Хрюшу не приглашают в гости?»
«Труд младшего воспитателя». «Труд дворника».
Речевое развитие
Чтение
художественной литературы:
Беседы: Потешки: «Водичка, умой моё личико»
«Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит», «Моем носик, моем щечки», «Ладушки, ладушки»,
Стихи:К. Чуковский «Мойдодыр»; А. Барто «Девочка чумазая»; «Вкусная каша»;
С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала».
«Как правильно вести себя в умывальной комнате» (не толкаться, отжимать ладошки, чтобы не мочить пол, «Когда надо мыть руки?», «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу», «Друзья Мойдодыра».
Социально-коммуникативное развитие
Рассматривание и обсуждение картин:
Д/упражнения:
Поручение: «Дети обедают», «Мама купает ребенка», «Девочка чумазая».
«Моем руки», «Покажем кукле Даше как умеем одеваться (раздеваться)», «Что сначала, что потом»
«Научим куклу Катю умываться»
«Поможем поставить салфетки на стол»
Художественно – эстетическое развитие
Театрализованная деятельность:
Музыкальные игры:
Рисование:
Лепка: Кукольный театр «Сказка о гигиене рук»
«Баюканье куклы Тани»;
«Серый зайка умывается».
«Платье для куклы», «Чашка в горошек».
«Пуговки для Мишкиной рубашки;
Работа с родителями:
Папки-передвижки:
Консультации:
Памятки:
Стенгазета: «Растим здорового ребенка»;
«Как приучить ребёнка к аккуратности и опрятности».
«Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»; «Гигиенические требования к детской одежде».
«Как правильно одевать ребенка на прогулку»,«Здоровые зубы с раннего возраста».
«Маленькие чистюли».
Список литературы:
1. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М. : Мозаика-Синтез, 2015 - 204с.
2. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию. – М. : Просвещение, 2009.
3. Крупская Н. К. О дошкольном воспитании. – М. : Просвещение, 1973.
4. Болотина Л. Р., Комарова Т. С., Баранов С. П. Дошкольная педагогика. -М. : Академия, 2007-240с.
5. Богина Т. Л., Терехова Н. Т. Режим дня в детском саду. -М. :Просвещение, 2003.- 95с
6. Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - М. : Просвещение, 2011-141с.
7. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. -М. :Просвещение,2003-160с.
8. Гурина И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем. - СПб., 2007 -27 с.