Татьяна Макеева
Педагогический проект «Мордовский национальный костюм»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта :
групповой, долгосрочный (2 года).
Актуальность проекта :
Мы живем в Мордовии, мы – мордва. И очень важно знать культуру и традиции, быт и обычаи мордовского народа. Особое место занимает мордовский национальный костюм. Он очень красив, своеобразен, самобытен. История костюма очень древняя, каждый его элемент несет свой смысл, складывался по крупицам из века в век, из года в год. Изучая костюм, мы прививаем детям любовь к родному краю и его самобытной культуре, гордость за то, что мы живет в богатом традициями крае. Поэтому изучение родного края и его культуру начинаем с малого возраста, с детского сада. Перед педагогами, воспитателями стоит самая важная задача – это пробудить интерес к изучению мордовского национального костюма : вызвать у детей интерес к искусству мордовского народа : научить понимать и оценивать красоту мордовских национальных предметов, разнообразие их форм, красочность орнаментального оформления. Воспитывать уважение к мастерам народного творчества.
Публикация «Педагогический проект „Мордовский национальный костюм“» размещена в разделах
- Мордовия
- Мордовский национальный костюм
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Объект:
Изучение особенностей национального орнамента в одежде мордвы.
Предмет:
Процесс ознакомления детей старшего возраста детского сада с национальным орнаментом одежды народов, живущих в республике Мордовии; в последствии продолжение изучения в подготовительной группе.
Цель: развивать художественно творческие умения навыки детей в процессе аппликации и рисования при изучении мордовского орнамента.
Задачи.
Вызвать у детей интерес к художественно-творческой деятельности.
Формировать эстетическое отношение к национальному костюму эрзя и мокша.
Развивать и закреплять у детей интерес к элементам вышивки, созданию композиций, по мотивам народных изделий.
Обучать техническим приемам и способам изображения с использованием различных материалов элементов
Обратить внимание на цвет форму композицию орнамент узор, которые используются для украшения национального костюма
Учить проявлять фантазию и творчество в аппликации и рисовании.
Воспитывать интерес к изучению национального костюма мордовского народа.
Гипотеза:
Орнаментальная основа народного искусства привлекает детей, вызывает у них желание воспроизвести увиденное. Но это требует более глубокого изучения воспитателя творческого опыта народных мастеров овладения навыками изображения народного орнамента, соответствующей организации работы с детьми по ознакомлению с народным искусством и обучению их умению создавать узоры по мотивам украшения костюма.
Участники проекта : воспитатель, дети старшей подготовительной группы, музыкальный руководитель, родители.
Ресурсное обеспечение проекта : национальные мордовские костюмы, элементы народной вышивки, репродукции картин мордовских художников.
Методы реализации: комплексные и комбинированные занятия (социальный мир + рисования, аппликация, рисование, рассматривание иллюстраций, посещение музеев национальной культуры, работа с родителями
Предполагаемый результат:
Дети должны знать особенности национальной культуры мордвы, ее традиций, элементы национального костюма, орнамента вышивки.
Дети должны иметь представление о характерных особенностях изделий национальной культуры; о сочетании и расположении узоров; о материалах и способах изготовления мордовского костюма.
Дети должны уметь: передавать в рисунке элементы костюма мордвы, украшать не сложным узором части одежды, владеть разными техническими способами рисования кистью.
Перспективный план по ознакомлению дошкольников с элементами мордовского национального костюма
(старшая группа)
Месяц Тема занятий Программное содержание
Сентябрь Экскурсия в краеведческий музей - познакомить детей с мордовской национальной культурой, бытом домашней утварью мордвы, с народным костюмом;
- воспитывать любовь к родному краю;
Рассматривание репродукций картин мордовских художников, изображавших людей в национальных костюмах. - познакомить детей с т творчеством мордовских художников – портретистов, которые очень красочно изображали людей в национальных костюмах;
- воспитывать умение видеть красоту народного искусства в произведениях художников.
Октябрь Рассматривание кукол в национальных костюмах - закрепит и систематизировать знания детей об основных частях национального костюма.
Ноябрь Знакомство с мордовской вышивкой и ее характерными особенностями, со значением каждого символа в орнаменте. - познакомить детей с мордовской вышивкой и ее характерными особенностями; со значение каждого символа в орнаменте;
- воспитывать уважение к людям, создавшим красоту мордовского костюма.
Декабрь Рисование. Украшение платочка для Алдуни.
Аппликация. Украшение полотенца для куклы. - учить создавать композицию с новыми элементами мордовской вышивки, обучая техническим приемам их изображения на бумаге;
- воспитывать умение определять колорит росписи
- продолжать учить создавать композиции по мотивам народной вышивки;
- развивать умение вырезать более сложные элементы узора по готовой разметке.
Январь Рисование. Украшение варежки для куклы Алдуни мордовским узором - продолжать знакомить детей с элементами мордовского узора и его характерными особенностями; продолжать обучать техническим приемам их изображения на бумаге;
- воспитывать любовь и уважение к мордовской культуре.
Февраль Аппликация. Украшение передника для Татюни - учить детей создавать композицию узоров на бумажных силуэтах предметов одежды (передника) воспитывать аккуратность во время работы.
Март Беседа о мордовским обычаях, календарных праздникам мордвы. - уточнить, систематизировать знания о мордовских обычаях, праздниках; соответствующей одежде.
- воспитывать любовь и уважение к мордовской культуре
Апрель Рисование. Украшение платья для куклы – мордовочки - продолжать учить располагать элементы узора в зависимости от назначения предмета, подбирая при этом цвет бумаги и цвет краски так, чтобы передать художественное своеобразие мордовской вышивки
Май Итоговое занятие. Обобщающая беседа по теме «Мордовский национальный костюм» - закрепить, уточнить, систематизировать и обобщить знания о Мордовском национальном костюме; умение изображать элементы узора на бумаге;
- воспитывать бережное отношение к культуре мордвы.
Перспективный план по ознакомлению дошкольников с элементами мордовского национального костюма
(подготовительнвя группа)
Месяц Тема занятий Программное содержание
Сентябрь Рассматривание альбома с мордовской народной вышивкой - повторить и уточнить знание о мордовской народной вышивке;
- воспитывать интерес к произведениям мордовского народного искусства.
Октябрь Декоративное рисование куклы Татюня в мордовском костюме - продолжать учить детей рисовать элементы орнамента, постепенно усложняя их, самостоятельно рисовать фигуру куклы и наряжать ее в национальный костюм.
Ноябрь Знакомство с особенностями национальной одежды мокши - продолжать знакомит с частями национальной одежды мордовского костюма, различать характерные особенности.
Декабрь Аппликация. Украшение головного убора (сборки) - учить вырезать новые элементы узора, более сложные, по готовой разметке, создавать сложные композиции по мотивам мордовской вышивки; воспитывать аккуратность при работе м ножницами и клеем.
Январь Рисование. Украшение пояса мордовским орнаментом - продолжать учить передавать колорит росписи; развивать художественный вкус и творческую инициативу.
Февраль Рисование. Роспись элементов народного костюма - повторить и закрепит знание об отличительных особенностях мокшанского и эрьзянского орнамента; учить правильно подбирать цвет, элемент, орнамент эрьзянской вышивки.
Март Экскурсия в Мордовский национальный музей. - продолжать знакомить детей с мордовской национальной культурой; воспитывать любовь к народной культуре.
Апрель Аппликация. Мордовское платье (панар). - продолжать учить детей украшать части национальной одежды (платья); развивать творческие способности детей.
Май Фольклорный праздник с использованием мордовского костюма - подвести итог работы с детьми по изучению мордовской культуры.
Модель реализации проекта
Этапы
Итоговое занятие
Диагностика ЗУН проведение занятий
Создание условий
май
Октябрь - май
Октябрь - май
сентябрь
обобщающий
практический
диагностический
Подготовительный
Список литературы:
https:// pozdav.ru/page/jablochnyj-spas-scenarij-prazdnika.
https:// ped – kopilka.ru/shkolnue-prazdniki/scenari-letnih-prazdnikov-dlja-shkolnikov.html
https:// zanimatika.narod.ru
Вохринцева С. «Окружающий мир. Фрукты» дидактический материал, издательство «Страна Фантазий», 2003г.
Елисеева М. Н. Христоматия для маленьких/ пособие для воспитателей д/сада/ Москва просвещение.
Лыкова И. А. Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений/ Издательство Карапуз – Дидактика/ Москва 2007г.