Лучший педагог года

Мордовский фольклор-детям

Мария Талабаева
Мордовский фольклор-детям

Я хочу представить вам творческий проект «Мордовский фольклор - детям», который был разработан воспитателями: Талабаевой М. П. ,Алькановой О. И.

Вид проекта: долгосрочный. Проект рассчитан на два года (2015/16 уч. год; 2016/2017 уч. год)

Тип проекта: творческий.

В реализации проекта принимают участие дети младшей и средней группы, педагоги групп, педагоги дополнительного образования ( кружки: фольклорно-танцевальный, музыкальный руководитель, родители.

Публикация «Мордовский фольклор-детям» размещена в разделах

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое открываем заново и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое большинство людей знает поверхностно, в том числе и мордовский национальный фольклор.

Знакомство с фольклором нужно начинать в дошкольном возрасте, так как маленькие дети быстрее и активнее впитывают новый, интересный, полезный для них материал.

Поэтому эту проблему вынесли на обсуждение с детьми и родителями. Провели опрос детей. Любят ли они сказки, потешки, легенды, загадки, народные игры и др.? Все ответы детей фиксировались. После обсуждения ответов, дети высказали своё мнение, какие сказки и другие виды фольклорных форм они хотели бы услышать.

Сбор информации детей, родителей, позволили прийти к выводу, что:

Актуальность данной проблемы состоит в том, что:

- фольклор – коллективное творчество народа, вобравшее в себя его вековой жизненный опыт и знание. Обращение к фольклору сегодня имеет глубокий социальный смысл, являясь средством патриотического воспитания детей дошкольного возраста;

- мордовский народный фольклор – универсальное средство введения детей в традицию мордовской национальной культуры;

- фольклор как часть народной культуры аккумулирует духовно-практический опыт народа. Картина мира, воспроизводимая в фольклоре (играх, музыке, сказках и т. д, транслирует вечные нравственные ценности, задаёт ребёнку надёжные ориентиры в окружающем его культурном пространстве. Мудрость и простота, органично сочетающиеся в фольклоре, помогают донести до маленького человека высокие нравственные идеалы.

- фольклор, как неиссякаемый источник устного народного творчества дает возможность находить разнообразные пути оптимизации процесса воспитывающего и развивающего обучения дошкольников, помогает решить задачи поликультурного, нравственного и эстетического воспитания, развивать творческие способности подрастающего поколения;

- фольклор одно из средств познания родного языка. А родной язык, являясь одновременно и методом и источником умственного и социально-нравственного воспитания, формирует ребенка как личность.

Произведения устного народного творчества сопровождают ребенка с первых дней жизни: перед ним раскрываются незабываемые образы фольклорных произведений, поэтические картины природы, выразительность и меткость языка, красота художественного слова.

Любовь к родному слову, воспитанная в дошкольном детстве, постепенно перерастает в любовь к литературе и искусству, которая сопровождает человека всю жизнь.

Ознакомление с мордовскимфольклором преподносятся в доступной форме, учитываются возрастные особенности детей. Поэтому в проекте предусмотрены игры, сказки, потешки, дразнилки и другие малые фольклорные жанры.

Интерес к этой теме объединяет – сотрудников, детей и их родителей, всех кто бережёт прошлое, ценит настоящее и смотрит в будущее. Вот так наш проект станет поистине народным делом. Обратиться к своим истокам – значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. В этом поможет фольклор, ведь его содержание – жизнь народа, человеческий опыт, духовный мир человека, его мысли, чувства, переживания.

Реализация проекта вытекает из специфики приобщения детей дошкольного возраста к мордовскому народному фольклору в доступных для этого возраста формах, видах, жанрах, основанных на подлинном народном материале и направленный на овладение детьми устным творчеством народа через фольклор.

Цель проекта: познакомить дошкольников с мордовским фольклором, привить любовь к нему, сформировать чувство самоуважения и уважения к мордовскому устному национальному творчеству, развитие творческих способностей.

Задачи:

образовательные:

- дать детям представление о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы;

- обеспечить знание традиционного мордовского поэтического творчества, доступного для освоения в детском возрасте;

развивающие:

- развивать творческие способности у детей дошкольного возраста;

-развивать самостоятельность, инициативу, побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимика, жесты, движения и т.

- развивать интерес и эмоциональную отзывчивость к содержанию художественных произведений.

- развивать речевые и исполнительские способности.

-формировать интерес и стремление к познанию глубинного содержания устно-народного творчества мордовского народа.

воспитательные:

- заложить нравственные человеческие качества: человеколюбие, честность, уважительное, бережное и добросовестное отношение к традициям родного края, уважение к взрослым и сверстникам;

- воспитывать национальное самосознание у дошкольников, уважение к своему народу.

Инновационный проект «Мордовский фольклор - детям» ориентирован на воспитание ребенка в традициях народной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней.

Во - первых, фольклор это – всегда праздник, он дарует несравнимое чувство радости, веселья, общения.

Во - вторых, потребность в ознакомлении дошкольников с фольклором связана с тем, что в нем, как не в одном виде народного творчества, с наибольшей доступностью, полнотой и яркостью, отражена жизнь народа.

В - третьих, мордовское устно-поэтическое творчество обладает мощной педагогической силой, так как сохраняет для будущих поколений историю, философию, этику мордовского народа и его жизненную мудрость. Не случайно "фольклор" в переводе с английского означает -"народная мудрость".

Новизна проекта заключается в осуществлении воспитания и образования детей средствами мордовского народного фольклора через проектную деятельность. Прослеживается интеграция образовательных областей. Этопозволяет дополнить традиционную систему работы с детьми.

Наша задача:

- познакомить детей с народным мордовским фольклором, помочь полюбить его так, чтобы он стал частью их культурной жизни в будущем;

- развивать личностные качества ребенка, направленные на воспитание любви к родному краю, мордовскому народу.

В работе с дошкольниками использовались следующие методы и приемы:

- словесные: беседа, чтение стихов, рассказов, малых форм фольклора, пересказ, рассказ,обсуждение, заучивание наизусть.

- наглядные:рассматривание произведений живописи и скульптуры, иллюстраций, картин, открыток, национальных костюмов, орнаментов по мотивам народного творчества.

- практические: игры, игровые ситуации, фольклорные праздники, экскурсии, посещение театров и музеев, тренинги, имитация движений, постановка спектаклей, драматизация, составление альбомов, книжек-малышек, слушание аудио-видео записи, продуктивная деятельность, выставки, конкурсы.

Для успешной реализации проекта создана:

1. Специально организованная предметно-развивающая среда:

- специально оборудованные помещения (мини-музей, изба, музыкальный зал и физкультурный залы);

- игровые уголки (народного творчества, «Библиотека», «Детский сад и семья» и др.);

- окружающий социум (театры, краеведческий музей, музей национальной культуры, библиотека, школа)

- музыкальные инструменты: бубен, трещетка, валек, люлямо и т. д. ;

- атрибуты для театрализованной деятельности (костюмы, маски, разнообразные виды театра, ширма).

- технические средства обучения: видео и аудиоаппаратура, наборы СD- и DVD дисков.

- национальные костюмы;

- игрушки (кукла в национальном костюме, деревянные игрушки народных мастеров, игрушки-забавы);

- народное творчество (вышивки, росписи, резьба по дереву);

- художественная литература мордовских писателей и поэтов, мордовский национальный фольклор;

2. Методическое обеспечение проекта:

- демонстрационный и дидактический и материал;

- методические пособия и комплекты «Народное творчество - детям», «Народный костюм».

- методическая литература;

- конспекты непосредственно образовательной деятельности по образовательным областям.

- конспекты сценариев праздников, развлечений.

3. Разработан план мероприятий по реализации проекта по следующим образовательным областям:

- социально-коммуникативному развитию (использование фольклора в режимных моментах, игры – сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные, игровые ситуации, знакомство с праздниками народного календаря);

- познавательному развитию (знакомство с народным календарем,знакомство с календарными праздниками, обрядами, обычаями, посещение театров, музей, непосредственно образовательная деятельность);

- речевому развитию (беседы, просмотр и обсуждение кукольных спектаклей, мультфильмов, инсценировка и драматизация произведений, составление творческих рассказов, упражнения на интонирование,скороговорки на развитие дикции, составление рассказов по иллюстрированным пословицам, сказкам, загадкам, подушкам, обсуждение пословиц, приговорок, сказок, знакомство со сложными жанрами мордовского фольклора : легенды, баллады);

- художественно-эстетическому развитию (игры с пением, рассматривание произведений живописи и скульптуры для углубленного понимания содержания некоторых сказок, баллад, легенд и произведений малых фольклорных жанров, рисование, лепка, аппликация по произведениям малого фольклора мордовского народа, выставки и конкуры рисунков, поделок,музыкальный фольклор : игры, шуточные гадания, колядки, заклички; развлечения и народные праздники - Сексень ши»–праздник урожая, «Покрав» - «Покров», «Святки», «Од киза» (Новый год», «Роштованькудо», «Масленица», «Пасха»);

- физическому развитию (мордовские народные подвижные игры, хороводные игры, тренинги - «Улыбка», «Маска», «Поймай хлопок», «Невидимая нить», «Замороженный»., имитационные игры).

При реализации проекта были использованы следующие формы работы:

- мордовские народные игры, хороводы;

- песенное творчество (колыбельные, частушки, припевки и т. д);

- знакомство с предметами быта, одеждой;

- знакомство с мордовским народным орнаментом;

- художественное творчество (аппликация, рисование);

- знакомство с мордовскими словами;

- танцевальное творчество;

- устный фольклор (потешки, загадки, пословицы, приговорки, прибаутки, небылицы и др;

- праздники народного календаря («Масленица», «Пасха», «Троица»).

Работа по реализации проекта проходит в тесном сотрудничестве с семьей. Для родителей организованы:

- беседы, консультации о важности данной проблемы;

- родители принимают участие в конкурсах, выставках;

- совместные фольклорные праздники.

Результаты реализации проекта

1. Создание условий для ознакомления дошкольников с мордовским народным фольклором.

2. Внедрение новых форм работы с детьми.

3. Положительная динамика развития восприятия и усвоение устного творчества мордовского народа.

Дети знают:

- детские жанры народно – песенного творчества (считалки, потешки,песни - игры, игры – загадки) ;

- виды хороводов (круг, ручеёк) ;

- основные праздники народного календаря;

- песни, игры, поговорки, пословицы, загадки, шутки, небылицы, заклички, частушки, скоморошины.

Дети умеют:

- обыгрывать образы героев в песнях и играх;

- исполнять песни, потешки, дразнилки, выполнять игровые, хороводные движения;

- выразительно декламировать;

-выполнять элементарные плясовые движения (ходить по кругу, притопывая);

-рассказывать о народных праздниках и календарных приметах;

-использовать элементы народной культуры в повседневной жизни.

4. Совершенствуются коммуникативно-речевые навыки детей.

5. Повышается познавательная активность и творческие интересы детей.

6. Разработаны конспекты непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с мордовским народным фольклором.

Планируем презентацию проекта с использованием следующих форм работы:

1. Мастер – класс:

- «Удивительный мир сказок» (Для воспитателей МДОУ).

2. Презентация проекта «Мордовский фольклор - детям»

3. Драматизация сказок «Пестрая курочка», «Как собака друга искала».

4. Показ кукольных спектаклей с использованием разнообразных видов театра.

5. Создание видеофильмов, фотоматериалов по ознакомлению дошкольников с мордовским народным фольклором.

6. Фольклорный праздник «На завалинке»

7. Оформление папки-передвижки для родителей «Фольклор в режимных моментах»

8. Создание фольклорного ансамбля

9. Выступления на родительских собраниях, семинарах, педсоветах.

10. Создание картотек:

- малые формы мордовского народного фольклора;

- мордовские народные сказки;

- мордовские народные фольклорные игры.

11. Публикация наработок в СМИ.

12. Создание методический пособий.

Что мы ждем от внедрения проекта. В результате реализации проекта будет:

1. Пополнена детская литература по ознакомлению детей с мордовским народным фольклором.

2. Пополнена методическая литература по ознакомлению дошкольников с мордовским народным фольклором.

3. В группе будут созданы условия для ознакомления детей с мордовским народным фольклором.

4. Пополнена методическая копилка по оказанию профессиональной помощи воспитателям, родителям по вопросам ознакомления детей дошкольного возраста с устным творчеством мордовского народа.

5. Раскрыты незабываемые образы фольклорных произведений, выразительность и меткость языка, красота художественного слова.

6. Положительная динамика развития восприятия и усвоение устного творчества мордовского народа, с последующим применением его в практической жизни.

Практическую значимость проекта видим не только повышении компетенции воспитателей, но и повышении знаний у родителей по воспитанию у детей любви к родному краю и своему народу через устное народное творчество. А дети в свою очередь, научатся ценить творчество мордовского народа, относится с уважением к ценностям, созданным этим народом. Все вышеперечисленное должно внести значительные изменения в воспитательно-образовательный процесс и повлиять на повышение качества образовательного процесса.

Проект вызовет интерес к родной истории, к наследию и традициям своего народа.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Мордовский костюм»Дидактическая игра «Мордовский костюм» Женская праздничная одежда мордвы была сложной и состояла из многих элементов, поэтому процесс одевания порой длился несколько часов, и.

Фольклор для самых маленькихФольклор для самых маленьких Фольклор для самых маленьких. Первые художественные произведения, которые слышит ребёнок – это малые формы фольклора. С самого раннего.

Фольклор Карелии Фольклор Карелии. Фольклор, в переводе с английского языка, означает «народная мудрость, народное знание». Выполнила воспитатель МКДОУ.

Фольклор в жизни детей.Фольклор в жизни детей. Фольклорный кружок «Скворушки» существует в детском саду «Теремок» уже 20 лет. Главная цель - это приобщение дошкольников к народному, песенно.

Фото-отчет «У нас в гостях мордовский народный ансамбль Келу»Фото-отчет «У нас в гостях мордовский народный ансамбль Келу» Фото-отчет "У нас в гостях мордовский народный ансамбль Келу"[/i] 27 марта[/b] отмечается Всемирный день театра. К этому дню мы с детьми.

Люби и знай мордовский край! Итоговое интегрированное занятие по социально-коммуникативному развитию в старшей группе Цель: уточнение и закрепление представлений детей о Республике Мордовия; развитие ценностного отношения к мордовской культуре. Задачи:.

НОД детей подготовительной группы «Мой любимый мордовский край» Задачи: Обучающая: учить называть крупные реки Мордовии; учить составлять описательный рассказ на предложенную тему; учить называть животных,.

Проект «Мордовский фольклор» Актуальность проекта Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое открываем заново и переоцениваем.

Сценарий праздника для детей средний группы «Приходи весна в наш Мордовский край» Сценарий праздника для детей средний группы «Приходи весна в наш Мордовский край». Цель: дать детям представление об особенностях культуры.

Выставка рисунков «Мой любимый мордовский край»Выставка рисунков «Мой любимый мордовский край» Мордовский край… Он не велик, но очень живописен. Луга с ромашками, васильками, колокольчиками, реки и озера, леса, которые сказочны и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мордовский фольклор-детям
Опубликовано: 18 мая 2017 в 20:44
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД