Мария Талабаева
Мордовский фольклор-детям
▼ Скачать + Заказать документы
Я хочу представить вам творческий проект «Мордовский фольклор - детям», который был разработан воспитателями: Талабаевой М. П. ,Алькановой О. И.
Вид проекта: долгосрочный. Проект рассчитан на два года (2015/16 уч. год; 2016/2017 уч. год)
Тип проекта: творческий.
В реализации проекта принимают участие дети младшей и средней группы, педагоги групп, педагоги дополнительного образования ( кружки: фольклорно-танцевальный, музыкальный руководитель, родители.
Публикация «Мордовский фольклор-детям» размещена в разделах
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое открываем заново и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое большинство людей знает поверхностно, в том числе и мордовский национальный фольклор.
Знакомство с фольклором нужно начинать в дошкольном возрасте, так как маленькие дети быстрее и активнее впитывают новый, интересный, полезный для них материал.
Поэтому эту проблему вынесли на обсуждение с детьми и родителями. Провели опрос детей. Любят ли они сказки, потешки, легенды, загадки, народные игры и др.? Все ответы детей фиксировались. После обсуждения ответов, дети высказали своё мнение, какие сказки и другие виды фольклорных форм они хотели бы услышать.
Сбор информации детей, родителей, позволили прийти к выводу, что:
Актуальность данной проблемы состоит в том, что:
- фольклор – коллективное творчество народа, вобравшее в себя его вековой жизненный опыт и знание. Обращение к фольклору сегодня имеет глубокий социальный смысл, являясь средством патриотического воспитания детей дошкольного возраста;
- мордовский народный фольклор – универсальное средство введения детей в традицию мордовской национальной культуры;
- фольклор как часть народной культуры аккумулирует духовно-практический опыт народа. Картина мира, воспроизводимая в фольклоре (играх, музыке, сказках и т. д, транслирует вечные нравственные ценности, задаёт ребёнку надёжные ориентиры в окружающем его культурном пространстве. Мудрость и простота, органично сочетающиеся в фольклоре, помогают донести до маленького человека высокие нравственные идеалы.
- фольклор, как неиссякаемый источник устного народного творчества дает возможность находить разнообразные пути оптимизации процесса воспитывающего и развивающего обучения дошкольников, помогает решить задачи поликультурного, нравственного и эстетического воспитания, развивать творческие способности подрастающего поколения;
- фольклор одно из средств познания родного языка. А родной язык, являясь одновременно и методом и источником умственного и социально-нравственного воспитания, формирует ребенка как личность.
Произведения устного народного творчества сопровождают ребенка с первых дней жизни: перед ним раскрываются незабываемые образы фольклорных произведений, поэтические картины природы, выразительность и меткость языка, красота художественного слова.
Любовь к родному слову, воспитанная в дошкольном детстве, постепенно перерастает в любовь к литературе и искусству, которая сопровождает человека всю жизнь.
Ознакомление с мордовскимфольклором преподносятся в доступной форме, учитываются возрастные особенности детей. Поэтому в проекте предусмотрены игры, сказки, потешки, дразнилки и другие малые фольклорные жанры.
Интерес к этой теме объединяет – сотрудников, детей и их родителей, всех кто бережёт прошлое, ценит настоящее и смотрит в будущее. Вот так наш проект станет поистине народным делом. Обратиться к своим истокам – значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. В этом поможет фольклор, ведь его содержание – жизнь народа, человеческий опыт, духовный мир человека, его мысли, чувства, переживания.
Реализация проекта вытекает из специфики приобщения детей дошкольного возраста к мордовскому народному фольклору в доступных для этого возраста формах, видах, жанрах, основанных на подлинном народном материале и направленный на овладение детьми устным творчеством народа через фольклор.
Цель проекта: познакомить дошкольников с мордовским фольклором, привить любовь к нему, сформировать чувство самоуважения и уважения к мордовскому устному национальному творчеству, развитие творческих способностей.
Задачи:
образовательные:
- дать детям представление о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы;
- обеспечить знание традиционного мордовского поэтического творчества, доступного для освоения в детском возрасте;
развивающие:
- развивать творческие способности у детей дошкольного возраста;
-развивать самостоятельность, инициативу, побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимика, жесты, движения и т.
- развивать интерес и эмоциональную отзывчивость к содержанию художественных произведений.
- развивать речевые и исполнительские способности.
-формировать интерес и стремление к познанию глубинного содержания устно-народного творчества мордовского народа.
воспитательные:
- заложить нравственные человеческие качества: человеколюбие, честность, уважительное, бережное и добросовестное отношение к традициям родного края, уважение к взрослым и сверстникам;
- воспитывать национальное самосознание у дошкольников, уважение к своему народу.
Инновационный проект «Мордовский фольклор - детям» ориентирован на воспитание ребенка в традициях народной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней.
Во - первых, фольклор это – всегда праздник, он дарует несравнимое чувство радости, веселья, общения.
Во - вторых, потребность в ознакомлении дошкольников с фольклором связана с тем, что в нем, как не в одном виде народного творчества, с наибольшей доступностью, полнотой и яркостью, отражена жизнь народа.
В - третьих, мордовское устно-поэтическое творчество обладает мощной педагогической силой, так как сохраняет для будущих поколений историю, философию, этику мордовского народа и его жизненную мудрость. Не случайно "фольклор" в переводе с английского означает -"народная мудрость".
Новизна проекта заключается в осуществлении воспитания и образования детей средствами мордовского народного фольклора через проектную деятельность. Прослеживается интеграция образовательных областей. Этопозволяет дополнить традиционную систему работы с детьми.
Наша задача:
- познакомить детей с народным мордовским фольклором, помочь полюбить его так, чтобы он стал частью их культурной жизни в будущем;
- развивать личностные качества ребенка, направленные на воспитание любви к родному краю, мордовскому народу.
В работе с дошкольниками использовались следующие методы и приемы:
- словесные: беседа, чтение стихов, рассказов, малых форм фольклора, пересказ, рассказ,обсуждение, заучивание наизусть.
- наглядные:рассматривание произведений живописи и скульптуры, иллюстраций, картин, открыток, национальных костюмов, орнаментов по мотивам народного творчества.
- практические: игры, игровые ситуации, фольклорные праздники, экскурсии, посещение театров и музеев, тренинги, имитация движений, постановка спектаклей, драматизация, составление альбомов, книжек-малышек, слушание аудио-видео записи, продуктивная деятельность, выставки, конкурсы.
Для успешной реализации проекта создана:
1. Специально организованная предметно-развивающая среда:
- специально оборудованные помещения (мини-музей, изба, музыкальный зал и физкультурный залы);
- игровые уголки (народного творчества, «Библиотека», «Детский сад и семья» и др.);
- окружающий социум (театры, краеведческий музей, музей национальной культуры, библиотека, школа)
- музыкальные инструменты: бубен, трещетка, валек, люлямо и т. д. ;
- атрибуты для театрализованной деятельности (костюмы, маски, разнообразные виды театра, ширма).
- технические средства обучения: видео и аудиоаппаратура, наборы СD- и DVD дисков.
- национальные костюмы;
- игрушки (кукла в национальном костюме, деревянные игрушки народных мастеров, игрушки-забавы);
- народное творчество (вышивки, росписи, резьба по дереву);
- художественная литература мордовских писателей и поэтов, мордовский национальный фольклор;
2. Методическое обеспечение проекта:
- демонстрационный и дидактический и материал;
- методические пособия и комплекты «Народное творчество - детям», «Народный костюм».
- методическая литература;
- конспекты непосредственно образовательной деятельности по образовательным областям.
- конспекты сценариев праздников, развлечений.
3. Разработан план мероприятий по реализации проекта по следующим образовательным областям:
- социально-коммуникативному развитию (использование фольклора в режимных моментах, игры – сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные, игровые ситуации, знакомство с праздниками народного календаря);
- познавательному развитию (знакомство с народным календарем,знакомство с календарными праздниками, обрядами, обычаями, посещение театров, музей, непосредственно образовательная деятельность);
- речевому развитию (беседы, просмотр и обсуждение кукольных спектаклей, мультфильмов, инсценировка и драматизация произведений, составление творческих рассказов, упражнения на интонирование,скороговорки на развитие дикции, составление рассказов по иллюстрированным пословицам, сказкам, загадкам, подушкам, обсуждение пословиц, приговорок, сказок, знакомство со сложными жанрами мордовского фольклора : легенды, баллады);
- художественно-эстетическому развитию (игры с пением, рассматривание произведений живописи и скульптуры для углубленного понимания содержания некоторых сказок, баллад, легенд и произведений малых фольклорных жанров, рисование, лепка, аппликация по произведениям малого фольклора мордовского народа, выставки и конкуры рисунков, поделок,музыкальный фольклор : игры, шуточные гадания, колядки, заклички; развлечения и народные праздники - Сексень ши»–праздник урожая, «Покрав» - «Покров», «Святки», «Од киза» (Новый год», «Роштованькудо», «Масленица», «Пасха»);
- физическому развитию (мордовские народные подвижные игры, хороводные игры, тренинги - «Улыбка», «Маска», «Поймай хлопок», «Невидимая нить», «Замороженный»., имитационные игры).
При реализации проекта были использованы следующие формы работы:
- мордовские народные игры, хороводы;
- песенное творчество (колыбельные, частушки, припевки и т. д);
- знакомство с предметами быта, одеждой;
- знакомство с мордовским народным орнаментом;
- художественное творчество (аппликация, рисование);
- знакомство с мордовскими словами;
- танцевальное творчество;
- устный фольклор (потешки, загадки, пословицы, приговорки, прибаутки, небылицы и др;
- праздники народного календаря («Масленица», «Пасха», «Троица»).
Работа по реализации проекта проходит в тесном сотрудничестве с семьей. Для родителей организованы:
- беседы, консультации о важности данной проблемы;
- родители принимают участие в конкурсах, выставках;
- совместные фольклорные праздники.
Результаты реализации проекта
1. Создание условий для ознакомления дошкольников с мордовским народным фольклором.
2. Внедрение новых форм работы с детьми.
3. Положительная динамика развития восприятия и усвоение устного творчества мордовского народа.
Дети знают:
- детские жанры народно – песенного творчества (считалки, потешки,песни - игры, игры – загадки) ;
- виды хороводов (круг, ручеёк) ;
- основные праздники народного календаря;
- песни, игры, поговорки, пословицы, загадки, шутки, небылицы, заклички, частушки, скоморошины.
Дети умеют:
- обыгрывать образы героев в песнях и играх;
- исполнять песни, потешки, дразнилки, выполнять игровые, хороводные движения;
- выразительно декламировать;
-выполнять элементарные плясовые движения (ходить по кругу, притопывая);
-рассказывать о народных праздниках и календарных приметах;
-использовать элементы народной культуры в повседневной жизни.
4. Совершенствуются коммуникативно-речевые навыки детей.
5. Повышается познавательная активность и творческие интересы детей.
6. Разработаны конспекты непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с мордовским народным фольклором.
Планируем презентацию проекта с использованием следующих форм работы:
1. Мастер – класс:
- «Удивительный мир сказок» (Для воспитателей МДОУ).
2. Презентация проекта «Мордовский фольклор - детям»
3. Драматизация сказок «Пестрая курочка», «Как собака друга искала».
4. Показ кукольных спектаклей с использованием разнообразных видов театра.
5. Создание видеофильмов, фотоматериалов по ознакомлению дошкольников с мордовским народным фольклором.
6. Фольклорный праздник «На завалинке»
7. Оформление папки-передвижки для родителей «Фольклор в режимных моментах»
8. Создание фольклорного ансамбля
9. Выступления на родительских собраниях, семинарах, педсоветах.
10. Создание картотек:
- малые формы мордовского народного фольклора;
- мордовские народные сказки;
- мордовские народные фольклорные игры.
11. Публикация наработок в СМИ.
12. Создание методический пособий.
Что мы ждем от внедрения проекта. В результате реализации проекта будет:
1. Пополнена детская литература по ознакомлению детей с мордовским народным фольклором.
2. Пополнена методическая литература по ознакомлению дошкольников с мордовским народным фольклором.
3. В группе будут созданы условия для ознакомления детей с мордовским народным фольклором.
4. Пополнена методическая копилка по оказанию профессиональной помощи воспитателям, родителям по вопросам ознакомления детей дошкольного возраста с устным творчеством мордовского народа.
5. Раскрыты незабываемые образы фольклорных произведений, выразительность и меткость языка, красота художественного слова.
6. Положительная динамика развития восприятия и усвоение устного творчества мордовского народа, с последующим применением его в практической жизни.
Практическую значимость проекта видим не только повышении компетенции воспитателей, но и повышении знаний у родителей по воспитанию у детей любви к родному краю и своему народу через устное народное творчество. А дети в свою очередь, научатся ценить творчество мордовского народа, относится с уважением к ценностям, созданным этим народом. Все вышеперечисленное должно внести значительные изменения в воспитательно-образовательный процесс и повлиять на повышение качества образовательного процесса.
Проект вызовет интерес к родной истории, к наследию и традициям своего народа.