Надежда Величко
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Женский национальный костюм» к празднику «День матери»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе
«Женский национальный костюм» на праздник «День Матери»
Величко Надежда Алексеевна
Цель:- Воспитывать любовь к Родине, ее истории через обычаи и традиции русского народа.
Публикация «Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе „Женский национальный костюм“ к празднику „День матери“» размещена в разделах
- День матери. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
Задачи: - Учить детей составлять описательные рассказы об одежде. -Продолжать воспитывать у детей внимание, усидчивость, умение слушать сверстников и воспитателя, правильно отвечать на вопросы. -Совершенствовать монологическую речь. -Воспитывать у детей любовь к матери, желание сделать приятное родному человеку.
Материал: - Кукла в русском костюме, кокошники, платки, шали, повязки, ленты, бусы, иллюстрации старинных женских костюмов, головных уборов, кокошники, микрофон, аудиозаписи.
Ход ОД: Воспитатель: - Мама, какое теплое, доброе, ласковое, нежное, любимое для каждого ребенка слово! Без маминого участия, без ее рук и глаз просто невозможно человеческое счастье! Она нам дарит ласку и любовь! Пока мама с нами, жизнь кажется доброй, светлой и нет ненастья. Мама своим присутствием просто украшает этот мир! И сегодня мамы украсят и наш праздник! А мы постараемся, чтобы мамы сегодня отдохнули. Ребята, сколько мам пришло к нам, и все они в разной, красивой, нарядной одежде! Я предлагаю поиграть в игру. Проводится
игра «Демонстрация моделей»(под муз. сопр,в которой мамы представляют себя на подиуме, демонстрируя свою одежду, а ребенок с микрофоном описывает одежду своей мамы. Жюри (дети) оценивают модели. И в конце показов победитель награждается золотой шоколадной медалью.
Воспитатель: - Очень модные, эффектные, красивые ваши мамы. Ребята, а в старину женщины одевались совсем не так, как сегодня. Одежда русских женщин в старое время была довольно простой, удобной и красивой. В основном она состояла из кофты-рубахи, сарафана и передника (рассказ сопровождается показом куклы в русском национальном женском наряде). Под сарафаном женщины надевали белые кофты-рубахи. А сверху сарафана повязывали передник. В основном это была повседневная одежда. Но была еще и праздничная одежда. Подойдите к стенду и рассмотрите праздничную одежду (дети рассматривают иллюстрации).
Воспитатель: - Ребята, нравится вам одежда? (ответы детей). Почему костюмы кажутся вам необычными и красивыми? (ответы детей). Да, и на передниках, и на сарафанах, и на юбках, и на кофтах –рубахах есть вышивка. По народному поверью вышивка не только украшала одежду, но и служила оберегом, защитой от злых сил. Вышивки-обереги располагались в определенных местах: на рукавах рубахи, у выреза и на подоле. Красиво вышитые узоры на рукавах оберегали руки, сохраняли их силу, ловкость. Узоры на сарафане не давали злой силе подобраться снизу. Все эти красивые узоры вышивали мастерицы разноцветными нитками, поэтому они такие яркие, нарядные (дети рассматривают образцы вышивок, узоров, ниток, тесемок).
Воспитатель: - Неотъемлемой частью русского костюма был головной убор. А какие женские головные уборы знаете вы? (ответы детей). Правильно, ребята, это шапки, платки, шляпы, шали. Старинные женские головные уборы были двух видов: одни носили женщины до замужества, другие – замужние женщины (рассказ сопровождается показом иллюстраций). На лоб девушки надевали повязки, ленты. Когда девушка выходила замуж, ей на голову надевали «коруну»- старинный свадебный головной убор. Праздничную коруну украшали золотом, жемчугом, драгоценными камнями. Замужние женщины покрывали голову платком. Выйти из дома с непокрытой головой считалось стыдным. Отсюда и пошло выражение «опростоволоситься», т. е. попасть в неловкое положение. До замужества девушка заплетала волосы в косу, вплетая яркие ленты, цветные и золотые нити. В народе говорили «Коса – девичья краса». Ребята, а как еще можно сказать про косу? (ответы детей). Правильно – длинная, красивая, косичка, расти коса до пояса, две косички - две сестрички. В наше время мода на косу возвратилась. Какие же красивые косы плетут мастерицы. И сейчас я предлагаю провести конкурс. Проводится конкурс «Варвара краса – девичья краса». В конкурсе участвуют все девочки и мамы. Для украшения причесок предлагаются различные ленты, банты, резиночки, бусы, цветы. Жюри – все мальчики. По окончании конкурса жюри из мальчиков определяет самую красивую косу, и награждают победительницу диадемой.
Воспитатель: - Носили женщины и яркие, праздничные головные уборы – кокошники. И наши девочки почитают стихи о кокошнике. Дети читают стихи.
Женщины в России Каменьями искрится Много лет назад Тот головной убор. Кокошники носили, И бережно хранится Как праздничный наряд! В музеях до сих пор!
Воспитатель: - Я приглашаю рассмотреть иллюстрации с изображением кокошников, а затем подойти к столу, рассмотреть и примерить настоящие кокошники (дети рассматривают и примеряют кокошники).
Воспитатель: - Ребята, а кто-нибудь из вас знает, откуда пошло название «кокошник»? Что вам напоминает кокошник? (если дети знают, рассказывают). Кокошник похож на куриный гребешок. Курица, гуляя по двору, приговаривает:, ко-ко-ко”. Так курица дала название этому великолепному женскому украшению! К сожалению, русские народные сарафаны и кокошники уже давно не носят. Но в праздники, особенно народные, такие как «Масленица», «Рождество», «Святки» молодые девушки и парни наряжаются в русские костюмы, и веселятся, как в старину. А драгоценные головные уборы, и нарядные сарафаны сейчас можно увидеть только в музеях. И я предлагаю создать свой музей русской национальной одежды. Игра «Музей женской одежды». Дети вместе с мамами украшают заготовленные выкройки женской старинной одежды (включается муз. сопр). В конце игры работы выставляются на стенд и рассматриваются. А дети поздравляют своих мам и дарят им подарки – короны, сделанные ранее.
Воспитатель: - Ну и какой же праздник без поздравлений от детей! Дети читают стихи.
1реб. - Хочу сказать я мамочке моей,
Что в мире человека нет добрей:
И приласкает, и накормит, и оденет.
Ее никто на свете не заменит!
Ты для меня, родная, лучший друг.
Я не боюсь с тобой дождей и вьюг.
И от души тебе, мамуля, говорю
О том, что сильно я тебя люблю!
Песня «Мама-первое слово» Сл. Ю. Энтина, муз. Ж. Буржоа
2реб. - Мамочка! Ты лучшая на свете!
Я тебя люблю сильнее всех!
Солнышко тебе на небе светит,
Я люблю твой добрый, звонкий смех,
Лучший день — День матери встречая,
Я тебе желаю добрых снов,
Море счастья без конца и края
И огромный океан цветов!
Воспитатель: - Сегодня мы путешествовали в старину, поговорили о женской национальной одежде, о русских традициях. И чтобы завершить наш праздник еще одной русской традицией я приглашаю всех на чаепитие.