Бунакова Елена
Педагогический проект «Моя семья» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация.
Данный проект разработан воспитателями группы средней «Непоседы», и реализуется при участии родителей воспитанников, музыкального руководителя детского сада. Мероприятия, проводимые в период реализации проекта, способствуют взаимодействию семьи и дошкольного учреждения для полноценного развития ребенка, формирования у него социально – коммуникативных навыков. Тема проекта нами была выбрана не случайно, в начале учебного года, во время бесед с детьми в рамках тематической недели «Моя семья», выяснили, что дети не в полной мере знают имена, отчества, степень родства своих родных и близких. Помочь детям узнать больше о своей семье, о её традициях и праздниках могут родители воспитанников. Поэтому были предложены такие мероприятия, где родители смогут принимать активное участие. Это выставки совместных творческих работ, чтение художественной литературы, беседы с детьми, развлечение.
Публикация «Педагогический проект „Моя семья“ в средней группе» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
Актуальность.
Для всестороннего развития детей дошкольного возраста необходимо взаимодействие двух важных института социализации детей – это семья и дошкольное учреждение. Семья – первая ступень в жизни человека. Под руководством родителей ребёнок приобретает первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности. Именно семья может создать для ребенка атмосферу душевного комфорта, помочь почувствовать свою защищенность, уверенность в себе, научить его правильно относиться к окружающим. Воспитательное влияние семьи велико и, к сожалению, не всегда позитивно. От того, каков психологический климат в семье, какое место занимает в семье ребёнок, какова по отношению к нему воспитательная позиция членов семьи во многом зависит личность ребёнка в будущем. Там, где родители в семьях уделяют большое внимание формированию традиций и обычаев семьи, дети более уверенно входят в мир взрослых, успешно социализируются. Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, бабушек и дедушек, семейных традиций и обычаев – одно из важных направлений работы с детьми дошкольного возраста.
Проблема.
Во время работы с детьми выявили следующие проблемы: у воспитанников несформированные представления о семье, отсутствуют четкие представления о таких понятиях как «семья», «члены семьи», не все дети могут и назвать родителей полным именем, не знают где и кем работают их родители. Многие дети не могут рассказать о своих бабушках и дедушках, семейных традициях, праздниках.
Тип проекта : педагогический, творческий, групповой, среднесрочной продолжительности.
Участники проекта : воспитатели средней группы «Непоседы», родители воспитанников, музыкальный руководитель.
Сроки реализации: 2 месяца (февраль – март).
Цель: Создание условий для формирования осознанного понимания понятие «семья», значимости семьи в жизни ребёнка, воспитания любви и уважения к своим родным, близким.
Задачи:
• Создавать атмосферу доброжелательности, ситуации успеха для каждого ребенка.
• Создавать условия для самостоятельного выбора ребенком способов работы, типов творческих заданий, материалов.
• Формировать представления детей о семье.
• Развивать социально – коммуникативные навыки. Обогащать словарный запас терминами родства.
• Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях, уважение к труду взрослых.
• Способствовать вовлечению родителей в совместную деятельность родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи детского сада.
Ожидаемые результаты:
Дети больше узнают о членах своей семьи, о её традициях. У них сформируется понимание значимости семьи в жизни каждого человека, проявление заботы и уважения ко всем близким и родным людям.
Необходимые материалы:
Подборка художественной литературы о семье, пословицы, поговорки, загадки. Дидактические картинки, фотографии, магнитофон, подборка песен, ноутбук.
Форма презентации проекта : развлечение «Семья вместе – душа на месте»
Предполагаемый продукт проекта : рисунки детей, стенгазеты «8 марта», «День Защитника Отечества», коллаж «Моя семья», выставка творческих работ «Добрые руки мамы», выставка рисунков «Рисуем с папой», выставка «Книжки – малышки». Оформление фото альбома «Моя семья».
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап.
- Выявление проблемы: Рассматривание фотографий, сюжетных картинок с членами семьи и в игровой форме ответить на вопросы «Что ты знаешь своей семье?», «Что ты хочешь узнать?», «Как можем узнать?» - Определение темы проекта, цели, задачи, участников проекта. - Подбор методической литературы для реализации проекта по данной теме. - Разработка бесед, занятий, развлечения. - Подбор наглядного и дидактического материала, детской художественной литературы, поговорок, пословиц, аудиозаписей музыкальных произведений. - Работа с родителями: беседа о проекте, рекомендации: побеседовать с детьми о членах семьи, о традициях и праздниках.
Основной этап
ОО «Социально - коммуникативное развитие»
Беседа: «Моя дружная семья», «Моя мама лучше всех», «Папа может всё что угодно», «Мои брат и сестра», «Как можно порадовать своих родных», «Кто они такие – бабушка и дедушка», «Семейный праздник – День рождения», «Праздник 8 марта», «День защитника отечества» Словесная игра с мячом «Добрые слова», Д. И. «Скажи ласково» Сюжетно – ролевая игра: «Семья», «Помощники», «Дом», «В гости к дедушке и бабушке», «Магазин», «Больница», «Дочки - матери». НОД «Наши имена и фамилии»
ОО «Развитие речи»
Чтение художественной литературы Чтение: «Синяя чашка» М. Матвеева, «Мамина работа» Е. Пермяк, «Моя сестрёнка Ксения» В. Драгунский, «Сыновья» В. Осеева, «Про бабушку» Э. Машковская, Л. Толстой «Старый дед и внучек», сказка «Гуси - лебеди», сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», пословицы и поговорки, загадки о семье. Чтение и драматизация сказки «Три медведя», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят» Речевое развитие Словесная игра с мячом «Добрые слова», «Скажи ласково». Заучивание стихотворения З. Александровой «Посидим в тишине» Составление рассказа «Моя семья» НОД «Я и моя семья» Д/И. «Закончи предложение: Кто старше? Кто младше?», «Назови по имени»,
ОО «Физическое развитие»
Пальчиковая игра «Этот пальчик дедушка…», «Кто приехал?», «Строим дом», самомассаж «Моя семья», п /и. «Наседка и цыплята».
ОО «Познавательное развитие»
«Раз, два, три, четыре. Кто живёт у нас в квартире», стихотворение «Семь я», дидактическая игра «Собери семью». НОД «Все работы хороши» знакомство с профессией мамы, папы. Д/И. и упражнения: «Собери портрет», «Родственные отношения», «Чудесный мешочек»
ОО «Художественно – эстетическое развитие»
Рисование: «Моя рука – моя семья» (рисование по шаблону карандашами, «Дом, в котором я живу», «Портрет моей мамы» Лепка: «Для любимой мамочки испеку два пряничка» Лепка из солёного теста для с/р. игры «Дом», «Мебель для дома». Аппликация: «Подарок для мамочки», «Открытка для папы» Конструирование: «Шкатулка для бабушки» (конструирование из бумаги и бросового материала) Музыкальное развитие: Прослушивание и разучивание песен и танцев к праздникам «8 марта», «День Защитника Отечества», к развлечению «Семья вместе – душа на месте»
Заключительный этап
Итоговое мероприятие: развлечение «Семья вместе – душа на месте»
В результате реализации проекта воспитанники группы больше узнали о своих родителях, о бабушках и дедушках, братьях и сестрах, о семейных традициях. Родители с детьми выполняли творческие работы: рисовали, изготавливали книжки – малышки, подбирали материал для оформления газет, коллажа, альбомов, разучивали стихотворения, проводили рекомендованные беседы «Как мы отдыхаем», «Кем работают родители», составляли рассказы о своей семье. Во время реализации проекта педагоги стремились создать в группе атмосферу доброжелательности. Чтобы каждый ребёнок мог проявить себя, почувствовать гордость и уважение к своей семье. В следующем учебном году планируем продолжить работу по теме проекта, предложить родителям рассказать о своей профессии детям всей группы.
Работа с родителями
Рекомендации родителям: побеседовать с детьми на тему: «Как зову бабушку и дедушку», «Как мы отдыхаем», «Традиции семьи». Оформление стенгазет «8 марта», «День Защитника Отечества». Коллаж «Моя семья». Выставка творческих работ «Добрые руки мамы», выставка «Книжки – малышки». Выставка рисунков «Рисуем с папой». Представление родителями опыта семейного воспитания. Родительское собрание «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых хранит меня». Участие родителей воспитанников в развлечении.