Виктория Кудаева
Педагогический проект «Моя инициатива в образовании»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта : «Декупаж как средство развития творческих способностей старших дошкольников»
Творческое название «Волшебный декупаж»
Актуальность проекта : Потребность общества в личности нового типа – творчески активной и свободно мыслящей – постоянно возрастает по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий нашей жизни. Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка.
Публикация «Педагогический проект „Моя инициатива в образовании“» размещена в разделах
Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий лишают детей радости открытия и «убивает» интерес к творчеству. Именно творческая деятельность с использованием нетрадиционных техник является наиболее благоприятной для творческого развития детей.
Теоретическое обоснование: Проблемой развития детского творчества занимались Ветлугина Н. А., Казакова Т. Г., Комарова Т. С. Однако практический аспект реализации развития художественных способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительного творчества остается недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно должна измениться технология работы педагогов.
Даже самая традиционная техника может превратиться в оригинальную, если применяется на основе нетрадиционных материалов. Или же предполагает нестандартное использование самых обычных материалов.
Почему техники называются нетрадиционными, если они уже вошли в практику работы многих дошкольных учреждений. Во-первых, эти техники не получили достаточно широкого распространения и не «укоренились», они являются скорее экспериментальными. Во-вторых, педагогический опыт применения данных техник пока не систематизирован, не обобщён и не представлен в современных образовательных программах. Нетрадиционные художественные техники только начинают в Педагогике Искусства свою Историю, хотя известны уже много лет. Одной из таких несправедливо забытых техник является «Декупаж». Название «Декупаж» происходит от французского слова decoupage, что в переводе значит – вырезать. В Англии XVIII века эта техника была известна под другим названием - Japanning. Если говорить проще, «декупаж» – это аппликация, но аппликация особенная.
На разработку проекта повлияла необходимость ориентировать воспитателей дошкольных учреждений на использование нестандартных оригинальных техник для развития творческих способностей дошкольников.
Гипотеза: Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает творческая деятельность дошкольников, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские творческие способности.
Цель проекта : Разработать, систематизировать и апробировать на практике программно-методические материалы, обеспечивающие деятельность воспитателя по развитию творческих способностей дошкольников посредствам использования техники «Декупаж» в кружковой деятельности.
Задачи проекта :
• создать условия для деятельности кружка «Волшебный декупаж»;
• познакомить дошкольников с техникой «Декупаж»;
• провести цикл мероприятий по теме;
• стимулировать и поощрять творческую активность, эмоциональную раскованность дошкольников;
• организовать выставку детских работ в технике «Декупаж»;
• разработать информационные листы, консультации для родителей с рекомендациями по ознакомлению с нетрадиционными техниками;
• использовать интерактивные и мультимедийные средства для повышения мотивации и расширения кругозора дошкольников;
• систематизировать литературный и иллюстрированный материал по теме «Декупаж».
Участники проекта :
1. Воспитатели группы;
2. Дети;
3. Родители (законные представители детей).
Условия:
Материальные: приобрести декупажные салфетки с различными тематическими рисунками, сбор бросового материала (одноразовые тарелочки, контейнеры, стаканчики, коробочки) для использования основы.
Методическая литература по данной теме.
Педагогические : творческие мастерские, беседы, презентации, мини-музей, создание предметно-развивающей среды группы.
Вид проекта : практико-ориентированный творческий проект.
Длительность проекта : долгосрочный - в течение учебного года (с сентября по май)
Продукт проекта : апробированный, систематизированный методический материал (тематический план работы кружка «Волшебный декупаж», план мероприятий с родителями, методическая библиотечка по теме, консультации и информационный материал для родителей по теме, рекомендации для воспитателей и родителей по работе в технике «Декупаж», презентация работы кружка) по развитию творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционной техники «Декупаж».
Принципы реализации:
• Принцип развивающего обучения.
Дети получают знания повышенного уровня.
• Принцип доступности.
Подобранный материал является доступным для старшего дошкольного возраста.
• Принцип свободы выбора.
Детям предоставлена возможность самостоятельного создания работы и выбора материала.
• Принцип личностного ориентирования.
Применяется индивидуализированный подход к каждому ребенку.
• Принцип интеграции.
Взаимосвязь видов творческой деятельности – рисование, конструирование, аппликация.
• Принцип креативности (создание оригинальных идей).
Детям предоставлена возможность и созданы условия для реализации своего творческого начала.
Этапы реализации проекта :
1 этап (подготовительный) – сентябрь
2 этап (основной) – октябрь – апрель
3 этап (заключительный) – май
Реализация проекта :
I. Подготовительный этап:
• определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;
• обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта;
• подобрать диагностический материал и провести обследование уровня развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на начальном этапе проекта;
• определение содержания, длительности проекта и участия в нем родителей;
• изучение методической литературы по данной теме.
• подготовка наглядного материала:
1. создание методической библиотечки «Всё о декупаже»;
2. пополнение стендов информации, консультаций по теме;
3. презентации: «История возникновения техники «Декупаж», «Виды декупажа»;
4. создание мини-музея «Волшебный декупаж».
II. Основной этап реализации проекта :
• составление тематического плана работы кружка с использованием техники «Декупаж»;
• разработка рекомендаций по проведению творческой деятельности с использованием техники «Декупаж»;
• деятельность кружка «Волшебный декупаж»;
• обучение родителей приёмам техники «Декупаж» (мастер-класс, практикум);
• организация самостоятельной деятельности дошкольников в уголках творчества;
• проведение конкурсов и выставок на базе дошкольного учреждения;
• размещение творческих работ в сети Интернет.
• III. Заключительный этап
• организация и проведение диагностических исследований на заключительном этапе;
• организация итоговой выставки детских работ «Мы декораторы!»;
• родительское собрание «Время подводить итоги»;
• защита проекта «Декупаж как средство развития творческих способностей старшего дошкольника» на базе дошкольного учреждения;
• размещение материалов проекта на сайтах : ДОУ, ns.portal, MAAM.RU.
Результативность проекта :
Сравнивая результаты на первом и втором этапах можно проследить динамику развития творческих способностей дошкольников, занимающихся кружковой деятельностью. Сравнительные результаты представлены в виде диаграммы. На ней видно, что произошли значительные изменения, увеличилось количество детей с высоким уровнем развития до 8(+5) человек – 42%, со средним уровнем до 11 (+2) человека – 58%. С низким уровнем развития художественных способностей у детей подготовительной группы на конец года не выявлено.
Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:
• системность и поэтапность деятельности с использованием нетрадиционной техники «Декупаж» способствовали формированию прочных изобразительных навыков и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста, что отслеживается по педагогической диагностике;
• у детей появился повышенный интерес к кружковой деятельности;
• дети свободно экспериментируют с художественными материалами и инструментами;
• у детей хорошо развиты сенсорные способности, композиционные навыки, координация рук, мелкая моторика;
• дети самостоятельно выбирают тему, умеют планировать свою работу, выбирают выразительные средства изображения, доводят начатое дело до конца.
Таким образом, гипотеза подтвердилась и разработанный комплекс мероприятий по обучению старших дошкольников нетрадиционной технике «Декупаж» показал свою эффективность в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Перспектива на будущее: разработать перспективу проекта «Использование в творческой деятельности дошкольников нетрадиционной техники «Квиллинг».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
• 1. Ветлугина, Н. А. Художественное творчество и ребёнок [Текст] / Н. А. Ветлугина. – М. : Педагогика, 1972. - 156с.
• 2. Вешкина, О. Декупаж [Текст] / О. Вешкина. – Издательство: «АСТ», 2009.- 230с.
• 3. Запорожец, А. В. Детское художественное творчество [Текст] / А. В. Запорожец. – М. : Просвещение, 1981. – 280с.
• 4. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] / Т. С. Комарова. – М. : Просвещение, 1990. - 208с.
• 5. Флёрина, Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста [Текст] / Е. А. Флёрина. – М. : 1956. – 91с.