Галина Смолина
Педагогический проект «Мини-музей одного героя «Гордимся и помним»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования большое внимание уделяется воспитанию в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия – великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим.
Дошкольный возраст - период, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Сегодня патриотизм - важнейший фактор мобилизации страны, необходимый для ее сохранения и возрождения. Данный проект призван способствовать формированию чувства патриотизма, уважения к героическому прошлому нашей Родины.
Темочки:
- День Победы. Проекты
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек не ощущает своих корней. Рассказывая о своих прабабушках и прадедушках, которые в смертельных схватках с врагами отстояли свободу и независимость нашего государства, учащиеся проникаются чувством гордости и патриотизма за свою страну. Это дает существенный толчок для формирования высоконравственной и духовной личности, с развитыми патриотическими чувствами и бережным отношением к своей Родине, к ее героическому прошлому.
Священна память о народных героях, бессмертен подвиг советского человека, солдата и труженика, в Великой Отечественной войне. Именно поэтому в работе по патриотическому воспитанию важно показать самоотверженность и героизм нашего народа в борьбе за свободу, показать на конкретных примерах и фактах из биографий конкретных людей.
Поэтому было принято решение создать мини-музей одного героя «Гордимся и помним».
Объект проектирования - формирование у детей дошкольного возраста чувства патриотизма, развитие интереса к героическому прошлому Родины.
Предмет проектирования – создание условий для формирования у детей дошкольного возраста чувства патриотизма, развитие интереса к героическому прошлому Родины через создание мини-музея одного героя «Гордимся и помним».
Анализ ресурсов:
Кадровые: воспитатель, дети старшей группы и их родители.
Учебно-методические: дидактические и сюжетно-ролевые игры по патриотическому воспитанию, методическая литература, материалы педагогического опыта, архивные материалы семей воспитанников.
Материально-технические: фотоаппарат, сайт детского сада, средства икт.
Цель проекта :
- формирование у старших дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине, воспитание чувства гордости за подвиг своего народа в ВОВ, уважения к ветеранам посредством создания
мини-музея одного героя (участника Великой Отечественной войны).
Задачи:
- расширять представления детей дошкольного возраста о значении бессмертного подвига народа в годы Великой Отечественной войны;
- воспитывать уважение и чувство благодарности к ветеранам ВОВ;
- развивать познавательные способности детей в процессе практической деятельности, интеллект ребенка, формировать наглядно-образное мышление, творческие способности, самостоятельность, навыки взаимоотношений с взрослыми и сверстниками;
- обогащать и развивать словарный запас детей, познакомить с произведениями художественной литературы и музыкой военных лет;
- активизировать детей и родителей к развитию поисковой деятельности, посредством создания мини-музея «Гордимся и помним».
Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста.
Сроки реализации: краткосрочный
Этапы реализации
Этапы Содержание работы Срок Ответствен-
ные
1 этап - подготовительный.
Цель: анализ ситуации, формирование патриотического сознания
Анкетирование родителей на выявление заинтересованности по проблеме; анализ целей и задач проекта; создание условий, необходимых для реализации проекта, анализ подходов взаимодействия с сотрудниками учреждения, родителями, обоснование, предсказание путей реализации проекта. 4 дня Воспитатель, родители.
2 этап - практический.
Цель: формирование у дошкольников основ патриотического образования через знакомство с боевым прошлым
ветеранов (из семей воспитанников) Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по развитию патриотического сознания; проведение серий НОД по расширению представлений детей о ВОВ; анализ архивного материала; просвещение родителей по вопросам патриотического воспитания; разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по проблеме. 7 дней Воспитатель, родители.
3 этап - итоговый.
Цель:
обобщение опыта и определение результата деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий. Обобщение опыта и определение результата практической деятельности; создание мини-музея одного героя «Гордимся и помним» по патриотическому воспитанию, изготовление макета «Сражение под деревней Груинсберг», рисунков и поделок по теме (родители и дети, альбомов «Военная техника времен ВОВ», «Обмундирование и знаки различия солдат ВОВ», «Походная посуда времен ВОВ», «Города - герои», «Ордена и медали ВОВ», выпуск информационного вестника группы о полученных впечатлениях о мини-музее, распространение опыта. 7 дней Воспитатель,
Родители, дети
План проектных мероприятий
Проект реализуется по нескольким направлениям:
- совместная деятельность с детьми;
- взаимодействие с родителями;
- взаимодействие со специалистами ДОО и различными социальными институтами.
Мероприятия:
- анкетирование родителей (приложение №1).
Цель: выявление заинтересованности родителей.
Ответственные: воспитатель.
- тематические встречи «Герои моей семьи».
Цель: вовлечение родительской общественности в образовательную деятельность ДОО, распространение семейного педагогического опыта по воспитанию детей, активизировать детей и родителей к развитию поисковой деятельности (создание мини-музея).
Ответственные: воспитатели, родители;
- консультация для родителей «Как рассказать детям о войне?».
Цель: привлечь внимание родителей к проблеме нравственно-патриотического воспитания.
Ответственные: воспитатели.
- сбор и изучение экспонатов, принесенных детьми для музея. Беседа по содержанию.
Цель: развивать познавательные способности детей в процессе практической деятельности, самостоятельность, навыки взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, формирование интереса к своим корням.
Ответственные: воспитатель, родители;
- экскурсия в музей и парк Победы.
Цель: знакомство с героическим прошлым ветеранов ВОВ, их жизнью, боевыми наградами, воспитывать уважение и чувство благодарности к ветеранам ВОВ.
Ответственные: воспитатели, родители, сотрудники музея;
- цикл НОД по познавательному блоку: «Никто не забыт и ничто не забыто», «Военная техника» (выставка моделей, «Города-герои», «Медали и ордена ВОВ», «Обмундирование и знаки различия солдата ВОВ».
Цель: расширить представления детей о событиях Великой Отечественной войне, о тех, кто защищал нашу Родину, воспитывать уважительное и благодарное отношение к воинам – героям.
Ответственные: воспитатель;
- чтение художественной литературы, прослушивание музыкальных
произведений, рассматривание картин о ВОВ.
Цель: познакомить детей с отражением событий ВОВ в картинах, музыкальных произведениях, художественной литературе, научить понимать их смысл.
Ответственные: воспитатели, родители.
- создание мини-музея одного героя «Гордимся и помним».
Цель: обогащать предметно-развивающую среду группы, формировать представления о музее, расширять кругозор дошкольников, развивать познавательные способности, формировать умение самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
Ответственные: воспитатели, родители, дети, сотрудники ДОО.
- художественное творчество (создание макета «Сражение под деревней Груинсберг»).
Цель: познакомить с событиями ВОВ, с боевыми подвигами нашего народа во время войны; воспитывать чувство патриотизма, развитие творчества, воображения, побуждать детей к совместной, художественно-творческой и игровой деятельности; воспитывать патриотические чувства;
Ответственные: воспитатели, родители, дети;
- выставка детских рисунков «Войне мы скажем: «Нет!».
Цель: формировать умения детей реализовывать замысел сюжета; развитие творчества, воображения.
Ответственные: воспитатели, родители, дети.
Формы и методы реализации:
-практические: экскурсии, наблюдения, сбор архивного материала, дидактические, развивающие, подвижные игры по патриотическому воспитанию, подвижные игры, настольно-печатные игры;
-словесные: беседы познавательного характера, обсуждение и моделирование
ситуации, анализ полученной информации, чтение художественной
литературы; решение проблемных ситуаций;
- наглядные: иллюстрации, презентации, худ. фильмы.
Механизмы реализации:
-сбор и анализ первичной информации по данной проблеме;
-разработка различных методических рекомендаций и консультаций;
-анкетирование родителей;
-проведение экскурсий;
-совместные формы работы с родителями.
Реализация проекта осуществляется детьми под руководством воспитателя и с помощью родителей.
Ожидаемые результаты:
В ходе создания мини-музея, посвященного героям Великой Отечественной войны, созданы условия для совместной социально-полезной деятельности педагогов, воспитанников и их семей:
дети
- повысилась нравственно-патриотическая компетентность дошкольников;
- повысился интерес к истории своей семьи, родного села, страны, появилось
чувство гордости и сопричастности к событиям ВОВ, желание заботиться о ветеранах;
- появилось желание самостоятельно передавать знания, эмоциональное отношения к этому событию в художественно-творческой деятельности;
- обогатился словарь детей, воображение, мышление, появилось умение анализировать и обобщать информацию.
- в процессе практической деятельности развились познавательные способности, навыки взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.
родители
- увеличилось количество семей воспитанников, активно участвующих в образовательном процессе ДОО; заинтересованность в сотрудничестве с ДОО;
педагоги
- разработано содержание организации совместной деятельности взрослых и
детей по нравственно-патриотическому воспитанию;
- обогащена предметно-развивающая среда группы, открыт мини-музей «Гордимся и помним».
Способы предоставления результатов:
- презентация на педагогическом совете;
- выступления на родительских собраниях;
- публикации на сайте детского сада,
- методическая разработка;
- создание мини-музея по патриотическому воспитанию.
Критерии оценки результатов:
- увеличение доли числа родителей, принимающих участие в патриотических акциях и мероприятиях;
- положительные отзывы детей и родителей на сайте ДОО, в газете группы.
Ресурсное обеспечение:
реализация проекта не потребует серьезных финансово-экономических, материально-технических ресурсов, так как проект будет реализовываться в имеющихся условиях.
Список использованных источников:
1. Агапова И. А., Давыдова М. Л. «Беседы о великих соотечественниках» (с детьми 5-7 лет).- Сфера-М. 2005.
2. Богачева И. В., Тненский В. Л. «Мое Отечество - Россия».- М. 2005.
3. Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. «Наша Родина».- Просвещение, 1984
4. Как растить гражданина. Дошкольное образование. //№ 5 – 2004.
5. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? //М. ТЦ Сфера – 2003.
6. Навицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. //М. Линкопресс - 2003.