Алсу Валиева
Педагогический проект «Масленица» в средней группе
▼ Скачать
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Масленица»
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Вашему вниманию предоставляется защита проекта по теме «Масленица».
Паспорт проекта
Тип проекта :
Краткосрочный, социально - познавательный, групповой.
Участники проекта
Публикация «Педагогический проект „Масленица“ в средней группе» размещена в разделах
- Масленица. Русский народный праздник
- Проекты на тему Масленицы и масленичной недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Воспитанники средней группы, воспитатели, родители воспитанников.
Сроки реализации:
01 февраля 2022г. – 6 марта 2022г.
Возраст участников
Воспитанники среднего дошкольного возраста (4 года).
Актуальность:
Одной из задач образовательной области «Социализация» является «воспитывать у ребенка чувства гордости за страну, в которой он живет». Современная социокультурная ситуация также выдвигает на первый план требование признания социальной значимости народной культуры, которая является источником духовности каждого человека.
И в настоящее время народные обрядовые праздники не потеряли своего значения.
Проблема:
Мы разработали этот проект с целью приобщения детей к национальной культуре через организацию национального русского праздника «Масленица».
Цель
Знакомство детей с народными традициями, и с народным праздником Масленица; воспитание любви к своей Родине.
Задачи
1. Дать первоначальные представления о русском народном празднике Масленица, с характерными для него обрядами;
2. Познакомить детей с русскими традициями гостеприимства;
3. Пробуждать интерес к истории русского народа;
4. Воспитывать патриотизм, основанного на русских традициях;
5. Обогатить духовный мир;
6. Обеспечить условия для создания у детей положительных эмоций и реализации творческих способностей в проведении праздника;
7. Активизация творческого потенциала родителей, привлечение их к активному сотрудничеству с дошкольной группой.
Объект:
Народный праздник «Масленица»
Предмет:
Древний русский народный праздник проводов зимы, история традиций, основа формирования патриотизма.
Гипотеза:
Если в группе создать благоприятные условия для проведения "Масленичной недели", проведение бесед на тему " Масленица", заучивание стихов, песен, закличек про праздник, то у детей будут сформированы представления о праздновании Масленицы, родители будут проявлять интерес к организации совместной образовательной деятельности в дошкольной группе.
Принципы реализации проекта :
1. принцип наглядности;
2. принцип доступности;
3. принцип систематичности и последовательности;
4. принцип прочности;
5. принцип целенаправленности;
6. принцип новизны;
7. принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
Этапы реализации проекта
• Подготовительный
1. Знакомство с темой проекта
2. Изучение методических материалов, материалов сети интернет;
3. Выявление проблемы, цели, задачи проекта;
4. Подбор методического материала по данной теме;
5. Создание развивающей среды для работы;
6. Настроить детей и их родителей на совместную работу, создать положительный эмоциональный фон;
7. Выявление знаний детей о русском традиционном празднике «Масленица»
• Основной
Практический – в результате чего был реализован проект :
1. Коммуникативная деятельность
2. Восприятие художественной литературы
3. Музыкально-художественная деятельность
4. Восприятие произведений изобразительного искусства
5. Познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность
6. Продуктивная и восприятие произведений изобразительного искусства
7. Развитие двигательной деятельности
8. Игровая и познавательная деятельность
9. Работа с родителями
• Заключительный
Обобщение и анализ результатов работы, выявление знаний детей о русском традиционном празднике «Масленица» и проведение праздника.
Новизна
Использование информационно-коммуникационных технологий, способствующие повышению качества, доступности и эффективности образования
Условия реализации
Проект реализуется : в ходе совместной деятельности воспитателей, родителей воспитанников
Формы реализации проекта : наблюдение, подвижные игры, дидактические игры, беседа, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, рассматривание иллюстраций, развлечение
Методы и приёмы реализации проекта
• организационные;
• мотивирующие;
• словесные;
• игровые;
• наглядные;
• нетрадиционные
Риск проекта
• Сопротивление родителей участию в проекте, вызванное высокой загруженностью;
• Неактивная позиция детей
Предупреждение рисков:
• Организация мероприятий на базе дошкольной группы;
• распределение сфер ответственности в сотрудничестве между воспитателями, и родителями;
• разработка стратегий и тактики привлечения родителей;
• оперативный обмен необходимой информацией посредством использования информационно – коммуникативных технологий (электронная почта и т. д.);
• высокий уровень подготовленности мероприятий, которые привлекают и заинтересовывают родителей;
• добровольность участия в проектной деятельности
Ожидаемый результат
1. Для педагога
• освоение проектного метода
• работа по сбору информации об истории праздника, ее обработке и поиску недостающей.
• выбор формы реализации проекта.
• помощь в написании сценария по воплощению проекта.
• организация выставки детских рисунков;
• организовать праздник для детей по данной теме.
• помощь в подборе музыкального сопровождения.
• разучивание закличек, пословиц, считалок для выступления во время праздника.
• организация места проведения праздника.
• проведение инструктажа по технике безопасности.
2. Для воспитанников
• формирование познавательно – речевой активности детей младшего дошкольного возраста;
• познакомить с произведениями художественной литературы о празднике Масленицы;
• участие детей в организации выставки рисунков;
• иметь представление о значении праздника в жизни человека;
• участие детей в развлечениях, организованных воспитателем, с помощью родителей.
3. Для родителей
• участие родителей в изготовлении атрибутов для развлечений;
• организовать в родительском уголке выставку рисунков;
Продукт проектной деятельности
В результате проектной деятельности будут разработаны следующие методические продукты:
• конспекты занятий;
• выставка детских работ;
• проведение праздника «Масленица»
Способ оценки достижения планируемых результатов
Главным результатом реализации проекта удовлетворение запросов родителей, развитие детско-родительских отношений, общение в триаде «педагог – родитель – ребенок».
• анкетирование: Выявление знаний детей о русском традиционном празднике «Масленица»
• игры: «СОЛНЫШКО-ВЕДРЫШКО» (пальчиковая игра, «Солнышко» (хороводная игра);
• беседы «Что такое Масленица», «Соломенная Масленица», «Блины на Масленицу»;
• выставка детских работ: «Солнышко лучистое» (поделка из бумаги); «Блинный пир на весь мир» (лепка); «Ой блины, блины, блины – вы, блиночки мои» (рисование)
• заучивание закличек, пословиц, стихотворений;
• отгадывание загадок.
Результаты работы:
1. У детей повысился интерес и стремление изучать традиции родной страны
2. Дети с большим интересом включались в различные виды деятельности, проявляя чувство ответственности за себя и за других
3. Дети проявляют свои знания о русском фольклорном празднике «Масленица»
4. Дети получили эмоциональное удовлетворение от участия в праздновании Масленицы
5. Повысился уровень творческие способности детей и родителей в совместной деятельности.
6. Развились эмоционально – позитивные отношения между родителями и детьми, родителями и воспитателями.
7. Возросла степень удовлетворённости родителей работой дошкольного учреждения.
ВЫВОДЫ:
Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная нами подборка игр на развитие двигательных способностей, разучивание с детьми народных песен, масленичных закличек дали возможность развивать чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.