Елена Иванова
Литературный проект «Я читаю наизусть!»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема:
Слабый интерес у родителей к заучиванию стихов с детьми.
- Монотонное чтение стихов детьми.
Обоснование проблемы:
- Неумение детей «прочувствовать» стихи.
- Неумение и нежелание родителей заучивать стихи с детьми.
- Недостаточность знаний родителей о структуре и методах заучивания стихов, способах подачи их детям.
Цель:
содействовать развитию произвольной памяти у детей 5-ти лет, на основе заучивания стихотворений с использованием различных приемов запоминания.
Задачи:
Публикация «Литературный проект „Я читаю наизусть!“» размещена в разделах
- формировать интерес к художественной литературе. - учить детей различным видам запоминания.
- знакомит детей со стихами русских и зарубежных писателей.
- создать благоприятную развивающую среду для заучивания стихотворений наизусть.
- развивать у дошкольников память, внимание, мышление, творческую фантазию, речь.
- формировать умение слушать и понимать услышанное, учить стихи и понимать выученное, рассказывать стихи наизусть и понимать рассказанное.
- Дать информацию родителям о важности выразительного заучивания стихов, как средства развития внимания, памяти, выразительности речи, развития самосознания ребенка, всестороннего развития ребенка.
- Заинтересовать родителей в обмене информацией, поделиться своим опытом.
Паспорт проекта :
Тип проекта : практико-ориентированный.
По числу детей – групповой.
По продолжительности – краткосрочный
20.03.16 – 20.04.16
Участники проекта – воспитатели, дети средней группы и их родители.
Решение поставленных задач с детьми:
- Индивидуальная работа с детьми по заучиванию стихов и выразительному чтению стихов.
- Введение стихов в игровые действия детей.
- Использование приема драматизации.
- Использование мнемотаблиц для заучивания стихов и потешек
- Образовательная ситуация - рисуем стихотворение.
- Использование воспитателем стихов на прогулке.
Выступление логопеда по теме:
Методы заучивания стихотворения:
Визуальный
Этот метод часто путают с простым показом книжных иллюстраций. Однако это не одно и тоже. Иллюстрация нужна абсолютно всем детям, так как дошкольникам присуще наглядно-образное мышление. А картинный план, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения, особенно необходим тем, у кого ведущей является зрительная память. Итак, после предварительной работы, о которой говорилось выше, после рассмотрения иллюстраций к стихотворению, вы даете малышу установку на запоминание. «Сейчас мы будем учить это стихотворение наизусть. Ты будешь запоминать, а я - тебе помогать». Если вы хорошо рисуете, то можете построчно читать стихотворение и на глазах ребенка изображать то, о чем говорится, отделяя на рисунке каждую строчку-картинку вертикальной чертой. Ваши изобразительные способности, в общем-то, не так уж и важны. Опыт показывает, что ребенка устраивает даже самое схематичное изображение содержания, и на продуктивность запоминания ваши каляки-маляки особенно не влияют. Главное - принцип. Затем, по вашему «картинному плану» чадо несколько раз воспроизводит стихотворение. Через некоторое время опора убирается. Можно конечно использовать и готовые картинки. Но довольно трудно подобрать их так, чтобы они построчно соответствовали содержанию.
Слуховой:
Это самый распространенный метод. Вы говорите ребенку, что сейчас вместе будете учить стихотворение наизусть. Пусть он включит в головке магнитофончик, который будет записывать, а потом воспроизводить стихотворение. Сначала он послушает вас. Потом вы повторите этот отрывок вместе. Потом он один повторит, а за ним снова вы. Здесь обязательно нужно обратить внимание на то, что в данном методе вы опираетесь не на строчку, как в двух предыдущих, а на сочетание двух или четырех строк объединенных рифмой. Идет слухоречевая опора на рифму. Этот метод является оптимальным для детей с одноименным ведущим типом памяти. Таким ребятам два вышеописанных способа заучивания не только не помогают, но порой даже мешают запоминать стихотворение. Так, разучивается каждый куплет, а потом читается все стихотворение целиком.
Логический
Не у многих дошколят ведущая - логическая память, но есть и такие. Для них предлагается следующий метод. После предварительной работы, вы читаете первые строки произведения, а потом останавливаетесь и предлагаете малышу своими словами рассказать, что было дальше, как он запомнил. С того места, на котором он остановился, снова читаете строку произведения, а потом снова предлагаете рассказать, что было дальше. Вы побуждаете ребенка опираться на смысловые связи. Во второй раз, после вашего прочтения четверостишия, пусть он вспомнит, как точно автор говорит, какими словами, об этом явлении или событии.
Приемы, используемые в проекте :
- Мнемотаблицы;
- Запоминание стихотворения с помощью нанизывания бусин;
- Запоминание стихотворения с помощью перекладывания камешков;
- Запоминание стихотворений и потешек с помощью драматизации.
Изготовление "Книжки – малышки к дню Детской книги". Выставка.
Проведение литературного вечера "Конкурс чтецов" среди групп.
Проведение праздника "Книжкиы именины".
Результат:
Дети в конце проекта проявили инициативу в чтении стихов наизусть на разные темы. Большинство детей выразительно читают стихи наизусть, понимают смысл стихов. Ребенок может назвать свои любимые стихи и объяснить, чем ему нравится это стихотворение. В конкурсе чтецов, организованном в детском саду, участвовали три возрастные группы: средний, старшей и подготовительный возраст.