Лихацкая Валентина
Педагогический проект «Лекарственные растения»
▼ Скачать
Проект по экологии «Лекарственные растения»
Проект на тему «Лекарственные растения»
Продолжительность проекта : краткосрочный с 17. 07.2024г-20.08.2024г.
Вид проекта : познавательный
Публикация «Педагогический проект „Лекарственные растения“» размещена в разделах
- В мире растений. Проекты
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Растения. Изучаем мир растений
- Темочки
Участники проекта : дети, воспитатель, родители.
Актуальность проекта :
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дошкольники испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить ее, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от разных болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.
Беседуя с детьми на тему растений, я увидела, что дети имеют недостаточный уровень знаний по теме «Лекарственные растения». В ходе работы с родителями, мы также выявили, что многие из них плохо разбираются в многообразии целебных растений. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Лекарственные растения».
Гипотеза: Если дошкольники узнают, как могут обыкновенные растения ближайшего окружения помочь здоровью человека, то будут бережнее к ним относиться.
Цель проекта : создать условия для расширения и уточнения знаний детей о лекарственных растениях Краснодарского края, их свойствах, пользе для человека, сформировать знания о способах их сбора и применения.
Задачи проекта :
Воспитательные задачи: воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие дошкольников, бережное отношение к растениям, любовь к родному краю, а также бережное отношение к природе.
Развивающие задачи: развивать у дошкольников любознательность, наблюдательность, речь, а также умение сравнивать и анализировать. Развивать словарный запас детей и их знания о лекарственных растениях. Развивать чувства и эмоции дошкольников, полученные в процессе познания через организацию продуктивных видов деятельности.
Образовательные задачи: уточнить и расширить знания детей о названиях лекарственных растений, их ценности для здоровья, правил пользования. Познакомить с разнообразием целебных растений родного региона, их значимостью для всего живого на планете, а также с художественной литературой для создания целостного образа изучаемого объекта. Вовлечь дошкольников в природоохранную деятельность.
Методы проекта :
-утренний круг;
-презентации : «Лекарственные растения», «Зеленая аптека»
-Беседы:«Лекарственные растения», «Для чего нужны лекарственные растения»
-Чтение художественной литературы: Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»,А. Плешакова «Зеленые страницы»,
- А. Онегова «Тропинка полевая»,заучивание загадок и стихов о растениях
- Составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение) : «Я-подорожник…», «Я-ромашка…», «Я-крапива…»
-Художественное творчество:
-Рисование «Ромашковое поле»
- Аппликация: «Подорожник» (объемная,
-Работа с раскрасками по теме проекта
-Наблюдения: «На участке ищем полезные растения», «Наблюдаем, как растет подорожник» (зарисовать,«Наблюдение за крапивой», «Наблюдение за одуванчиком»
-Дидактические игры: «Съедобное – Несъедобное», «Вершки корешки», «Что лечит это растение?», «От какого растения часть», «Узнай растение», «Фитодоктор», «Вылечи человека».
-Подвижные игры «Собирала Маргаритка ромашки на горе», «Раз,два,три-к цветку беги»
-Викторина «Зеленая аптека»
-Оформление тематического альбома «Лекарственные растения»
Содержание проекта :
1 этап-мотивация:
Часто дети во время летних прогулок получают небольшие ссадины,ушибы. И я предлагаю приложить к больному месту вымытый листочек подорожника. Дети удивляются. А разве он поможет? И я стала рассказывать детям о лечебных свойствах подорожника, он быстро заживляет раны. И тогда дети заинтересовались, а какие еще есть лекарственные растения, которые растут рядом с нами и могут нас лечить.
И мы решили найти ответы на эти вопросы.
2 этап –разработка совместного плана работы над проектом.
Для составления плана работы над проектом были использованы модели трех вопросов Л. В. Михайловой-Свирской
Что мы знаем о лекарственных растениях?
-У нас на клумбе много цветов, наверно есть и полезные. (Саша А.)
-Полезные травы продаются в аптеке (Аня Л.)
-Есть микстура от кашля,сделанная в аптеке (Марк Л.)
-Моя мама заваривает ромашку, когда я болею, я полощу горло (Ариша Ш.)
-У меня дома есть соль для ванны с лекарственными растениями, так мама сказала. (Уля К.)
-Мы пьем чай с малиной, мама говорит от чихания (Руслан А.)
Что мы хотим узнать о лекарственных растениях?
-Много ли трав продается в аптеке. (Артем К.)
-Какие органы человека можно лечить растениями. (Артем С.
-Где можно собрать ромашку и как правильно ее заготовить на зиму (Марк Г.)
-Хочу узнать,какие цветы на клумбе полезные (Саша А.)
-Хочу узнать,какие растения помогают лечить людей (Вика Т.)
Что нужно сделать, чтобы узнать?
-В детском саду, попросить воспитателей рассказать о растениях, которые берегут здоровье (Егор К.)
- Попрошу маму прочитать мне энциклопедию «Растения». По картинкам сравню цветы на клумбе. (Саша А.)
-Посмотреть в планшете (Арсений Л.)
-Можно спросить у бабушки, она все знает (Ариша Ш.)
-Спрошу у папы и посмотрю видео про полезные растения в интернете. (Ева А)
На основе этой модели был создан совместный план работы над проектом для каждого центра. Свои предложения вносили дети, педагог, родители.
3 этап практический.
Просмотрев презентации и проведя беседы c детьми по теме проекта дети узнали что природа предоставляет человеку огромное разнообразие даров- лекарства от всех болезней. Их надо только знать и уметь ими пользоваться. Многие люди сами занимаются сбором трав на лугу, в лесу, в поле. Может и ваши родители или бабушки тоже собирали лекарственные травы. Знания о лекарственных травах пригодятся каждому человеку. Прежде чем идти их собирать, необходимо всё о них знать.
1. Хорошо знать лекарственные растение и отличать их от ядовитых.
2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.
3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги.
4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.
5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.
6. Нельзя при сборе топтать соседние растения и рвать их с корнем.
7. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу.
На ежедневных утренних сборах рассказывала детям о том, какие материалы и пособия приготовлены в каждом центре. Наблюдения за детьми показали, какие центры наиболее интересны детям: центр творческой мастерской, центр науки, поисково – исследовательская деятельность,центр книги и общения.
Центр науки:
-Беседы «Лекарственные растения», «Для чего нужны лекарственные растения?»
-Кроссворд «Знатоки лечебных трав»
-Рассматривание альбома «Зелёная аптека»
-Занятие – сказка «Старый подорожник»
Исследовательская деятельность:
-«На участке ищем полезные растения»
-«Где лучше посадить растения?»
-Составление схем «Что лечит растение»
- «Наблюдаем, как растет подорожник»
-«Гербарий лекарственных растений»(рассматривание и закрепление новых знаний,что можно лечить каждым из этих растений)
Игровой центр:
Дидактическая игры «Съедобное – несъедобное», «Что лечит это растение?», «От какого растения часть», «Узнай растение», «Фитодоктор», «Вылечи человека». Игры: “Цветы и ветерок”, “Цветок-имя”, “Узнай по описанию».
Центр художественно – речевая деятельность:
- Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»,
- Н. Павлова «Загадки цветов»,
- А, Плешакова «Зеленые страницы»,
- А. Онегова «Тропинка полевая»,
А. Плешакова «Зеленые страницы»,
- Заучивание загадок и стихов о растениях
- Составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение) : «Я-подорожник…», «Я-ромашка…», «Я-крапива…»
Центр творческая мастерская:
-Нетрадиционное рисование «Наш друг - подорожник»
-Рисование «Ромашковое поле»
- Аппликация: «Одуванчик» (объемная,
-Работа с раскрасками по теме проекта
Центр социально-коммуникативного развития:
-Сюжетно-ролевые игры «Аптека», «Приглашаем к нам на фиточай»
-Дидактические упражнения «Скажи ласково»,»Обведи по точкам», «Штриховка»
Центр физкультуры:
-физминутка «Девочки и мальчики», «Я цветочек»
-Пальчиковая гимнастика «Цветок», «Наши алые цветки.»
-Подвижные игры: «Я знаю пять названий лекарственных растений» (игра с мячом,
«К названному растению беги»(игра с бегом) Эстафета: «Посади растение» Хороводные игры: «Пчелы», «Березка», «Ягода-малинка», «Маргаритка»
Центр музыки:
-Ю. Антонов «Не рвите цветы» В. Моцарт «Цветы» П. И. Чайковский «Цикл времена года»,
«Вальс цветов» Ю. Чичков «Волшебный цветок» «Это называется природа» М. Протасов «Одуванчики»
Центр экспериментирования:
-Сбор лекарственных растений на участке детского сада и дома с родителями
-Создание с детьми гербария лекарственных растений.
Практическая часть нашего проекта
Утренний круг
Просмотр презентаций «Лекарственные растения», «Зеленая аптека»
Беседы «Лекарственные растения», «Для чего нужны лекарственные растения?»
Рассматривание иллюстраций и рассказ ребенка о растении «Эхинацея пурпурная» ,который он подготовил дома с родителями.
Дидактические игры «Что лечит это растение?»,
«Угадай, от какого растения часть?», «Сложи правильно»
Тематическая выставка «Лекарственные растения»
Исследовательская деятельность:
-«На участке ищем полезные растения»
-«Наблюдаем, как растет подорожник», "Мята на огороде»
Заучивание загадок и стихов о растениях
- Составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение) : «Я-подорожник…», «Я-ромашка…», «Я-крапива…»
Разгадывание кроссворда о лекарственных растениях
-Рисование «Ромашковое поле», «Одуванчик»
- Аппликация: «Подорожник» (объемная,
-Работа с раскрасками по теме проекта
Подвижные игры: «Я знаю пять названий лекарственных растений»
(игра с мячом,«Маргаритка»
«Азбука
Взаимодействие с родителями «Азбука лекарственных растений»
-Итоговое мероприятие проекта : Альбом «Лекарственные растения нашего города с рекомендациями по применению лекарственных растений.
«Гербарий лекарственных растений нашего города»
Тематическая выставка «Лекарственные растения»
Вопросы детям:
1. Сумеете ли вы теперь рассказать о самых известных лекарственных растениях?
2. Что нового узнали о лекарственных растениях?
3. Чему вы научились в ходе реализации нашего проекта?
4. Что больше всего вас удивило в ходе проекта?
Вопросы родителям:
1. Нравится ли Вам, когда дети занимаются познавательно-исследовательской деятельностью?
2. Будете ли Вы продолжать дома совместно с ребенком применять для лечения лекарственные травы?
Ожидаемые результаты по проекту :
Для детей:
1. Расширение кругозора детей.
2. Сплочение детского коллектива.
3. Развитие интереса к коллективной творческой деятельности.
4. Формирование познавательного интереса к окружающему миру.
5. Формирование разносторонних знаний о лекарственных травах.
Для педагога :
1. Повышение компетентности по использованию современных педагогических
технологий в образовательной деятельности.
2. Самореализация, повышение творческого потенциала.
3. Повышение педагогической компетенции в области экологического
воспитания дошкольников.
4. Создание условий для развития поисково-исследовательской деятельности детей.
Для родителей:
1. Повышение уровня информированности родителей о лекарственных растениях
и их применении.
2. Оптимизация детско-родительских отношений.
3. Повышение уровня вовлеченности родителей в деятельность ДОУ (активизация родителей).
Полученные результаты по проекту :
Для детей:
1. Дети получили элементарные представления о пользе лекарственных растений.
2. Обогатился словарный запас детей по теме «Лекарственные растения».
3. Сформировались у детей знания о способах сбора и хранения.
4. Дети стали эстетически воспринимать природу, стремясь отразить свои впечатления в продуктивной деятельности.
Для педагога :
1. Повышение уровня знаний по заявленной теме, внедрение новых методов в работе с детьми и родителями, самореализация; развивающая среда пополнилась новым наглядным материалом, дидактическими играми и пособиями.
2. Оформление проекта.
Для родителей:
1. Совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей
по теме проекта.
2. Проявление интереса к совместной познавательной, продуктивной с детьми
деятельности.
3. Повышение уровня знаний о лекарственных растениях, использование их для лечения и оздоровления организма.
В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы
обогатили и обобщили опыт детей в сфере экологического воспитания. Мы собрали материал о лекарственных растениях нашего города. Родителями совместно с детьми были собраны лекарственные растения и уже воспитатель с детьми собрали гербарий из засушенных лекарственных растений.
В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 2-3 названия лекарственных растений, то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и творческих работах. Сравнив полученные результаты и сделав вывод, что растения могут укрепить наше здоровье, полезные растения окружают нас на улице. Мы решили продолжить работу с детьми по теме, вырастить лекарственные растения на участке, обеспечить уход за ними в летний период.
Богат и разнообразен выбор лекарств в «зеленой аптеке», но будьте осторожны: отравление лекарственными растениями возможно, если заниматься самолечением.
Поэтому обращаться в «зеленую аптеку», так же как в обычную, следует при установленном диагнозе болезни и с рецептом врача.
Гипотеза проекта подтвердилась : когда дети знают, как могут обыкновенные
растения ближайшего окружения помочь здоровью человека, то будут бережнее
к ним относиться.
Литература:
Зеленые сказки. Т. А. Шорыгина Москва Прометей Книголюб 2003
Цветы. Какие они? Т. А. Шорыгина. Серия «путешествие в мир природы. Развитие речи». Москва 2002
Юный эколог. С. Н. Николаева. Серия в помощь воспитателю и педагогу. Издательство «Мозаика – Синтез» 2002.
Методика экологического воспитания в детском саду. С. Н. Николаева. Москва «Просвещение» 2001.
Методическое пособие к программе «Зеленая тропинка» Москва «Просвещение» 2001.
Зеленая тропинка. А. А. Плешаков Москва «Просвещение» 2002
Учим детей наблюдать и рассказывать. Н. В. Елкина, О. В. Мариничева. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития» 1997.
Игровые экологические занятия с детьми. Л. П. Молодова Минск «Асар» 2001
Экологические занятия с детьми 6-7 лет Т. М. Бондаренко Воронеж. ТЦ «Учитель» 2002.
Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Цветущая весна. Травы.» О. А. Скорлупова Москва 2006
Прогулки в детском саду. И. В. Кравченко, Т. Л. Долгова. ТЦ «Сфера» Москва 2009
Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах. Санкт – Петербург. Детство - Пресс 2009.
Интернет ресурсы
В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обогатили и обобщили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. Мы собрали материал о лекарственных растениях нашего поселка. Родителями совместно с детьми была оформлена книга по лекарственным растениям. Книга иллюстрирована детскими рисунками.
В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия лекарственных растений, то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала. Сравнив полученные результаты и сделав вывод, что растения могут укрепить наше здоровье, полезные растения окружают нас и в помещении и на улице. Мы решили продолжить работу с детьми по теме, а как же мы можем помочь растениям (провести ряд исследований по влиянию ухода на жизнь и развитие растений, вырастить лекарственные растения на участке, обеспечить уход за ними в летний период.
Спросим у аптекаря.
В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обогатили и обобщили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. Мы собрали материал о лекарственных растениях нашего поселка. Родителями совместно с детьми была оформлена книга по лекарственным растениям. Книга иллюстрирована детскими рисунками.
В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия лекарственных растений, то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала. Сравнив полученные результаты и сделав вывод, что растения могут укрепить наше здоровье, полезные растения окружают нас и в помещении и на улице. Мы решили продолжить работу с детьми по теме, а как же мы можем помочь растениям (провести ряд исследований по влиянию ухода на жизнь и развитие растений, вырастить лекарственные растения на участке, обеспечить уход за ними в летний период.
Ожидаемые результаты по проекту : Для детей: дети получат элементарные представления о пользе лекарственных растений; обогатится словарный запас детей по теме «Лекарственные растения»; формирование у детей знаний о способах сбора и хранения; проявление детской самостоятельности в выполнении усвоенных детьми способов ухода за растениями; побуждать детей эстетически воспринимать природу, стремясь отразить свои впечатления в продуктивной деятельности. Для воспитателей: повышение уровня знаний по заявленной теме, внедрение новых методов в работе с детьми и родителями, самореализация; развивающая среда пополнится новым наглядным материалом, дидактическими играми и пособиями. Для родителей: совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта; проявление интереса к совместной познавательной, продуктивной с детьми деятельности; повышение уровня знаний о лекарственных растениях, использование их для лечения и оздоровления организма.