Лучший педагог года

Педагогический проект «Лекарственные растения»

Лихацкая Валентина
Педагогический проект «Лекарственные растения»
▼ Скачать

Проект по экологии «Лекарственные растения»

Проект на тему «Лекарственные растения»

Продолжительность проекта : краткосрочный с 17. 07.2024г-20.08.2024г.

Вид проекта : познавательный

Публикация «Педагогический проект „Лекарственные растения“» размещена в разделах

Участники проекта : дети, воспитатель, родители.

Актуальность проекта :

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дошкольники испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить ее, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от разных болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.

Беседуя с детьми на тему растений, я увидела, что дети имеют недостаточный уровень знаний по теме «Лекарственные растения». В ходе работы с родителями, мы также выявили, что многие из них плохо разбираются в многообразии целебных растений. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Лекарственные растения».

Гипотеза: Если дошкольники узнают, как могут обыкновенные растения ближайшего окружения помочь здоровью человека, то будут бережнее к ним относиться.

Цель проекта : создать условия для расширения и уточнения знаний детей о лекарственных растениях Краснодарского края, их свойствах, пользе для человека, сформировать знания о способах их сбора и применения.

Задачи проекта :

Воспитательные задачи: воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие дошкольников, бережное отношение к растениям, любовь к родному краю, а также бережное отношение к природе.

Развивающие задачи: развивать у дошкольников любознательность, наблюдательность, речь, а также умение сравнивать и анализировать. Развивать словарный запас детей и их знания о лекарственных растениях. Развивать чувства и эмоции дошкольников, полученные в процессе познания через организацию продуктивных видов деятельности.

Образовательные задачи: уточнить и расширить знания детей о названиях лекарственных растений, их ценности для здоровья, правил пользования. Познакомить с разнообразием целебных растений родного региона, их значимостью для всего живого на планете, а также с художественной литературой для создания целостного образа изучаемого объекта. Вовлечь дошкольников в природоохранную деятельность.

Методы проекта :

-утренний круг;

-презентации : «Лекарственные растения», «Зеленая аптека»

-Беседы:«Лекарственные растения», «Для чего нужны лекарственные растения»

-Чтение художественной литературы: Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»,А. Плешакова «Зеленые страницы»,

- А. Онегова «Тропинка полевая»,заучивание загадок и стихов о растениях

- Составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение) : «Я-подорожник…», «Я-ромашка…», «Я-крапива…»

-Художественное творчество:

-Рисование «Ромашковое поле»

- Аппликация: «Подорожник» (объемная,

-Работа с раскрасками по теме проекта

-Наблюдения: «На участке ищем полезные растения», «Наблюдаем, как растет подорожник» (зарисовать,«Наблюдение за крапивой», «Наблюдение за одуванчиком»

-Дидактические игры: «Съедобное – Несъедобное», «Вершки корешки», «Что лечит это растение, «От какого растения часть», «Узнай растение», «Фитодоктор», «Вылечи человека».

-Подвижные игры «Собирала Маргаритка ромашки на горе», «Раз,два,три-к цветку беги»

-Викторина «Зеленая аптека»

-Оформление тематического альбома «Лекарственные растения»

Содержание проекта :

1 этап-мотивация:

Часто дети во время летних прогулок получают небольшие ссадины,ушибы. И я предлагаю приложить к больному месту вымытый листочек подорожника. Дети удивляются. А разве он поможет? И я стала рассказывать детям о лечебных свойствах подорожника, он быстро заживляет раны. И тогда дети заинтересовались, а какие еще есть лекарственные растения, которые растут рядом с нами и могут нас лечить.

И мы решили найти ответы на эти вопросы.

2 этап –разработка совместного плана работы над проектом.

Для составления плана работы над проектом были использованы модели трех вопросов Л. В. Михайловой-Свирской

Что мы знаем о лекарственных растениях?

-У нас на клумбе много цветов, наверно есть и полезные. (Саша А.)

-Полезные травы продаются в аптеке (Аня Л.)

-Есть микстура от кашля,сделанная в аптеке (Марк Л.)

-Моя мама заваривает ромашку, когда я болею, я полощу горло (Ариша Ш.)

-У меня дома есть соль для ванны с лекарственными растениями, так мама сказала. (Уля К.)

-Мы пьем чай с малиной, мама говорит от чихания (Руслан А.)

Что мы хотим узнать о лекарственных растениях?

-Много ли трав продается в аптеке. (Артем К.)

-Какие органы человека можно лечить растениями. (Артем С.

-Где можно собрать ромашку и как правильно ее заготовить на зиму (Марк Г.)

-Хочу узнать,какие цветы на клумбе полезные (Саша А.)

-Хочу узнать,какие растения помогают лечить людей (Вика Т.)

Что нужно сделать, чтобы узнать?

-В детском саду, попросить воспитателей рассказать о растениях, которые берегут здоровье (Егор К.)

- Попрошу маму прочитать мне энциклопедию «Растения». По картинкам сравню цветы на клумбе. (Саша А.)

-Посмотреть в планшете (Арсений Л.)

-Можно спросить у бабушки, она все знает (Ариша Ш.)

-Спрошу у папы и посмотрю видео про полезные растения в интернете. (Ева А)

На основе этой модели был создан совместный план работы над проектом для каждого центра. Свои предложения вносили дети, педагог, родители.

3 этап практический.

Просмотрев презентации и проведя беседы c детьми по теме проекта дети узнали что природа предоставляет человеку огромное разнообразие даров- лекарства от всех болезней. Их надо только знать и уметь ими пользоваться. Многие люди сами занимаются сбором трав на лугу, в лесу, в поле. Может и ваши родители или бабушки тоже собирали лекарственные травы. Знания о лекарственных травах пригодятся каждому человеку. Прежде чем идти их собирать, необходимо всё о них знать.

1. Хорошо знать лекарственные растение и отличать их от ядовитых.

2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.

3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги.

4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.

5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.

6. Нельзя при сборе топтать соседние растения и рвать их с корнем.

7. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу.

На ежедневных утренних сборах рассказывала детям о том, какие материалы и пособия приготовлены в каждом центре. Наблюдения за детьми показали, какие центры наиболее интересны детям: центр творческой мастерской, центр науки, поисково – исследовательская деятельность,центр книги и общения.

Центр науки:

-Беседы «Лекарственные растения», «Для чего нужны лекарственные растения

-Кроссворд «Знатоки лечебных трав»

-Рассматривание альбома «Зелёная аптека»

-Занятие – сказка «Старый подорожник»

Исследовательская деятельность:

-«На участке ищем полезные растения»

-«Где лучше посадить растения

-Составление схем «Что лечит растение»

- «Наблюдаем, как растет подорожник»

-«Гербарий лекарственных растений»(рассматривание и закрепление новых знаний,что можно лечить каждым из этих растений)

Игровой центр:

Дидактическая игры «Съедобное – несъедобное», «Что лечит это растение, «От какого растения часть», «Узнай растение», «Фитодоктор», «Вылечи человека». Игры: “Цветы и ветерок”, “Цветок-имя”, “Узнай по описанию».

Центр художественно – речевая деятельность:

- Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»,

- Н. Павлова «Загадки цветов»,

- А, Плешакова «Зеленые страницы»,

- А. Онегова «Тропинка полевая»,

А. Плешакова «Зеленые страницы»,

- Заучивание загадок и стихов о растениях

- Составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение) : «Я-подорожник…», «Я-ромашка…», «Я-крапива…»

Центр творческая мастерская:

-Нетрадиционное рисование «Наш друг - подорожник»

-Рисование «Ромашковое поле»

- Аппликация: «Одуванчик» (объемная,

-Работа с раскрасками по теме проекта

Центр социально-коммуникативного развития:

-Сюжетно-ролевые игры «Аптека», «Приглашаем к нам на фиточай»

-Дидактические упражнения «Скажи ласково»,»Обведи по точкам», «Штриховка»

Центр физкультуры:

-физминутка «Девочки и мальчики», «Я цветочек»

-Пальчиковая гимнастика «Цветок», «Наши алые цветки.»

-Подвижные игры: «Я знаю пять названий лекарственных растений» (игра с мячом,

«К названному растению беги»(игра с бегом) Эстафета: «Посади растение» Хороводные игры: «Пчелы», «Березка», «Ягода-малинка», «Маргаритка»

Центр музыки:

-Ю. Антонов «Не рвите цветы» В. Моцарт «Цветы» П. И. Чайковский «Цикл времена года»,

«Вальс цветов» Ю. Чичков «Волшебный цветок» «Это называется природа» М. Протасов «Одуванчики»

Центр экспериментирования:

-Сбор лекарственных растений на участке детского сада и дома с родителями

-Создание с детьми гербария лекарственных растений.

Практическая часть нашего проекта

Утренний круг

Просмотр презентаций «Лекарственные растения», «Зеленая аптека»

Беседы «Лекарственные растения», «Для чего нужны лекарственные растения

Рассматривание иллюстраций и рассказ ребенка о растении «Эхинацея пурпурная» ,который он подготовил дома с родителями.

Дидактические игры «Что лечит это растение,

«Угадай, от какого растения часть, «Сложи правильно»

Тематическая выставка «Лекарственные растения»

Исследовательская деятельность:

-«На участке ищем полезные растения»

-«Наблюдаем, как растет подорожник», "Мята на огороде»

Заучивание загадок и стихов о растениях

- Составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение) : «Я-подорожник…», «Я-ромашка…», «Я-крапива…»

Разгадывание кроссворда о лекарственных растениях

-Рисование «Ромашковое поле», «Одуванчик»

- Аппликация: «Подорожник» (объемная,

-Работа с раскрасками по теме проекта

Подвижные игры: «Я знаю пять названий лекарственных растений»

(игра с мячом,«Маргаритка»

«Азбука

Взаимодействие с родителями «Азбука лекарственных растений»

-Итоговое мероприятие проекта : Альбом «Лекарственные растения нашего города с рекомендациями по применению лекарственных растений.

«Гербарий лекарственных растений нашего города»

Тематическая выставка «Лекарственные растения»

Вопросы детям:

1. Сумеете ли вы теперь рассказать о самых известных лекарственных растениях?

2. Что нового узнали о лекарственных растениях?

3. Чему вы научились в ходе реализации нашего проекта?

4. Что больше всего вас удивило в ходе проекта?

Вопросы родителям:

1. Нравится ли Вам, когда дети занимаются познавательно-исследовательской деятельностью?

2. Будете ли Вы продолжать дома совместно с ребенком применять для лечения лекарственные травы?

Ожидаемые результаты по проекту :

Для детей:

1. Расширение кругозора детей.

2. Сплочение детского коллектива.

3. Развитие интереса к коллективной творческой деятельности.

4. Формирование познавательного интереса к окружающему миру.

5. Формирование разносторонних знаний о лекарственных травах.

Для педагога :

1. Повышение компетентности по использованию современных педагогических

технологий в образовательной деятельности.

2. Самореализация, повышение творческого потенциала.

3. Повышение педагогической компетенции в области экологического

воспитания дошкольников.

4. Создание условий для развития поисково-исследовательской деятельности детей.

Для родителей:

1. Повышение уровня информированности родителей о лекарственных растениях

и их применении.

2. Оптимизация детско-родительских отношений.

3. Повышение уровня вовлеченности родителей в деятельность ДОУ (активизация родителей).

Полученные результаты по проекту :

Для детей:

1. Дети получили элементарные представления о пользе лекарственных растений.

2. Обогатился словарный запас детей по теме «Лекарственные растения».

3. Сформировались у детей знания о способах сбора и хранения.

4. Дети стали эстетически воспринимать природу, стремясь отразить свои впечатления в продуктивной деятельности.

Для педагога :

1. Повышение уровня знаний по заявленной теме, внедрение новых методов в работе с детьми и родителями, самореализация; развивающая среда пополнилась новым наглядным материалом, дидактическими играми и пособиями.

2. Оформление проекта.

Для родителей:

1. Совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей

по теме проекта.

2. Проявление интереса к совместной познавательной, продуктивной с детьми

деятельности.

3. Повышение уровня знаний о лекарственных растениях, использование их для лечения и оздоровления организма.

В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы

обогатили и обобщили опыт детей в сфере экологического воспитания. Мы собрали материал о лекарственных растениях нашего города. Родителями совместно с детьми были собраны лекарственные растения и уже воспитатель с детьми собрали гербарий из засушенных лекарственных растений.

В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 2-3 названия лекарственных растений, то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и творческих работах. Сравнив полученные результаты и сделав вывод, что растения могут укрепить наше здоровье, полезные растения окружают нас на улице. Мы решили продолжить работу с детьми по теме, вырастить лекарственные растения на участке, обеспечить уход за ними в летний период.

Богат и разнообразен выбор лекарств в «зеленой аптеке», но будьте осторожны: отравление лекарственными растениями возможно, если заниматься самолечением.

Поэтому обращаться в «зеленую аптеку», так же как в обычную, следует при установленном диагнозе болезни и с рецептом врача.

Гипотеза проекта подтвердилась : когда дети знают, как могут обыкновенные

растения ближайшего окружения помочь здоровью человека, то будут бережнее

к ним относиться.

Литература:

Зеленые сказки. Т. А. Шорыгина Москва Прометей Книголюб 2003

Цветы. Какие они? Т. А. Шорыгина. Серия «путешествие в мир природы. Развитие речи». Москва 2002

Юный эколог. С. Н. Николаева. Серия в помощь воспитателю и педагогу. Издательство «Мозаика – Синтез» 2002.

Методика экологического воспитания в детском саду. С. Н. Николаева. Москва «Просвещение» 2001.

Методическое пособие к программе «Зеленая тропинка» Москва «Просвещение» 2001.

Зеленая тропинка. А. А. Плешаков Москва «Просвещение» 2002

Учим детей наблюдать и рассказывать. Н. В. Елкина, О. В. Мариничева. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития» 1997.

Игровые экологические занятия с детьми. Л. П. Молодова Минск «Асар» 2001

Экологические занятия с детьми 6-7 лет Т. М. Бондаренко Воронеж. ТЦ «Учитель» 2002.

Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Цветущая весна. Травы.» О. А. Скорлупова Москва 2006

Прогулки в детском саду. И. В. Кравченко, Т. Л. Долгова. ТЦ «Сфера» Москва 2009

Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах. Санкт – Петербург. Детство - Пресс 2009.

Интернет ресурсы

В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обогатили и обобщили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. Мы собрали материал о лекарственных растениях нашего поселка. Родителями совместно с детьми была оформлена книга по лекарственным растениям. Книга иллюстрирована детскими рисунками.

В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия лекарственных растений, то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала. Сравнив полученные результаты и сделав вывод, что растения могут укрепить наше здоровье, полезные растения окружают нас и в помещении и на улице. Мы решили продолжить работу с детьми по теме, а как же мы можем помочь растениям (провести ряд исследований по влиянию ухода на жизнь и развитие растений, вырастить лекарственные растения на участке, обеспечить уход за ними в летний период.

Спросим у аптекаря.

В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обогатили и обобщили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. Мы собрали материал о лекарственных растениях нашего поселка. Родителями совместно с детьми была оформлена книга по лекарственным растениям. Книга иллюстрирована детскими рисунками.

В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия лекарственных растений, то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала. Сравнив полученные результаты и сделав вывод, что растения могут укрепить наше здоровье, полезные растения окружают нас и в помещении и на улице. Мы решили продолжить работу с детьми по теме, а как же мы можем помочь растениям (провести ряд исследований по влиянию ухода на жизнь и развитие растений, вырастить лекарственные растения на участке, обеспечить уход за ними в летний период.

Ожидаемые результаты по проекту : Для детей: дети получат элементарные представления о пользе лекарственных растений; обогатится словарный запас детей по теме «Лекарственные растения»; формирование у детей знаний о способах сбора и хранения; проявление детской самостоятельности в выполнении усвоенных детьми способов ухода за растениями; побуждать детей эстетически воспринимать природу, стремясь отразить свои впечатления в продуктивной деятельности. Для воспитателей: повышение уровня знаний по заявленной теме, внедрение новых методов в работе с детьми и родителями, самореализация; развивающая среда пополнится новым наглядным материалом, дидактическими играми и пособиями. Для родителей: совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта; проявление интереса к совместной познавательной, продуктивной с детьми деятельности; повышение уровня знаний о лекарственных растениях, использование их для лечения и оздоровления организма.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Беседа на прогулке «Лекарственные растения»Беседа на прогулке «Лекарственные растения» Цель беседы: знакомство с лекарственными травами нашего края и их полезными свойствами. Сегодня мы с сыном решили прогуляться по улицам.

Индивидуальный экологический проект «Лекарственные растения» для воспитанницы семейного детского сада семилетнего возрастаИндивидуальный экологический проект «Лекарственные растения» для воспитанницы семейного детского сада семилетнего возраста Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие,.

Конспект НОД для старшей группы «Комнатные лекарственные растения» Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему «Лекарственные комнатные растения». Задачи. Закрепить и расширить знания.

Конспект НОД «Лекарственные растения — наши доктора»Конспект НОД «Лекарственные растения — наши доктора» Тема: «Лекарственные растения-наши доктора» Цель: Продолжать знакомить и закреплять знания о лекарственных растениях. Задачи: Развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Лекарственные растения»
Опубликовано: 7 октября 2024 в 18:23
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический проект «Лекарственные растения»» (включая файлы) размещена пользователем Лихацкая Валентина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД