Ирина Воробьёва
Педагогический проект «Книжки-малышки»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : групповой, познавательно - творческий.
Продолжительность проекта : среднесрочный (февраль-март 2015г.)
Участники проекта : дети средней группы (4-5 лет, родители воспитанников, воспитатели.
Проблема:
• поверхностный интерес родителей к ознакомлению детей с художественной литературой;
• недостаточное внимание уделяется чтению художественной литературы родителями детям;
• замена книги на мультфильмы и компьютер.
Публикация «Педагогический проект „Книжки-малышки“» размещена в разделах
- Книга. Все материалы по теме книг
- Книги и книжки. Проекты
- Книги и книжки своими руками
- Книжки - малышки
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Актуальность проекта : На основании ФГОС дошкольного образования одной из главных задач, стоящих перед ДОУ, является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. Однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония.
В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и воспитатели. От взрослого в большей степени зависит, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.
Книга – незаменимый источник знаний для взрослых и детей. Ребенок, беря в руки книгу, непроизвольно ее открывает. Загадочный и неизведанный мир предстает перед ним: сказки, волшебные страны, незнакомые предметы, удивительная природа - все так и манит заглянуть вглубь книги, проникнуть в ее тайны, разгадать загадки и отправиться вместе с ее героями в путешествие за знаниями.
В современном обществе на смену книгам все чаще и чаще приходят компьютеры, электронные и цифровые носители. Книги становятся невостребованными, пылятся на полках, простаивают в библиотеках и магазинах. Современному родителю проще нажать кнопку дистанционного пульта, чем достать и прочитать своему ребенку книгу. А только при живом общении происходит становление и развитие ребенка. Следствием редкого общения детей с книгами становятся речевые нарушения, нарушения мыслительных процессов, недостаточное развитие коммуникативных функций. Все это негативно отражается на общем состоянии ребенка и на формировании его как личности.
Таким образом, актуальность проекта обусловлена недостаточной востребованностью книг подрастающим поколением как основного источника знаний для развития и воспитания
Цель проекта : развитие у детей устойчивого интереса к книге как самостоятельному, наглядному объекту литературы; создание условий в группе для удовлетворения их познавательного интереса к книге; активное использование литературного опыта детей в их творческой деятельности; осознание родителями ценности детского чтения как эффективного средства образования и воспитания дошкольников.
Задачи:
1. Поддерживать интерес к книгам, литературным и фольклорным произведениям различной тематики;
2. Формировать у детей добрые чувства через художественную литературу, уважительное отношение к книгам.
3. Поощрять творческие проявления в ролевых играх по сюжетам литературных произведений, инсценировках и драматизациях, выразительном чтении стихов, рисовании и других видах деятельности;
4. Познакомить с историей создания книги, работой книжных издательств и библиотек, закреплять правила культурного обращения с книгой, поведения в библиотеке и книжном уголке;
5. Познакомить родителей с методами и приёмами приобщения детей к высокохудожественной литературе, с разными видами домашнего чтения
6. Развивать творческую активность, словотворчество детей, родителей, сотворчество детей и родителей в овладении техническими навыками, необходимыми для изготовления самодельных книжек – малышек.
Предполагаемый результат в ходе реализации проекта :
Семья:
1. Родители владеют практическими умениями и навыками в воспитании будущего читателя.
2. Семьи воспитанников активно включаются в жизнь детского сада: принимают участие в конкурсах, выставках, совместных мероприятиях с детьми, проводимых в детском саду.
Дети:
1. Владеют культурно гигиеническими навыками при работе с книгой (расстояние от глаз до текста, иллюстрации, осанка и т. п.)
2. Проявляют устойчивый интерес к тематически разнообразным произведениям, биографии автора, истории создания книги, процессу чтения, в том числе к чтению с продолжением.
3. Описывают состояние героя, свое отношение к содержанию произведения, используя средства интонационной выразительности.
4. Активно участвуют в процессах чтения, анализа, инсценировки прочитанных текстов, рассматривания иллюстраций.
5. Называют любимые сказки и рассказы (три-четыре, запоминают и читают наизусть два-три стихотворения.
6. Владеют техническими навыками и проявляют творческий подход в изготовлении самодельных книжек.
Этапы реализации проекта.
1 этап – подготовительный
Мотивацией создания и осуществления проекта было то, что к нам в группу родители принесли разные книги. У детей сразу возникли вопросы. Какие бывают книги? Как они появились? В результате совместного обсуждения была выдвинута гипотеза: более глубокое и подробное знакомство с книгой, особенностями ее создания, ее хранилищем (библиотекой) будет способствовать более частому обращению детей к книгам, к бережному отношению к ним, к желанию изучать книги, рассматривать иллюстрации, а в дальнейшем и к желанию больше читать книги самостоятельно.
2 этап – планирование
Была сформирована проблема трех вопросов.
Что мы знаем о книгах? Что мы хотим узнать? Где узнать ответы на наши вопросы?
Книжки могут быть большие и маленькие
Книги пишут писатели.
В книгах есть картинки.
Есть книги для детей, есть для взрослых.
В книжках много красивых картинок.
В них много интересных сказок.
Книжки нельзя рвать.
Книги продаются в магазине Как и когда появилась первая книга, в какой стране?
Какие еще бывают книги?
Как их печатают?
Кто иллюстрирует книги?
Как самостоятельно изготовить книжку? Спросить у мамы и папы.
Расскажет воспитатель.
Нужно посмотреть в книжке.
Есть все в компьютере.
Найти в журнале.
Посмотреть по телевизору.
Решение вопросов, поставленных детьми совместно с взрослыми, вылилось в конкретный план действий:
Образовательные
области Взаимодействие с детьми Взаимодействие с родителями
Социально-коммуникативное развитие
• Беседа «Мои любимые книги»
• НОД «Откуда пришла книга»
• Чтение стихотворения
С. Я. Маршака «Как печатали книгу»
• Выставка в группе «Книги разные нужны, книги всякие важны»
• Показ кукольных спектаклей по мотивам русских народных сказок
• Сюжетно-ролевые игры «Сказки на ночь», «Мы участвуем в концерте», «Кукла Таня любит слушать сказки»
• Настольные и дидактические игры «Назови автора книги», «Разложи по порядку» (схема изготовления книги, «Расскажи сказку»
Памятка «Несколько советов родителям о том, чтобы чтение стало радостным»
Участие семей воспитанников в пополнении книжного уголка группы
Сбор материала об истории создания книги
Консультация «Пришли мне чтения доброго» или «Что нужно и можно читать ребенку пятого года жизни»
Познавательное
развитие
• НОД «Книжки-малышки и книги-энциклопедии», «Кто участвует в создании книги», «Художники-иллюстраторы»
• Викторина «Угадай сказку»
• Чтение и заучивание стихов о книгах, читателях, библиотеке
• Экскурсия в детскую библиотеку № 10 – «Книжкин дом»
• Рассматривание книг по тематике в групповой библиотеке
• Экскурсия в библиотеки других групп
Экскурсия с детьми по семейной библиотеке
Совместное участие родителей в литературных гостиных, утренниках, праздниках
Подготовка к презентации самодельной семейной книжки на празднике
Речевое развитие
• Чтение и заучивание стихов о книгах, читателях, библиотеке
• Показ спектакля для малышей по мотивам сказки «Репка»
• Творческое рассказывание «Книга, которую недавно прочитала мне мама»
• Ситуации общения: «Я покупаю книгу в магазине», «Как мы с мамой делали книжку-малышку дома», «Моя любимая книга», «Мое любимое стихотворение»
Разучивание стихов о книгах
Ежедневное чтение книг детям
Презентация самодельной семейной книжки на празднике
Участие в празднике «Книжкины именины»
Рассказы детей родителям о посещении детской библиотеки
Художественно-эстетическое развитие
• Рисование «Бабушкины сказки» по мотивам русских народных сказок
• Аппликация «Закладка для книги»
• Рассматривание иллюстраций в знакомых книгах
• Коллективная лепка по сказке «Три медведя»
• Сбор фотографий для изготовления книги «Наша группа»
• Изготовление приглашения родителям на праздник «Книжкины именины»
• Оформление групповой библиотеки по разделам
• Изготовление масок для театрализованных представлений
• Ремонт «больных» книжек
Мастер-класс «Книжки-самоделки»
Изготовление родителями совместно с детьми самодельных детских книжек для групповой выставки
Привлечение родителей к оформлению книги «Наша группа»
Подбор иллюстраций для групповой выставки «Герои детских книг»
Помощь родителей в изготовлении кукол для детских спектаклей
Физическое развитие
• Пальчиковая гимнастика «Котята»
• Подвижные игры: «Гуси-гуси», «Кот и мыши» и др. с использованием героев детских книг
• Разучивание ритмического танца с книгой для праздника
• Сюжетно-игровые физкультурные занятия по детским сказкам
• Обучение детей правилам безопасного обращения с ножницами, степлером, клеем при ремонте книг
Помощь родителей в пополнении аудиотеки группы музыкой для ритмического танца к празднику
Беседы родителей «Как правильно обращаться с книгой, чтобы книжка не заболела»
Чтение детям произведения К. Чуковского «Мойдодыр»
3 этап – практический
Дети, получив всю необходимую информацию, начинают практически осуществлять проект. На данном этапе используется деятельный подход в обучении - самостоятельное добывание знаний детьми в процессе труда, как во время непосредственно образовательной деятельности, так и в свободное от занятий время, а также дома в семье. При осуществлении этого этапа воспитатель использует подготовленный план, проводит различные мероприятия, предлагает детям решить проблемные ситуации, направляет детей на создание развивающей среды в группе – библиотеки, использует разнообразные формы и методы работы для всестороннего развития детей.
4 этап – презентативный
Презентация проходит на итоговом мероприятии «Книжкины именины» с представлением выставки самодельных книжек-малышек, сделанных руками родителей и детей, детей в группе совместно с воспитателями. Родители приглашаются на этот праздник. Презентацией проекта является и вновь оформленный книжный уголок в группе – групповая библиотека. На этом этапе также дается оценка результатов выполнения проекта, анализируются достигнутые успехи и неудачи, проводится мониторинг детского развития.