Татьяна Кобзистая
Педагогический проект «Грамота и я — очень умные друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
ТЕМА ПРОЕКТА : «Грамота и я - очень умные друзья»
«Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным -
вот задача первоначального обучения.»
К. Д. Ушинский
Паспорт проекта :
По доминирующему методу - творческий
По характеру контакта - открытый
По характеру участия - ребёнок-участник
По продолжительности – 1.02.19 – 31.03.19
По предметному содержанию - обучение грамоте
По характеру контактов - контакт с семьёй и педагогами
По характеру охвата – фронтальный
Публикация «Педагогический проект „Грамота и я — очень умные друзья“» размещена в разделах
Актуальность создания проекта :
Одним из важнейших направлений работы в ДОУ является подготовка старших дошкольников к обучению грамоте. Актуальность этой работы определяется введением обязательного дошкольного образования с пяти лет, требованиями преемственности и перспективности в работе двух звеньев образования – дошкольного и начального и современными требованиями к речевому развитию детей, овладению ими родным языком как средством общения.
Нередко родители заинтересованы в том, чтобы их ребенок научился читать в детском саду. Это связано с тем, что для многих родителей умение читать до школы является одним из основных показателей готовности ребенка к обучению.
Именно поэтому актуальной становится разработка проекта «Грамота и я - очень умные друзья».
Проблема:
Снижение интереса у детей подготовительной группы к процессу обучения грамоте.
Цель:
Повышение мотивации воспитанников к изучению грамоте путём использования наглядного дидактического материала с помощью развивающего модуля «Грамотейка»
Принципы:
• принцип развивающего образования;
• сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;
• единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
• принцип интеграции образовательных областей;
• решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
• построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;
• принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
Задачи:
• Развитие у детей фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза через осознание звукового строя языка.
• Формирование представлений о соотношении между звуками и буквами.
• Формирование знаний о слоговой структуре слова и предложении.
• Формирование у детей первоначальных навыков письма и чтения.
Технология реализации проекта :
Комплексные и блочные занятия по обучению грамоте
Проведение индивидуальных занятий с детьми, не усвоившими материал или отсутствующими на занятии с помощью развивающего модуля «Грамотейка»
Выполнение заданий в вечернее время
Проведение консультаций для родителей «Формы организованной деятельности по подготовке детей к освоению грамоты»
Анкета для родителей «Показатели готовности ребёнка к чтению»
Посещение родителями занятий по обучению грамоте
Этапы реализации проекта
Подготовительный
- Первичное обследование детей
- Планирование по разделу «Обучение грамоте»
- Изучение методической литературы по данному вопросу
- Разработка основания модуля «Грамотейка»
- Разработка дидактического материала по обучению грамоте для модуля
- Консультации для родителей и воспитателей
Основной этап
- Разработка и изготовление дидактических игр и пособий для модуля:
«Составь рассказ»
«Звуковой анализ слов»
«Знакомство со схемой предложения»
«Звуковые дорожки»
«Слоговые банки»
«Слоговые крышечки»
«Алфавитный лабиринт»»
«Стихи в мнемотаблицах»
«Составь слово из букв»
«Ребусы»
Совместная работа родителей и детей – составление альбома «Первая буква моего имени»
- Консультации для родителей, чьи дети имеют трудности в усвоении материала
- Проведение совместных мероприятий с родителями
- Закрепление материала во время вечерних занятий с воспитателем
Заключительный этап
- Проведение итогового мониторинга
- Анализ результатов с помощью составления диаграмм
- Обсуждение итогов совместно с психологом
- Знакомство педагогов с развивающим модулем на педсовете с помощью презентации.
- Показ открытого занятия по обучению грамоте для родителей.
Результат:
В результате обучения дети овладевают звуковым анализом слов, слоговым чтением, правильным пониманием прочитанного, умением отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, пересказывать короткие тексты, составлять рассказы по серии сюжетных картинок, выкладывать из букв разрезной азбуки слова и предложения, знают алфавит, легко заучивают стихи, отгадывают ребусы.
Вывод:
В результате использования дидактического материала в игровой форме у детей повышается интерес к сложному процессу обучения грамоте. Об этом можно судить, сравнив результаты графиков, соответствующих уровню знаний детей в начале и в конце учебного года.