Татьяна Алексеева
Педагогический проект «Формирование толерантного поведения у детей дошкольного возраста по отношению к сверстникам с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Одной из главных задач на современном этапе развития образования является освоение ребёнком общечеловеческих ценностей, среди которых прогрессивные мыслители всегда выделяли права человека, его свободу, уважение человеческих достоинств, заботу о людях, сострадание, принятие другого человека таким, каков он есть, то, что обычно в работах зарубежных и отечественных учёных определяется термином «толерантность».
Публикация «Педагогический проект „Формирование толерантного поведения у детей дошкольного возраста по отношению к сверстникам с ОВЗ“» размещена в разделах
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Толерантность. Проекты
- Темочки
Согласно декларации ЮНЕСКО 1994г «…рассмотрение ценностных категорий, особенно толерантности, должно происходить на всех возрастных этапах образовательного процесса. Толерантность нужно ввести во все межличностные отношения в процессе обучения и воспитания».
К великому сожалению, наряду с проблемой терпимого отношения к окружающим, существует проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Поэтому формирование у дошкольников толерантного и терпимого отношения к таким сверстникам является одной из главных задач воспитания на современном этапе, ведь отношение к этим детям часто бывает пренебрежительным или безразличным, ровесники порой не умеют общаться, играть, участвовать с ними в совместной деятельности.
Таким образом, формирование терпимого отношения у дошкольников к ровесникам с ОВЗ затруднено в силу возрастных особенностей и ограничено опытом детей.
Объект:
Воспитательный и образовательный процесс, обеспечивающий оптимальные условия для формирования толерантного отношения у дошкольников к детям с ОВЗ.
Предмет:
Координация деятельности специалистов и педагогов ДОУ, создание условий, обеспечивающих возможность качественного осуществления педагогами работы по формированию толерантности у дошкольников. Ситуация развития ребенка, как система новых отношений ребенка с миром, с окружающими (взрослыми и сверстниками, с самим собой.
Цель проекта :
Разработка системы формирования толерантного поведения у детей дошкольного возраста по отношению к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья, направленной на обеспечение условий для социализации детей с ОВЗ в среде здоровых сверстников.
Задачи:
Во-первых, необходимо формировать представление о том, что ценность человека не зависит от его способностей и достижений, каждый человек способен чувствовать и думать, имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
Во-вторых, необходимо учить детей занимать различные позиции во взаимодействии, они должны научиться как руководить, так и подчиняться, взаимодействовать на равных.
В-третьих, терпимое отношение возможно только на основе проявлений дружелюбия, симпатии, умения замечать состояния другого человека, позитивно разрешать конфликты.
В-четвертых, ребенок должен научиться выдержке и терпению.
В-пятых, большое значение приобретает развитие у дошкольников эмпатии (сопереживания, сочувствия, содействия.
В-шестых, он должен освоить элементарные навыки принятия другого человека, даже если его внешний вид, речь, действия, поведение вызывают негативные эмоции.
В-седьмых, необходимо повысить уровень компетентности педагогов и родителей в вопросах воспитания толерантного самосознания дошкольников.
Ожидаемые результаты:
формирования у подрастающего поколения таких важных социальных качеств, как умение позитивно взаимодействовать с ровесниками, имеющими ОВЗ, оказывать им действенную помощь, ориентироваться на их огорчения и затруднения, достигать своих целей, не причиняя им ущерба.
Участниками проекта являются педагоги, родители и воспитанники.
Планируемая работа во многом опирается на сотрудничество педагогов и родителей, так как отношение детей к особенностям друг друга очень зависят от отношения взрослых к особенностям детей. С целью повышения заинтересованности родителей во взаимодействии с педагогами, планируется предварительная работа, включающая в себя различные формы и методы по раскрытию значимости данной проблемы для каждого участника проекта.
Проект включает в себя 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный.
1. Подготовительный этап:
- Мониторинг.
- Разработка плана работы по формированию у дошкольников толерантного поведения к сверстникам с ОВЗ.
- Приобретение дидактических игр, игрушек, наглядно-демонстрационных материалов.
- Оснащение предметно-развивающей среды в группе и ДОУ, отвечающей принципам инклюзивного образования.
- Вовлечение родителей в образовательный процесс, подготовку групповых мероприятий по теме толерантности.
2. Основной: деятельностный.
Что же должен делать педагог, чтобы стимулировать развитие терпимого отношения к сверстникам с ОВЗ?
- должен вести работу по преодолению агрессивности и конфликтности детей, если таковые имеют место быть.
- организовывать взаимодействие и сотрудничество детей, правильно объединяя дошкольников для игры, занятий, выполнения трудовых поручений и т. д., учитывая принцип равенства позиции в общении.
- повышать чувствительность к ситуациям и состояниям сверстников с ОВЗ, воспитывать умение принимать их такими, какие они есть, развивать понимание партнеров по взаимодействию, терпение к ним.
- использовать любые стихийно возникающие моменты для оказания действенной помощи ровеснику, целенаправленно создавать проблемные ситуации, стимулируя активность детей на позитивный выход из них.
Все сказанное ранее дает нам возможность осознанно подойти к проблеме целенаправленного формирования у дошкольников проявлений терпимости к сверстникам с ОВЗ. Основной акцент нужно сделать на проведение непосредственно организованной деятельности с детьми. Но при этом имеются в виду как совместная деятельность педагога с детьми, так и самостоятельная деятельность дошкольников.
Задачи проекта обусловили выбор тематики непосредственно образовательной деятельности дошкольников и разработку технологии проведения.
Выделены следующие циклы непосредственно организованной деятельности (НОД) :
- «Я и окружающие меня люди»
- «Руководство-подчинение-равенство»
- «Дружелюбие-враждебность»
- «Выдержка-невыдержанность»
- «Терпение-нетерпение»
- «Симпатия-антипатия»
- «Содействие-сорадость» (отношение к животным)
- «Содействие-сорадость» (отношение к природе)
- «Содействие-сорадость» (отношение к людям)
- «Принятие-непринятие»
По каждой теме предусматривается по 3-4 НОД для детей старшего дошкольного возраста.
Содержание НОД направлено на формирование у дошкольников представлений о том, что ценность человека не зависит от его способностей и достижений; на развитие выдержки, терпения, безусловного принятия другого человека, т. е. тех личностных качеств, которые составляют основу терпимого, толерантного отношения к сверстникам с ОВЗ, и создают условия для развития гуманной личности ребёнка.
Цикл «Я и окружающие меня люди» формирует у ребёнка представление о ценности каждого человека.
Цикл «Руководство-подчинение-равенство» формирует у дошкольника представление о позиционности взаимодействия.
Циклы «Выдержка-невыдержанность», «Терпение-нетерпение» развивают основы психологической толерантности во взаимодействии. Внимание уделяется формированию собственно терпимости, в основе которой лежит эмпатия и принятие другого человека.
Цикл «Симпатия-антипатия» решает задачу дифференциации отношений на эмоциональном уровне.
Центральный цикл НОД «Содействие–сорадость» посвящен собственно эмпатии, которая выступает в трёх формах : сопереживание, сочувствие, содействие. Важен завершающий этап, который побуждает ребенка к активному «действию-содействию». Данный цикл необходимо соотнести с категорией «сорадость».
Последний цикл «Принятие-непринятие» является самым сложным для усвоения дошкольниками. Он учит детей тому, что даже в отрицательных героях присутствуют положительные черты, что нельзя судить о человеке только по внешним данным, ведь даже болотная лягушка может оказаться прекрасной царевной, ломает стереотипы в восприятии других людей.
Каждый цикл включает в себя три блока:
I. Формирование представлений о том или ином личностном качестве с использованием сказок, рассказов, картинок, масок, стихотворений, схематических поз, опыта детей.
II. Закрепление таких представлений с помощью ассоциаций, т. е. актуализация ощущений того, что в принципе ощутить нельзя (Какого цвета терпение? Как оно звучит? Как пахнет? Какое на ощупь)
выражение в творчестве – в рисовании, лепке, аппликации или другой абстрактной форме.
III. Эмоциональное переживание определенных состояний и выражение их в поведении через моделирование ситуаций. В ряде случаев особое внимание уделяется умению выходить из конфликтных ситуаций, взаимодействовать на равных, оказывать действенную помощь ровесникам
При проведении НОД следует придерживаться следующих принципов:
1. Принцип контраста (разные позиции взаимодействия, но в выгодном свете представить позитивные позиции);
2. Принцип задействования всех сфер жизнедеятельности (опора на личный опыт, на сенсорном уровне, на эмоциональном, на поведенческом);
3. Принцип опосредования (прежде чем перейти к реальным переживаниям, ребенок сначала переживает через анализ сказок, рассказов, стихотворений, картинок, символов);
4. Принцип моделирования жизненных ситуаций (разыгрывание ситуаций как с позитивным, так и с негативным содержанием, но в случае агрессивного исхода детям предлагается поступить иначе).
3. Заключительный: аналитический
• Эффективность созданных условий для повышения степени комфортности и интеграции детей в образовательной среде, социуме.
• Анализ эффективности системы формирования толерантного поведения дошкольников к детям с ОВЗ
• Оптимальность использования нормативной и методической документации, сопровождающей воспитательно-образовательный процесс в ДОУ.
• Оценка степени социализации детей в обществе.
• Изменение отношения социума к «особенным» детям.
Формирование у детей дошкольного возраста терпимого отношения к сверстникам с ОВЗ будет в том случае успешным, если педагог обладает этим качеством. В противном случае он может проводить с детьми специальные занятия по развитию терпимости, но эффективность его деятельности будет ниже, чем у педагога, который сам способен демонстрировать образцы терпимости и гибкости поведения.