агигат машадиева
Развитие толерантности дошкольников в процессе ознакомления с правами человека
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из главных задач современного этапа развития образования является освоение ребенком общечеловеческих ценностей, среди которых прогрессивные мыслители всегда выделяли права человека, его свободу, уважение человеческих достоинств, заботу о людях, сострадание, принятие другого человека таким, каков он есть, то, что в работах зарубежных и отечественных учных определяется термином «толерантность».
Публикация «Развитие толерантности дошкольников в процессе ознакомления с правами человека» размещена в разделах
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Анализ современной нормативно-правовой базы по дошкольному образованию и существующего программно-методического комплекса выявил противоречия между: потребностью современного общества в совершенствовании человеческих отношений и уровнем решения проблемы формирования толерантного отношения детей друг к другу в дошкольной педагогике; необходимостью формирования толерантного отношения у дошкольников к сверстникам и отсутствием обоснованного методического обеспечения такого процесса; необходимостью выявления методов и примов формирования толерантного отношения у дошкольников средствами искусства и малой их разработанностью в педагогической теории и практике. И поэтому эта проблема очень актуальна в современной педагогике.
Результаты анкетирования родителей ДОУ показали, что три четверти опрошенных вообще не знакомы с нормативно-правовыми документами, определяющими права ребенка и его посильные обязанности.
Наше обращение к этой теме связано, прежде всего, еще и с тем, что у нас в детском саду воспитываются дети различных национальностей.
Мною была выстроена и реализуется система работы по развитию толерантности дошкольников в процессе ознакомления с правами человека по трем направлениям : с сотрудниками, детьми, родителями.
Система работы основана на следующих концептуальных идеях: обоснование понятия «толерантность» как одного из важнейших направлений гуманистического воспитания; формулирование понятия «толерантность» как основы новой социальной идеологии включающей такие понятия, как личность, семья, гражданственность, общество; развитие понятия «толерантность» как средства глобального человеческого мышления и мировоззрения, направленного на предупреждение конфликтов, экстремизма и насилия.
Основой содержания деятельности педагогического коллектива по формированию толерантного поведения детей является:
– создание условий для формирования представлений ребенка о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности;
– развитие представлений о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различий;
– сообщение знаний об окружающем мире в соответствии с базисной программой (особенности культуры, быта, уклада, семейной жизни и т. п.);
– воспитание активной жизненной позиции на основе осознания ребенком своих потребностей и выработки умения удовлетворять их не в ущерб другим; осознания своих возможностей, достоинств и недостатков, проявления критичности; осознания своих прав и обязанностей перед собой и другими людьми; формирование умения считаться с правами других, проявлять терпимость, уважение традиций и культуры других; определение вместе с детьми правил и норм человеческого общежития, (знакомство с понятиями «правила», «закон», «норма», «требования», «традиции»); развитие умения давать оценку своим поступкам и поступкам других; умение делать свой выбор, прислушиваться к мнению других.
Средства воспитания толерантного поведения :
– всестороннее развитие и воспитание ребенка во всех видах деятельности в условиях гуманистической среды, создание атмосферы добра и взаимопонимания через использование видеорепортажей «Моя мечта», «Мы все разные», «Мы все равны»; проведение Дней открытых дверей; занятия; беседы в повседневной жизни.
В данном направлении я планирую продолжить работать с детьми старшего дошкольного возраста : знакомить их со своими правами, с Конвенцией о правах ребенка и Декларацией Защиты детей.