Екатерина Негатина
Педагогический проект «Формирование читательского интереса у дошкольников в условиях реализации ФГТ»
▼ Скачать + Заказать документы
Процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще во времена Ярослава Мудрого. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребёнок должен любить книгу, тянуться к ней.
В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребёнка взять в руки книгу, тем более ребенка – дошкольника, т. к. он является своеобразным читателем. Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в кругу детского чтения, создание системы чтения – всё это во власти взрослого. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребёнок настоящим, увлечённым читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнёт случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
Публикация «Педагогический проект „Формирование читательского интереса у дошкольников в условиях реализации ФГТ“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
От установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе вырабатывается у ребёнка.
На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. В книгах заключено особое очарование: книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.
В нашей группе было проведено анкетирование детей и родителей с целью определения степени влияния книг на формирование нравственных представлений детей, которое показало, что 80 % детей и родителей отдают предпочтение просмотру телевизора и играм на компьютере. У современных детей телевизор и компьютер, как фон жизни, их воспринимают как членов семьи, многие кушают, играют и даже засыпают под его звуки. Только 20 % из опрошенных отдали предпочтение чтению книг. Все эти факты послужили разработке данного проекта.
Нам необходимо найти эффективные формы работы по приобщению детей к чтению, увлекая этим дошкольников и их родителей, общению с литературой через сотрудничество с Самарской областной детской библиотекой.
Современные дети все чаще проводят свободное время за компьютерными играми, просмотрами телепередач (особенно мультиков, все реже читают книги. И это объяснимо, чтение - это своего рода труд, при котором ребенок размышляет, воображает, вливается в образ, что касается технических средств – не надо думать, воображать, просто сиди и смотри. Дети и их родители мало читают художественную литературу, отсюда незнание детских писателей и их произведений, отсутствие интереса у детей к чтению книг.
В настоящее время перед нами стоит задача приобщить детей к книге, воспитывать интерес к книге, формировать будущего читателя. Для этого мы, педагоги группы, решили помочь детям понять, почувствовать книгу. Важным моментом в приобщении ребенка к художественной литературе является создание условий для общения с книгой. В связи с этим, мы решили в нашей группе создать проект «Формирование читательского интереса у дошкольников в условиях реализации ФГТ». Актуальность нашей работы обусловлена поиском резерва развития интереса детей к книге, процессу чтения, общению с литературой через сотрудничество с Самарской областной детской библиотекой.
Цель работы состоит в том, чтобы сформировать интерес к чтению и потребности в чтении книг у дошкольников через решение следующих задач:
Расширение круга читательских интересов дошкольников (воспитание разностороннего читателя);
Развивать интерес к художественной литературе, словесное творчество, формировать навыки устной речи;
Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников проекта: педагогов, детей, родителей, сотрудников Самарской областной детской библиотеки
Сформировать у детей интерес к библиотеке
Приобщать детей и родителей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя;
Активизация и обогащение словарного запаса дошкольника;
Воспитывать бережное отношение к книге.
Участники проекта: педагоги МБДОУ №46, дети, родители воспитанников, сотрудники детской областной библиотеки.
Данный проект : долгосрочный, по количеству участников – групповой
Планируемый результат:
Пробудить у детей интерес к общению с книгой;
Бережное отношение к книге;
Повышение интереса детей, родителей к художественной литературе.
Приобщение детей к чтению художественной литературы начинается с создания предметно-развивающей среды группы. Поэтому в группе мы красочно оформили книжный уголок разнообразной литературой по жанру (стихи, рассказы, сказки, познавательные и развивающие книги). В книжном уголке есть разные типы книг (книжки-игрушки, книжки-картинки, книжки-панорамы, книжки-трафареты); пазлы по сказкам. Также мы создали «Полочку умных книг», где мы размещаем справочно-энциклопедическую литературу. С появлением новой книги в книжном уголке мы вместе с детьми знакомимся с ней, рассматриваем иллюстрации, напоминаем правила пользования книгой (не мять листы, посмотрев, поставить на место).
С большим интересом дети принимают участие в беседах на темы: «Что мы знаем о книге», «Книга лучший наш друг», «Кто создает книгу», «Путешествие в страну книг», и в дальнейшем мы планируем проводить беседы с детьми о книгах.
В нашей группе мы периодически оформляем тематические выставки, посвященные творчеству писателей: «С. Михалков», «А. С. Пушкин», «Лучший сказочник», «Веселые книжки», «Книги о нашей стране» и т. д. В их организации принимают участие дети, родители. Герои книг оживали у нас и в художественно-продуктивной деятельности. Из лучших детских работ мы составляли альбомы «Путешествие в сказку», «Мой родной город», готовили выставки поделок, макеты, сделанные по мотивам прочитанных произведений В вечернее время периодически организовываем мастерские по ремонту книг - «Книжкина больница». Дети сами подбирают необходимые материалы – бумагу по цвету и толщине, клей и т. д.
Так же мы широко используем такую форму работы, театрализованная деятельность и активное участие в конкурсах. Наши воспитанники стали участниками Международного конкурса «Розовый жираф», конкурс чтецов к дню рождения А. С. Пушкина, «Страничка из книжки», «Мой любимый сказочный герой».
Особенностью нашей работы является тесное сотрудничество с детской областной библиотекой. Работники детской областной библиотеки разрабатывают и проводят разнообразные по форме массовые мероприятия с детьми нашей группы. Наиболее интересные мероприятия, которые нашли отклик в сердцах детей : «Добрая, добрая сказка» - театрализованное представление, проведённое сотрудниками библиотеки в нашей группе; экскурсия в детскую областную библиотеку, где дети познакомились с библиотекой и узнали, где живут книги и журналы. Ребята нашей группы приняли активное участие в акции «Читаем детям о войне». Была проведена предварительная работа по ознакомлению детей с произведениями о войне. Сотрудники библиотеки предложили свою подборку художественных произведений о жизни, поступках и подвигах юных героев. Дети слушали книги, где на доступном языке излагались факты героизма детей войны. Они не просто слушали, но и беседовали о запомнившихся моментах.
Тесно ведется работа с родителями. В уголок для родителей мы выставляем советы, пожелания по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях, под такими рубриками: «Личная библиотека вашего ребенка», «Сказка в жизни ребенка», «О чем и как беседовать с детьми после чтения». Проводятся консультации на темы: «Книга в жизни ребенка», «Место книги в режиме дня».
Особая роль принадлежит родительским собраниям - наиболее емкой форме педагогического просвещения родителей. На родительских собраниях выступали с темами: «Книга начинается с детства», «Книга воспитывает», «Как научить ребенка любить книгу», «Через книги к добру». На собрание были приглашены работники библиотеки. Они рассказали родителям о роли книг в жизни детей, о важности чтения, заинтересовали родителей. После собрания была организована совместная экскурсия, где все присутствующие родители записали своих детей в библиотеку и с удовольствием посещают ее. Кроме этого мы вместе с родителями оформляли фото-выставку на тему: «Мама папа я – читающая семья». Проводили совместные конкурсы, посвященные прочитанным книгам и творчеству писателей. Благодаря этим мероприятиям дети узнали и открыли своих родителей заново, с интересом выслушивали их мнения и взгляды.
Не секрет, что сейчас в век информационных технологий, новое поколение детей и молодежи, как я уже сказала, редко читают книги – интерес привлекают интернет и компьютерные игры
В рамках нашего проекта мы разработали специальный интернет-маршрут для родителей воспитанников, в целях создания специализированного раздаточного материала с использованием интернет-технологий.
Данный маршрут призван привлечь родителей к совместной работе с детьми в интернет-пространстве, а так же нацелить родителей на использование качественного сетевого контента.
Интернет-маршрут для родителей
Главная наша задача не только воспитывать самих детей, но ещё и убеждать, просвещать и настраивать родителей на реализацию идей, заложенных в нашем проекте, на изменение своих представлений о детской литературе и детском чтении, установления эмоционального контакта с детьми посредством чтения. Работа над этим проектом у нас будет продолжаться.
В нашем проекте сотрудничество родителей, библиотеки повысил интерес детей к книге. Мы надеемся, что этот интерес к книгам и чтению будет только расти, и мы приложим к этому все свои знания и силы.
Проводимая работа нашего проекта дает ощутимые результаты:
пополняется литературный багаж
повышается интерес детей к художественной литературе,
дети знают и выполняют правила обращения с книгами,
проявляется интерес к книгам.
возрождается домашнее чтение.
наблюдается повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя, речевого развития ребёнка.
наблюдаются позитивные изменения в речи детей
Я надеюсь, что этот интерес будет расти, и приложу к этому все свои знания и силы. Ведь научить понимать и любить книгу – значит научить мыслить и чувствовать.
Выражаю огромную благодарность за помощь в осуществлении реализации проекта «Формирование читательского интереса у дошкольников в условиях реализации ФГТ» Самарской Областной Детской библиотеке в лице Заведующего отделом обслуживания дошкольников СОДБ Федорочевой Наталье Борисовне, а так же родителям и воспитанникам гр. «Рыбка» МБДОУ д/с №46.
Презентацию данного проекта можно посмотреть в прикрепленном файле.