Татьяна Талапанова
Педагогический проект «Дружные туристы» для подготовительной группы компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
Работа по проекту «Дружные туристы» предполагает развитие у детей 6-7 лет элементарных навыков туристической техники, подбор продуктов и одежды для похода, преодоление туристической полосы препятствий; приобретение знаний: о видах туризма, правилах поведения в походе, в живой природе, об основах безопасности в пешем походе, о природе родного края, основных достопримечательностях Сызрани. Также работа по проекту охватывает изучение основ топографии и ориентирования по местным признакам, по карте и по компасу. Ну и какой поход без туристической песни. Работа по проекту охватывает слушание туристических песен, разучивание понравившейся и выступление на итоговом мероприятии «Туристы в осеннем лесу»
Актуальность.
В настоящее время проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья подрастающего поколения. Объём познавательной информации для ребенка постоянно увеличивается, растёт доля умственной нагрузки параллельно с гиподинамией. Необходим существенный фактор стимулирования физического развития детского организма. Этим фактором на мой взгляд и является – туризм. К туристической деятельности, как одной из форм работы с дошкольниками, прибегают крайне редко: считается, что туризм – это дело средней общеобразовательной школы. Однако мы уверены, что детский туризм может и должен использоваться в ДОО. Предлагаемая нами система работы по использованию элементарных форм туризма с одной стороны, позволяет удовлетворить потребность детей в активной деятельности в рамках оздоровительной работы детского сада, а с другой – способствует становлению эффективного взаимодействия ДОО с родительской общественностью.
Дошкольный туризм является мощнейшим фактором оздоровления детей. Занимаясь пешим туризмом с элементами спортивного туризма, дети успешно овладевают разными видами ходьбы и бега, лазания (по вертикальным веревкам, перелезания, подлезания, ползания по наклонным поверхностям, передвижения по параллельным веревкам способствует совершенствованию такого ценного в оздоровительном плане физического качества, как выносливость. Именно это качество в сочетании с закаливанием обеспечит формирование механизмов эффектной защиты от сердечно – сосудистых и респираторных заболеваний.
Образовательная ценность детского туризма не менее велика. В процессе подготовки к пешему походу дети в совместной деятельности со взрослыми познают основы краеведения. Упражнения по ориентированию, топографии стимулируют мыслительную деятельность, развивают пространственную ориентацию. Обогащаются знания детей, пополняются практические навыки правильного поведения в природе.
Высока воспитательная ценность туризма. Походы, прогулки проходят всегда в коллективе, где воспитываются положительные взаимоотношения, где создаются благоприятные условия для воспитания у старших дошкольников чувства ответственности, укрепляются волевые качества – умение терпеть, ждать, преодолевать трудности. Дети учатся быть отзывчивыми, помогать слабым. В походе закрепляется способность правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.
Уникальность туризма заключается в том, что он всесезонен. Следовательно, можно добиться стойкой динамики снижения заболеваемости детей ОРЗ, ОРВИ и повышения уровня их физического развития, а так же решить ряд проблем психологического здоровья дошкольников.
Цель проекта.
Активизация двигательной активности дошкольников средствами туризма.
Задачи проекта:
1. Формировать у дошкольников начальные представления о здоровом образе жизни.
2. Способствовать накоплению двигательного опыта и практических умений ребят средствами детского туризма.
3. Воспитывать у педагогов и родителей потребность в здоровом образе жизни, осознанном отношении к своему здоровью и здоровью ребенка.
4. Воспитывать у детей чувство ответственности за ближнего, взаимовыручки, бережное отношение к растительному и животному миру.
5. Развивать навыки безопасного поведения в походах, повышая экологическую культуру педагогов, родителей и детей.
6. Способствовать созданию условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребёнка.
7. Накопить и систематизировать методический материал по детскому туризму для дальнейшей разработки технологии освоения детского туризма старшими дошкольниками.
Продукты проекта:
1. Поход «Дружные туристы отправляются в поход»
2. Открытое мероприятие «Туристы в осеннем лесу»
3. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы аксессуарами, атрибутами туристической деятельности, материалами на тему туризма и дидактическими играми.
Аннотация проекта.
Проект: информационно-познавательный, практико- ориентированный.
Участники: дети подготовительной группы компенсирующей направленности №3, воспитатели, специалисты ДОО, родители.
По продолжительности: долгосрочный (2 месяца).
Проект «Дружные туристы» направлен на разработку модели развития поисково-исследовательской деятельности в детском саду и семье, которая будет способствовать формированию потребности дошкольников к ЗОЖ, способностей детей самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности.
Этапы реализации проекта:
1 этап Подготовительный. Август 2024г.
- анализ идеи проекта со всеми участниками;
- установка цели и задач проекта;
- составление плана работы;
- определить уровень физического развития детей;
- проинформировать родителей о предстоящей работе, показ презентации;
- анкетирование родителей;
- подбор методической литературы, игр, видео, презентаций по теме проекта.
2. Практический этап проекта «Дружные туристы»
Этапы Задачи Совместная деятельность взрослого и ребенка Развивающая предметно- пространственная
среда Взаимодействие со специалистами ДОО Взаимодействие с родителями
Август Дать теоретические знания о туризме;
Отработать практические навыки туристической деятельности в играх Беседа «Что такое туризм?»
Просмотр презентации «Виды туризма»
«Безопасный поход» «Найди ключик», дидактические игры
-познакомить детей с правилами безопасности в походе
«Можно и нельзя» игра с настольным макетом заповедника
- познакомить с правилами поведения в походе, в живой природе;
«Туристический рюкзачок»
- изучение основ туристической техники (вязание туристических узлов, установка палатки, укладка рюкзака, раскладывание костра (макета);
Беседа «Что в поход мы возьмем?»
-Собираем провизию
Просмотр мультфильма «Смешарики-туризм»
Работа по карте
- изучение детьми основ топографии, ориентирования на местности (по местным признакам, по карте, компасу);
Круглый стол
Рисуем маршрут по карте
-обсуждение и утверждение маршрута по туристической тропе детского сада, обсуждение главных локаций для обсуждения и остановок
Подвижная игра «Собираем палатку»
-отрабатывание навыков по разворачиванию палатки в условиях похода
«Туристическая песня»
- разучивание туристической песни «Если с другом вышел в путь»
«Ориентируемся на участке»
-игры по умению ориентироваться на участке
Сюжетно-ролевая игра «Туристы»
-закрепить умения и навыки туристической деятельности в игре 1. методический материал по теме (иллюстрации, картинки) 2. презентация о туризме
3 дидактические игры по правилам туризма
4. Макет заповедника
5. Туристический рюкзак с необходимым оборудованием и материалами для похода
6. презентация о продуктах питания, к беседе «Что в поход мы возьмем?»
7. Карты, схема детского сада и туристической тропы участка 3 логопедической группы
8. Компас
9. карта с туристической тропой детского сада
10. мультфильм «Смешарики. Туризм»
11. Палатки для подвижной игры
12. Колонка и флешка с песней «Если с другом вышел в путь»
13. материалы, аксессуары и атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Туристы» Инструктор по физической культуре (подвижные игры, игры на ориентирование на местности)
Музыкальный руководитель (разучивание туристических песен)
Учитель-логопед (пополнение активного словаря детей туристическими терминами, постановка звуков)
Педагог –психолог
(коммуникативные игры на сплочение
детского
коллектива)
Просмотр мультфильма «Волшебная книга. Правила поведения в походе от МЧС»
https://rutube.ru/video/b97e8c709f9c8ea00aea75abdee74269/
Помощь в организации похода «Собираем рюкзак в поход»
Сентябрь Сформировать представления о туристической деятельности в походе «Дружные туристы отправляются в поход»
Юные туристы в удобной одежде с рюкзаками в которых есть все необходимое для похода выстраиваются на участке детского сада. Внимательно изучают предстоящий маршрут. Определяют первую остановку для исследования.
По узенькой тропинке (спортивная дорожка)
Подлезают под дуги друг за другом
Выбираются на тропу
С песней отправляются в путь.
1. остановка участок детского сада - напротив кухни
Объекты для изучения:
Береза
Клумба с цветами
2 остановка участок группы 1 логопедической группы.
Объекты для изучения:
Ель
3. остановка «У сосны»
Объект для изучения: сосновая шишка
4. остановка «Гортензия»
Объект для изучения «соцветие гортензии»
5. остановка «Каштан»
Объект для изучения плоды каштана
6. «Привал» (место привала огораживается веревками и флажками)
Расстилаются пледы, коврики, разбираются палатки, туристы подкрепляются провизией, активный отдых туристов, игры, песни, танцы
Все остановки маршрута тщательно заносятся в маршрутный лист. Все изученные объекты тщательно фиксируются
1. Рюкзаки
2. Фонарики
3. Лупы
4. Веревки
5. Флажки
6. Спортивные дорожки
7. Металлические дуги
8. Вода
9. Провизия
10. Коврики
11. Фотоаппараты
12. Корзинка для гербария
13. Спортивные снаряды для игр (мяч, ракетки, воланчики, скакалки)
14. Палатки
15. Маршрутный лист Инструктор по физической культуре (подвижные игры, игры на воздухе) Помощь в организации похода, участие непосредственно в самом событии
Октябрь Заключительный этап Рефлексия
Закрепить знания детей о туристической деятельности в открытом мероприятии «Туристы в осеннем лесу»
Открытое мероприятие «Туристы в осеннем лесу»
-закрепить представления о безопасном поведении в лесу
-расширить знания о туристической деятельности
-формировать представления об экологии и бережном отношении к природе
-закреплять представления о значении взаимовыручки и дружбы в походе 1. Рюкзаки
2. спортивная форма
3. атрибуты к игре «очистим от мусора родничок»
4. аксессуары к игре «опасно-безопасно»
5. атрибуты к игре «Гроза в лесу» Музыкальный руководитель (музыкальное оформление занятия)
Учитель-логопед (разучивание стихов к занятию)
Педагог-психолог (коммуникативные игры на сплочение детского
коллектива)
Чтение детям о безопасном поведении на природе «Советы лесной мышки» (Т. Шорыгина)
Риски и пути преодоления рисков.
Риски:
- негативная реакция родителей к данному виду деятельности;
- нежелание родителей участвовать в мероприятиях по реализации проекта;
- понижение интереса у детей, из-за сложности учебного материала;
-занятость детей другими видами деятельности;
- плохие погодные условия для занятий на улице и реализации выхода на туристическую прогулку.
Предупреждение и преодоление рисков:
- провести с родителями работу ознакомительного характера (презентации, размещение статей в родительском уголке о содержании работы с детьми и т. п. ;
- раскрыть перед родителями значение туризма для дошкольников;
-раскрыть перед детьми способы и значение туристической деятельности, возможности детей в данной деятельности;
-заинтересовать детей содержание работы;
-корректировка содержания запланированной работы, для повышения интереса детей;
-анализ работы группы для поиска удобного времени для занятий;
-корректировка содержания деятельности в зависимости от погодных условий.
Выводы.
Мы не могли прогнозировать полученный результат, так как туристической деятельностью занимаются преимущественно школы. Проанализировав материал по туризму, выбрали то, что оптимально подошло бы для дошкольников. Работу разделили по направлениям:
1. Ознакомительное;
2. Туристическая техника;
3. Топография;
4. Ориентирование на местности;
5. Туристическая полоса препятствий;
6. Финал.
Первые положительные результаты не заставили себя ждать. Детей очень заинтересовал материал презентаций для ознакомления с пешим туризмом и видами туризма. Когда начились занятия по туристической технике, интерес детей вырос еще больше. Они с удовольствием учились вязать туристические узлы, раскладывать палатку, складывать костры, укладывать рюкзак, быстро усваивали информацию. Топографией мы занимались не много. Дети очень быстро освоили топографические знаки, продемонстрировав свои знания в дидактических играх. Перешли к ориентированию осторожно, начиная с самого простого (с ориентирования в групповой комнате, на участке детского сада, далее ориентирование по местным признакам и по компасу. В ориентировании по компасу, мы взяли только определение сторон горизонта и промежуточные направления. Дети очень быстро освоили туристическую полосу препятствий. Ловко проходили узкую тропу по лавочке, подлезали под дуги, ходили змейкой, поднимались по шведской стенке. Новизна упражнения, необычное лазанье придавали детям стимул. Впереди у нас туристический маршрут по территории детского сада.
Проведенная работа показала, что туристическая деятельность с дошкольниками не только приемлема, а необходима! Туризм в ДОО, по нашему мнению, оздоравливает детский организм, делает его более выносливым, закаленным; стимулирует познавательную способность детей; способствует воспитанию товарищества, волевых проявлений характера, сострадания и помощи слабому. Мы не только научились ориентироваться на местности, пользоваться компасом, но и стали настоящими исследователями, изучив флору туристической тропы, собрали гербарий, занесли соответствующие исследовательские наблюдения в экодневник. Туристический поход это не просто мероприятие, это большое событие, которое оставило большое впечатление на детей и родителей, которые теперь с нетерпением будут ждать следующего похода.