ира блинова
Ознакомление дошкольников с родным городом
▼ Скачать + Заказать документы
Есть лучше города,есть больше города,
чьи улицы в снегу как в седине,
но лучше навсегда,но краше навсегда
всех городов мой город будет мне.
\ И. Фельдштейн. \
Какая притягательная сила заключается в том,что окружает нас с дет- ства. Почему,даже уехав из родных мест на долгие годы,человек вспо- минает их с теплотой и постоянно с гордостью рассказывает о красоте и богатстве своего края. Свою малую родину,так же как и большую, человеку необходимо знать. Только тогда,когда ты знаешь свою историю,свое происхождение,свой язык,свои традиции и свою культуру, ты можешь считать себя полноценным гражданином. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим культурным,национальным, географическим,природно-зкологическим своеобразием родного края.
Публикация «Ознакомление дошкольников с родным городом» размещена в разделах
Знакомясь с родным городом,его достопримечательностями,ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к
богатству национальной культуры.
В проекте национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается что система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много,поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение,гордость за свою землю,на которой живешь. Это и любовь к родным местам и гордость за свой народ и ощущение своей неразрывности с окружающим миром и желание сохранять и приумножать богатство своей страны.
Дети приходят в детский сад и практически ничего не знают о своей
родине, лишь некоторые могут назвать улицу или дом в котором они живут, совершенно не имея представления что за улица,где она находится, сколько их и что это за город- Дзержинск.
Поэтому очень важно в процессе ознакомления дошкольников с родным городом — показать ребенку, что город славен своими традициями,достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Строить свою работу необходимо в соответствии с местными условиями,с особенностями детей,учитывая следующие принципы-
-отбор знаний наиболее актуальных для ребенка данного возраста
-непрерывность и преемственность педагогического процесса
дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов.
-рациональное сочетание всех видов деятельности, адекватный баланс интеллектуальных,эмоциональных и двигательных нагрузок.
-развивающий характер обучения,основанный на детской активности.
Учитывая работу с детьми с ТНР,следует отметить что для этих ребят характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание,утомляемость. Неоднакратное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме.
Учитывая особенности детей, нужно применятьв работе игровые приемы,которые важны как для повышения познавательной активности детей,так и для создания эмоциональной атмосферы.
Вся работа должна быть выстроена с учетом постепенного перехода от более близкого ребенку к менее близкому-культурно-историческим фактам. Во время беседы с детьми можно использовать наглядный
материал,фотографии, рисунки, во время рассказа обращаться к детям
с вопросами,чтобы активизировать их внимание,вызвать стремление
что-то узнать,попробовать о чем-то догадаться самому;
-как вы думаете,почему именно в этом месте люди решили построить город?
-откуда такое название?
В своих сообщениях стараюсь не называть дат, так как они затрудняют восприятие материала,чаще использую выражения-это было очень давно,когда ваши бабушки и дедушки были маленькими. Даю детям индивидуальные задания,приучая их самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы.
Особое значение в данной работе имеет тесная взаимосвязь с родителями.
В начале года проводится анкетирование среди родителей с целью выявить отношение родителей к краеведению. На родительских консультациях отметила для себя, что эта работа актуальна,требует большого такта и терпения,так как в молодых семьях вопросы патрио- тизма,гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают недоумение. В связи с этим возникла необходимость задействовать родителей. Это и подготовка к экскурсиям,поездка в музей,составление группового альбома и организация выставки\ С Днем рождения, Дзержинск. \
Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о родном крае,той местности,где они живут,причем темы повторяются и в старшей и в подготовительной группе. Изменяются только содержание,объем познавательного материала и сложность,следовательно и длительность изучения.
Отдельные темы приурочены к конкретным событиям и праздникам
\9Мая,День Города,День Знаний. \,обеспечивая связь с общественными и городскими событиями.
В группу приходят дети из разных районов города и многие из них уже имели небольшое представление о нашем городе. Во время прогулок мы часто играли в игру\Маршрутка\,где дети имели возможность назвать свою улицу,остановку транспорта\Рынок\,\ДКХ\,Универмаг и так далее.
Зимой мы с ребятами посетили Дзержинский Краеведческий Музей,где познакомились с животным миром нашего края. Особенно запомнилась детям автобусная экскурсия по городу.
В марте мы начнем готовиться ко дню рождения города;
-проведем конкурс семейных рисунков \Город мой родной\
-смотр семейных фотографий \Мы по городу гуляли\.
Итогом этой работы станет занятие \Как мы город поздравляли\. В мае
месяце одно из занятий посвятим празднованию Дня Победы. Ребята узнают о героях-Дзержинцах участниках Великой отечественной войны. В канун дня Победы,по традиции,проведем акцию «Поздравь ветерана»
Значительно расширилось представление ребят о своем городе.
Дети знают историю возникновения нашего города,ребята знают памятные места,улицы проспекты и площади. Детям известны места отдыха горожан. Многие ребята занимаются в различных секциях и кружках,посещают спортивную школу и плавательный бассейн.
Ребята имеют представление о том,где и кем работают их родители о
товарах потребления,выпускаемых у нас в городе. Дети знают герб
нашего города,смотрят детские программы дзержинского телевидения.
Многие ребята праздновали День Города
В результате проделанной работы видны позитивные изменения развития речи детей. Увеличился и расширился их словарь,совершенствовалось развитие связной речи,дети стали лучше владеть диалогической и монологической речью. Ребята научились составлять небольшие рассказы с опорой на наглядность,рассказы из личного опыта,рассказы творческого характера.