Аноним
Педагогический проект для подготовительной группы «Уроки безопасности в любимых детских сказках. «Осторожно! Незнакомец»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 27 комбинированного вида
Колпинского района Санкт-Петербурга
Педагогический проект для подготовительной группы «Уроки безопасности в любимых детских сказках. «Осторожно! Незнакомец»
Авторы проекта : Воспитатели
Неганова Т. Е.
Зелова М. В.
Публикация «Педагогический проект для подготовительной группы „Уроки безопасности в любимых детских сказках, „Осторожно! Незнакомец“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Проекты
- Незнакомые люди. Осторожно, незнакомец!
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
1 день - Осторожно, в дверь стучат и забрать тебя хотят
2 день - «Хочешь чипсов и конфет?» - отвечай лишь только «НЕТ!»
3 день - «Если кто- то неизвестный приглашает прокатиться- вы ему ответьте честно: «Мне к чужим нельзя садиться!»
4 день- «Весь такой хороший, кроткий, положительный такой» (внешность бывает обманчива)
5 день- «Сказка ложь, да в ней намек- добрым молодцам урок!»
Авторы проекта : Воспитатели
Сроки реализации проекта : 11 – 15 января 2021 года;
Участники проекта : дети группы, воспитатели, родители;
Область программы: Социально – коммуникативное развитие;
Тип проекта : краткосрочный, групповой, информационно – исследовательский с элементами творчества;
Возрастная группа : подготовительная группа
Наличие межпредметных связей: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие;
Значимая проблема: Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире, и считается одной из наиболее важных проблем требующих решения. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации.
Техногенные и экологические катастрофы, террористические акты, военные конфликты, рост преступности, социальная и экономическая нестабильность особенно остро сказываются на детях.
Такие особенности дошкольника, как доверчивость, внушаемость, открытость в общении и любознательность, обусловливают поведение в опасной ситуации и способствуют его наибольшей уязвимости, поэтому то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой, так как ребёнок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности.
На пороге третьего тысячелетия актуализировалась необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности из-за отсутствия навыков правильного поведения в различных ситуациях. Специалистами разных научных направлений отмечается, что формирование ответственного отношения человека к своей безопасности должно проходить на всех этапах его жизни, а начинать ее необходимо именно с дошкольного возраста. И поэтому задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Итоговое событие: театрализованное представление «Волк и семеро козлят на новый лад», коллажи на тему «Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми»
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА : Формирование у дошкольников основ безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях на примере детских сказок.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :
- создание условий для формирования у дошкольников представлений о возможных опасностях в повседневной жизни;
- обучение адекватным способам поведения в чрезвычайных ситуациях на примере поступков сказочных героев;
- формирование осознанного отношения к собственной безопасности;
- содействие становления положительной мотивации к чтению книг;
- повышение педагогической компетентности родителей по вопросу формирования основ безопасности в общении с незнакомыми людьми.
№ п/п Тема дня Задачи
педагоги дети родители
1. Осторожно, в дверь стучат и забрать тебя хотят 1. Повысить уровень компетентности педагогов по ОБЖ дошкольников.
2. Пополнить методическую копилку педагога материалами по итогам проведения проекта. 1. Заострить внимание детей на опасных ситуациях при общении с незнакомыми людьми.
2. Учить детей оценивать ситуацию и правильно действовать в опасной обстановке. 1. Привлечь родителей к активному участию в образовательном процессе.
2. Развивать интерес родителей к ОБЖ детей.
3. Содействовать общению детей и родителей.
4. Гармонизация детско-родительских отношений.
2. «Хочешь чипсов и конфет?» - отвечай лишь только «НЕТ!» 1. Продолжать знакомить детей с ситуациями которые могут представлять опасность.
2. Знакомить детей с опасными ситуациями, которые могут произойти вне дома.
3. «Если кто- то неизвестный приглашает прокатиться- вы ему ответьте честно: «Мне к чужим нельзя садиться!» 1. Воспитывать культуру безопасного осознанного поведения на улицах.
4. «Весь такой хороший, кроткий, положительный такой» (внешность бывает обманчива) 1. Продолжать знакомить детей с понятиями «добрый и злой», «свой и чужой»
2. Продолжать учить детей правильно оценивать ситуацию и грамотной действовать в опасной ситуации.
5. «Сказка ложь, да в ней намек- добрым молодцам урок!» 1. Закрепить представления детей о ситуациях, которые можно назвать «опасными».
2. Закрепить знания детей о правилах безопасности.
Предполагаемые результаты:
1. Формирование у детей представлений об опасностях, которые могут подстерегать ребёнка дома и на улице.
2. Развитие у ребёнка осознанного отношения к своей безопасности.
3. Формирование у детей навыков безопасного поведения, умений предвидеть опасность и правильно действовать в опасных ситуациях.
Этапы реализации проекта :
Этапы реализации проекта Подготовительный :
•Определение педагогами темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
•Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта,
определение содержания деятельности всех участников проекта.
•сбор литературы по теме проекта
•совместная деятельность детей с родителями – домашнее задание: коллажи на тему «Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми». Создание выставки «Сказочные уроки». Изготовление атрибутов и костюмов к сказке.
Внесение в уголок книги детской художественной литературы по безопасности.
Основной:
•Составление плана реализации проекта с учётом интеграции образовательных областей.
•Подбор дидактических игр.
•Создание выставки рисунков по безопасности.
•Привлечение родителей к текущему проекту;
Исследовательский:
Сюжетно-ролевая игра «Безопасный город»
Какие опасности подстерегают на улице и в доме?
- изучение литературы по проблеме.
- поиск информации в детских книгах и энциклопедиях (с родителями)
- разработка правил поведения в доме и на улице.
Заключительный:
•Создание выставки коллажей «Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми», создание плаката «Правила безопасности».
•Анализ результатов проекта.
• Представление результатов: создание и просмотр презентации «По станциям недели безопасности».
Характеристика деятельности
участников в рамках проекта
(кратко)
В реализации проекта принимали участие :
воспитатели, дети, родители.
Воспитатели: подготовили оборудование, подбор материала по теме, консультации для родителей, буклеты,
организуют работу с родителями и детьми.
Дети: в рамках проекта изготавливали во время НОД работы (рисунки, аппликация, лепка), участвовали в подвижных, дидактических играх, сюжетно – ролевых, заучивали стихи.
Родители: участвовали в реализации проекта, предоставляли литературу, материалы для выставок.
Использование ИКТ Просмотр видеоматериалов по проблеме безопасности, просмотр познавательных м / ф., сказок
Предполагаемые итоговые продукты проекта : Рабочие материалы, фотоматериалы, паспорт проекта, итоговые продукты, созданные детьми и др. презентации,
итоговая презентация проекта.
Формы работы в рамках проекта «Уроки безопасности в любимых детских сказках. «Осторожно! Незнакомец»
№ п/п Тема дня Формы работы по образовательным областям
Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое
развитие Художественно – эстетическое развитие Физическое
развитие
1. Осторожно, в дверь стучат и забрать тебя хотят Ситуации общения «Один дома. В дверь звонок? Смотри в глазок!»; «Когда зазвонил телефон?» Смотри в оба!». НОД «Чтоб не случилась с тобою беда, правила эти ты помни всегда!» (правила поведения с незнакомыми людьми);
Беседы и игры по русским народным сказкам : Доверие к людям (Заюшкина избушка», Волк и семеро козлят»); Никого не приглашай к себе домой (Лисичка со скалочкой); Рассматривание иллюстраций к р. н. с., в которых герои попали в беду из-за своей доверчивости. Рисование по замыслу «Добрый – злой сказочный герой».
Подвижные игры по типу «Кто скорее убежит от злого волка?», «Кто быстрее поможет братцу Иванушке скрыться от гусей?» (преодоление препятствий.)
2. «Хочешь чипсов и конфет?» - отвечай лишь только «НЕТ!»
Дидактическая игра «Так – не так» (умение отличать опасные ситуации от неопасных);
Ситуации общения «Можно ли брать у незнакомых людей угощения?» дидактические игры: «Так и не так», «Потеряшка», «Безопасно - опасно», «Собери картинку», «Найти и обезвредить», «Хорошо-плохо», «Да-нет», «Кому что нужно», «Внимание-опасность!». Обсуждение проблемных ситуаций «Если тебе предлагают конфеты», «Незнакомец предлагает проводить тебя к твоей маме».
Повторение «0сторожных» пословиц и поговорок.
Беседы и игры по русским сказкам : Не все люди приходят с добром (Гуси – лебеди); и т. д. Литературная игра «Из какой сказки отрывок?» Рисование на тему «Безопасность в сказках»
Лепка «Мой герой из сказки»
Рисование «Незнакомец»
Подвижные игры «Гуси- лебеди», «Бездомный заяц»
3. «Если кто- то неизвестный приглашает прокатиться- вы ему ответьте честно: «Мне к чужим нельзя садиться!» Ознакомление детей с Правилами поведения детей на улице, на детской площадке.
Сюжетно-ролевая игра «Безопасный город».
беседа: «С кем ты приходишь-уходишь в детский сад?», «Беседуем с незнакомыми людьми», «Как себя вести с незнакомыми людьми на улице, в транспорте, дома», «Когда ты дома один», «Если тебя обидели», «Как вызвать полицию? Что такое служба «02»?», «Ты остался дома один, а в дверь постучали», «Как вести себя на улице, если ты потерялся», «Если тебе угрожает опасность». «Кто нас защищает».
Рассматривание и обсуждение иллюстраций на тему: «Если ты один дома», «Опасные ситуации в общении с людьми на улице»
Просмотр мультфильмов: «Один дома», «Правила безопасного поведения, когда ребенок один дома», «Уроки осторожности тетушки Совы» : «Незнакомцы». Просмотр видеофильмов по безопасности с последующим обсуждением.
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Кафе», «Приходите в гости к нам», «Люди добрые, люди злые». Ситуации общения «Как вести себя с незнакомцем»
«Моя дорога от дома до детского сада».
Оформление книжной выставки в книжном уголке «Сказки» Речевые игры на тему «Интервью», «Репортаж» и т. д. Рассматривание иллюстраций по теме. Подвижные игры
«Кто быстрее соберёт картинку с изображением того или иного вида транспорта?»
«Подбери правильно»
4. «Весь такой хороший, кроткий, положительный такой» (внешность бывает обманчива) Обсуждение ситуации «Будь внимательным, чтоб не пожалеть потом» (правила общения с незнакомцами)
Беседы о доброте и доверчивости. О том, что внешность бывает обманчива. В. А. Шипунова «Детская безопасность» стр. 52);
Ознакомление детей с «пословицами и поговорками» (народная мудрость).
Обсуждение опасных ситуаций. Рисование по мотивам сказки «Кошкин дом»;
Рассматривание иллюстраций к художественным произведениям. Подвижная игра
«С кочки на кочку», «Кто быстрее подаст сигнал», «Построй укрытие», «Волк и гуси»,«Мы медведя испугались»,«Волк во рву»,«Похитители и настойчивые ребята»,«Смелые мышки»,«Охотники и зайцы»
5. «Сказка ложь, да в ней намек- добрым молодцам урок!» Повторение правил безопасного поведения для детей на примере героев сказок, которые подверглись опасности. Обсуждение опасных ситуаций, возможностей предотвратить опасную ситуацию и при необходимости преодолеть её. Дидактические игры по безопасности на закрепление знаний детей. Интерактивная игра – презентация «Помоги сказочному герою» Составление рассказов на тему «Чтобы не случилась беда…»
Речевая игра «Подскажи словечко» на тему «Безопасность»
Словесная игра «Разрешается – запрещается» Рисование по сказкам, где герои попали в опасные ситуации.
Лепка «Колобок» - ран. и мл. возраст
Лепка по сказке «Кот, петух и лиса»-ст. возраст Подвижные игры «Пойдем в гости»,«Цыплята и лиса». Игровые упражнения: «Незнакомец», «Попади в цель», «Юные спасатели».
Оснащение развивающей среды в рамках проекта «Уроки безопасности в любимых детских сказках. «Осторожно! Незнакомец»
№ п/п Тема дня Оснащение развивающей среды по проекту «УЧИМСЯ ЖИТЬ БЕЗОПАСНО»
Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое
развитие Художественно – эстетическое развитие Физическое
развитие
1. Осторожно, в дверь стучат и забрать тебя хотят
Подобрать атрибуты для обсуждения опасных ситуаций: (Зайка, которого лиса выгнала из дома) – ситуация «Почему незнакомец опасен?» и т. д. Подобрать материалы для НОД по теме «Чтоб не случилась с тобою беда, правила эти ты помни всегда!» (правила поведения с незнакомыми людьми); Внести в книжный уголок русские народные сказки, герои которых попали в беду из-за своей доверчивости: Кот, петух и лиса, Заюшкина избушка, Гуси-лебеди, Колобок и др,. Подобрать раскраски «Сказочные герои», которые попали в беду из-за своей доверчивости.
Подготовить костюмы Кота Базилио, Лисы Алисы и Буратино для разыгрывания этюдов.
Атрибуты для подвижных игр: «Раз, два, три-к доброму герою беги!»
2. «Хочешь чипсов и конфет?» - отвечай лишь только «НЕТ!»? Внести подборку лабиринтов Картинки на тему «Когда ты один дома» Внести материалы для путешествия с детьми в … Внести в книжный уголок книги по безопасности, подборку загадок Оформление папки – передвижки «Научите детей общению с незнакомыми людьми», «Как вести себя в случае нападения», «Личная безопасность в доме».
Консультация «Ребенок и чужие люди». Атрибуты для подвижных игр: «Раз, два, три, опасный предмет найди!»,
3. «Если кто- то неизвестный приглашает прокатиться- вы ему ответьте честно: «Мне к чужим нельзя садиться!» Оформить выставку Оснастить «Уголок безопасности» …. Просмотр мультипликационных фильмов:
- Аркадий Паровозов (некоторые серии)
- Смешарики (некоторые серии)
Рассматривание иллюстраций из серии
Атрибуты для подвижных игр: Эстафета «Кто быстрее подберёт нужные знаки», «Безопасные гонки»
4. «Весь такой хороший, кроткий, положительный такой» (внешность бывает обманчива)
Просмотр мультипликационных фильмов: «Волк и 7 козлят», «Красная шапочка», «Сказка о глупом мышонке», «Дюймовочка» и др.
Драматизация отрывка из сказки : «Сказка о глупом мышонке» Подготовить для рассматривания иллюстрации к произведениям детской художественной литературы о пожарах, о неосторожном обращении с незнакомцем.
Атрибуты для подвижных игр
5. «Сказка ложь, да в ней намек- добрым молодцам урок!» Атрибуты для игровой деятельности на тему «Сказочная безопасность» Создать условия для проведения итогового занятия по теме «Сказочная безопасность» : внести иллюстрации, атрибуты и элементы костюмов героев сказок, где герои попали в опасные ситуации «Волк и 7 козлят», «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Колобок» и т. д. Внести материалы для речевых игр по теме «Безопасность». Д/И «Назови сказку»-чтение отрывков из сказок, где герои попали в опасные ситуации. Оформление выставки рисунков по сказкам, где добро победило зло.
Создание альбомов «ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ» Подвижные игры по теме «Безопасность» по желанию детей
План работы с родителями
№ п/п Тема дня Взаимодействие с родителями
1. Осторожно, в дверь стучат и забрать тебя хотят! Перечень детской художественной литературы для обсуждения поступков героев, которые попали в беду из-за своей доверчивости.
2. «Хочешь чипсов и конфет?» - отвечай лишь только «НЕТ!»? Консультация для родителей «Сказочная безопасность»
3. «Если кто- то неизвестный приглашает прокатиться- вы ему ответьте честно: «Мне к чужим нельзя садиться!» Памятка для родителей «Мой безопасный маршрут следования : Дом-детский сад-дом»;
4. «Весь такой хороший, кроткий, положительный такой» (внешность бывает обманчива) Интерактивная презентация для родителей
5. «Сказка ложь, да в ней намек- добрым молодцам урок!» Привлечение родителей к оформлению витрины книжных уголков на тему «Сказочная безопасность»
Литература к проекту «Уроки безопасности в любимых детских сказках. «Осторожно! Незнакомец»
Перечень детской художественной литературы:
русские народные сказки «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и леса», «Маша и медведь», «Красная шапочка», «Лиса в заячьей шкуре».
Чтение С. Михалкова «Дядя Степа милиционер», С. Маршака «Сказка о глупом мышонке», Ш. Перро «Красная шапочка», Е. Васильева «Чтобы не было беды - делай правильно», С. Обоева «Азбука безопасности». русская народная
сказка «Волк и семеро козлят», сказка «Дюймовочка» Г. Х.
Андерсен, произведение «Если ты идёшь из школы» М. Миронов, «Про
самовольные отлучки из дома» Э. Сагалакова, стихотворение «Что
случилось?» С. Михалков, русская народная сказка «Маша и медведь», «Кто
сказал мяу?» Сутеев, Л. Н. Толстой «Дети в роще». Сказка «Лиса в заячьей шкуре» Т. А. Шорыгина.
Перечень методической литературы:
Авдеева Н. Н., Князева О. С., Стеркина Р. Б. ”Безопасность”. СПб. ” Детство-
Пресс”,2007.
2. Белая К. Ю. и др. ”Твоя безопасность”. М. : Просвещение,2008.
3. Гарнышева Т. П. ”ОБЖ для школьников. Планирование работы, конспектов занятий, игры”.- СПб. : ”Детство-пресс”,2012.
4. Хромцова Т. Г. ”Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста”- М. : Педагогическое общество России, 2005.
1. О. Е. Шарова, Основы пожаробезопасного поведения - СПБ, 1997
2. Ю. Форостенко, Защити себя сам! – СПБ, 1999
3. Н. Н. Авдеева, Н. Л. Князева, Р. Б. Стеркина, Безопасность – СПБ, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002
4. Ф. С. Майорова, Изучаем дорожную азбуку – М., Скрипторий, 2005
5. И. В. Кононова, Сценарии по пожарной безопасности для дошкольников, М, Айрис Дидактика, 2006
6. Г. П. Шалаева, Дорожные знаки для маленьких пешеходов – М, Слово, 2007
7. Т. П. Гарнышева, ОБЖ для дошкольников - СПБ, ДЕТСВО – ПРЕСС, 2010
8. В. А. Шипунова, Детская безопасность - М, Цветной мир, 2013
9. Т. Ф. Саулина, Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения - М, МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013
10. Л. Н. Прохорова, Как организовать проект с дошкольниками - М, ТЦ СФЕРА, 2016
11. Н. С. Голицына, ОБЖ для младших дошкольников – М, Скрипторий, 2016
12. О. А. Скоролупова, Правила и безопасность дорожного движения - М, Скрипторий, 2017
13. О. Н. Морозова, О. В. Лычагина, Проект «Азбуку дорожную знать каждому положено» Ж. Справочник старшего воспитателя № 6-2014, стр. 30
14. С. Е. Сазонова, Л. А. Козлова, М. В. Лунькова, Формирование навыков осознанного безопасного поведения на улице. Ж. Справочник старшего воспитателя № 9-2010, стр. 44
15. Подборка журналов «Путешествие на зелёный свет или Школа юного пешехода» за 2014-2017 г.
16. Подборка газет «Добрая дорога детсва»
17. В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие».
18. В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада».
19. В. А. Степанов «Азбука в загадках».
20. Журнал «Дошкольное воспитание» № 5 2006 год.