Наталья Грибкова
Педагогический проект «Азбука финансов»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, отражающее интерес педагогической и родительской общественности к глобальной социальной проблеме, неотделимой от развития ребенка с первых лет его жизни. Дети рано включаются в экономическую составляющую жизни семьи: знакомятся с деньгами, рекламой, ходят с родителями за покупками в магазин, овладевая, таким образом,первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне. К сожалению, в дошкольных учреждениях обучению вопросам финансовой грамотности уделяется мало внимания, грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в дошкольном возрасте ограничивается использованием в игровой деятельности аналогов купюр и банковских карт. Человек, уверенный в своем финансовом будущем, чувствует себя гораздо спокойнее, планируя свое будущее, поэтому и следует знакомить дошкольников с навыками грамотного пользования средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни. Очень важен для детей пример родителей. Безусловно, родители должны объяснить ребенку, что для того, чтобы приобрести то, что хочется, нужно потрудиться и заработать на это деньги. Дети должны знать о потребностях своей семьи, научиться жить по средствам, тратить меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость. Среди психологов и педагогов не существует единого взгляда на стандарты обучения финансовой грамотности, но в целом считается, что обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в дошкольном возрасте. Грамотность в сфере финансов, так же, как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
Публикация «Педагогический проект „Азбука финансов“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
Цель: Создание условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности.
Задачи:
способствовать формированию первоначальных представлений о потребностях;
-способствовать формированию первоначальных представлений о труде;
-способствовать формированию первоначальных представлений о купле-продаже товаров;
-способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления;
-способствовать формированию представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике.
Участники проекта:
• Дети старшего дошкольного возраста;
• Воспитатели, специалисты;
• Родители воспитанников
Тип проекта: Информационно-познавательный
Продолжительность - долгосрочный
Проект рассчитан: на детей старшего дошкольного возраста; на родителей воспитанников; на педагогов.
Ожидаемый результат: По завершению проектных мероприятий дети могут:
активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.); дошкольники приобретают первичный экономический опыт, учатся устанавливать разумные экономические отношения в различных сферах жизнедеятельности; родители получают дополнительные знания по экономическому воспитанию детей; дошкольное учебное заведение будет иметь обобщенный опыт по данной проблемы; педагоги получат систему работы по формировании экономического опыта детей.
Продукты проектной деятельности:
семейные фотогазеты, Лепбук «Финансовая грамотность»;
рисунки на тему «Бюджет семьи», «Откуда берутся деньги»;
материал для заочного консультирования родителей;
демонстрационный материал (аудио, наглядный) по теме;
подборка художественно-публицистической литературы по теме;
презентация
Условия реализации проекта и особенности работы: Проект «Азбука финансов» будет реализован на базе МАДОУ црр-д/с №40 "Журавлик". Создать предметно-пространственную развивающую среду.
Ресурсное обеспечение
10 интерактивных экономических игр и программ.
Методическое пособие на 10 занятий;5 обучающих мультфильмов
Атрибуты: макеты денег, копилки, кошельки, наборы для игры в группе на тему уроков, а также дипломы о прохождении курса «Финансовая грамотность» для всех детей.
мультфильмы: С. Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама», «Бизнес крокодила Гены», «Простоквашино. Клад»
Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Магазин»
План работы по реализации проекта
1 этап Информационно-аналитический этап.
Изучение образовательных технологий 2020 – 2021 гг.
Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.
Определение целей и задач темы.
Информирование родителей о планировании работы с детьми по данной теме
Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
Участие в форуме «Финансовая грамотность для всех»
Сентябрь –октябрь 2020
Повышение квалификации по теме – участие в работе Вебинара
2 этап Практический этап. Ноябрь-Май 2020-2021г.
-Внедрение опыта работы.
-Совместное создание предметно - пространственной развивающей среды.
-Прохождение курсов повышения квалификации по теме
-Проведение НОД: - «Что такое деньги. История денег»
- «Что такое деньги. Практика»
«Номинал денег. Теория»
«Номинал денег. Практика»
«Хранение денег. Теория»
«Хранение денег. Практика».
«Заработок и покупка товаров. Экономия»
«Магазины. Реклама»
«Бюджет семьи. Способы накопления».
-«Итоги курса вручение дипломов»
3 этап Обобщающий Апрель – май 2021г
-Подведение итогов.
-Оформление результатов работы.
-Распространение опыта своей работы 2020 - 2021г. г.
Памятки для воспитателей по теме самообразования;
-Консультация, буклеты, памятки для родителей
-Отчет по теме самообразования на итоговом педсовете в форме презентации.
Тематический план
Сентябрь
Подбор материала по данной теме, необходимого для работы с детьми и родителями.
Дидактическая игра «Заветные желания», демонстрация мультфильма «Телефон».
Демонстрация фрагмента мультфильма «Уроки тетушки Совы», «Кому что нужно?»
Октябрь. «Финансовая азбука»
1. Беседа с детьми «Что такое потребности?» (Что такое потребности?
Потребности как экономическая категория. Основные потребности и желания.) Словесная игра «Что мне нужно?»
2. Демонстрация детям слайд- презентации «История денег»
3. Рассматривание денежных знаков недавнего прошлого и настоящих, нашей страны и денег других стран.
4. Рассуждения «Что необходимо человеку?» (Разнообразие потребностей человека. Жизненно важные потребности человека. Потребности в безопасности и сохранении здоровья: потребности в воздухе, воде, солнце, жилье, пище, одежде и т. п.)
5. Беседа с детьми «Потребности семьи» (Разнообразие потребностей членов семьи) Д/И «Моя семья»
6. «Что мне нужно?» (Личные жизненные потребности и желания ребёнка)
7. Чтение: С. Я. Маршак «Кошкин дом», К. И. Чуковский «Телефон»; русские народные сказки: «Жадная старуха», «Как коза избушку построила»; А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»;
8. Консультация для родителей «практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
Ноябрь. «Труд»
1. Беседа «Что такое труд?» (Первичное понимание экономических терминов: труд, профессия, специальность, продукт труда) Д/И «Что сделано руками человека?»
2. Чтение сказки «Петушок и два мышонка» (раскрыть понятия: труд и лень)
3. Познакомить детей с пословицами и поговорками о труде.
4. Путешествие в Страну профессий. Д/И «Кому что нужно?»
5. Чтение: К. И. Чуковский «Муха-цокотуха»; С. Т. Аксаков «Аленький
цветочек»;
6. Выставка рисунков, Путешествие в страну профессий
7. Консультация «Формируйте у детей разумные потребности»
Декабрь. «Всякому делу надо учиться»
1. Беседа «Зачем всему надо учиться?»
2. Просмотр мультфильма про Незнайку. (Незнайка пробовал разные занятия, но у него ничего не получалось. Почему)
3. Рассуждения детей на тему «Кем я хочу стать и почему?»
4. Рисование «Моя будущая профессия»
5. Беседа «Профессии моих родителей»
6. Прохождение курсов повышения квалификации «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности в условиях реализации ФГОС ДО», получение удостоверения
7. Чтение: Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»;
8. Рекомендация «Учите видеть связь между трудом и деньгами»
Январь. «Результаты труда человека. Товар»
1. Д/И «Кто что делает?» (использовать картинки или предметы и назвать профессию человека, который изготовил этот предмет)
2. Беседа с детьми о том, где человек может взять то, что ему необходимо, чтобы удовлетворить свои потребности. (первичное понимание термина «товар» «полезность товара») С/Р игра «Кафе»
3. Игровая ситуация «Где можно взять товар?» С/Р игра «Магазин игрушек»(откуда берутся товары в магазине, как приобрести товар, какие бывают магазины)
4. «Ярмарка» (учить детей рассказать о своём товаре и привлечь покупателя –первичное представление о рекламе товара)
5. Рекомендация «Учите ребенка выбирать и покупать товар»
Февраль. «Деньги. Семейный бюджет»
1. Беседа с детьми «Что такое деньги?» (познакомить с монетами и банкнотами, отличительные и сходные признаки, демонстрация иллюстраций)
2. Беседа «Как приходят деньги в семью? Что такое семейный бюджет» Словесная игра «На что бы я потратил деньги?»
3. Д/И «Семейные расходы» (сформировать представления о расходах семьи, понимание основных потребностей семьи и способов их удовлетворения)
4. Деловая игра «Финансовая азбука» (итоговая)
5. Чтение: В. В. Маяковский «Кем быть?»; Д. Родари «Чем пахнут ремесла»; С. В. Михалков «А что у вас?»,
Март. «Страна финансов»
1. Игровое занятие «Путешествие в сказочную страну Финансов».
2. Занятия с элементами игры «По страницам сказки «Цветик-семицветик»
3. Игровое занятие «Магазин «Детский мир»
4. Игровое занятие «В гостях у сказок»
5. Чтение: Ш. Перро «Кот в сапогах»;
6. Консультация «Учите ребенка планировать семейный бюджет»
Апрель «Банкомат»
1. Игровое занятие «Деньги всякие нужны»
2. Чтение Романов А. «Чудеса в кошельке»,
3. Чуковский К. И. «Муха-Цокотуха»
4. Решение проблемной ситуации «Хочу и надо»
5. Познавательный маршрут «Банкомат» (показать работу банкомата, объяснить откуда берутся деньги на карточке, какие опасности подстерегают человека при снятии денег через банкомат и пр.)
Май «Товар. Цена товара»
1. Рассказ воспитателя о цене товара.
2. Просмотр мультфильма «Как мужик корову продавал»
3. Продуктивная деятельность «Изготовление поделок для ярмарки» (по выбору детей)
4. Дискуссия с детьми «Хорошо-плохо» на тему «О рекламе товара».
5. Экскурсия – рассматривание рекламы на банерах.
6. Просмотр мультфильма «Барбоскины и реклама». Игровая ситуация «Рекламная компания» (дети делятся на микрогруппы, выбирают товар и рекламируют его с целью «продажи»)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бокарев А. А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации/А. А. Бокарев//Финансы. -2010-№9.-С. 3-6.
2. Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» для дошкольников, - Калининград, 2013.-26 с.
3. Курак Е. А. Экономическое воспитание дошкольников: Примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий /Под ред. Е. А. Курака. – М. : ТЦ Сфера, 2002. – 80 с.
4. Смоленцева, А. А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебное пособие: СПб, 2001.-130с.
5. Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская; Говорим с детьми о финансах. -2-е изд. - М. : Вита-Пресс, 2019.-32 с.
6. Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Финансовая грамотность: сценарии обучающих сказок. – М. :ВАКОША, 2019.-32с. -
6. Шатова, А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М. : Педагогическое общество России, 2005.-256с.
7. Шорыгина, Т. А. Беседы об экономике: Методические рекомендации. - М. :ТЦ Сфера, 2009.- 96с.