Анна Суворова ( Андриенко)
Организация физкультурно-оздоровительной работы
▼ Скачать + Заказать документы
Организация физкультурно- оздоровительной работы
Здоровье физическое, психологическое, социальное- благополучие человека. Это определение поднимает роль физкультуры. 0на становится основой формирования ЗОЖ.
Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, память. Общая слабость вызывает различные расстройства в деятельности, ведет не только к понижению способности, но и расшатывает волю человека.
Осуществлять физическое воспитание это значит:
1. Уметь анализировать и оценивать
– степень физического развития (здоровья)
–степень двигательного развития детей.
Публикация «Организация физкультурно-оздоровительной работы» размещена в разделах
2. Формировать задачи физического воспитания на определенный период и определять первостепенные из них с учетом особенностей каждого ребенка.
3. Проектировать желаемый уровень конечного результата, предвидя трудности на пути достижения цели.
4. Организовывать процесс воспитания в определенной системе, выбирая наиболее целесообразные средства, формы и методы работы в конкретных условиях.
5. Сравнивать достигнутые результаты с исходными данными и поставленными задачами.
6. Владеть самооценкой профессионального мастерства постоянно совершенствуя его.
Требования к личностным качествам педагога:
1. Иметь четкие позиции в отношении к собственному здоровью, искать действенные способы своего оздоровления.
2. Быть убежденным в значимости физической культуры, как одной из важнейших задач развитии личности.
3. Систематически заниматься оздоровительными видами физических упражнений, вести здоровый образ жизни.
Здоровьесберегающие технологии
В РФ термин технология появился в 1963 г., но распространение получил только к концу 80-х годов.
Педагогическая технология- это техника реализации учебного процесса автор В. П. Безпальнов.
В образовательной практике понятие педагогическая технология используется на иерархических уровнях
1. Общепедагогический (общий дидактический)
2. Частный методический или предметный уровень
3. Локальный или модульный
Основные структурные составляющие педагогических технологий
1. Концептуальная основа (идея)
2. Содержательная часть обучения
–цели (основные, общие, конкретные части)
–содержание учебного материала
3. Процессуальная часть (сам технологический процесс)
–организация процесса методы, формы
Основные компоненты основосберегающих технологий
1. Аксеологический (ценностный, главная ценность) понимание и убеждение ценности здоровья
2. Гносеологический (познавательный, познать себя)
3. Здоровьесберегающий
4. Эмоционально- волевой (умение управлять своими эмоциями)
5. Экологический компонент (человек существо природное, должен действовать по законам природы)
6. Физкультурно- оздоровительный
Функции здоровьесберегающих технологий:
- формирующая
- информативно- коммуникативная
- диагностическая
- адаптивная
- рефлексивная
- интегративная
Типы технологий-здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания).
- оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, ароматерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия)
- технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)
- воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и тд.)
Классификация здоровьесберегающих технологий
По характеру деятельности:
- частичные (узкоспециализированные)
- комплексные (интегрированные)
По направлению деятельности среди частных выделяются:
- медицинские (технологии профилактики заболеваний; коррекции и реабилитации, соматического здоровья; санитарно- гигиенической деятельности)
- образовательные, содействующие здоровью (информационно –обучающие и воспитательные)
- социальные (технологии организации здорового и безопасного образа жизни, профилактики и коррекции девиантного поведения)
К комплексным здоровьесберегающим технологиям относятся
- психологические (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития)
- комплексные профилактики заболеваний
- коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно- оздоровительные и валеологические)
- педагогические технологии, содействующие здоровью
-формирующие ЗОЖ
Здоровьесберегающие технологии реализуемые на основе личностно-ориентированного подхода осуществляются на основе личностно- развивающих ситуаций предполагают активное участие детей:
- в освоении культуры человеческих отношений;
- в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности детей
- развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю)
- становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания
-формирование ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.
Современные программы по физическому воспитанию дошкольников
К программам физкультурно-оздоровительного направления отнесены:
- «Физическая культура- дошкольникам» (Л. Д. Глазырина)
- «Программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми» (В. Т. Кудрявцева)
- «Здоровье» (В. Г. Алямовская)
- «Театр физического воспитания дошкольников» (Н. Н. Ефименко)
- «Программа по физической культуре от 3до 17 лет» (В. П. Щербаков)
К программам валеологического направления отнесены:
- «Здоровье с детства» (Т. С. Казановцева):
- «Здравствуйте» (М. Л. Лазарев)
К узкоспециализированным программам отнесены:
- «Старт» (Л. В. Яковлева, Р. А. Юдина)
- «Са-Фи-Дансе» (Ж. Е. Фирилева, Е. Г. Сайника)
В отличие от парциальных программ выделяются также технологии в частности:
Социально- оздоровительная технология «Здоровый дошкольник» (Ю. Ф. Змановский)
Программа «Детство»
Авторы: Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина
Раздел: «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными»