Наталья Дворниченко
Инновационные формы работы с родителями «Мамоуправление»
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационные формы работы с родителями
Актуальность:
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе ДОУ невозможно. Для установления единства необходимо, чтобы родители ясно представляли себе, что такое детский сад, как организована в нем жизнь детей, какие задачи решаются воспитателями, чем заняты дети в течение дня, какие требования предъявляются к их поведению.
Публикация «Инновационные формы работы с родителями „Мамоуправление“» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Чтобы родители стали активными помощниками и единомышленниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада, постоянно держать в курсе всех событий.
Мамоуправление позволяет родителям стать активными участниками учебно-воспитательного процесса, путем непосредственного вовлечения в педагогическую деятельность, постепенного усложнения элементов практической деятельности с детьми.
Цель:
Привлечение родителей к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ через инновационную форму педагогической деятельности. Повышение педагогической компетентности родителей. Зарождение новой традиции ДОУ – МАМОУПРАВЛЕНИЕ.
Задачи:
1. Повысить педагогическую культуру родителей.
2. Расширить представления родителей о профессиональной деятельности сотрудников ДОУ.
3. Укрепить партнерские отношения между ДОУ и родителями.
4. Подготовить родителей в области педагогического воздействия на развитие детей. Дать рекомендации по использованию различных методов и приёмов.
Ожидаемые результаты:
При зарождении новой инновационной формы взаимодействия с родителями, повысится уровень их просвещенности в вопросах воспитания, обучения и развития своих детей, даст возможность привлечь родителей к жизни детского сада. Такая форма работы позволит наиболее полно раскрыть содержание деятельности педагога, наглядно показать инновационные формы, методы и приёмы работы с детьми, помочь понять родителям необходимость сотрудничества детского сада и семьи.
С помощью регулярного использования формы работы Мамоуправления, педагог имеет возможность спланировать педагогическую деятельность таким образом, чтоб родители наглядно увидели возрастные изменения в развитии детей, этапы формирования самостоятельности каждого ребенка, раскрытия их творческих и индивидуальных особенностей. Данный вид деятельности поможет родителям увидеть своего ребенка в общении с другими взрослыми, сверстниками, определить направления для дальнейшего развития своего малыша, и, что немаловажно, поможет подобрать для себя те методы и приемы работы с детьми, которые приемлемы для семейного воспитания каждой конкретной семьи.
Построение работы по Мамоуправлению
Воспитателями ДОУ № 39 «Малютка» (Дворниченко Н. В. и Матвейчук М. Г.) был изучен и проанализирован подобный опыт имеющейся педагогической практики. Скорректировав направления деятельности и поставив перед собой озвученную выше цель, педагоги разработали свою структуру педагогической практики, разбив ее на четыре основные этапа деятельности.
1 этап: Ознакомительный
Цель: выявить активных родителей, дать представление родителям о возрастных особенностях детей, практических формах и методах педагогической деятельности, способах активизации детей.
Содержание:
1. Показ родителям занятий с детьми, режимных моментов, индивидуальной работы с детьми.
2. Объяснение принципов выбора форм работы с детьми, относительно целей работы, особенностей детей.
3. Знакомство родителей с методической и художественной литературой, рекомендуемой дошкольной образовательной программой.
4. Познакомить родителей с детским коллективом дошкольников, с индивидуальными и возрастными особенностями группы.
2 этап: Подготовительный
Цель: Помочь родителям определиться с видом педагогической практики, подготовиться к проведению запланированного мероприятия (или его части, с учетом возрастных и программных требований.
Содержание:
1. Совместное (педагог и родитель) составление разработок и рабочих планов педагогической деятельности (по выбору и желанию родителя).
2. Подбор литературы.
3. Подбор наглядных и демонстрационных материалов.
4. Подготовка дополнительного практического материала (при необходимости): героев сюрпризных моментов, практического материала для художественной деятельности, шаблонов и т. д.
5. Разучивание с детьми слов стихотворений, прибауток, колыбельных и прочее (при необходимости)
3 этап: Практический
Цель: Создать условия для самостоятельного проведения родителями подготовленного практического мероприятия (или его части) с детьми-дошкольниками, способствовать проявлению творческой инициативы участников Мамоуправления.
Содержание:
1. Непосредственное проведение родителями определенной педагогической деятельности или ее части (чтение произведения, обыгрывание и театрализация сказки, занятие, утренняя гимнастика, гимнастика пробуждения и т. д.) под руководством и при поддержке педагога.
4 этап: Рефлексивно-аналитический
Цель: Способствовать проявлению эмоциональных впечатлений родителей, участвующих в Мамоуправлении, выявить трудности, возникшие у родителей в процессе практической деятельности (на любом из этапов работы, проанализировать способы решения выявленных проблем, для дальнейшего совершенствования работы с родителями.
Содержание:
1. Обсуждение активными участниками (совместно с педагогами) практической педагогической деятельности: что удалось, в чем испытывали трудности, какие мысли и желания возникали, и т. д.
2. Озвучивание активными участниками своих впечатлений, чувств и эмоций перед родительским коллективом.
3. Выявление возникших проблем.
4. Совместный поиск решения возникших трудностей.
5. Определение перспектив на будущее с учетом родительских пожеланий и анализа полученного опыта.
Опыт работы (3 года) показал эффективность использования Мамоуправления.
Изменения:
- Увеличился уровень посещаемости родителями мероприятий (открытых дверей, родительских собраний и т. д. ,
- Увеличился уровень посещаемости дошкольников дошкольного учреждения,
- Родители организованно и системно стали относиться к семейному воспитанию,
- Родители часто обращаются к воспитателям за консультацией по организации обучения и воспитания детей,
- Семейные досуги стали проходить в активном отдыхе и совместных мероприятиях с детьми,
- Родители проявляют инициативу в помощи группе, в участии в проектной деятельности.
- Дети активно принимают участие в совместных мероприятиях,
- Мамоуправление имеет дополнительную функцию стимулирования познавательной активности детей,
- Родители, постоянно учавствующие в Мамоуправлении, наблюдают сами и доводят до ведома других динамику роста познавательной деятельности, самостоятельности, физического развития,
- Педагогическая деятельность стала интересовать родителей, которые увлеченно знакомятся с педагогической и психологической информацией, рекомендуемой ДОУ.