Наталья Денисова
Педагогический познавательно-творческий проект во второй младшей группе «Чудо-букашка»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта:
по методу– познавательно-творческий;
по содержанию – «Ребенок и природа»;
по количеству участников – коллективный, групповой, дети 3-4 лет, муз. руководитель, родители;
по характеру контактов – открытый, за пределами ДОУ;
по продолжительности – краткосрочный.
Участники проекта: воспитатель, дети второй младшей группы, муз. руководитель Ступина Вилена Генриховна, родители.
Публикация «Педагогический познавательно-творческий проект во второй младшей группе „Чудо-букашка“» размещена в разделах
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Проекты
- Проекты творческие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2024
Актуальность проекта: Одно из самых любимых времен года у всех – весна. Все живое радуется солнцу, звонко щебечут птицы, первоцветы радуют нас своей красотой. Особенно детей привлекают разные насекомые: жуки, пауки, бабочки, стрекозы, кузнечики, мухи и т. п. На прогулке дети любят их рассматривать, наблюдать за ними. Больше всех заинтересовал детей такой жучок, как божья коровка.
Божья коровка - очень красивое насекомое и привлекает к себе внимание. Было замечено, что дети, беря в руки это интересное насекомое, долго играют с ним и не замечают, что жучок хочет побыстрее сбежать от них. Ребята могут придавить божью коровку. Задавая вопросы, о среде обитания, про то, почему жучок называется божьей коровкой, было замечено, что дети обладают скудной информацией о нём. Поэтому взрослые должны помочь детям узнать об этом насекомом как можно больше.
Проблема: Низкий уровень знаний о насекомом – божья коровка.
Проблемные вопросы:
Как и где живут насекомые божьи коровки.
Чем питаются божьи коровки.
Какую пользу жуки приносят человеку.
Почему их так называют, и для чего и нужна такая окраска.
Методы проекта:
Практические:
Создание развивающей среды, наблюдение, оформление уголка для познавательного развития детей. Выставки детских работ, продуктивная деятельность педагога с детьми, консультации для родителей.
Словесные:
Беседы, чтение художественной литературы, наблюдения, заучивание: стихотворений, дидактические и подвижные игры, сюжетно-ролевые игры.
Наглядные:
Ознакомление с художественной литературой, рассматривание иллюстраций, просмотр познавательных фильмов.
Принципы:
Принцип личностно-ориентированного общения – личностно-ориентированный подход в воспитании, создание атмосферы доброжелательности и взаимопонимания; в процессе общения педагог выступает как активный соучастник творческой деятельности; партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;
Принцип наглядности – широкое представление соответствующее изучаемому материалу наглядности.
Принцип систематичности и последовательности – предполагает планирования изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному, чтобы воспитанники усваивали знания постепенно, в определенной системе.
Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для воспитанников. Этот принцип формирует желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
Принцип деятельностного подхода – любые знания приобретаются ребенком во время активной деятельности.
Цель: Создание условий для изучения детьми объектов природы (божьей коровки) во взаимосвязи со средой обитания и формирование начал экологической культуры.
Задачи:
Для детей:
формировать у детей элементарные представления о насекомом (божья коровка, ее строении, способах передвижения;
способствовать развитию стремления детей к наблюдению, сравнению, обследованию;
развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познать новое;
воспитывать интерес и бережное отношение к природе.
Для педагогов:
Создать необходимые условия для знакомства детей с божьей коровкой, посредством обогащения развивающей среды.
Развивать готовность к применению современных методик и технологий для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.
Создать условия для конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников в целях дальнейшего сотрудничества.
Для родителей:
Углубить психолого-педагогическую компетенцию родителей.
Повысить уровень вовлеч нности родителей воспитанников в деятельность ДОУ как активных субъектов.
Ожидаемые результаты проекта:
Для детей:
сформированы элементарные представления о божьей коровке: внешний вид, особенности поведения, польза для природы.
развился познавательный интерес к исследовательской деятельности, желанию познавать новое.
Для педагога:
повышение профессионализма;
внедрение новых методов в работе с детьми и родителями;
самореализация.
Для родителей:
повышение компетентности по данной теме;
избрание нужных ориентиров в воспитании;
укрепление детско-родительских отношений, самореализация.
Содержание проекта по этапам.
1 этап. Вхождение в проблему, принятие задач, пробуждение у детей интереса к теме проекта, накопление знаний
Цель: вызвать у детей интерес к теме проекта.
История нашего проекта началась с того, что во время прогулки дети услышали радостный клик Вики, которая бежала со всех ног ко мне и что-то несла на ладошке: «Ура! Божья коровка!». Дети подбежали к девочке и стали рассматривать маленького жучка. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие - испугались. Были и такие ребята, которые захотели наступить на насекомого. Мнения разделились.
Тогда я предложила поговорить о божьей коровке, используя модель трех вопросов. Совместно с детьми обсудили, что они знают по данной теме, зафиксировала ответы в таблице. Далее поинтересовалась, что бы они хотели узнать? И где можно найти ответы на интересующие нас вопросы. И чтобы расширить познания дошкольников о насекомом и, ответить на вопросы детей. Было решено разработать краткосрочный проект «Чудо-букашка», чтобы дети могли узнать новые и интересные факты о жизни маленького насекомого. Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.
Модель трех вопросов.
Что мы знаем?
- Божья коровка – это насекомое.
- Божья коровка красная с черными точками.
- Она умеет летать.
Что мы хотим узнать?
- Где живет.
- Чем питается божья коровка?
- Какую пользу жуки приносят человеку.
- Почему их так называют?
Где можем узнать?
- Спросить у взрослых
- Посмотреть в интернете.
- Понаблюдать на прогулке
- По телевизору посмотреть
- Прочитать в книгах
2 этап. Разработка проекта.
Цель: исследование условий для реализации проекта в детском саду, разработка проекта.
Планирование работы:
Создание плана проекта, разработка конспектов занятий, бесед;
Пополнение своих знаний по данной теме на сайтах в сети Интернет.
Подбор видеоматериалов (документальных и мультипликационных фильмов).
Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного и дидактического материала по данной теме.
Изготовление дидактических игр: «Собери картинку», Круг Луллия «Питание насекомых», экологическое лото «Летающие и нелетающие насекомые», теневое лото «Насекомые», домино «Насекомые», «Геометрические пазлы», «Посади жучка на цветок», «Найди свой цвет»
Размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту в чате группы.
3 этап. Выполнение проекта.
Цель: формировать у детей элементарные представления о насекомом (божья коровка).
Паутинка проекта «Королева овощей»
Коммуникативная деятельность
Беседа «Божья коровка – какая она?»- дать детям знания о внешнем виде, местах обитания, о том, чем питается божья коровка. Вовлечь детей в общую беседу, развивать коммуникативные навыки.
Вечер загадок и отгадок. - Развивать мышление, сообразительность, находчивость.
Игровая деятельность
Круг Луллия «Питание насекомых»- закрепить знание детей об образе жизни насекомых, их питании. Развивать логическое мышление.
Дидактическая игра «Собери картинку» - развивать внимание, память; формировать интерес к заданиям, в которых можно проверить свои знания.
Экологическое лото «Летающие и нелетающие насекомые» - развивать наглядно-образное мышление, внимание, активный словарь.
Теневое лото «Насекомые»- Познакомить детей с многообразием насекомых, прививать навыки самостоятельной познавательной деятельности.
Домино «Насекомые»- закрепление знаний о насекомых.
Игра «Геометрические пазлы» -формирование элементарных математических представлений; развитие наглядно-образного мышления.
Математическая игра «Посади жучка на цветок»-Научить детей соотносить количество точек с цифрой.
Дидактическая игра с прищепками «Найди свой цвет»-Учить различать основные цвета и соотносить цвета разнородных предметов.
Шнуровка «Божья коровка» - развитие мелкой моторики, глазомер, усидчивость.
Познавательно-исследовательская деятельность
Рассказ воспитателя на тему: «Такие разные божьи коровки!»
с использованием презентации. - познакомить детей с различными видами божьих коровок.
Просмотр анимационного фильма «Про божью коровку» - формировать познавательный интерес.
Наблюдение за божьей коровкой на прогулке - развивать наблюдательность; расширять знания и представления детей об особенностях внешнего вида божьей коровки.
Рассматривание энциклопедий и книг «Интересные факты о божьей коровке» - формировать целостную картину мира, расширять кругозор.
Восприятие художественной литературы
Чтение художественной литературы: Ю. Энтин «Небесная коровка», А. Усачев «Божья коровка» Наталия Чуб «Божья Коровка и Чудесная Радуга», Н. Борисова «Красная горошина, черненькие точки.», Н. Журавлева «В лавку отправилась божья коровка.». - познакомить детей с новыми художественными произведениями.
Двигательная деятельность
Пальчиковая игра «Божья коровка». - развивать моторику рук, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста.
Подвижная игра «Солнышко и тучка» - Побуждение детей к выполнению действий по сигналу, развитие организованности, самостоятельности, быстроты, ловкости.
Продуктивная деятельность
Рисование манной крупой - Освоение детьми нетрадиционной техники рисования – манной крупой. Развивать мелкую моторику рук.
Лепка с использованием скорлупы грецкого ореха- Формирование представлений о божьей коровке посредством изготовления из природного материала и пластилина.
Аппликация «Божья коровка»- создание условий для творческого развития детей через художественно-эстетическое развитие.
Рисование в нетрадиционной технике «Божья коровка» - Познакомить детей c нетрадиционной техникой рисования ватной палочкой, Закрепить умение держать правильно кисть и пользоваться красками.
Музыкальная деятельность
Танцевальная игра «Божья коровка» - развитие музыкально-танцевальных навыков у детей посредством игры.
Танец «Про жука» муз. Буйновской, слова И. Черницкой - развитие музыкально-танцевальных навыков у детей и ориентации в пространстве.
Взаимодействие с семьей
Оформление родительского уголка: размещение консультаций «Удивительное рядом», «Весенние прогулки с пользой. Наблюдаем за божьей коровкой».
Помощь в изготовлении лепбука «Божья коровка»
4 этап. Презентация проекта.
Цель: Обобщение знаний детей о божьей коровке, её характерных особенностях; развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем и родителями.
Инсценировка сказки «Домик божьей коровки»
Творческая выставка детских работ
Лепбук «Божья коровка»
Итоги проекта:
Вывод: В ходе реализации проекта воспитанники узнали, где обитает, чем питается и полезна ли жизнедеятельность божьей коровки. У них появилось желание получить больше информации о других насекомых, а главное дети сделали правильный вывод: бережно относиться к природе и её обитателям. Улучшилась предметно-развивающая среда в группе. Активизировалось участие родителей в жизни группы и детского сада. Данный проект соответствовал возрасту и уровню знаний детей второй младшей группы.