Екатерина Кандрина
Педагогический опыт «Развитие творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Представление собственного инновационного педагогического опыта воспитателя Кандриной Екатерины Владимировны.
МДОУ «Детский сад №66»
«Развитие творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность»
Обоснование актуальности и перспективы опыта. Его значение для улучшения процесса обучения.
Публикация «Педагогический опыт „Развитие творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности“» размещена в разделах
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
В детском саду театральная деятельность-одна из самых доступных для детей форм искусства. Театр-средство эмоционального и эстетического воспитания детей. Театральная деятельность близка и понятна ребенку, это неисчерпаемый источник эмоциональных открытий. Ребенок хочет воплотить все свои изобретения и впечатления из окружающей жизни в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любую роль, старается подражать тому, что видел и что его интересовало, и получает огромное удовольствие. Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает свое отношение к добру и злу. Театральная деятельность помогает ребенку преодолеть застенчивость, неуверенность в себе и застенчивость. Театрализация-это средство самовыражения и самореализации ребенка.
Театральные игры позволяют решать многие педагогические задачи, связанные с формированием выразительности речи, - умение общаться с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, а также интеллектуальное, коммуникативное, художественно-эстетическое воспитание, развитие музыкальных и творческих способностей. Эмоциональное воздействие произведений театрального искусства стимулирует овладение речью, пробуждает желание делиться впечатлениями, что способствует развитию речи ребенка.
С таким позитивным импульсом театральные мероприятия должны широко использоваться в работе с детьми.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения и формирования опыта.
Педагогическая идея, которой я следую в своей работе о театральной деятельности с детьми, заключается в том, что театр является помощником в воспитании детей.
Театральная деятельность - самый распространенный вид творчества. Это уникальное средство развития художественных и творческих способностей детей. Использование театральной деятельности как образовательного средства расширяет возможности обучения детей, позволяет надолго удерживать внимание ребенка. Театральная деятельность учит ребенка точно формулировать свои мысли, точно чувствовать и знать окружающий мир. Кроме того, театральная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, связывает его с духовными ценностями. Но не менее важно, что театральная деятельность развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгравшимся событиям.
Таким образом, театральная деятельность является главным средством развития у детей эмпатии, Театральное обучение должно выполнять как познавательные, так и педагогические и развивающие функции.
Любовь к театральному творчеству, стремление к этой любви к детям, желание сделать жизнь ребенка счастливее и внутренний мир богаче благодаря театральным производственным способностям служили ориентиром для этого вида творчества.
Влияние театральной деятельности на творческое и всестороннее развитие личности ребенка очевидно, поэтому моя работа направлена на развитие художественно-эстетического вкуса, эмоциональных переживаний и приятного пребывания детей в среде детского коллектива театрального искусства.
Театральная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации косвенно от имени персонажа. Это помогает преодолеть застенчивость, неуверенность в себе и застенчивость. Таким образом, театральная деятельность помогает всестороннему развитию ребенка. Поэтому воспитатель должен: :
1) создать условия для развития творческой активности детей в театральной деятельности.
2) знакомить детей с театральной культурой.
3) создание условий для совместной театральной деятельности дошкольников и взрослых.
Теоретическая база опыта.
Свою работу я начала с изучения методической литературы, что позволило мне подойти к вопросам своей темы с разных сторон, выбрать формы, методы и принципы своей педагогической деятельности, соответствующие конкретным условиям работы в нашем дошкольном учреждении.
Анализируя работы представителей различных направлений в науке, я пришла к выводу, насколько велика роль игры в всестороннем развитии дошкольников.
В своей работе с детьми я использую современные программы и технологии. Чтобы разрешить дошкольникам участвовать в театральных мероприятиях, я могла бы рекомендовать для изучения следующую литературу:
1) Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей.
2)Доронова Т., Доронов Е. Развитие детей в театрализованной деятельности
3) Макаренко, Л. Здравствуй, театр! / Л. Макаренко
4) Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности
5) Маханева, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду
6) Мигунова, Е. В. Организация театрализованной деятельности в детском саду
7) Ушакова О. С. и др. Развитие речи и творчества дошкольников : Игры, упражнения, конспекты занятий
8) Лыкова И. А. Теневой театр вчера и сегодня
9) Лыкова И. А. Театр на пальчиках
10) Т. А. Егорова Комплексные занятия по сказкам для детей 4-6 лет.
11) Ярыгина О. Г. Мастерская сказок М. :2010г.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
Развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственных переживаний у детей-длительная работа.
Для выбора наиболее эффективных методов развития творческих способностей дошкольника определяется уровень его эмоционального состояния, предварительная работа, включающая изучение методической литературы на тему приобретенного или изготовленного необходимого дидактического материала (своими руками, с помощью родителей) для организации предметно-развивающей среды. Центр театральной деятельности - один из важнейших в организации развивающейся среды. Группа имеет театральный уголок, различные виды театров будут приобретены и изготовлены: стол, палец, маскарад и т. д. разнообразные игры повышают эмоциональный тонус, снять напряжение, активизировать внимание детей. Театральная деятельность включается практически во все виды организационной деятельности, самостоятельной деятельности, в деятельность детей и взрослых в свободное время, в сценарий праздников и развлечений.
Не последним является составление программы деятельности по реализации опыта, попытки реализации плана в жизни, а на завершающем этапе осуществляется мониторинг по результатам проделанной работы.
Для достижения оптимальности и эффективности идей используются следующие формы работы:
1. Организация обучения, развития и творческой деятельности;
2. Совместная театральная деятельность взрослых и детей, театральные игры во время праздников и развлечений;
3. Независимые театральные и художественные мероприятия, театральные игры в повседневной жизни;
4. Мини-игры, мини-сценки во время непосредственной учебной деятельности;
5. Совместное производство костюмов, реквизита, декораций для организации объектов среды разработки;
6. Театр в дошкольном учреждении или вне детского сада с родителями.
Для всестороннего развития ребенка средствами театральной игровой деятельности организуется, прежде всего, педагогический театр в соответствии с целями дошкольного образования. С помощью театральной практики воспитатель накапливает знания, умения и навыки, необходимые ему в воспитательной работе. Воспитатель должен уметь читать, рассказывать, видеть и видеть, слышать и слышать выразительно, быть готовым к любым трансформациям, то есть владеть основами актерского мастерства.
Основные условия-эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему, искренность и искренность чувств. Интонация голоса воспитателя-пример для подражания. Педагогическое руководство игровой деятельностью в детском саду включает:
научить ребенка основам общей культуры;;
вовлечение детей в театральное искусство;
развитие творческой активности и игровых способностей детей.
Анализ результативности.
Описанные выше действия, нацеленными на приобщение дошкольников к театральной деятельности, представляют положительные итоги в развитии. Чтобы выбрать более действенные методы формирования возможностей дошкольника, следует учесть возрастные особенности детей. Поэтому с каждым ребенком в начале и конце учебного года проводится диагностика развития дошкольников в процессе театральной деятельности.
В результате плановой работы по развитию детей посредством театральных игр осуществляется :
Развитие ребенка во всех сферах образования;
Значительное расширение представлений детей о театральной культуре;
Создание тематической среды, способствующей развитию театральной культуры у детей;
Дети учатся выбирать роли, осознавать себя в той или иной роли, выполняя соответствующие действия роли;
Возможность перевоплощаться в роли с помощью экспрессивных средств (интонации, мимики, движения, применения атрибутов, реквизита;
Уметь рассказывать и сочинять небольшие рассказы, повести, рассказы; отвечать на вопросы по содержанию, драматизировать;
Освоите способ действия с различными игрушками, театральными куклами, предметами домашнего обихода и так далее;
Возможность взаимодействовать с другими детьми в независимой театральной игре.
После проведенной работы у детей происходят значительные изменения в состоянии речевых навыков и коммуникативных функций. Параллельно происходит развитие всех психических процессов: внимания, памяти, мышления и воображения.
Особое внимание уделяется раскрытию эмоциональности ребенка, раскрытию его творческого потенциала, актерскому мастерству, что считается решающим для воспитания детей театральной деятельностью.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
С этим опытом я столкнулся с некоторыми трудностями:
Проблема заключается в организации театрального уголка в группе. Дело в том, что инвентарь и оборудование стоят дорого и не всегда можно позволить себе правильно оборудовать театральный уголок. Решение этой проблемы-изготовление атрибутов своими руками, что, в свою очередь, занимает много времени и денег. Это, конечно, проблема, но нас это не пугает, мы боремся, чтобы достичь цели, и я думаю, что нам это удастся. В нашей группе не создан плохой уголок театральной деятельности, мы неустанно идем дальше в заданном направлении. Много уже сделано, но и много других идей. Мы продолжим работу.
Трудности использования этого опыта я бы назвал следующим:
- что делать, если ролей не хватает для всех детей;
- кто будет играть отрицательных персонажей?
Первая трудность вполне разрешима. Здесь возможна подпольная организация театральных занятий. Кроме того, воспитатель может придумать дополнительные роли, чтобы охватить всех детей.
Вторая трудность несколько сложнее и требует вдумчивого наблюдения за конкретными детьми, индивидуального подхода к каждому ребенку. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, дети в большинстве случаев хотят играть роль хороших, сильных и находчивых персонажей и не хотят играть злых, жестоких, бесчестных. В таких случаях необходимо подчеркнуть, что в театральной деятельности все — и дети, и взрослые — артисты, и они должны уметь играть как положительные, так и отрицательные роли. И часто гораздо труднее играть роль отрицательного героя. Впрочем, иногда так и бывает: желание активно участвовать в театральной деятельности, привлекать к себе внимание толкает ребенка к постоянному исполнению негативных ролей. Постепенно образ прилипает к нему, и в конце концов этот ребенок начинает вызывать насмешки у других детей, поэтому необходимо, чтобы каждый из детей выполнял как отрицательные, так и положительные роли.
Адресные рекомендации по использованию опыта.
Опыт моей работы может быть использован на практике педагогами дошкольных образовательных учреждений. Свой материал на тему: " Развитие творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность" я разместила на своих персональных мини-сайтах. https://www.maam.ru и https://ds66sar.schoolrm.ru
Приложение
Беседы
"знакомство со сказочными персонажами",
" переодевание в костюмы"
" что такое театральные игры?"
"театры бывают разные"
Театральные игры :
"кто пришел в гости?", "Забавные зайчики", "представьте себе", " кто боится зайчика?", "Волшебный спектакль", "если жизнь веселая", "продолжай фразу и покажи" и т. д.
НОД
"Матрешка в гостях у малышей",
"Ах, эти добрые сказки",
"В гостях у сказки", "
"Наш веселый Колобок",
"Путешествие в страну вежливости".
Развлечения
"как собака искала друга"
"театр вежливости"
игра-викторина по мотивам стихов А. Л. Барто.
Консультации для родителей
"театральная деятельность в детском саду", "организация домашнего театра", "пальчиковый театр своими руками", "театр-наш друг и помощник"