Катерина
Педагогический опыт проектной деятельности в детском саду
Введение. Актуальность.
Сегодня эффективную педагогическую систему невозможно представить без высокоэффективных программ и технологий. Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того факта, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 15-20 лет тому назад, поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания. Одним из таких средств является педагогическое проектирование.
Публикация «Педагогический опыт проектной деятельности в детском саду» размещена в разделах
Педагогическое проектирование и его приложения исследовались достаточно плотно, однако, несмотря на интенсивные поиски ученых в целях создания единой теории, пока остаются слабо изученными вопросы терминологии данной проблематики, ее содержательного наполнения.
Впервые о «Методе проектов» заговорил Джон Дьюи, американский педагог-демократ, автор более тысячи книг и статей по проблемам философии, психологии, этики, политики. Продолжил эту тему профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Киллпатрик, который разработал «проектную систему обучения» («метод проектов»). Суть ее заключалась в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с педагогом выполняют собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь таким образом, в реальную деятельность, они овладевали новыми знаниями.
«… Дети любят искать, сами находить. В этом их сила», - писал А. Эйнштейн; а «… творчество - разновидность поисковой активности», утверждал В. С. Ротенберг и что «на ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького «искателя истины», необходимо поддерживать и питать в нем дух неугомонного искания истины, лелеять проснувшуюся жажду знания», – писал К. Н. Вентцель. Принятый на веру материал обычно легко и быстро забывается, но если ребенок сам выработает мысль, самостоятельно освоив новое знание, то мысль эта сделается его собственностью.
У. Х. Киллпатрик полагал, что весь воспитательный процесс в детском саду должен представлять собой ряд опытов, связанных таким образом, чтобы знания, приобретаемые в результате одного опыта, служили развитию и обогащению ряда последующих опытов. Обучение поэтому должно осуществляться через организацию целевых актов, включающих в себя:
• постановку проблемы;
• составление плана ее реализации;
• оценку ее выполнения.
Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий [2. 6]. Одной из наиболее ярких, развивающих, интересных и значимых, как для взрослых, так и для детей, по моему мнению, является проектная деятельность. [журнал педагогическая мастерская. всё для учителя No 5 (5) май 2012 г. ]. Технология проектирования относится к современным инновационным технологиям. От образования в наше время требуется уже не частичное включение методов исследовательского и проектного обучения в практику, а целенаправленная работа по развитию изыскательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам поиска.
В связи с ведением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации заметно активизировался интерес педагогов дошкольного образования к проектам педагогическому проектированию и проектной деятельности детей. В ходе реализации проекта можно осуществлять интеграцию образовательных областей комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми решать образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников активно взаимодействовать с семьями воспитанников. [9 журнал «Детский сад» 9 2012г. ]
Проектный метод актуален и очень эффективен, т. к. дает ребенку возможность экспериментировать, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе. Опыт самостоятельной деятельности развивает в детях уверенность в своих силах, снижает тревожность при встрече с проблемами, создает привычку искать пути решения самому.
Метод проектной деятельности позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний формировать коммуникативные навыки и нравственные качества. Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость ощутить себя полноправным участником событий способствует усилению позиций «Я сам» «Я сделаю» «Я умею». У детей появляется возможность внести свою лепту в общее дело проявить индивидуальность завоевать определенное положение в группе. Проектная деятельность позволяет любую группу детей превратить в сплоченную команду, где каждый ребенок чувствует себя нужным. Ведь коллективные переживания, радость от победы над трудной задачей, гордость от поощрения взрослых сближает детей, способствует улучшению микроклимата в группе.
Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т. к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным. Данный метод естественно и гармонично вплетается во все процессы детского сада.
Проектная деятельность - это один из лучших способов организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагогов, воспитанников и родителей. Особо большую ценность имеет привлечение родителей в проектную деятельность :
• родители проявляют участие и вносят вклад в знания и умения ребенка
• родителю становятся более понятны основы процесса обучения детей дошкольного возраста.
Проектную деятельность или метод проектов от других методов организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении отличает следующее
• практическое применение детьми имеющихся знаний и умений
• нежесткое формулирование задач их вариативность повышающие самостоятельность и творчество детей
• интерес к деятельности приносящей публичный результат личная заинтересованность в нем.
Проектная деятельность включает в себя
• задание для детей сформулированное в виде проблемы
• целенаправленную детскую деятельность
• формы организации взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом
• результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта.
Коллективный характер этапов работы над проектом позволяет ребенку увидеть себя в общем контексте деятельности оценить свое личное участие убедиться в пользе общих усилий людей для достижения единой созидательной цели.
Задачами проектной деятельности являются :
• обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
• развитие познавательных способностей детей;
• развитие творческого воображения;
• развитие творческого мышления;
• развитие коммуникативных навыков;
• формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
• развитие умений определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
• формирование умения применять данные методы с использованием различных вариантов;
• развитие умения вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности.
С целью развития познавательной активности необходимо возбудить интерес создать мотив, а затем открыть возможность нахождения цели. В проекте должна быть проблема, следовательно, тактика и стратегия ее изучения, изложенная детским приемом познания.
При организации проектной деятельности педагог может сталкнуться с с затруднением выбора темы проекта. Необходимо помнить, что из формулировки темы должно быть понятно: «Что не так? Почему не так? Что будет, если сделать как надо?»
Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Это и есть один из важнейших способов развития детской любознательности…по методу проектной деятельности. О методе проектов писали и многие отечественные ученые 1920-х гг. : Б. В. Игнатьева, В. Н. Шульгина, Н. К. Крупской, Е. Г. Кагарова, М. В. Крупениной. В России теоретические основы проектирования отдельных образовательных систем и технологий активно разрабатывают теоретики и практики педагогики : В. С. Безруков, В. П. Беспалько, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, М. М. Поташник, И. С. Якиманская и др. Как вариант интегрированного метода обучения дошкольников рассматривают проектную деятельность ряд ученых, таких как Т. А. Данилина, М. Б. Зуйкова, Л. С. Киселева, Т. С. Лагода и др. Их исследования показывают, что успешно и активно участвовать в проектной деятельности могут и дошкольники. При этом наблюдаются положительные изменения в познавательном развитии детей; персональный, личностный рост дошкольников, который выражается в стремлении к решению поставленных задач изобретательно, оригинально и креативно.
Гипотеза.
Мы предполагаем, что в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих задач.
Кроме того будут развиваться общие способности детей – познавательные коммуникативные и регуляторные. Выполнение проекта предполагает формирование оригинального замысла умение фиксировать его с помощью доступной системы средств определять этапы его реализации следовать задуманному плану. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей.
В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки. Они становятся внимательнее друг к другу начинают руководствоваться не столько собственными мотивами сколько установленными нормами. Так же проектная деятельность улучшает взаимодействие родителя с ребенком и педагогом, что несомненно является еще одним положительным фактором
Организация работы.
Познавательная активность ребенка повышается и достигает наиболее устойчивых результатов благодаря личному участию ребенка в различных ситуациях, событиях, благодаря наблюдениям ребенка за реальными явлениями, предметами, собственному манипулированию ребенка с реальными предметами и его активным действиям в своем ближайшем окружении.
Проектная деятельность имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Для решения задач, поставленных в проектах, я привлекала к работе родителей, которые с удовольствием искали решения вместе с детьми, помогали в организации развивающей среды в группе, активно участвовали в подготовке и проведении проектов
Показателем эффективности внедрения метода проектирования в воспитательно-образовательную работу ДОУ я считаю:
• высокую степень развития любознательности детей, их познавательной активности, коммуникативности, самостоятельности;
• повышение готовности детей к восприятию нового материала;
• активное участие родителей в жизни ДОУ.
Первые пробы в проектной технологии в сотворчестве с педагогом нашего ДОУ Лузиной О. А. мы сделали в 2018 году, работая с детьми младшего дошкольного возраста. С ребятами узнавали какие они: "Зимующие птицы ". Так же детьми младшей группы разработали проект «Мыльные пузыри». Представили проект в ДОУ и стали победителями в номинации «Лучшая защита».
В этом же году я и дети снова стали победителями проекта «Здоровые зубки» Первые успехи меня вдохновили, и на следующий год я продолжила работу над внедрением проектного метода.
Решая задачи развития познавательной, исследовательской деятельности и речевой активности у детей среднего дошкольного возраста, мы представили проект «Кофе» в котором дети вместе с родителями изучили загадочный и противоречивый напиток кофе, его пользу и вред, в группе мы проводили эксперимент с яйцом и кофе и подтверждали нашу теорию о вреде кофе для зубов, а также узнали и нетрадиционное использование в творчестве, для красоты..
В 2020 году с детьми старшей группы был представлен проект «Для чего животным хвост». Разрабатывая проекты, мы экспериментировали, исследовали, делали опыты, создавали игры и книжки – подсказки.
Примерный план работы по подготовке проекта
1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
4. Составление плана-схемы проекта.
5. Сбор, накопление материала.
6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
7. Домашние задания для сам. выполнения.
8. Презентация проекта, открытое занятие.
Этапы проекта Деятельность взрослого Деятельность детей
1 этап 1. формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.
2. вводит в игровую ситуацию.
3. формулирует задачу. 1. вхождение в проблему.
2. вживание в игровую ситуацию
3. принятие задачи
4. дополнение задач проекта
2 этап 4. помогает в решении задачи.
5. помогает спланировать деятельность
6. организует деятельность 5. объединение детей в рабочие группы.
6. распределение амплуа.
3 этап 7. практическая помощь (по необходимости)
8. направляет и контролирует осуществление проекта. 7. формирование специфических знаний, умений, навыков.
4 этап 9. подготовка к презентации.
Презентация продукта. 8. продукт деятельности готовят к презентации.
9. представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.
На первом этапе необходимо:
• Определить вид проекта, изучить тематику проекта;
• Определить цели и задачи развития обучения, воспитания;
• Обеспечить информационное, учебно-материально-техническое оснащение проекта;
• Составить план – схему;
• Продумать, каким образом можно включить детей и родителей в проект, заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
• Какие смежные занятия и понятия, которые можно изучать в ходе реализации проекта
• Необходимые материалы
• Вопросы к детям по предлагаемому проекту? Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как нам найти ответы на наши вопросы?
• Оценка. Что нового узнали? (с точки зрения детей и родителей)
• Предложения по расширению и совершенствованию проекта
На втором этапе необходимо:
• Организовать группы
• Поставить цели, задачи проекта
• Распределить обязанности внутри группы, участников
• Предложить возможные способы презентации
На третьем этапе необходимо:
• Организовать сбор необходимой информации и оформление ее в виде альбома, схем, карточек, игрового оборудования;
• Ознакомиться с литературой, видеоматериалом, иллюстрациями, предметами по теме
Четвертый этап – презентация продуктов детской деятельности
• Презентация готовых продуктов
Последний этап проекта – защита. Это всегда самый зрелищный момент. На защиту приглашают гостей, родителей, малышей. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала и ее необходимо усилить социальной значимостью проекта. Следует объяснить, для кого и для чего он создавался и зачем он нужен. Форма защиты проекта проходит ярко, интересно и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога.
Успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на его отдельных этапах.
Проект - это 5 «П» : проблема, проектирование, поиск (путей решения, продукт (не путать с результатом, презентация продукта.
Результат - это исполнение целей, опыт деятельности, рост ребенка в интеллектуальном, социальном плане. Продукт - это то, что можно увидеть, можно взять, потрогать, обменять, применить в реальной практической деятельности.
Мой небольшой опыт работы в проектах показал, что очень важно:
При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
• Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
• Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.
• Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
• Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
• В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
• Развивать творческое воображение и фантазию детей.
• Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений
• Какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
• С какими предметами научиться работать для достижения цели.
.
Вывод.
Опираясь на всё вышесказанное, я убеждена, проектный метод – отлично подходит для реализации интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
Проектная деятельность помогает целенаправленно развивать все виды способностей детей, дает возможность высказывать и обосновывать свое мнение. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.
Благодаря проведенным исследованиям наша гипотеза нашла своё подтверждение.
Библиографический список
1. Вербенец А. М., Солнцева О. В., Сомкова О. Н., Планирование и организация образовательного процесса дошкольного учреждения по примерной основной общеобразовательной программе «Детство» : учеб. - метод, пособие. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
2. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. — М. : Центр педагогического образования, 2013.
3. Езопова С. А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции//Дошкольная педагогика. 2007. №6.
4. Яковлева Н. О. Проектирование как педагогический феномен. //Педагогика №6.
5. Тебенева Т. Н. Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУНаучно-практический журнал Управление дошкольным образовательным учреждением. 2007.№1
6. .
7. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М. : Школа-Пресс, 1994.
8. Меркулова Т. В. Дубинина Е. А. Проектная деятельность в детском саду : наука и педагогическая практика. Москва. Школьная Пресса. 2010год.
9. (журнал педагогическая мастерская. всё для учителя No 5 (5) май 2012 г.)