Получи документы

Педагогический опыт проектной деятельности в детском саду

Катерина
Педагогический опыт проектной деятельности в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

Введение. Актуальность.

Сегодня эффективную педагогическую систему невозможно представить без высокоэффективных программ и технологий. Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того факта, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 15-20 лет тому назад, поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания. Одним из таких средств является педагогическое проектирование.

Публикация «Педагогический опыт проектной деятельности в детском саду» размещена в разделах

Педагогическое проектирование и его приложения исследовались достаточно плотно, однако, несмотря на интенсивные поиски ученых в целях создания единой теории, пока остаются слабо изученными вопросы терминологии данной проблематики, ее содержательного наполнения.

Впервые о «Методе проектов» заговорил Джон Дьюи, американский педагог-демократ, автор более тысячи книг и статей по проблемам философии, психологии, этики, политики. Продолжил эту тему профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Киллпатрик, который разработал «проектную систему обучения» («метод проектов»). Суть ее заключалась в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с педагогом выполняют собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь таким образом, в реальную деятельность, они овладевали новыми знаниями.

«… Дети любят искать, сами находить. В этом их сила», - писал А. Эйнштейн; а «… творчество - разновидность поисковой активности», утверждал В. С. Ротенберг и что «на ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького «искателя истины», необходимо поддерживать и питать в нем дух неугомонного искания истины, лелеять проснувшуюся жажду знания», – писал К. Н. Вентцель. Принятый на веру материал обычно легко и быстро забывается, но если ребенок сам выработает мысль, самостоятельно освоив новое знание, то мысль эта сделается его собственностью.

У. Х. Киллпатрик полагал, что весь воспитательный процесс в детском саду должен представлять собой ряд опытов, связанных таким образом, чтобы знания, приобретаемые в результате одного опыта, служили развитию и обогащению ряда последующих опытов. Обучение поэтому должно осуществляться через организацию целевых актов, включающих в себя:

• постановку проблемы;

• составление плана ее реализации;

• оценку ее выполнения.

Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий [2. 6]. Одной из наиболее ярких, развивающих, интересных и значимых, как для взрослых, так и для детей, по моему мнению, является проектная деятельность. [журнал педагогическая мастерская. всё для учителя No 5 (5) май 2012 г. ]. Технология проектирования относится к современным инновационным технологиям. От образования в наше время требуется уже не частичное включение методов исследовательского и проектного обучения в практику, а целенаправленная работа по развитию изыскательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам поиска.

В связи с ведением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации заметно активизировался интерес педагогов дошкольного образования к проектам педагогическому проектированию и проектной деятельности детей. В ходе реализации проекта можно осуществлять интеграцию образовательных областей комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми решать образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников активно взаимодействовать с семьями воспитанников. [9 журнал «Детский сад» 9 2012г. ]

Проектный метод актуален и очень эффективен, т. к. дает ребенку возможность экспериментировать, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе. Опыт самостоятельной деятельности развивает в детях уверенность в своих силах, снижает тревожность при встрече с проблемами, создает привычку искать пути решения самому.

Метод проектной деятельности позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний формировать коммуникативные навыки и нравственные качества. Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость ощутить себя полноправным участником событий способствует усилению позиций «Я сам» «Я сделаю» «Я умею». У детей появляется возможность внести свою лепту в общее дело проявить индивидуальность завоевать определенное положение в группе. Проектная деятельность позволяет любую группу детей превратить в сплоченную команду, где каждый ребенок чувствует себя нужным. Ведь коллективные переживания, радость от победы над трудной задачей, гордость от поощрения взрослых сближает детей, способствует улучшению микроклимата в группе.

Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т. к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным. Данный метод естественно и гармонично вплетается во все процессы детского сада.

Проектная деятельность - это один из лучших способов организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагогов, воспитанников и родителей. Особо большую ценность имеет привлечение родителей в проектную деятельность :

• родители проявляют участие и вносят вклад в знания и умения ребенка

• родителю становятся более понятны основы процесса обучения детей дошкольного возраста.

Проектную деятельность или метод проектов от других методов организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении отличает следующее

• практическое применение детьми имеющихся знаний и умений

• нежесткое формулирование задач их вариативность повышающие самостоятельность и творчество детей

• интерес к деятельности приносящей публичный результат личная заинтересованность в нем.

Проектная деятельность включает в себя

• задание для детей сформулированное в виде проблемы

• целенаправленную детскую деятельность

• формы организации взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом

• результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта.

Коллективный характер этапов работы над проектом позволяет ребенку увидеть себя в общем контексте деятельности оценить свое личное участие убедиться в пользе общих усилий людей для достижения единой созидательной цели.

Задачами проектной деятельности являются :

• обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

• развитие познавательных способностей детей;

• развитие творческого воображения;

• развитие творческого мышления;

• развитие коммуникативных навыков;

• формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

• развитие умений определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

• формирование умения применять данные методы с использованием различных вариантов;

• развитие умения вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности.

С целью развития познавательной активности необходимо возбудить интерес создать мотив, а затем открыть возможность нахождения цели. В проекте должна быть проблема, следовательно, тактика и стратегия ее изучения, изложенная детским приемом познания.

При организации проектной деятельности педагог может сталкнуться с с затруднением выбора темы проекта. Необходимо помнить, что из формулировки темы должно быть понятно: «Что не так? Почему не так? Что будет, если сделать как надо?»

Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Это и есть один из важнейших способов развития детской любознательности…по методу проектной деятельности. О методе проектов писали и многие отечественные ученые 1920-х гг. : Б. В. Игнатьева, В. Н. Шульгина, Н. К. Крупской, Е. Г. Кагарова, М. В. Крупениной. В России теоретические основы проектирования отдельных образовательных систем и технологий активно разрабатывают теоретики и практики педагогики : В. С. Безруков, В. П. Беспалько, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, М. М. Поташник, И. С. Якиманская и др. Как вариант интегрированного метода обучения дошкольников рассматривают проектную деятельность ряд ученых, таких как Т. А. Данилина, М. Б. Зуйкова, Л. С. Киселева, Т. С. Лагода и др. Их исследования показывают, что успешно и активно участвовать в проектной деятельности могут и дошкольники. При этом наблюдаются положительные изменения в познавательном развитии детей; персональный, личностный рост дошкольников, который выражается в стремлении к решению поставленных задач изобретательно, оригинально и креативно.

Гипотеза.

Мы предполагаем, что в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих задач.

Кроме того будут развиваться общие способности детей – познавательные коммуникативные и регуляторные. Выполнение проекта предполагает формирование оригинального замысла умение фиксировать его с помощью доступной системы средств определять этапы его реализации следовать задуманному плану. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей.

В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки. Они становятся внимательнее друг к другу начинают руководствоваться не столько собственными мотивами сколько установленными нормами. Так же проектная деятельность улучшает взаимодействие родителя с ребенком и педагогом, что несомненно является еще одним положительным фактором

Организация работы.

Познавательная активность ребенка повышается и достигает наиболее устойчивых результатов благодаря личному участию ребенка в различных ситуациях, событиях, благодаря наблюдениям ребенка за реальными явлениями, предметами, собственному манипулированию ребенка с реальными предметами и его активным действиям в своем ближайшем окружении.

Проектная деятельность имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Для решения задач, поставленных в проектах, я привлекала к работе родителей, которые с удовольствием искали решения вместе с детьми, помогали в организации развивающей среды в группе, активно участвовали в подготовке и проведении проектов

Показателем эффективности внедрения метода проектирования в воспитательно-образовательную работу ДОУ я считаю:

• высокую степень развития любознательности детей, их познавательной активности, коммуникативности, самостоятельности;

• повышение готовности детей к восприятию нового материала;

• активное участие родителей в жизни ДОУ.

Первые пробы в проектной технологии в сотворчестве с педагогом нашего ДОУ Лузиной О. А. мы сделали в 2018 году, работая с детьми младшего дошкольного возраста. С ребятами узнавали какие они: "Зимующие птицы ". Так же детьми младшей группы разработали проект «Мыльные пузыри». Представили проект в ДОУ и стали победителями в номинации «Лучшая защита».

В этом же году я и дети снова стали победителями проекта «Здоровые зубки» Первые успехи меня вдохновили, и на следующий год я продолжила работу над внедрением проектного метода.

Решая задачи развития познавательной, исследовательской деятельности и речевой активности у детей среднего дошкольного возраста, мы представили проект «Кофе» в котором дети вместе с родителями изучили загадочный и противоречивый напиток кофе, его пользу и вред, в группе мы проводили эксперимент с яйцом и кофе и подтверждали нашу теорию о вреде кофе для зубов, а также узнали и нетрадиционное использование в творчестве, для красоты..

В 2020 году с детьми старшей группы был представлен проект «Для чего животным хвост». Разрабатывая проекты, мы экспериментировали, исследовали, делали опыты, создавали игры и книжки – подсказки.

Примерный план работы по подготовке проекта

1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).

3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

4. Составление плана-схемы проекта.

5. Сбор, накопление материала.

6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

7. Домашние задания для сам. выполнения.

8. Презентация проекта, открытое занятие.

Этапы проекта Деятельность взрослого Деятельность детей

1 этап 1. формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.

2. вводит в игровую ситуацию.

3. формулирует задачу. 1. вхождение в проблему.

2. вживание в игровую ситуацию

3. принятие задачи

4. дополнение задач проекта

2 этап 4. помогает в решении задачи.

5. помогает спланировать деятельность

6. организует деятельность 5. объединение детей в рабочие группы.

6. распределение амплуа.

3 этап 7. практическая помощь (по необходимости)

8. направляет и контролирует осуществление проекта. 7. формирование специфических знаний, умений, навыков.

4 этап 9. подготовка к презентации.

Презентация продукта. 8. продукт деятельности готовят к презентации.

9. представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

На первом этапе необходимо:

• Определить вид проекта, изучить тематику проекта;

• Определить цели и задачи развития обучения, воспитания;

• Обеспечить информационное, учебно-материально-техническое оснащение проекта;

• Составить план – схему;

• Продумать, каким образом можно включить детей и родителей в проект, заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.

• Какие смежные занятия и понятия, которые можно изучать в ходе реализации проекта

• Необходимые материалы

• Вопросы к детям по предлагаемому проекту? Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как нам найти ответы на наши вопросы?

• Оценка. Что нового узнали? (с точки зрения детей и родителей)

• Предложения по расширению и совершенствованию проекта

На втором этапе необходимо:

• Организовать группы

• Поставить цели, задачи проекта

• Распределить обязанности внутри группы, участников

• Предложить возможные способы презентации

На третьем этапе необходимо:

• Организовать сбор необходимой информации и оформление ее в виде альбома, схем, карточек, игрового оборудования;

• Ознакомиться с литературой, видеоматериалом, иллюстрациями, предметами по теме

Четвертый этап – презентация продуктов детской деятельности

• Презентация готовых продуктов

Последний этап проекта – защита. Это всегда самый зрелищный момент. На защиту приглашают гостей, родителей, малышей. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала и ее необходимо усилить социальной значимостью проекта. Следует объяснить, для кого и для чего он создавался и зачем он нужен. Форма защиты проекта проходит ярко, интересно и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога.

Успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на его отдельных этапах.

Проект - это 5 «П» : проблема, проектирование, поиск (путей решения, продукт (не путать с результатом, презентация продукта.

Результат - это исполнение целей, опыт деятельности, рост ребенка в интеллектуальном, социальном плане. Продукт - это то, что можно увидеть, можно взять, потрогать, обменять, применить в реальной практической деятельности.

Мой небольшой опыт работы в проектах показал, что очень важно:

При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.

• Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.

• Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.

Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

• Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.

• В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

• Развивать творческое воображение и фантазию детей.

• Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений

• Какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

• С какими предметами научиться работать для достижения цели.

.

Вывод.

Опираясь на всё вышесказанное, я убеждена, проектный метод – отлично подходит для реализации интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

Проектная деятельность помогает целенаправленно развивать все виды способностей детей, дает возможность высказывать и обосновывать свое мнение. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.

Благодаря проведенным исследованиям наша гипотеза нашла своё подтверждение.

Библиографический список

1. Вербенец А. М., Солнцева О. В., Сомкова О. Н., Планирование и организация образовательного процесса дошкольного учреждения по примерной основной общеобразовательной программе «Детство» : учеб. - метод, пособие. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

2. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. — М. : Центр педагогического образования, 2013.

3. Езопова С. А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции//Дошкольная педагогика. 2007. №6.

4. Яковлева Н. О. Проектирование как педагогический феномен. //Педагогика №6.

5. Тебенева Т. Н. Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУНаучно-практический журнал Управление дошкольным образовательным учреждением. 2007.№1

6. .

7. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М. : Школа-Пресс, 1994.

8. Меркулова Т. В. Дубинина Е. А. Проектная деятельность в детском саду : наука и педагогическая практика. Москва. Школьная Пресса. 2010год.

9. (журнал педагогическая мастерская. всё для учителя No 5 (5) май 2012 г.)

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Фотоотчет о театрализованной деятельности в детском садуФотоотчет о театрализованной деятельности в детском саду Главной целью нашей работы является создание в группе атмосферы доброжелательности, взаимопонимания, психологической защищенности и самореализации.

Фотоотчет родительского собрания «Традиции моей семьи». Опыт взаимодействия с родителями в нашем детском садуФотоотчет родительского собрания «Традиции моей семьи». Опыт взаимодействия с родителями в нашем детском саду Приоритет в воспитании ребенка, бесспорно, принадлежит семье. По определению Владимира Ивановича Даля, «семья – это совокупность близких.

Опыт работы «Кукольный театр в детском саду»Опыт работы «Кукольный театр в детском саду» Уважаемые коллеги, рада вас приветствовать на моей страничке, спасибо,что нашли минутку,чтобы зайти ко мне в гости!Сегодня я хочу вам.

Опыт работы «Празднование дня рождения в детском саду»Опыт работы «Празднование дня рождения в детском саду» .

Мой педагогический опыт работыМой педагогический опыт работы Мой опыт. Первая часть. В детском саду я работаю десять лет и знаю, что развитие речи и развитие фонематического слуха - это фундамент.

Поддержка детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи. Организация проектной деятельности в детском саду Организация проектной деятельности в детском саду Предлагаемая статья посвящена вопросам поддержки детской познавательной инициативы в.

Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД»Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД» Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД. Педагогический опыт. Современные.

Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском садуРазвитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском саду Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском саду в зимний период.

Технология проектной деятельности в детском саду. Консультация для воспитателей Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Педагогический опыт проектной деятельности в детском саду
Опубликовано: 6 декабря 2020 в 09:36
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический опыт проектной деятельности в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Катерина (УИ 1720048) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД