Папки-передвижки

Педагогический долгосрочный проект по опытно-экспериментальной деятельности для детей второй младшей группы

Надежда Дунаева
Педагогический долгосрочный проект по опытно-экспериментальной деятельности для детей второй младшей группы
▼ Скачать +Заказ

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 4» г. Сыктывкара

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ

по опытно - экспериментальной деятельности

(Для детей 2 младшей группы)

Разработчик:

Дунаева Н. В.

Сыктывкар

2021

Паспорт проекта

Вид проекта : опытно - экспериментальный

Сроки реализации проекта : сентябрь 2021г. - май 2022г.

Публикация «Педагогический долгосрочный проект по опытно-экспериментальной деятельности для детей второй младшей группы» размещена в разделах

Участники проекта : воспитанники 2 младшей группы, воспитатели, родители (законные представители)

Актуальность

«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других условиях будет его творческая, исследовательская деятельность» (Лев Семенович Выготский).

На сегодняшний день модернизация российского образования требует пересмотра технологии обучения дошкольников, ориентируя педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения.

Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассматривать предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т. п. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т. п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Таким образом, детское экспериментирование – это деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер – вызывают интерес к исследованию, развиваются мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. И что немаловажно: специально организованное экспериментирование носит безопасный характер.

На сегодняшний день модернизация российского образования требует пересмотра

технологии обучения дошкольников, ориентируя педагогов на использование в своей

деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический

процесс на основе развивающего обучения.

Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и

экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники,

знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и

потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т. п. В возрасте «почемуче

На сегодняшний день модернизация российского образования требует пересмотра

технологии обучения дошкольников, ориентируя педагогов на использование в своей

деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический

процесс на основе развивающего обучения.

1 этап

Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и

экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники,

знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и

потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т. п. В возрасте «почему1 этап

Цель проекта : Формирование и расширение представлений об объектах окружающего мира через практическую деятельность.

Задачи проекта :

• Расширение представлений о свойствах и качествах окружающего мира.

• Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно- следственные связи, умение делать выводы.

• Развивать навыки самостоятельной деятельности.

• Повышать психолого - педагогическую компетентность родителей (законных представителей) по опытно- экспериментальной деятельности.

Ожидаемый результат:

1. Иметь представления о свойствах и качествах окружающего мира.

2. Умение детей с помощью взрослого проводить простейшие опыты и эксперименты с объектами окружающего мира.

3. Умение детей наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно- следственные связи, делать выводы.

4. Повышение психолого – педагогической компетенции родителей (законных представителей) по опытно – экспериментальной деятельности.

2 этап

1. Составление перспективного планирования мероприятий проекта.

2. Подбор методического и иллюстративного материала для реализации проекта.

3. Презентация проекта.

3 этап

1. Выполнение проекта в режимных моментах согласно выписке из «Модели реализации образовательных областей по блокам».

2. В календарном планировании образовательной деятельности мероприятия проекта отмечать красным кружочком.

4 этап

Творческий отчё т: Презентация: «Опытно- экспериментальная деятельность во 2 младшей группе»

План работы по опытно- экспериментальной деятельности во 2 младшей группе

Месяц Раздел/ Объект Тема/ Задачи

Сентябрь Неживая природа

Песок

«Почему не получился куличик?»

Познакомить детей со свойствами песка : песок сухой - сыпучий, из него нельзя построить куличик; песок влажный - не сыпучий, из него можно построить куличик.

«Делаем дорожки и узоры

из песка»»

Продолжать знакомить детей со свойствами песка : из сухого можно нарисовать любой узор, из мокрого - нет.

«Песчинки»

Дать детям представление о том, что песок состоит из очень мелких частиц- зернышек-песчинок.

«Чудесные фигурки»

Продолжать знакомить детей со свойствами песка : из мокрого песка можно формировать фигурки.

Октябрь Неживая природа

Воздух «Что в пакете?»

Обнаружить воздух в окружающей обстановке.

Обнар

«Игры с вертушками»

Продолжать знакомить детей с одним из свойств воздуха- движением; обнаружить движение воздуха в природе.

«Игры с соломинкой, с воздушным шариком»

Познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его.

«Мыльные пузыри»

Познакомить детей с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.

Ноябрь Неживая природа

Вода «Значение воды»

Показать детям значение воды для всего живого. Познакомить с некоторыми свойствами воды: жидкость без вкуса, цвета, формы и запаха, прозрачная, течет, льется.

«Волшебница вода»

Выяснить свойства воды: в воде одни вещества растворяются в воде, а другие нет.

«Волшебная кисточка»

Познакомить детей с получением промежуточных цветов путем смешивания двух.

«Плавает- тонет»

Познакомить детей с легкими и тяжелыми предметами (одни остаются на поверхности воды, другие тонут).

Декабрь Рукотворный мир

Бумага

Древесина

Ткань

Пластмасса

«Бумага, ее качества и свойства»

Формировать умение узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, размокает).

«Древесина, ее качества и свойства»

Формировать умении узнавать вещи, изготовленные из древесины, вычленять ее качества (твердость, структура поверхности, толщину, степень прочности)и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).

«Ткань, ее качества и свойства»

Учить узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщину, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).

«Пластмасса, ее качества и свойства»

Учить узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества (структура поверхности, толщина, цвет) и свойства (плотность, гибкость)

Январь Неживая природа

Снег «Снег. Какой он?»

Познакомить детей со свойствами снега : белый, холодный, блестящий, сверкающий, пушистый, плохо лепится.

«Как из снега получить воду?»

Формировать простейшее представление о свойствах снега (в тепле тает, становится водой).

«Мороз и снег»

Закрепить знания детей о свойствах снега в зависимости от температуры.

Февраль Неживая природа

Лед «Свойства льда»

Познакомить детей со свойствами льда : твердый, скользкий, гладкий.

«Таяние льда в воде»

Показать взаимосвязь количества и качества от размера.

«Как воду превратить в лед»

Продолжать знакомить со свойствами воды: вода при низких температурах превращается в лед.

«Изготовление цветных льдинок»

Познакомить с тем, что вода растворяет вещества (краску, как при низких температурах превращается в лед.

Март Рукотворный мир

Пластмасса

Резина

Музыкальные инструменты

Магнит «Пластмасса, ее качества и свойства»

Учить узнавать вещи, сделанные из пластмассы, определять ее качества (структура поверхности, толщина, цвет) и свойства (плотность, гибкость).

«Резина, ее качества и свойства»

Учить узнавать вещи, сделанные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность).

«Что звучит?»

Научить определять по издаваемому звуку предмет; научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки.

«Мы фокусники»

Выделять предмет, взаимодействующий с магнитом.

Апрель

Живая природа

Растения

Неживая природа

Камни «Посадка лука»

Уточнить представление о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.

«Веточка березы»

Наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду; выявить потребность растений в тепле.

«Сказка о камушке»

На примере опыта показать, что предметы могут быть легкие и тяжелые.

«Легкий – тяжелый»

Познакомить, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие – тяжелые).

Май

Неживая природа

Солнце

Свет

Песок

Вода «Солнечный зайчик»

Дать представление, что «солнечный зайчик» - это луч солнца, отражающийся в зеркале.

«Что в коробке?»

Познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, лампа, свеча).

«Игры с песком»

Закрепить свойства песка.

«Как вода гулять отправилась»

Дать детям представление о том, что воду можно собрать различными предметами: губкой, пипеткой, грушей, шприцом.

Планирование работы с родителями по теме:

«Опытно- экспериментальная деятельность дошкольников»

Сентябрь: Консультация «Опытно – экспериментальная деятельность младших дошкольников».

Октябрь: Привлечь родителей к созданию развивающей среды с целью развития детского экспериментирования».

Ноябрь: Консультация «Познаем природу через наблюдения при прогулке с родителями»

Декабрь: Папка- передвижка «Игры с водой и песком. Это интересно!»

Январь: Консультация «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

Февраль: Консультация «Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром».

Март: Консультация «Роль семьи в развитии поисково – исследовательской активности ребенка».

Апрель: Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

Май: Фотоотчет «Опытно – экспериментальная деятельность во 2 младшей группе».

Литература:

1. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду», М. 1999г.

2. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом: опыты и эксперименты для дошкольников», М: ТЦ Сфера, 2005г.

3. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во 2 младшей группе детского сада. Конспекты занятий» : Мозаика – Синтез; Москва; 2012г.

Приложение

Конспект НОД во 2 младшей группе

«Волшебные льдинки»

Цель: Повысить познавательный интерес детей при формировании элементарных представлений о явлениях неживой природы в экспериментальной деятельности.

Задачи:

1. Познакомить детей со свойствами льда (твердый, холодный, скользкий, тает в тепле, превращается в воду).

2. Развивать внимание и познавательный интерес к экспериментированию.

3. Активизировать словарный запас детей.

4. Воспитывать любознательность, вызвать радость от открытий, полученных из опыта.

Ход НОД:

(Раздается стук в дверь и заходит печальный зайчик)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам пришел? Давайте с ним поздороваемся.

Дети: Здравствуй Зайчик.

Воспитатель: Зайка, почему ты такой печальный?

Зайчик: Ой, ребятишки, вчера я пошел гулять по лесу и под кустиком нашел маленькую льдинку. Она была такая блестящая, холодная, прозрачная. Льдинка мне очень понравилась и я забрал ее домой. Принес в избушку, положил на полочку и лег спать. Проснулся утром, а льдинка пропала, нет ее нигде, зато на полу блестела лужица. Искал, искал льдинку, нигде не нашел. Может вы мне поможете?

Воспитатель: Ребята, зайка оказывается пришел к нам в гости, чтобы мы помогли разобраться ему в таинственном исчезновении льдинки. Поможем Зайке?

Воспитатель: Как вы думаете, куда исчезла льдинка? (Ответы детей : растаяла).

-Ребята, а почему растаяла льдинка?

-Сейчас мы покажем тебе, Зайка, почему тает лед. Прошу и вас, ребята, и тебя Зайка, пройти к столу.

Воспитатель: Посмотрите, в тарелочках перед вами лежат кусочки льда. Возьмите по одному кусочку в ладошки, а ты, Зайка, возьми в лапки. Ребята, Зайка, скажите какой лед? (Ответы детей : холодный, твердый, скользкий).

Воспитатель: Положите льдинки назад в тарелочки и посмотрите на свои ладошки, что с ними случилось? (Ответы детей : стали мокрыми, потому что лед на наших ладошках сразу же начал таять).

Воспитатель: Отчего растаял лед? (Ответы детей : от тепла наших рук). Зайка, а у тебя лед растаял?

Воспитатель: Ребята, давайте вытрем наши руки салфетками. А теперь прикоснитесь ладошками к стаканчикам, которые стоят на столе. Какие они? (Ответы детей : теплые).

Воспитатель: Значит какая в них водичка? (Ответы детей : теплая)

Воспитатель: Давайте опустим наши льдинки в стаканчик с водой. Что происходит с льдинкой? (Ответы детей : становится маленькой, она тает)

Воспитатель: Почему тает льдинка? (Ответы детей : от тепла, опустили в теплую воду)

Воспитатель: Она растаяла и превратилась в воду, потому что лед – это замерзшая вода. Льдинками радо любоваться на морозе, а в тепле они превращаются в воду.

-Чтобы наш Зайчик сильно не расстраивался, я предлагаю сделать ему много -много льдинок. В стаканчики с водой добавим разную краску. Из цветной воды мы сделаем цветные льдинки. А поможет нам в этом мороз. Мы разольем нашу водичку в формы и вынесем на мороз. (Вынести формы с водой на мороз. А заранее приготовить такие же льдинки).

Воспитатель: Давайте мы пока поиграем с Зайчиком, а потом посмотрим, что произошло с водичкой.

П/и «Зайка беленький сидит»

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какое волшебство. Мы вынесли льдинки на улицу, а мороз их заморозил и подарил нам такие красивые, волшебные льдинки. А где мы с ними сможем играть? (Ответы детей : на улице)

Зайка: Ребята, вы такие молодцы, так весело поиграли, я узнал сегодня, почему тает лед. Спасибо вам большое.

Конспект НОД во 2 младшей группе

«Свойства снега»

Задачи: 1. Обобщить и систематизировать знания детей о зиме, зимних явлениях.

2. Закрепить знания детей о свойствах снега.

3. Развивать наблюдательность, умение анализировать, обобщать, делать выводы.

4. Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор.

Ход НОД:

Воспитатель читает загадку:

Снег идет,

Под белой ватой

Скрылись улицы, дома

Рады снегу все ребята-

Снова к нам пришла…. (Зима)

-Перед вами лежат картинки, посмотрите и выберите те, которые относятся к зиме.

-Почему вы выбрали эти картинки? (Ответы детей : зимой много снега, можно кататься на санках, лыжах,)

Экспериментально-поисково-исследовательская деятельность

- А теперь я предлагаю поэкспериментировать со снегом. Проходите, пожалуйста, к столу. Посмотрите, здесь в тазике лежит снег. Сегодня мы с вами проведём опыты и узнаем о снеге

Опыт №1. «Определение цвета».

Воспитатель кладёт снег на черный картон.

- Какого цвета снег? (Ответы детей; белый)

-Вывод: верно белый!

Опыт №2. «Снег можно покрасить».

- Посмотрите у меня здесь на маленькой тарелочке, снег белого цвета, но если я добавлю сюда немного синей краски, то снег станет синего цвета.

-Какой можно сделать вывод: снег можно покрасить!

Опыт №3. «Воздействие температуры».

- Возьми немножко снега в ручки. Скажите, пожалуйста, какой он на ощупь (Ответы детей : холодный мокрый)

- Подержите его в ладошке и посмотрите, что произойдет со снегом. Что с ними случилось?

(Ответы детей : он растаял)

- Вывод: Правильно, ручки у нас теплые и под действием тепла снег превратились в воду. Значит, снег образуются из воды

Опыт №4 «Определение сыпучий или нет»

- Посмотрите, если взять горсть снега и посыпать его, то, что с ним происходит? Попробуйте сами!

Как можно назвать это свойство снега? Какой он (Ответ детей : сыпучий)

- А еще послушайте внимательно, если я его сильно придавлю рукой, то, что происходит? Давайте все вместе придавим наш снежок.

(Ответы детей : он скрипит, издает звук)

Вывод: при надавливании снег скрипит, значит, он какой (Ответы детей :скрипучий)

Опыт №5. «Из снега можно лепить».

- Ребята, посмотрите: если я возьму в руки снег и покатаю его в ладонях, или сильно сожму в руке, то у меня получится комочек, а теперь и вы так сделайте Как мы называем комочек из снега?

(Ответы детей : снежок)

- Правильно. Какой можно сделать вывод? (ответы детей)

- Все правильно из снега можно лепить, делать разные фигуры.

Опыт №6. «Прозрачность снега».

- Теперь я этот комочек из снега положу его на цветную картинку. Видно картинку из-под снега (Ответ детей : нет).

- Так какой значит он, если не видно (Ответ детей – непрозрачный)

- Верно! Вывод: снег – непрозрачный

- Ребята, а теперь аккуратно вытрем руки сначала влажной салфеткой, а потом насухо бумажными полотенцами.

«Обобщающий вывод по опытам»

- Ребята, давайте теперь объединим все, что мы узнали о снеге.

(Ответы детей : Снег бывает – белый, под действием тепла превращается в воду, сыпучий, непрозрачный, из снега можно лепить, если его надавить – он скрипит и его можно покрасить)

- Молодцы! Вот как много мы узнали, а теперь давайте немного отдохнем

Динамическая пауза Дидактическая игра с мячом малой подвижности «Что сделать?»

- А теперь передавайте снежок друг другу и называйте, что с ним можно делать

( Дети называют: играть, капать, лепить, бросать, собирать)

- Молодцы! Здорово поиграли.

(Воспитатель включает музыку, читает стихотворение, показывает движения, дети повторяют движения)

«Ну-ка, детки, покружитесь

И в снежинки превратитесь!»

«Раз, два, три, четыре, пять –

Будем весело плясать

- Замечательно танцевали, проходите на стульчики. А теперь внимательно слушайте и вспоминайте правила поведения зимой

Ситуативная беседа по ЗОЖ «Правила поведения на прогулке зимой»

- Ребята, почему нельзя есть снег и сосульки (Ответы детей)

Как вы думаете, если одежда промокла во время игры, нужно продолжать играть, или лучше сразу уйти домой. Как вы так думаете почему? (Ответы детей)

- А почему нельзя кататься с горки вблизи проезжей части? (Ответы детей)

- Как вы считаете можно стоять под сосульками? (Ответы детей)

-Почему? (Ответы детей)

- Зачем нужно обходить скользкие места? (Ответы детей)

- Все верно ответили, хорошо запомнили правила поведения на улице зимой.

Дидактическая игра «Что лишнее?»

Воспитатель предметы зимней одежды.

- Как мы одеваемся зимой? Помогите одеться Кате! Какие вещи будут нужны Кате?

Заключительная часть

Воспитатель: - Ребята, как много мы сегодня увидели и узнали, (снег – белый, под действием тепла превращается в воду, сыпучий, непрозрачный, липучий, скрипит. Вспомнили правила поведения зимой, играли, танцевали.

Молодцы, ребята! Мне с вами было интересно! И на память о нашей встрече, я хочу подарить вам картинку с изображением снеговика.

Публикации по теме:

Долгосрочный проект для детей второй младшей группы «Я маленький читатель»Долгосрочный проект для детей второй младшей группы «Я маленький читатель» Направление деятельности: познавательно – речевое, художественно-эстетическое, физическое, социально-личностное. Образовательная область:.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Вода, какая она?» Конспект игровой непосредственной образовательной ситуации опытно-экспериментальной деятельности 2 младшей группы на тему «Вода, какая она?».

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Воздух вокруг нас»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Воздух вокруг нас» Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности во 2 младшей группе. Задачи: Знакомить с качественной характеристикой воздуха.

Конспект занятия во второй младшей группе «Откуда берется вода?» по опытно-экспериментальной деятельностиКонспект занятия во второй младшей группе «Откуда берется вода?» по опытно-экспериментальной деятельности Цель: познакомить детей с процессом конденсации Материал: Горячая вода Оборудование: ёмкость, охлажденная металлическая крышка Ход-занятия.

Конспект занятия во второй младшей «Разноцветные сосульки» по опытно-экспериментальной деятельности Цель: Помочь детям реализовать представления о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре Задачи:.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Ветер в комнате» по теме «Свойства воздуха» во второй младшей группе Цель: выявить, как образуется ветер Задачи: Образовательные: учить делать вывод Развивающие :развивать интерес к экспериментированию;.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Замерзание жидкостей» Цели: познакомить с различными жидкостями, помочь выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей Задачи: -развивать интерес.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Замерзание жидкостей» во второй младшей группеКонспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Замерзание жидкостей» во второй младшей группе Цели: познакомить с различными жидкостями, помочь выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей Задачи: -развивать интерес.

НОД с применением опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Свойства ткани»НОД с применением опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Свойства ткани» Конспект НОД во второй младшей группе «Свойства ткани» Цель: формирование представлений о свойствах ткани. Задачи: - учить различать ткань.

Проект по опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе «Волшебный песок»Проект по опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе «Волшебный песок» Проект по опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе «Волшебный песок» «Дети не любят игрушек неподвижных, законченных, хорошо.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический долгосрочный проект по опытно-экспериментальной деятельности для детей второй младшей группы
Опубликовано: 6 ноября 2023 в 16:49
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический долгосрочный проект по опытно-экспериментальной деятельности для детей второй младшей группы» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Дунаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД