Надежда Дунаева
Педагогический долгосрочный проект по опытно-экспериментальной деятельности для детей второй младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 4» г. Сыктывкара
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ
по опытно - экспериментальной деятельности
(Для детей 2 младшей группы)
Разработчик:
Дунаева Н. В.
Сыктывкар
2021
Паспорт проекта
Вид проекта : опытно - экспериментальный
Сроки реализации проекта : сентябрь 2021г. - май 2022г.
Публикация «Педагогический долгосрочный проект по опытно-экспериментальной деятельности для детей второй младшей группы» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты
- Темочки
Участники проекта : воспитанники 2 младшей группы, воспитатели, родители (законные представители)
Актуальность
«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других условиях будет его творческая, исследовательская деятельность» (Лев Семенович Выготский).
На сегодняшний день модернизация российского образования требует пересмотра технологии обучения дошкольников, ориентируя педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения.
Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассматривать предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т. п. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т. п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Таким образом, детское экспериментирование – это деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер – вызывают интерес к исследованию, развиваются мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. И что немаловажно: специально организованное экспериментирование носит безопасный характер.
На сегодняшний день модернизация российского образования требует пересмотра
технологии обучения дошкольников, ориентируя педагогов на использование в своей
деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический
процесс на основе развивающего обучения.
Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и
экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники,
знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и
потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т. п. В возрасте «почемуче
На сегодняшний день модернизация российского образования требует пересмотра
технологии обучения дошкольников, ориентируя педагогов на использование в своей
деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический
процесс на основе развивающего обучения.
1 этап
Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и
экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники,
знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и
потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т. п. В возрасте «почему1 этап
Цель проекта : Формирование и расширение представлений об объектах окружающего мира через практическую деятельность.
Задачи проекта :
• Расширение представлений о свойствах и качествах окружающего мира.
• Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно- следственные связи, умение делать выводы.
• Развивать навыки самостоятельной деятельности.
• Повышать психолого - педагогическую компетентность родителей (законных представителей) по опытно- экспериментальной деятельности.
Ожидаемый результат:
1. Иметь представления о свойствах и качествах окружающего мира.
2. Умение детей с помощью взрослого проводить простейшие опыты и эксперименты с объектами окружающего мира.
3. Умение детей наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно- следственные связи, делать выводы.
4. Повышение психолого – педагогической компетенции родителей (законных представителей) по опытно – экспериментальной деятельности.
2 этап
1. Составление перспективного планирования мероприятий проекта.
2. Подбор методического и иллюстративного материала для реализации проекта.
3. Презентация проекта.
3 этап
1. Выполнение проекта в режимных моментах согласно выписке из «Модели реализации образовательных областей по блокам».
2. В календарном планировании образовательной деятельности мероприятия проекта отмечать красным кружочком.
4 этап
Творческий отчё т: Презентация: «Опытно- экспериментальная деятельность во 2 младшей группе»
План работы по опытно- экспериментальной деятельности во 2 младшей группе
Месяц Раздел/ Объект Тема/ Задачи
Сентябрь Неживая природа
Песок
«Почему не получился куличик?»
Познакомить детей со свойствами песка : песок сухой - сыпучий, из него нельзя построить куличик; песок влажный - не сыпучий, из него можно построить куличик.
«Делаем дорожки и узоры
из песка»»
Продолжать знакомить детей со свойствами песка : из сухого можно нарисовать любой узор, из мокрого - нет.
«Песчинки»
Дать детям представление о том, что песок состоит из очень мелких частиц- зернышек-песчинок.
«Чудесные фигурки»
Продолжать знакомить детей со свойствами песка : из мокрого песка можно формировать фигурки.
Октябрь Неживая природа
Воздух «Что в пакете?»
Обнаружить воздух в окружающей обстановке.
Обнар
«Игры с вертушками»
Продолжать знакомить детей с одним из свойств воздуха- движением; обнаружить движение воздуха в природе.
«Игры с соломинкой, с воздушным шариком»
Познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его.
«Мыльные пузыри»
Познакомить детей с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.
Ноябрь Неживая природа
Вода «Значение воды»
Показать детям значение воды для всего живого. Познакомить с некоторыми свойствами воды: жидкость без вкуса, цвета, формы и запаха, прозрачная, течет, льется.
«Волшебница вода»
Выяснить свойства воды: в воде одни вещества растворяются в воде, а другие нет.
«Волшебная кисточка»
Познакомить детей с получением промежуточных цветов путем смешивания двух.
«Плавает- тонет»
Познакомить детей с легкими и тяжелыми предметами (одни остаются на поверхности воды, другие тонут).
Декабрь Рукотворный мир
Бумага
Древесина
Ткань
Пластмасса
«Бумага, ее качества и свойства»
Формировать умение узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, размокает).
«Древесина, ее качества и свойства»
Формировать умении узнавать вещи, изготовленные из древесины, вычленять ее качества (твердость, структура поверхности, толщину, степень прочности)и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).
«Ткань, ее качества и свойства»
Учить узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщину, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).
«Пластмасса, ее качества и свойства»
Учить узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества (структура поверхности, толщина, цвет) и свойства (плотность, гибкость)
Январь Неживая природа
Снег «Снег. Какой он?»
Познакомить детей со свойствами снега : белый, холодный, блестящий, сверкающий, пушистый, плохо лепится.
«Как из снега получить воду?»
Формировать простейшее представление о свойствах снега (в тепле тает, становится водой).
«Мороз и снег»
Закрепить знания детей о свойствах снега в зависимости от температуры.
Февраль Неживая природа
Лед «Свойства льда»
Познакомить детей со свойствами льда : твердый, скользкий, гладкий.
«Таяние льда в воде»
Показать взаимосвязь количества и качества от размера.
«Как воду превратить в лед»
Продолжать знакомить со свойствами воды: вода при низких температурах превращается в лед.
«Изготовление цветных льдинок»
Познакомить с тем, что вода растворяет вещества (краску, как при низких температурах превращается в лед.
Март Рукотворный мир
Пластмасса
Резина
Музыкальные инструменты
Магнит «Пластмасса, ее качества и свойства»
Учить узнавать вещи, сделанные из пластмассы, определять ее качества (структура поверхности, толщина, цвет) и свойства (плотность, гибкость).
«Резина, ее качества и свойства»
Учить узнавать вещи, сделанные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность).
«Что звучит?»
Научить определять по издаваемому звуку предмет; научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки.
«Мы фокусники»
Выделять предмет, взаимодействующий с магнитом.
Апрель
Живая природа
Растения
Неживая природа
Камни «Посадка лука»
Уточнить представление о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.
«Веточка березы»
Наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду; выявить потребность растений в тепле.
«Сказка о камушке»
На примере опыта показать, что предметы могут быть легкие и тяжелые.
«Легкий – тяжелый»
Познакомить, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие – тяжелые).
Май
Неживая природа
Солнце
Свет
Песок
Вода «Солнечный зайчик»
Дать представление, что «солнечный зайчик» - это луч солнца, отражающийся в зеркале.
«Что в коробке?»
Познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, лампа, свеча).
«Игры с песком»
Закрепить свойства песка.
«Как вода гулять отправилась»
Дать детям представление о том, что воду можно собрать различными предметами: губкой, пипеткой, грушей, шприцом.
Планирование работы с родителями по теме:
«Опытно- экспериментальная деятельность дошкольников»
Сентябрь: Консультация «Опытно – экспериментальная деятельность младших дошкольников».
Октябрь: Привлечь родителей к созданию развивающей среды с целью развития детского экспериментирования».
Ноябрь: Консультация «Познаем природу через наблюдения при прогулке с родителями»
Декабрь: Папка- передвижка «Игры с водой и песком. Это интересно!»
Январь: Консультация «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».
Февраль: Консультация «Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром».
Март: Консультация «Роль семьи в развитии поисково – исследовательской активности ребенка».
Апрель: Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».
Май: Фотоотчет «Опытно – экспериментальная деятельность во 2 младшей группе».
Литература:
1. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду», М. 1999г.
2. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом: опыты и эксперименты для дошкольников», М: ТЦ Сфера, 2005г.
3. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во 2 младшей группе детского сада. Конспекты занятий» : Мозаика – Синтез; Москва; 2012г.
Приложение
Конспект НОД во 2 младшей группе
«Волшебные льдинки»
Цель: Повысить познавательный интерес детей при формировании элементарных представлений о явлениях неживой природы в экспериментальной деятельности.
Задачи:
1. Познакомить детей со свойствами льда (твердый, холодный, скользкий, тает в тепле, превращается в воду).
2. Развивать внимание и познавательный интерес к экспериментированию.
3. Активизировать словарный запас детей.
4. Воспитывать любознательность, вызвать радость от открытий, полученных из опыта.
Ход НОД:
(Раздается стук в дверь и заходит печальный зайчик)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам пришел? Давайте с ним поздороваемся.
Дети: Здравствуй Зайчик.
Воспитатель: Зайка, почему ты такой печальный?
Зайчик: Ой, ребятишки, вчера я пошел гулять по лесу и под кустиком нашел маленькую льдинку. Она была такая блестящая, холодная, прозрачная. Льдинка мне очень понравилась и я забрал ее домой. Принес в избушку, положил на полочку и лег спать. Проснулся утром, а льдинка пропала, нет ее нигде, зато на полу блестела лужица. Искал, искал льдинку, нигде не нашел. Может вы мне поможете?
Воспитатель: Ребята, зайка оказывается пришел к нам в гости, чтобы мы помогли разобраться ему в таинственном исчезновении льдинки. Поможем Зайке?
Воспитатель: Как вы думаете, куда исчезла льдинка? (Ответы детей : растаяла).
-Ребята, а почему растаяла льдинка?
-Сейчас мы покажем тебе, Зайка, почему тает лед. Прошу и вас, ребята, и тебя Зайка, пройти к столу.
Воспитатель: Посмотрите, в тарелочках перед вами лежат кусочки льда. Возьмите по одному кусочку в ладошки, а ты, Зайка, возьми в лапки. Ребята, Зайка, скажите какой лед? (Ответы детей : холодный, твердый, скользкий).
Воспитатель: Положите льдинки назад в тарелочки и посмотрите на свои ладошки, что с ними случилось? (Ответы детей : стали мокрыми, потому что лед на наших ладошках сразу же начал таять).
Воспитатель: Отчего растаял лед? (Ответы детей : от тепла наших рук). Зайка, а у тебя лед растаял?
Воспитатель: Ребята, давайте вытрем наши руки салфетками. А теперь прикоснитесь ладошками к стаканчикам, которые стоят на столе. Какие они? (Ответы детей : теплые).
Воспитатель: Значит какая в них водичка? (Ответы детей : теплая)
Воспитатель: Давайте опустим наши льдинки в стаканчик с водой. Что происходит с льдинкой? (Ответы детей : становится маленькой, она тает)
Воспитатель: Почему тает льдинка? (Ответы детей : от тепла, опустили в теплую воду)
Воспитатель: Она растаяла и превратилась в воду, потому что лед – это замерзшая вода. Льдинками радо любоваться на морозе, а в тепле они превращаются в воду.
-Чтобы наш Зайчик сильно не расстраивался, я предлагаю сделать ему много -много льдинок. В стаканчики с водой добавим разную краску. Из цветной воды мы сделаем цветные льдинки. А поможет нам в этом мороз. Мы разольем нашу водичку в формы и вынесем на мороз. (Вынести формы с водой на мороз. А заранее приготовить такие же льдинки).
Воспитатель: Давайте мы пока поиграем с Зайчиком, а потом посмотрим, что произошло с водичкой.
П/и «Зайка беленький сидит»
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какое волшебство. Мы вынесли льдинки на улицу, а мороз их заморозил и подарил нам такие красивые, волшебные льдинки. А где мы с ними сможем играть? (Ответы детей : на улице)
Зайка: Ребята, вы такие молодцы, так весело поиграли, я узнал сегодня, почему тает лед. Спасибо вам большое.
Конспект НОД во 2 младшей группе
«Свойства снега»
Задачи: 1. Обобщить и систематизировать знания детей о зиме, зимних явлениях.
2. Закрепить знания детей о свойствах снега.
3. Развивать наблюдательность, умение анализировать, обобщать, делать выводы.
4. Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор.
Ход НОД:
Воспитатель читает загадку:
Снег идет,
Под белой ватой
Скрылись улицы, дома
Рады снегу все ребята-
Снова к нам пришла…. (Зима)
-Перед вами лежат картинки, посмотрите и выберите те, которые относятся к зиме.
-Почему вы выбрали эти картинки? (Ответы детей : зимой много снега, можно кататься на санках, лыжах,)
Экспериментально-поисково-исследовательская деятельность
- А теперь я предлагаю поэкспериментировать со снегом. Проходите, пожалуйста, к столу. Посмотрите, здесь в тазике лежит снег. Сегодня мы с вами проведём опыты и узнаем о снеге
Опыт №1. «Определение цвета».
Воспитатель кладёт снег на черный картон.
- Какого цвета снег? (Ответы детей; белый)
-Вывод: верно белый!
Опыт №2. «Снег можно покрасить».
- Посмотрите у меня здесь на маленькой тарелочке, снег белого цвета, но если я добавлю сюда немного синей краски, то снег станет синего цвета.
-Какой можно сделать вывод: снег можно покрасить!
Опыт №3. «Воздействие температуры».
- Возьми немножко снега в ручки. Скажите, пожалуйста, какой он на ощупь (Ответы детей : холодный мокрый)
- Подержите его в ладошке и посмотрите, что произойдет со снегом. Что с ними случилось?
(Ответы детей : он растаял)
- Вывод: Правильно, ручки у нас теплые и под действием тепла снег превратились в воду. Значит, снег образуются из воды
Опыт №4 «Определение сыпучий или нет»
- Посмотрите, если взять горсть снега и посыпать его, то, что с ним происходит? Попробуйте сами!
Как можно назвать это свойство снега? Какой он (Ответ детей : сыпучий)
- А еще послушайте внимательно, если я его сильно придавлю рукой, то, что происходит? Давайте все вместе придавим наш снежок.
(Ответы детей : он скрипит, издает звук)
Вывод: при надавливании снег скрипит, значит, он какой (Ответы детей :скрипучий)
Опыт №5. «Из снега можно лепить».
- Ребята, посмотрите: если я возьму в руки снег и покатаю его в ладонях, или сильно сожму в руке, то у меня получится комочек, а теперь и вы так сделайте Как мы называем комочек из снега?
(Ответы детей : снежок)
- Правильно. Какой можно сделать вывод? (ответы детей)
- Все правильно из снега можно лепить, делать разные фигуры.
Опыт №6. «Прозрачность снега».
- Теперь я этот комочек из снега положу его на цветную картинку. Видно картинку из-под снега (Ответ детей : нет).
- Так какой значит он, если не видно (Ответ детей – непрозрачный)
- Верно! Вывод: снег – непрозрачный
- Ребята, а теперь аккуратно вытрем руки сначала влажной салфеткой, а потом насухо бумажными полотенцами.
«Обобщающий вывод по опытам»
- Ребята, давайте теперь объединим все, что мы узнали о снеге.
(Ответы детей : Снег бывает – белый, под действием тепла превращается в воду, сыпучий, непрозрачный, из снега можно лепить, если его надавить – он скрипит и его можно покрасить)
- Молодцы! Вот как много мы узнали, а теперь давайте немного отдохнем
Динамическая пауза Дидактическая игра с мячом малой подвижности «Что сделать?»
- А теперь передавайте снежок друг другу и называйте, что с ним можно делать
( Дети называют: играть, капать, лепить, бросать, собирать)
- Молодцы! Здорово поиграли.
(Воспитатель включает музыку, читает стихотворение, показывает движения, дети повторяют движения)
«Ну-ка, детки, покружитесь
И в снежинки превратитесь!»
«Раз, два, три, четыре, пять –
Будем весело плясать
- Замечательно танцевали, проходите на стульчики. А теперь внимательно слушайте и вспоминайте правила поведения зимой
Ситуативная беседа по ЗОЖ «Правила поведения на прогулке зимой»
- Ребята, почему нельзя есть снег и сосульки (Ответы детей)
Как вы думаете, если одежда промокла во время игры, нужно продолжать играть, или лучше сразу уйти домой. Как вы так думаете почему? (Ответы детей)
- А почему нельзя кататься с горки вблизи проезжей части? (Ответы детей)
- Как вы считаете можно стоять под сосульками? (Ответы детей)
-Почему? (Ответы детей)
- Зачем нужно обходить скользкие места? (Ответы детей)
- Все верно ответили, хорошо запомнили правила поведения на улице зимой.
Дидактическая игра «Что лишнее?»
Воспитатель предметы зимней одежды.
- Как мы одеваемся зимой? Помогите одеться Кате! Какие вещи будут нужны Кате?
Заключительная часть
Воспитатель: - Ребята, как много мы сегодня увидели и узнали, (снег – белый, под действием тепла превращается в воду, сыпучий, непрозрачный, липучий, скрипит. Вспомнили правила поведения зимой, играли, танцевали.
Молодцы, ребята! Мне с вами было интересно! И на память о нашей встрече, я хочу подарить вам картинку с изображением снеговика.