Наталья Иванова
Педагогический час «Воля, терпение и выносливость — черты характера» для детей средней возрастной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический час на тему «Воля, терпение и выносливость –
черты характера»
Цель: формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как вера в себя, целеустремленность, воля, настойчивость, желание работать над собой. Способствовать формированию адекватной самооценки. Побуждать детей к анализу своих поступков, мыслей, чувств, к самонаблюдению, самопознанию, самосовершенствованию.
Ход
Публикация «Педагогический час „Воля, терпение и выносливость — черты характера“ для детей средней возрастной группы» размещена в разделах
Посмотрите на портрет нашего соотечественника. Кто это? Великий русский полководец Александр Васильевич Суворов. Он хорошо усвоил науку побед - не проиграл ни одного сражения. А вся жизнь А. В. Суворова - это наука о том, как побеждать самого себя.
Текст «Уроки Суворова»
Наука побеждать себя известна всем великим людям. Прочитайте текст о Суворове. Ответьте на вопросы.
В детстве Александр Суворов был хилым и болезненным мальчиком. Может быть, поэтому его кумиром стал древнегреческий оратор Демосфен, о котором Саша прочитал у древнегреческого философа Плутарха. Демосфен тоже был хил и слаб, но благодаря своей воле, целеустремленности, трудолюбию стал выдающимся оратором, великим государственным деятелем Греции. А юный Саша Суворов захотел стать великим полководцем. Среди его идеалов были великие полководцы - Александр Македонский, Ганнибал, Юлий Цезарь. Образцом патриота и полководца стал для него и царь Петр I. С юных лет начал Саша Суворов готовить себя к военному делу. «Ну, где же тебе быть военным! - смеялся над ним отец. - Ты и ружья не подымешь!» Однако мальчик не отказался от своей мечты. Он составил план самовоспитания. Чтобы стать полководцем, нужно тренировать ум и тело, укреплять характер и волю.
Он закалял свое здоровье, изнуряя себя физическими упражнениями; даже в холод носил легкую одежду, обливался холодной колодезной водой и босой бегал по снегу. Все это помогло будущему полководцу воспитать в себе исключительную выносливость.
Много работал Суворов и над развитием своего ума. Еще до поступления на военную службу он изучал разные науки, овладел восьмью иностранными языками; любил литературу, сам писал стихи. Основное внимание Суворов уделял военным наукам: читал книги о великих полководцах, изучал основы военной инженерии. В 15 лет он стал служить в полку простым солдатом, продолжая тренировать свой ум и тело. Суворов охотно шел на дежурство, в караулы, тщательно отрабатывал военные упражнения; сам вызывался выполнять трудные поручения, никогда не нанимал солдат, которые выполняли бы за него служебные обязанности, как это делали другие военнослужащие-дворяне. Более того, он часто добровольно подменял на дежурствах своих товарищей. Солдатская служба приучила его к терпению, дисциплине, самоотверженности. Эти качества помогли ему в осуществлении его мечты - он стал не просто военачальником, а выдающимся полководцем*.
- С чего началось самовоспитание Суворова? (С постановки цели.)
- Какую цель поставил перед собой юный Саша Суворов? (Стать полководцем.)
- Кого он выбрал в качестве образца для подражания и почему? (Древнегреческого оратора Демосфена, потому что он тоже был слабый и хилый, но в результате работы над собой смог стать выдающимся человеком.)
- Как Суворов стал идти к своей цели? (Составил план самовоспитания.)
- Какие пункты входили в этот план? (Тренировка ума, тела, укрепление характера, воли.)
- Какие качества характера выработал Суворов на солдатской службе? (Терпение, дисциплина, самоотверженность.)
- Что такое самовоспитание?
Уроки Суворова - это уроки самовоспитания. Под самовоспитанием понимают сознательную самостоятельную работу человека над формированием сильных волевых качеств и искоренением нежелательных черт своего характера или нехороших привычек. Волшебное слово «самовоспитание» означает, что человек может и должен сделать себя сам.
Итак, самовоспитание начинается с постановки цели. «Человек без цели - самоубийца» - к такому выводу пришел великий русский ученый И. П. Павлов. Ведь цель определяет смысл и направленность человеческой жизни. Но цели у человека могут быть самые разные: купить диск с новой игрой, разбогатеть, попасть на передачу «Поле чудес», отомстить за обиду.
- Станем ли мы ради таких целей работать над собой, захотим ли ради этого стать лучше?
Сильнее всего побуждают к самовоспитанию общественно значимые цели.
• принести пользу людям;
• служить России;
• жить по христианским заповедям.
Например, великий русский ученый Владимир Иванович Вернадский еще юношей поставил себе цель - доставление большей пользы окружающим, и эта цель дала ему колоссальную энергию для научных открытий на благо всего человечества.
У Суворова целью и смыслом жизни было служение России.
Такие цели называют высокими. Они дают направление и смысл всей человеческой жизни.
Если человек ставит перед собой высокую цель, то кем бы он ни стал, на любом поприще он будет стремиться честно выполнять свой долг, чтобы достичь своей цели.
Образцом для подражания может быть герой книги, фильма, а может быть и реальный человек, достигший успеха в жизни, или человек, который отличается высокими моральными качествами. Пример этого человека будет вдохновлять, вселять веру в свои силы.
Чтобы заниматься самовоспитанием, нужно узнать себя.
Сейчас вы будете делать упражнение, которое поможет вам увидеть свои сильные и слабые стороны. На партах у вас листы бумаги с таблицей. В правой колонке перечислены человеческие достоинства, положительные качества, в левой - недостатки, отрицательные качества человека. Просмотрите эти списки, отметьте в обеих колонках те, которые у вас есть.
Достоинство
Недостаток
доброжелательность
злорадство
тактичность (деликатность)
бестактность
общительность
замкнутость
честность
лживость
доброта
жестокость
справедливость
несправедливость
вежливость
грубость
искренность
лицемерие
коллективизм
эгоизм (себялюбие)
отзывчивость
черствость
бескорыстие
жадность
уважение к людям
высокомерие
ответственность за свои поступки
безответственность
трудолюбие
лень
пунктуальность (точность, аккуратность)
неаккуратность
организованность
неорганизованность
рассудительность
безрассудство
решительность
нерешительность
верность данному слову
необязательность
сильная воля
слабоволие
смелость
трусость
сдержанность
раздражительность
умение довести работу до конца
неусидчивость
самостоятельность
несамостоятельность
дисциплинированность
расхлябанность
терпение
нетерпеливость
выдержка
несдержанность
уравновешенность
вспыльчивость
скромность
тщеславие (стремление к славе, к почитанию)
самокритичность
хвастливость
В этом списке, конечно, перечислены далеко не все положительные и отрицательные качества человека. Но, если вы смогли увидеть в себе хотя бы некоторые из своих недостатков, возможно, вам захочется избавиться от них. И в этом поможет самовоспитание.
И вы увидите, что у вас есть хорошая основа для воспитания в себе хороших качеств. Поверьте в себя!
Давайте вернёмся к целям, которые вы поставили для себя на это занятие. Достигли ли вы эту цель?
Сделайте свой выбор!