Татьяна Власова
Педагогический брифинг «Квест-технология и опыт её применения»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический брифинг
«Квест-технология и опыт её применения в процессе организации
музыкально-художественной деятельности при реализации ФГОС»
Цель: оказать практическую помощь педагогам в использовании Квест-технологии в условиях реализации ФГОС ДО.
Задачи:
1. Формирование представления о Квест - технологии в детском саду.
2. Практическое применение Квест-технологии при создании игровой мотивации в ходе музыкально-художественной деятельности. Слайд
Темочки:
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2023
Дошкольное детство – время первоначального становления личности. В соответствии с задачами ФГОС построение образовательной деятельности должно быть направлено на создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития каждого ребенка.
Решить подобные задачи помогает игровая педагогическая технология, которая носит непринужденный характер, опирается на внутреннее побуждение человека и позволяет ему развивать самостоятельность действий – это Квест.
Квест - это форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию умений решать задачи на основе выбора альтернативных вариантов через реализацию определенного сюжета.
Детские квесты помогают реализовать следующие задачи:
Образовательные (участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся);
Развивающие (в процессе игры у детей происходит повышение образовательной мотивации, развитие инициативы и самостоятельности, творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация детей);
Воспитательные (формируются навыки взаимодействия со сверстниками, доброжелательность, взаимопомощь и другие);
Коррекционные (интересный сюжет, нестандартный подход к проведению заставляют ребёнка думать, искать выход из сложной ситуации, а это, в свою очередь, развивает логику, сообразительность, учит детей взаимодействовать и общаться с другими участниками. Слайд
Для того чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке квеста необходимо следовать следующим принципам:
1. Доступность - задания не должны быть чересчур сложными для ребёнка.
2. Системность - задания должны быть логически связаны друг с другом.
3. Эмоциональная окрашенность заданий.
4. Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.
5. Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста.
6. Наличие видимого конечного результата и обратной связи.
При планировании и подготовки квеста большую роль играет сам сюжет и то образовательное пространство, где будет проходить игра. Будет ли это закрытое пространство или более широкое поле деятельности, сколько будет участников и организаторов, откуда будут стартовать участники, будут двигаться в определенной последовательности или самостоятельно выбирать маршрут. В зависимости от этого квесты можно условно разделить на три группы:
- Линейные ( игра построена по цепочке: разгадав одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут);
- Штурмовые (игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач);
- Кольцевые (представляют собой тот же «линейный» квест, но замкнутый в круг. Команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными). Слайд.
Квесты могут проходить как в закрытом пространстве (группа, помещение детского сада, так и на улице, на природе охватывая все окружающее пространство.
Квест – технология имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя (наставника, четкие правила, и реализуется с целью повышения у детей уровня знаний и умений.
Роль педагога-наставника в квест-игре организационная, т. е. педагог определяет образовательные цели квеста, составляет сюжетную линию игры, оценивает процесс деятельности детей и конечный результат, организует поисково-исследовательскую образовательную деятельность.
В ходе квеста у детей происходит развитие по всем образовательным областям и реализуются разные виды деятельности: Слайд
• игровая;
• коммуникативная;
• познавательно-исследовательская;
• двигательная;
• изобразительная;
• музыкальная;
• восприятие художественной литературы и фольклора.
Что же необходимо для достижения поставленной цели?
Конечно - мотивация. Мотивация – это результат внутренних потребностей человека, его интересов и эмоций, целей и задач, наличие мотивов, направленных на активизацию его деятельности. Слайд
Цель мотивации – вызвать у детей интерес к занятию, какой либо деятельности, создать условия увлеченности, умственного напряжения, направить усилия детей на осознанное освоение и приобретение знаний и умений.
Так как заинтересовать ребенка или группу детей в том, чтобы они выполнили то или иное задание, решили головоломку или нашли наиболее простое решение в достижении конечного результата?
В этом помогает Общая игровая цель, которая известна участникам с самого начала и определяет игровую «легенду», особенности и правила заданий. Независимо от того, заложен элемент соревнования в игру или нет, конечная игровая цель - общая для всех команд.
Общая цель является главным «внутренним мотиватором программы». На финише должен быть приз! Слайд
Ко всем сценариям для квестов в реальности предъявляются общие требования:
• первая задача не должна быть сложной, её цель – вовлечь игрока в процесс, показать, что у него все получается;
• задания, атрибуты должны строго соответствовать тематике игры и её сюжету;
• задачи по сценарию для квеста должны быть понятными, не вызывать ощущение скуки и утомления;
• также необходимо продумать все риски, устранить повторы, позаботиться о безопасности игроков, учесть, что все дети разные.
План подготовки игры: Слайд
Сюжет - Разработать сценарий
Художественное оформление «Остановок» - Создать антураж для каждой зоны проведения действий
Написание сценария - Разработать презентацию для вступительной части
Методическая разработка задания- Продумать методику и организацию проведения игровых заданий
Подготовка «продукта» для поиска - Оформить наглядные материалы («карты») и подобрать музыкальное сопровождение
Подготовка реквизита - Подготовить необходимый реквизит для прохождения каждого испытания.
Проведение игры включает в себя
Создание игровой ситуации - замотивировать участников
Задание - постановка цели
Процесс -логически и последовательно построенная цепочка заданий.
Завершение - подведение итогов. Презентация игры
В наше время квесты пользуются популярностью. В детском саду со своими коллегами я организую творческие, познавательные, музыкальные, спортивные квесты. Интересным и запоминающимся стал квест, посвящённый Дню Защитника Отечества «Секретный пакет», «Подарок для мамы», посвящённый Международному женскому дню, которые провела с участием родителей. Квест по экологии «Спешим на помощь эколёнку – Ёлочке. В соответствии с планом организовала нетрадиционное родительское собрание в формате квест – игры «Играем и учимся вместе». На собрании познакомила родителей с разными видами игр, дала рекомендации по организации проведения игр дома. Так же познакомила с квест-технологией и предложила поиграть в квест-игру. После игры родители поделились своими впечатлениями, что квест-игра – это увлекательное, захватывающее приключение, где при выполнении заданий повышается познавательная и творческая активность. Для ознакомления педагогов с квест-технологией были проведены :
• Семинар - практикум «Основные подходы к квест - технологии и опыт ее применения в образовательном процессе ДОУ при реализации требований ФГОС ДО».
• Мастер-класс «Квест-технология как инновационная модель обучения».
• Информационное сопровождение педагогов : буклет «Алгоритм организации и проведения квест - игры», памятка «Принципы построения квест-игр».
• Открытые просмотры квест-игр и организация развлечений в форме квеста.
Вывод:
Используя в своей работе квест - технологию, убедились, что она замечательно вписывается в концепцию, заданную ФГОС: поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека; реализация программ дошкольного образования в специфических для дошкольников форме-игре, познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности.
Квесты помогают активизировать детей, и родителей, и педагогов. В результате поведения квестов у детей возрос интерес к познавательной деятельности, расширился кругозор, обогатился словарный запас, сформировались память, логическое мышление, восприятие, воображение, появилось умение работать в команде и сотрудничать друг с другом. Так же дети научились применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых проблем. Всё вышеперечисленное способствует сплочению детского коллектива. Слайд